Публикация № 955Водный туризм    (рубрика: По Белому морю)

Масленников А.А.

Под парусом вокруг Белого моря

Наша питерская группа из 3-4-х человек за 7 лет ходила на Белое море 6 раз. Это всегда случалось с начала августа и примерно на 20 ходовых дней. (Исключением был первый раз, когда катамаран был еще "в зародыше", все кроме поплавков и руля делалось из подручной древесины, с которой, кстати, на Карельском берегу (не говоря уже о Зимнем и Терском) большие проблемы. В результате на строительство ушло много времени, а на маршрут - мало.)

1. Немного о судне.

Прототип нашего катамарана "Везучий" был взят из книги "Туристские разборные парусные суда" В.М.Перегудова ("ФиС", 1987, Москва). Он называется "Азов". В конструкцию внесли небольшие изменения (хотя она и так хороша). Увеличили размеры: длина 6м, длина без кокпита - 4м, и заменили вантовую мачту на свободностоящую (что не раз выручало нас в экстремальные моменты), поставили очень эффективные распашные весла и сшили вдобавок двухслойный штормовой грот площадью 2.5 м2 из жесткого парусного лавсана (что дало возможность ходить в абсолютно любой отжимной ветер с хорошей лавировкой). Вес судна получился 150 кг, что "не сахар", но, если уж не очень обсыхать в отливы, то терпимо.

2. Немного истории и "общих мест".

Все началось с того, что, сплавляясь как и все "нормальные" водники по р. Шуя, мы не ушли с нее у села Шуерецкое, а вышли в море на речных судах. Был почти штиль, и нам удалось дойти до самого лучшего места Кемских шхер - архипелага Кузова'. Потом нас подвезли на Соловки, и с тех пор ни с чем не сравнимые красоты этих мест не давали нам покоя.

Тогда же стало понятно, что на речных гребных катамаранах на море делать нечего, и началось строительство морского судна. Шло оно очень долго (и до сих пор есть масса недоделок), одновременно с походами. А всерьез ходить мы начали с того же Шуерецкого в 1994 году.

В первый раз удалось пройти так: Шуерецкое - о.Еловцы - о.Ревлуда - о.Белогузиха - о.Седельный - о.Кузова - обратно до Шуйострова - г.Беломорск - о.Разостров - Юковские горы - Сумпосад.

Второй поход: станция Княжая - Ковдозеро - губа Княжая - о.Волей - Терский берег у Колвицких тундр (гора Тесовисна) - обратно до берега близ Княжей губы - на юг мимо о.Великий (закрыт как заповедный) - вдоль Карельского берега до г.Кемь.

Третий поход: ст.Княжая - губа Княжая - Терский берег у Колвицких тундр - Порья губа - пос. Умба - м. Турий Нос - д.Кузрека - д.Чаваньга - д.Тетрино - д.Чапома - д.Пялица - устье р.Пулонга в самом узком месте Горла Белого моря - неудачная попытка пересечения Горла (шторм 5 дней, так и не отплыли) - возврат до д.Кузомень в устье Варзуги.

Четвертый поход: г.Кемь - Кемские шхеры (все крупные острова кроме Олешина) - отказ от перехода на Соловки (постоянный слабый встречный ветер + сильные течения в проливе) - о.Ровняжий - о.Бол.Жужмуй - Шуерецкое.

Пятый поход: ст.Кузема - о-ва Поньгомской губы - о.Саттам (Двуглавый) - Соловки - о.Саттам - неудачная попытка похода на сервер до Чупы (из-за постоянного слабого встречного ветра дошли только до Калгалакши) - Кузема.

Шестой поход: Мезень - Архангельск (см. подробное описание).

3. О хождении по Белому морю.

По сравнению с большими озерами тут есть большие отличия, и не в сторону простоты.

В море, как известно, соленая вода, причем с мерзким привкусом, что требует знаний где найти пресную. На больших скальных островах она есть, а на малых или песчано-гравийных ее нет. Выводы очевидны. Еще одно свойство этой воды - агрессивность к сплавам типа Д16Т и вообще к дюралю. Не приняв мер по защите рамы, можно через пару-тройку лет нести ее в металлолом. Причем коррозия не прекращается и дома, в сухости, и даже после мытья чистой водой.

Второе - приливы и связанные с ними течения. Об этом можно писать без конца, настолько непростое тут дело. В разных частях Белого моря разные и время (сдвиг до 6 часов) и высота (от 1м до 7-8м) приливов, и сила течений (от незаметного до 6-7 км/час). Также разной может быть и нестыковка перемены течения со сменой фазы прилива (от полного совпадения до 3-х часов). Во всяком случае, надо всегда бояться "обсохнуть", избегать глубого врезанных в берег бухт, из которых вода может уходить на 2-3 км, всегда надежно чалиться или очень высоко вытаскиваться на берег, и при всяких далеких выходах от берега иметь в виду, что там течения гораздо сильнее, особенно у больших далеких островов в проливах между ними (Соловки, Кузова). Например, однажды при встречном ветре и течении мы за час лавировки не смогли пересечь пролив шириной 1 км между Русским и Немецким Кузовами, и с позором отступили. На другой день на этот "подвиг" ушло 10 минут. А у Зимнего берега при ветре "левентик", но попутном течении за 3 часа спокойно прошли 20 км.

Третье - погода и в т.ч. ветер. Летом, особенно в июле-начале августа, бывает по неделе штиля с жарой под 30o, причем совсем без штиля у нас не случалось ни одного похода. Другой крайний вариант - шторм северных направлений с похолоданием градусов до пяти и непрерывным дождем. Обычно бывает одни сутки, но "достать" может до костей, и начаться совершенно внезапно. Переждать его - "полуночник" - на открытом месте - врагу не пожелаешь. Пример: под Абрамовским берегом, где тундра, обрыв 20м и снизу только вода, такой "полуночник" за 15-20 минут разошелся с нуля и до 20 м/сек с падением температуры градусов на 15 (как мы спаслись - см. в отчете "Мезень-Архангельск").

Бывают и всякие другие варианты. Погода иногда переменчива по 3 раза на дню, а иногда постоянна как часы. Один и тот же ветер может дуть по 10 дней, как по расписанию, с 9 ч утра до 19 ч, или еще как-нибудь. Поэтому всегда, надеясь на Бога, нужно иметь и путь к отступлению, особенно находясь где-то далеко (Терский берег, Зимний, север Карельского берега).

О положительных сторонах Белого моря писать не будем, все видно из фотоотчета. В него не попал лишь животный мир, тоже совершенно роскошный. Нам попадались, и нередко: тюлени, белухи, орлы (беркуты и белохвосты), журавли, масса водоплавающих, скопы, соколы, олени (домашние и дикие), медведи и т.п.

Подробный письменный отчет мы писали только один раз, в силу крайней экзотичности тех мест и отсутствия толковых материалов по ним - Зимний берег. Про большинство других других берегов Белого моря нетрудно найти и почитать информацию других авторов.

Попутного ветра и 7 футов под килем !


Источник:

http://now.ifmo.ru/whitesea/

Масленников А.А.






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (tutor2015@yandex.ru)



  дата последнего редактирования: 2016-03-01





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: