Публикация № 1315р. Онега    (рубрика: Архитектурные памятники Поонежья)

Д. Е. Бабенков, Ю. А. Дульшер, Б. М. Землер

Онежская экспедиция Музея Архитектуры 1939 г.

В 2017 году на Онеге Онлайн был опубликован Отчёт Северных экспедиций музея Всесоюзной Академии Архитектуры, обнаруженный в архивах ГНИМА им. А. В. Щусева и любезно предоставленный Дмитрием Вадатурским. Этот отчёт, составленный архитектором П. Н. Максимовым, одним из авторов книги "Русское деревянное зодчество" (1942) вкратце обобщает материалы четырёх экспедиций Музея Архитектуры и двух - Московского Отделения Союза Советских Архитекторов, проведённых в конце лета - начале осени 1939 г. на Русском Севере, главным образом, в Архангельской области.

Некоторое время назад сотрудники Музея Архитектуры им. Щусева опубликовали на портале Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации материалы одной из этих экспедиций в составе Д. Е. Бабенкова, Ю. А. Дульшера и Б. М. Землера, обследовавших памятники архитектуры по берегам Онеги в её нижнем и, частично, среднем течении, на территории Онежского и Плесецкого районов Архангельской области. Материалы представлены фотокопиями с шести машинописных листов отчёта, а также рисунками, набросками, планами и обмерными чертежами (см. ссылку в конце публикации). Данный отчёт содержит более полное, в сравнении с отчётом Максимова, описание онежских храмов, часовен и поселений, а также маршрута экспедиции. Строки, отмеченные подчёркиванием в оригинальном тексте, здесь выделены жирным шрифтом.

И. Л.

ОТЧЁТ

о работе экспедиции Музея Архитектуры В. А. А. по обследованию и изучению памятников деревянной архитектуры в районе р. Онеги

Состав группы:

1. Архитектор Бабенков Д. Е. – бригадир

2. Архитектор Дульшер Ю. А.

3. Архитектор Землер Б. М.

Маршрут экспедиции

9 августа 1939 г. – выезд группы из Москвы.

10-11 августа

Станция Плесецкая. Справки в Райисполкоме. Уточнение маршрута после встречи с местным краеведом – работником Райплана (т. Шарков Я. И.). Поиск автотранспорта.

11 августа

Село Остров (Дениславье) в 20 км от Плесецкой. Осмотр двух церквей. Одна из них находится в самом селении, по опросу местных старожилов построенная в 90-х годах XIX в., деревянная. По своей архитектуре интереса не представляет.

Другая церковь – каменная – расположена на возвышенном берегу озера на расстоянии одного км к северу от Дениславья. Сильно разрушена: стены сохранились до уровня подоконников, алтарная часть сохранилась с кровлей и главкой, покрытой узорным лемехом. Рядом находится деревянная колокольня в виде восьмерика на четверике. План церкви и колокольня обмерены. Внутри колокольни много старых пострадавших икон.

План Петропавловской церкви (1805 г.) и колокольня (1842 г.) в Дениславье1

Поздно вечером группа прибыла в селение Наволок на р. Онеге в 9 км от Дениславья. Бывшие здесь две церкви разрушены до основания2. Интересных старых жилых построек не обнаружено.

12 августа

Село Верхние Маркомусы (Вахновская) в 17 километрах от с. Наволока. Посёлок расположен в виде двух параллельных улиц вдоль дороги Каргополь-Онега. Жилые дома типичные для этих мест: двухэтажные с зимним помещением внизу и летним наверху. В задней части дома располагается скотный двор, над ним хранятся сено, продукты и различные предметы хозяйственного обихода. В это помещение ведёт крутой въезд-помост. Многие ещё не старые постройки сохранили старые приёмы устройства кровли вроде «охлупня», «куриц», «потоков» с резными торцами и пр.

После долгих поисков и ожидания подводы (ввиду того, что руководящие работники колхоза и сельсовета были заняты на полевых работах) группа отправилась в с. Нижние Маркомусы в 2 километрах от Верхних Маркомусов. Здесь находится часовня, крытая «бочкой» с заострённым коньком. Проведены обмер и фотографирование. Дорога лесная – очень тяжёлая, с крутыми подъёмами и спусками по бревенчатому настилу. Идёт, то приближаясь к р. Онеге, то удаляясь от неё на 1-2 километра. Поздно вечером приехали в с. Пустыньку.

Часовня Георгия Победоносца (XVIII в.) в Нижних Маркомусах3

13 августа

Село Пустынька – бывший монастырь, расположено в долине реки Онеги; в настоящее время – дом инвалидов Плесецкого района. Среди группы разбросанных жилых построек наибольший интерес представляет старая церковь, покрытая «бочкой», и амбар. Бывшая церковь приспособлена под общежитие. Остатков внутреннего оборудования церкви не сохранилось. Произведены обмер, фотографирование и зарисовки.

Благовещенская церковь в Пустыньке (1719 г.)

13 августа днём группа остановилась для перемены подводы в деревне Часовенской (Бирючёво). Близ этого селения расположены известные Бирючёвские пороги.

Поздно вечером группа прибыла в с. Ярнема (на расстоянии 50 километров от с. Верхних Маркомусов).

14 августа

Село Ярнема. Тип жилых строений тот же, как и в Верхних Маркомусах; старинных построек группа не обнаружила. В деревне Верхней, расположенной на другом берегу реки Онеги, против Ярнемы, сохранилась церковь и небольшая интересная колокольня. В день нашего приезда эту колокольню начали разбирать для хозяйственных надобностей колхоза, но при помощи председателя сельского Совета мы приостановили её разборку4. Колокольня обмерена и сфотографирована.

Колокольня при Варваринской церкви в д. Верхняя

В двух километрах от Ярнемы бегло осмотрели каменную церковь второй половины XIX в.5 Внутри церкви находится много неплохо сохранившихся икон, очевидно, этого же периода. По пути в селение Городок сфотографировали небольшую часовню в д. Усолье. В Городке имеется каменная церковь конца XIX в., которая по своей внешней архитектуре интереса не представляет, и поэтому нами не осматривалась.

Часовня Зосимы и Савватия в д. Усолье6

15 августа

Утром выехали в с. Турчасово. После с. Ярнемы долина реки Онеги расширяется, леса отступают на 2-3 км от берега, селения попадаются чаще – через каждые 2-3 км, вместо прежних расстояний между селениями в 9, 12, 20 км. В пути осмотрена одна деревянная часовня, сильно запущенная. В ней около 30 шт. старых икон, сильно пострадавших. Среди куч мусора, битого стекла, расколотых икон и пр. найдены записи о производившемся ремонте7.

Крестовоздвиженская часовня в д. Матвеевка

За несколько километров вдоль реки Онеги открывается вид на живописную группу двух Турчасовских церквей и колокольню. Турчасово расположено на левом возвышенном берегу р. Онеги; до с. Турчасово маршрут группы проходил только по правому берегу, за исключением деревни Верхней против с. Ярнема.

16, 17, 18 августа

Обе церкви, колокольня и ограда вокруг занимаемого ими участка в селе Турчасово сравнительно хорошо сохранились. Так как по зимней церкви Благовещения имеются обмеры В. В. Суслова, мы произвели обмер только бывшей Преображенской церкви, колокольни и плана участка. Произведены также зарисовки и фотографирование. Внутри церкви осталось много икон, из которых большинство попорчены. Резной иконостас лучше сохранился в верхних ярусах. Обращают внимание два слюдяных фонаря. Среди остатков архива найдены старые описи церквей за 1824-32 гг. По словам работника сельского Совета, зимой 1938-39 г. было отправлено в Плесецкую несколько возов архивного материала в качестве макулатуры.

В бывшей Благовещенской церкви замерены интересные резные столбы, хорошо сохранившиеся.

Для лучшей сохранности памятников необходимо произвести частичный ремонт и, в первую очередь, исправить кровлю и вставить разбитые стёкла. Для обследования оставшейся иконописи следует командировать соответствующих специалистов, как в Турчасово, так и по другим пунктам по р. Онеге. Сельский Совет предполагает использовать бывшую Благовещенскую церковь под школу: в связи с этим нами было заявлено, что всякие перестройки внутри и изменения во внешнем облике церкви возможны только с разрешения Комитета по делам Искусств.

Благовещенская (1795) и Преображенская (1786) церкви в Турчасове8

19 августа

В селе Прилуки, расположенном ниже по реке Онеге, имеется церковь позднейшего времени9, которая оставлена нами без осмотра.

Отсюда уже начинается судоходство по р. Онеге. После короткой остановки в деревне Хачела на левом берегу р. Онеги переправились на другой берег в село Пиялу (Пияльское). Обе церкви в этом селе хорошо сохранились, приняты противопожарные меры в виде пожарных лестниц на кровле и бочек с водой по углам здания. Обе церкви действующие. Для лучшего сохранения этих памятников требуется незначительный ремонт, как-то: частичный ремонт кровли, вставка разбитых стёкол.

Вознесенская церковь (1654 г.) в с. Пияла

Церковь св. Климента, папы Римского в Пияле (1685 г.)10

От с. Пияла группа разделилась на две части. Бабенков отправился по маршруту Пачепельда – Каска – Вазенцы – Воймозеро. Т. т. Дульшер и Землер остались для окончания работ в с. Пияла, затем все члены группы встретились в селе Чекуево.

20 августа

Село Пачепельда. Обычная жилая застройка, типичная для этих мест. Обмерена и зарисована маленькая церковка, очевидно, бывшая часовня, к которой впоследствии была пристроена колокольня. Дату постройки этой церковки установить не было возможности.

Церковь Архангела Михаила в Пачепельде

В полутора километрах от с. Пачепельда – деревня Каска, которая выделяется специально насаженными деревьями вокруг многих домов, чего не было видно на протяжении всего предыдущего маршрута. Против дер. Каска – на правом берегу р. Онеги находится деревня Вазенцы. Здесь имеются церковь и несколько ветряных мельниц, впервые встретившихся на нашем пути. Снаружи церковь обмерена и зарисована (церковь действующая); к сожалению, внутрь церкви нельзя было проникнуть, так как отсутствовал хранитель ключей. Церковь хорошо сохранилась за исключением интересного крыльца, которое требует небольшого ремонта11.

Ильинская церковь в Вазенцах (1786 г.)

В 8 км от дер. Каска (4 км вниз по Онеге и 4 км в сторону по левому притоку Онеге реке Войме) проведён обмер и сделаны зарисовки маленькой церковки в с. Воймозеро. Время постройки установить не удалось. Внутри и снаружи сооружение хорошо сохранилось.

Церковь Параскевы Пятницы в д. Воймозеро (перестроена из часовни в 1863 г.)

21 августа

Вечером встреча всех членов группы в селе Чекуево. Чекуевская церковь сильно испорчена: все верха, пятиглавый куб и завершения приделов с кокошниками и главками сняты. Кровля неисправна, потолок обрушился. Попытки сельского Совета устроить в этой церкви клуб не удались. Сооружение быстро разрушается; от бывшего внутреннего оформления церкви почти ничего не сохранилось12.

Преображенская церковь (1689 г.) в с. Чекуево

22 августа

Т. т. Дульшер и Землер произвели обмеры и фотографирование в с. Макарьино на реке Коже в двух километрах от с. Усть-Кожа двух церквей и одной колокольни.

Церковь св. Климента, папы Римского и колокольня в с. Макарьино (1695 г.)13

В этот же день т. Бабенковым произведён обмер бывшей церкви в с. Корельском и зарисовки жилых домов. Здание бывшей церкви сильно испорчено; из внутреннего оформления ничего не сохранилось. В помещении некогда был устроен клуб, но теперь он заброшен и запущен. Кровля сильно нуждается в ремонте. На чердаке много испорченных икон довольно старого письма.

Успенская церковь в с. Корельское (1857 г.)

Заметки на плане церкви:

Шатёр и верхушка колокольни сняты, кровля железная; около 8 кв. метров железа отодрано (железо лежит на крыше).

Вместо шатра кровля перекрыта пологой кровлей на 4 ската тёсом. Колокольня кровли не имеет, потолок, лежащий на балках (для колоколов), изогнивает.

Иконы, до 30 штук, лежат на чердаке и две книги (Евангелие) 1840 г. и 1830 г.

Жилой дом в селе Корельское

23 августа

Село Порог. Выезд т. Бабенкова в село Вонгуда, где им были произведены обмеры каменной церкви и зарисовки. Церковь используется в зимней части под клуб, где сейчас производится частичный ремонт прогнившего от сырости потолка; в летней части – пионерский лагерь. Время постройки церкви не установлено. Следует отметить особую капитальность постройки: стены достигают 95 см толщины. Из внутреннего оформления почти ничего не сохранилось, позднейший иконостас в летней части интереса не представляет. Поздно вечером 23 августа – сбор всех участников экспедиции в с. Порог.

Дом с росписью подшивки кровли в с. Порог

Церковь Вознесения Господня и Собора Пресвятой Богородицы в Вонгуде (1824 г.)

24 августа

Приезд в г. Онегу, посещение местного музея и отдых.

25 августа

Отъезд т.т. Дульшера и Землера в г. Сороку и т. Бабенкова на Кий-Остров.

26-27 августа

На Кий-Острове находится Дом отдыха профсоюзных организаций по Архангельской области.

Произведены фотографирование и зарисовки бывшего Кийского монастыря. Собор используется под столовую, трапезная – под клуб. Остальные старые каменные постройки, представляющие несомненный интерес в большей части сильно запущены и разрушаются. Все эти сооружения отличаются монументальностью и интересными конструкциями. Бывший Кийский монастырь заслуживает внимательного изучения.

Собор Воздвижения Креста Господня на Кий-острове

Монастырские постройки

28 августа

Приезд в г. Онегу, поиски транспорта, приезд в с. Подпорожье.

29 августа

После переговоров с Подпорожским Сельсоветом и телефонных переговоров с Онежским Райисполкомом приостановлена разборка бывшей Троицкой церкви14. Церковь сильно разрушена внутри и снаружи. Произведён обмер, фотографирование и зарисовки. Бывшая летняя церковь (Владимирской Божией Матери) относительно хорошо сохранилась: в ней устроен клуб. Обмеры этой церкви не производились, т. к. они имеются в материалах В. В. Суслова.

Троицкая церковь в Подпорожье (1727 г.) Фото начала XX в.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1757 г.)

30 августа

Вынужденное ожидание машины в д. Камениха и задержка 30-31 августа в селе Порог ввиду остановки парохода для чистки котлов.

1-2 сентября

Приезд в Усть-Кожу; осмотр церквей и зарисовки в с. Макарьино.

3 сентября

Приезд в с. Чекуево, поездка автотрактором на ст. Обозерская.

4 сентября

Отъезд из Обозерской.

5 сентября

Приезд в Москву.

Источник:

Текст: ГНИМА ОФ-922/150-155.

Графические материалы: ГНИМА ОФ-922/156, 206, 161, 158, 162, 159, 160, 171, 172, 181, 177, 184, 189, 190, 207, 208, 204, 215, 223, 201, 191, 209, 213.

Фото Троицкой церкви в Подпорожье - из архива сайта.

Все материалы экспедиции см. здесь:

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8&museumIds=2732&imageExists=null


Примечания редактора сайта

1 Петропавловская церковь вскоре была разобрана до основания, та же участь постигла и колокольню. Деревянная церковь св. Александра Невского (1893 г.) переоборудована под клуб, сохранилась до наших дней в полуразрушенном состоянии.

2 В действительности храмы Пабережского погоста стояли не в самом Наволоке, а в 1 км выше по Онеге - между деревнями Фалёво и Польской.

3 Часовня в Нижних Маркомусах утрачена после 1950 г.

4 Тем не менее, впоследствии колокольню всё же разобрали. Варваринская церковь использовалась под склад зерна, запчастей, а позже - в качества хранилища удобрений, которые затем за ненадобностью были высыпаны в ближайший колодец с родниковой водой. Саму церковь сожгли в начале 1990-х.

5 Здесь неясно, о каком из храмов бывшего Владыченского прихода идёт речь: либо это приходской Введенский (1840 г.), стоявший в деревне Погост (Глазовская), либо кладбищенский, в честь св. Иннокентия Иркутского (1826 г.). Обе церкви впоследствии были разрушены и разобраны на кирпичи. Подробнее об истории и храмах Владыченского прихода читайте в исследовательской работе Анастасии Корневой.

6 Часовня в Усолье сгорела в конце 1980-х гг.

7 Вероятнее всего, авторы имеют в виду часовню в деревне Матвеевка, что находилась между Ярнемой и Городком, поскольку в материалах экспедиции присутствует её эскиз. Часовня сгорела в 1990-х, сама деревня Матвеевка также сгорела в 2000-е гг.

8 Благовещенская церковь в Турчасове сгорела в 1964 г., Преображенская сохранилась до наших дней. При участии местных активистов, а также добровольцев "Общего дела" и Сретенского монастыря ведутся противоаварийные работы.

9 Церковь Рождества Христова (1864 г.) в с. Прилуки сгорела летом 1977 г.

10 Климентовская церковь в Пияле сгорела в 1966 г.

11 Скорее всего, никакого ремонта крыльца проведено не было, так как на более поздней фотографии видно, что оно разрушилось в первую очередь. На том же снимке можно наблюдать и сильную деформацию сруба самой церкви. Довершил же дело в конце 1970-х некий тракторист, который, проезжая мимо, случайно или намеренно задел церковь своим трактором, отчего она обрушилась.

12 Авторами не упомянуты вторая чекуевская церковь - Успенская и колокольня, из чего можно предположить, что они к тому моменту уже были разрушены.

Преображенская церковь в дальнейшем всё больше ветшала, и к 1960-м годам была постепенно распилена на дрова. Третья церковь - Сретенская, построенная в конце XIX в. очевидно, не заинтересовала авторов своим архитектурным обликом. На сегодняшний день её руины - единственное, что осталось от одного из самых величественных храмовых ансамблей Поонежья.

13 Шатровая Климентовская церковь, кубоватая Крестовоздвиженская и колокольня в с. Макарьино сожжены в 1985 г.

14 В следующем, 1940-м году Троицкую церковь разобрали. Владимирская церковь сохранилась до наших дней в аварийном состоянии. Местные жители и активисты движения "Общее Дело" проводят необходимые работы по её спасению.

Описанная в Отчёте ситуация весьма наглядно отражает то, что произошло с памятниками церковной архитектуры менее чем за 20 лет с момента окончательной победы Советской власти. Необходимо, однако, отметить, что некоторые из храмов были разобраны вовсе не в целях борьбы с религией, а из-за ветхости (как, например, каменная церковь в Дениславье); те же, состояние которых было удовлетворительным, использовались для каких-то иных целей, при этом многие из них неоднократно ремонтировались, благодаря чему сохранились до наших дней (в качестве примера - церковь в Пустыньке). Интересно отметить, что наиболее бережно отнеслись к своим храмам жители Пиялы и Вазенцев - церкви на тот момент даже оставались действующими, да и после закрытия не подвергались намеренному разрушению или перестройке (в Пияле).

Но ещё более показательна статистика за последующие советские и постсоветские годы: из 30 упомянутых и описанных авторами церквей, часовен и колоколен, к настоящему времени сохранились только 14. И это не считая те храмы-памятники, что остались в стороне от маршрута экспедиции: последний онежский "тройник" в селе Верховье на реке Мудьюге, притоке Онеги (сожжён в 1997 г.), церкви в Грихново, также на Мудьюге (перестроены до неузнаваемости в советское время, в 2005 г. сгорели), и множество других в среднем и верхнем течении Онеги. - И. Л.

Д. Е. Бабенков, Ю. А. Дульшер, Б. М. Землер






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2020-04-16





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий В-й,  E-mail: vda-1987@yandex.ru


ГосКаталог животворящий!!!







Ваше имя: Ваш E-mail: