Публикация № 1248Клещево    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовня в с. Клещёво. Фото около 1907 г. (1)

По сведениям из Клировых ведомостей (2), часовня была построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся (как и три соседние – Атамановская, Большестепановская и Малостепановская, в июне 1875 г. объединённые с ней в одно селение под общим названием Клещёво), к Прилуцкому приходу, центр которого располагался в 4 вёрстах в д. Носиловская (ныне – часть села Прилуки). О посвящении её в Клировых Ведомостях приводятся разные данные: так в 1859 г. она значится как «часовня во имя Сошествия Святого Духа», а в 1867 г. уже как «Часовня во имя Покрова Божией Матери» (3). По всей вероятности, часовня имела двойное посвящение, что подтверждается сведениями о том, что в Клещёве праздновали два престольных праздника: Духов День (понедельник после Троицы) и Покров Пресвятой Богородицы – 2(14) октября, а в Клировых Ведомостях Клещёвского прихода (выделившегося из Прилуцкого с 1898 г.) за 1914 г. она так и указана под двумя посвящениями: в честь Покрова Божией Матери и Св. Духа (4).

В архитектурном плане часовня относилась к клетскому типу. Сруб её, окружённый с трёх сторон галереей, завершался сверху небольшим повалом, клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с семиконечным крестом (5).

В 1855 году деревня Тушевская полностью сгорела, но часовню, несмотря на то, что она располагалась почти в центре поселения, всё же удалось спасти, хотя никаких домов поблизости не уцелело (что видно на плане, составленном в том же году).

План с. Клещёво 1855 г. (6). Часовня обведена кружком

После пожара деревни получили новую планировку, с ровными, строгими линиями улиц (такой порядок сохранился и поныне). Часовня, как видно на фотографиях начала XX в., несколько выступала из ряда домов и стояла ближе к проезжей части улицы.

В конце XIX века местный крестьянин Пётр Тимофеевич Лазарев замыслил устроить в Клещёве церковь, место для постройки которой было выбрано в центре деревни, рядом с часовней, к востоку от неё. В 1890 г. именно на этом месте произошёл очередной пожар, сгорело несколько домов, но часовню и в этот раз отстояли. Два года спустя началось строительство каменной церкви. Стоит отметить, что многие богатые крестьяне и купцы того времени, выступавшие благотворителями, часто не имели представления об архитектурной и исторической ценности древних храмов, и «облагораживали» их обшивкой, перестраивали или вовсе сносили ради постройки на их месте новых по типовому проекту. Так и здесь: Лазарев первоначально планировал даже разобрать старую часовню, но жители воспротивились этому решению, и она была сохранена.

К началу XX века часовня уже порядочно обветшала: ограда галереи местами разрушилась, была утрачена главка, вместо которой на кровле сделали заплату и поставили временный крест. В 1907 году причт и прихожане Клещёвского прихода обратились в Архангельскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении произвести ремонт часовни и восстановить на ней главу. Консистория направила прошение в Императорскую Археологическую Комиссию, где просьбу клещеполов удовлетворили, и в 1908 г. часовня была отремонтирована (сделана новая главка, исправлена галерея) и заново выкрашена (1). На фотографиях К. Ф. Некрасова и Эдварда Флэрти она запечатлена уже в новом облике после ремонта.

Вид села Клещёво с часовней Сошествия Святого Духа. Фото К. Ф. Некрасова, начало 1910-х гг. (7)

Клещёво. Около часовни. Фото Эдварда Флэрти, зима 1918-1919 гг. (8)

К сожалению, Святодуховская часовня, прекрасный образец северного деревянного зодчества, святыня, пережившая два пожара, попытку сноса в угоду строительству нового храма и Гражданскую войну, была утрачена ещё до начала 1950-х гг. Место, где она стояла, можно определить с точностью до нескольких метров, так как известно её расположение относительно церковной ограды: левее ворот, если смотреть с западной стороны, т. е. с улицы (о местоположении самой церкви читайте в материале «Вперёд в прошлое: реконструкция былого величия» (9)). Таким образом, сейчас это место рядом с одним из домов-бараков, стоящим поблизости от недостроенного кирпичного здания детского сада (соответственно, дома №№ 19 и 17 по современной улице Слободской).

Илья Леонов, Василий Елфимов

OnegaOnline.ru

15.02.2019.


Ссылки и примечания:

(1) Известия Императорской Археологической Комиссии, вып. 28, 41. – СПб, 1908, 1911.

(2) Клировые ведомости Прилуцкого прихода за 1859 г. (ГААО, Ф.29. Оп.31. Д.888. Л.581об.).

(3) Клировые ведомости Прилуцкого прихода за 1867 г. (ГААО, Ф.29. Оп.37. Д.203а. Л.997).

(4) Клировые ведомости Клещёвского прихода за 1914 г. (ГААО, Ф.464. Оп.1. Д.22. Л.158).

(5) О наличии главы с крестом упомянуто в Клировых ведомости Прилуцкого прихода за 1842 г. (ГААО, Ф.29. Оп.31. Д.477. Л.19), отсюда и вывод о том, что она была на часовне изначально.

(6) ОИММ Оп. 3 Д. 274. Экспликацию плана см. здесь

(7) Копия снимка из коллекции А. А. Чемесова, прислана Павлом Чемесовым.

(8) Item 15, Folder 2, Edward Flaherty Papers, Bentley Historical Library, University of Michigan.

https://quod.lib.umich.edu/p/polar/86526.0002.015/1?view=image&size=400

(9) Елфимов В. В. Вперёд в прошлое: реконструкция былого величия

http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=1239






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (1987iel@gmail.com)


  дата последнего редактирования: 2019-02-20





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий В-й,  E-mail: vda-1987@yandex.ru


часовня с двойным посвящением - впервые слышу!!!

много пищи для раздумий дал план. Во-первых, не знал, что деревни тоже отстраивали по регулярному плану, во-вторых, не понимаю, почему они изначально такие кривые? последнее приходит на ум давно и всякий раз когда смотришь на наши дороги и рассматриваешь планировки старых городов (взять к примеру Горихвостовский план Москвы, да и сейчас не всё в Москве перпендикулярно). Почему они такие кривые? почему? Вот, ровное поле, проложи по нему прямую дорогу, ведь это так разумно: идти короче из А в Б, но нет: дорога кривая...! И дома непоймикак стоят. А по новой планировке несколько усадеб расположились аккурат на бывшей дороге - вот им счастья привалило! Наверное их очень не любили односельчане и им пришлось давать нужным людям взятку, чтобы жить в другом месте... А из старых владений только три так и остались на своих местах




Илья,  E-mail: 1987@iel


Да, у некоторых часовен было и два посвящения; из тех, что стоят в деревнях по Онеге, можно вспомнить, к примеру, часовни в Авдотьине - в честь Макария Желтоводского и св. великомученика Харлампия; в Михайловской (напротив Волова) - в честь Покрова Пресв. Богородицы и св. Космы и Дамиана и ещё несколько, упомянутых у Макарова в "Церковных приходах и монастырях Кенозерья и Среднего Поонежья". Также бывает и так, что у одной и той же часовни в различных источниках указаны разные посвящения.

То, что деревни изначально были "кривые" - это называется "свободная планировка":). Если деревни не были привязаны к реке, озеру, а стояли в поле, то часто изначально дома в них располагались кольцом (как это можно видеть на планах в книге Н. И. Тормосовой "Каргополье: история исчезнувших волостей"). Потом уже в XIX в. власти стали предписывать новые дома строить рядами по обе стороны улицы. В том числе, очевидно, и для соблюдения противопожарной безопасности.







Ваше имя: Ваш E-mail: