Публикация № 1248Клещево    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовня в селе Клещёво. Фото около 1907 г. 1

По сведениям из Клировых ведомостей 2, часовня была построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся (как и три соседние – Атамановская, Большестепановская и Малостепановская, в 1876 г. объединённые с ней в одно селение под общим названием Клещёво 3), к Прилуцкому приходу, центр которого располагался в 4 вёрстах в д. Носиловская (ныне – часть села Прилуки). О посвящении её в Клировых Ведомостях приводятся разные данные: так в 1859 г. она значится как «часовня во имя Сошествия Святого Духа», а в 1867 г. уже как «Часовня во имя Покрова Божией Матери»4. По всей вероятности, часовня имела двойное посвящение, что подтверждается сведениями о том, что в Клещёве праздновали два престольных праздника: Духов День (понедельник после Троицы) и Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября, а в Клировых Ведомостях Клещёвского прихода (выделившегося из Прилуцкого с 1898 г.) за 1914 г. она так и указана под двумя посвящениями: в честь Покрова Божией Матери и Св. Духа 5.

В архитектурном плане часовня относилась к клетскому типу. Сруб её, окружённый с трёх сторон галереей, завершался сверху небольшим повалом, клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом 6.

В 1855 году деревня Тушевская полностью сгорела, но часовню, несмотря на то, что она располагалась почти в центре поселения, всё же удалось спасти, хотя никаких домов поблизости не уцелело (что видно на плане, составленном в том же году).

План с. Клещёво 1855 г. 7. Часовня обведена кружком

После пожара деревни получили новую планировку, с ровными, строгими линиями улиц (такой порядок сохранился и поныне). Часовня, как видно на фотографиях начала XX в., несколько выступала из ряда домов и стояла ближе к проезжей части улицы.

В конце XIX века местный крестьянин Пётр Тимофеевич Лазарев замыслил устроить в Клещёве церковь, место для постройки которой было выбрано в центре деревни, рядом с часовней, к востоку от неё. В 1890 г. именно на этом месте произошёл очередной пожар, сгорело несколько домов, но часовню и в этот раз отстояли. Два года спустя началось строительство каменной церкви. Стоит отметить, что многие богатые крестьяне и купцы того времени, выступавшие благотворителями, часто не имели представления об архитектурной и исторической ценности древних храмов, и «облагораживали» их обшивкой, перестраивали или вовсе сносили ради постройки на их месте новых по типовому проекту. Так и здесь: Лазарев первоначально планировал даже разобрать старую часовню, но жители воспротивились этому решению, и она была сохранена.

К началу XX века часовня уже порядочно обветшала: ограда галереи местами разрушилась, была утрачена главка, вместо которой на кровле сделали заплату и поставили временный крест. В 1907 году причт и прихожане Клещёвского прихода обратились в Архангельскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении произвести ремонт часовни и восстановить на ней главу. Консистория направила прошение в Императорскую Археологическую Комиссию, где просьбу клещеполов удовлетворили, и в 1908 г. часовня была отремонтирована (сделана новая главка, исправлена галерея) и заново выкрашена 1. На фотографиях К. Ф. Некрасова и Эдварда Флэрти она запечатлена уже в новом облике после ремонта.

Вид села Клещёво с часовней Сошествия Святого Духа. Фото К. Ф. Некрасова, начало 1910-х гг.8

Клещёво. Около часовни. Фото Эдварда Флэрти, зима 1918-1919 гг.9

К сожалению, Святодуховская часовня, прекрасный образец северного деревянного зодчества, святыня, пережившая два пожара, попытку сноса в угоду строительству нового храма и Гражданскую войну, была утрачена ещё до начала 1950-х гг. Место, где она стояла, можно определить с точностью до нескольких метров, так как известно её расположение относительно церковной ограды: левее ворот, если смотреть с западной стороны, т. е. с улицы (о местоположении самой церкви читайте в материале «Вперёд в прошлое: реконструкция былого величия»10). Таким образом, сейчас это место рядом с одним из домов-бараков, стоящим поблизости от недостроенного кирпичного здания детского сада (соответственно, дома №№ 19 и 17 по современной улице Слободской).

Илья Леонов, Василий Елфимов

OnegaOnline.ru

15.02.2019.


Ссылки и примечания:

(1) Известия Императорской Археологической Комиссии, вып. 28, с. 40, вып. 41, с. 97 – СПб, 1908, 1911.

(2) Клировые ведомости Прилуцкого прихода за 1859 г. (ГААО, Ф.29. Оп.31. Д.888. Л.581об.).

(3) Деревни были объединены в одно селение Клещёво с 1 января 1876 г. постановлением Архангельского губернского по крестьянским делам присутствия от 13 июня 1875 г. (Архангельские Губернские Ведомости, 1875. № 54. 5 (17) июля.

(4) Клировые ведомости Прилуцкого прихода за 1867 г. (ГААО, Ф.29. Оп.37. Д.203а. Л.997).

(5) Клировые ведомости Клещёвского прихода за 1914 г. (ГААО, Ф.464. Оп.1. Д.22. Л.158).

(6) О наличии главы с крестом упомянуто в Клировых ведомости Прилуцкого прихода за 1842 г. (ГААО, Ф.29. Оп.31. Д.477. Л.19), отсюда и вывод о том, что она была на часовне изначально.

(7) ОИММ Оп. 3 Д. 274. Экспликацию плана см. здесь

(8) Копия снимка из коллекции А. А. Чемесова, прислана Павлом Чемесовым.

(9) Item 15, Folder 2, Edward Flaherty Papers, Bentley Historical Library, University of Michigan.

https://quod.lib.umich.edu/p/polar/86526.0002.015/1?view=image&size=400

(10) Елфимов В. В. Вперёд в прошлое: реконструкция былого величия

http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=123






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2022-02-24





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий В-й,  E-mail: vda-1987@yandex.ru


часовня с двойным посвящением - впервые слышу!!!

много пищи для раздумий дал план. Во-первых, не знал, что деревни тоже отстраивали по регулярному плану, во-вторых, не понимаю, почему они изначально такие кривые? последнее приходит на ум давно и всякий раз когда смотришь на наши дороги и рассматриваешь планировки старых городов (взять к примеру Горихвостовский план Москвы, да и сейчас не всё в Москве перпендикулярно). Почему они такие кривые? почему? Вот, ровное поле, проложи по нему прямую дорогу, ведь это так разумно: идти короче из А в Б, но нет: дорога кривая...! И дома непоймикак стоят. А по новой планировке несколько усадеб расположились аккурат на бывшей дороге - вот им счастья привалило! Наверное их очень не любили односельчане и им пришлось давать нужным людям взятку, чтобы жить в другом месте... А из старых владений только три так и остались на своих местах




Илья,  E-mail: 1987@iel


Да, у некоторых часовен было и два посвящения; из тех, что стоят в деревнях по Онеге, можно вспомнить, к примеру, часовни в Авдотьине - в честь Макария Желтоводского и св. великомученика Харлампия; в Михайловской (напротив Волова) - в честь Покрова Пресв. Богородицы и св. Космы и Дамиана и ещё несколько, упомянутых у Макарова в "Церковных приходах и монастырях Кенозерья и Среднего Поонежья". Также бывает и так, что у одной и той же часовни в различных источниках указаны разные посвящения.

То, что деревни изначально были "кривые" - это называется "свободная планировка":). Если деревни не были привязаны к реке, озеру, а стояли в поле, то часто изначально дома в них располагались кольцом (как это можно видеть на планах в книге Н. И. Тормосовой "Каргополье: история исчезнувших волостей"). Потом уже в XIX в. власти стали предписывать новые дома строить рядами по обе стороны улицы. В том числе, очевидно, и для соблюдения противопожарной безопасности.







Ваше имя: Ваш E-mail: