Публикация № 610Погост (Глазовская)    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Н. А. Макаров

Владыченский приход



Вид с Онеги на д. Погост (Глазовская). Приходская Введенская церковь стояла на возвышенности, левее домов. И. Л. 2014 г.

Приход известен с XV в., принадлежал новгородским владыкам (архиепископам) и назывался Владыченским усольем или Ордомским погостом Владыченской волости в Турчасовском стане. Располагался по обоим берегам реки Онеги. Приходской храм в деревне Глазовской находился в 140 верстах от г. Онеги. На севере приход граничил с Городецким приходом Онежского уезда, на юге — с Биричёвским. В «Сотной с каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарища» 1561—1562 гг. мы узнаём, что «в Турчасовском стане волостка Ортомъской погост на Владычне на реке на Онеге. А на погосте церков Никола чюдотворец. На погосте ж на церковной земле дворы непашенные: дияк церковный Ивашка Василев, пономар Трош Данилов, Бориско Лихачёв, Митка Стригин да 2 кели, а живут в них старцы. В тое же волосте деревни тяглые по обе стороны Онеги реки. ...Дер. Новосёловская, пашут ее наездом Васко Александров да Федотко Потапов Соловецкого монастыря крестьяне да николскии поп Михаило Александров, да пономар Трош Данилов...»(1). Василий Александров — первый известный священник прихода.

Мы также видим, что прошло менее 80 лет после падения Новгородской вольницы, а уже часть деревень Поонежья оказались во власти Соловецкого монастыря. С середины XVII в. Владыченский приход полностью принадлежал Соловецкому монастырю, устроившему здесь Зосимо-Савватиевскую часовню. В 1764 г. выделился в самостоятельный приход Каргопольского уезда. Первая известная церковь в приходе — в честь Св. Великомученицы Варвары 1539 г. постройки. На украшение церкви от имени Ивана IV и новгородского архиепископа Макария было послано значительное количество золота, серебра, драгоценных камней, утвари. В XVII в. церковь из-за ветхости была разобрана, и в 1641 г. была построена новая деревянная холодная церковь. Тогда же, в XVII в., была построена деревянная колокольня с четырьмя колоколами на ней (2). После пожара была построена новая Варваринская церковь. В 1821 г. были перекрыты новым тесом за счёт кошельковой суммы колокольня и кровля над трапезной Варваринской церкви (3). В июне 1855 г. церковь вновь сгорела. Летом 1857 г. здание церкви во имя Великомученицы Варвары было вновь построено на каменном фундаменте близ деревни Шипинской, в двух вёрстах от приходской церкви. В январе 1859 г. «новоустроенный храм приведён в окончательное устройство, - писали в прошении к епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу прихожане прихода во главе с церковным старостой Петром Яковлевичем Романовским, — а именно, вызолочен и выкрашен в нём иконостас, написаны иконы, заведены в достаточном количестве — утварь и ризница, и храм сей по своему благолепию готов к освящению». На постройку и обустройство церкви было затрачено 2500 руб. «Особенное старание к сему благотворению оказал» церковный староста П. Я. Романовский, сам лично пожертвовавший храму две хоругви. 14 февраля 1861 г. церковь во имя Великомученицы Варвары по благословению Нафанаила, епископа Архангельского и Холмогорского, была освящена благочинным 4-го благочиния Онежского округа Архангельской епархии священником Даниилом Матвеевым Родимовым. Расположение церкви восьмиугольное и несколько кругообразное. 8-скатную кровлю из тёса венчала одна главка с четырёхконечным деревянным крестом. Высота церкви — 10 саженей, длина — 4 сажени 2 аршина, ширина — 5 саженей. В церкви было 7 окон. Внутри по сторонам церкви находились два деревянных покрашенных клироса. Иконостас состоял из двух поставов. Один от другого отделялся золочёным карнизом. В середине иконостаса - резные золочёные царские врата.

Варваринская церковь в д. Верхняя (Щипинская). Фото Ю. Д. Рыбакова, 1970-е-80е гг.

В нижнем ярусе, справа от царских врат, расположены были шесть икон — Воскресения Христова, Св. Великомученицы Варвары, на иконе — риза серебряная, Св. и Чудотворца Николая, Св. Живоначальной Троицы; слева 4 иконы — Тихвинской Божией Матери, Введения во храм Пресвятой Богородицы и др. В верхнем ярусе было восемь икон, справа — Св. Архангела Гавриила и Св. Апостола Павла, Св. Апостолов и Евангелистов Матфея и Марка, Св. Андрея Первозванного, Св. Апостолов Симона Зилота и Иакова Алфеева и слева — Св. Архангела Михаила и Апостола Петра, Св. Апостолов и Евангелистов Иоанна и Луки, Св. Апостола Иакова Зеведеева, Св. Апостолов Фомы и Филиппа (4).

В 1861 г. царскосельский купец 1-й гильдии Н.И. Русанов пожертвовал Варваринской церкви Напрестольное Евангелие (5). В том же году крестьянин Владыченского прихода Александр Павлович Бучеников пожертвовал в храм Великомученицы Варвары четыре сереброзлащёных священнослужебных сосуда (потир, дискос, звезда).

В 1904 г. церковь была значительно отремонтирована. Была заменена крыша, покрашенная зелёной краской. Само здание церкви было вновь покрашено голубой краской (5). Рядом была построена деревянная колокольня. К сожалению, церковь не сохранилась до нашего времени.

В XVI в. в приходе были построены ещё две церкви: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Св. и Чудотворца Николая. По грамоте митрополита Новгородского Макария от 19 февраля 1661 г. на имя «Ордомского погоста Никольского попа Фёдора Симонова в Каргопольском уезде в Турчасовском стане, во Владыченской волости» вместо ветхого был построен новый Никольский храм. А по грамоте митрополита Новгородского Питирима от 20 марта 1669 г. по челобитной церковных старост Егорки Маркова и Петрушки Дмитриева Попова на имя «Владыченской волости введенского попа Сидора Иванова» вместо разобранного из-за ветхости Введенского храма был построен новый. По грамоте епископа Корельского и Ладожского Аарона от 27 апреля 1719 г. по ходатайству прихожан во главе с церковным старостой Иваном Аникиевым сыном Анисимовым был построен взамен обветшалых церквей один новый храм — Введенский с приделом во имя Св. и Чудотворца Николая с колокольней. В 1821 г. колокольня была перекрыта новым тёсом, а также перестроены «у колокольницы при крыльце площадка и подъездной помост с перилами в некоторых местах...» (7). В 1827 г. эта церковь сгорела (8). Ещё в 1826 г. на кладбище в 100 саженях от приходской была построена каменная однопрестольная церковь во имя Святителя Иннокентия епископа Иркутского Чудотворца с деревянной колокольней над папертью (с одним колоколом), где проходили службы на период отсутствия приходского храма. В 1826 г. для нового храма во имя Иннокентия Иркутского писали иконы известные северные иконописцы Григорий Фёдоров Максимов с сыном Павлом Григорьевым Максимовым (9). Храмовый праздник — 26 ноября (10). Иконостас по договору со священником Н. Л. Тушевым, церковным старостой Дмитрием Нечаевым и выборными Владыченского прихода в феврале 1827 г. изготовил крестьянин Труфановской боярщины Новониколаевского сельского приказа Шенкурской округи Никита Борисов сын Попов за 280 руб. (11). И 7 февраля 1826 г. церковь была освящена благочинным священником Онежского духовного правления Герасимом Конановым в присутствии священника Владыченского прихода Н.Л. Тушева, дьячка И. Матвеева, церковного старосты Андрея Бученикова и крестьян прихода (12). 12 февраля 1840 г. была освящена новая приходская холодная каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с тёплым приделом во имя Св. и Чудотворца Николая с колокольней над папертью (13). Но во время пожара 1827 г. был повреждён 25-пудовый колокол. В сентябре 1847 г. прихожане Владыченского прихода во главе с церковным старостой Яковом Романовским «изъявили добровольное желание перелить имеющийся при их церкви расколотый... колокол... на свой собственный счёт...». Колокол был перелит мастером Марком Гороховым, мещанином из г. Белозерска. Уже в ноябре того же года за подписью священника Николая Тушева, дьячка Ивана Матвеева, пономаря Петра Дьячкова и прихожан прихода в письме в Архангельскую духовную консисторию сообщалось, что колокол «сделан прочно и звонит хорошо и светло, весом оный колокол по переливке 31 пуд» (14).

После пожара 1848 г. в стенах храма Введения во храм Пресвятой Богородицы образовались большие трещины. В 1867— 1870 гг. в храме был произведён ремонт (15). В 1892 г. был произведён ремонт Введенского храма снаружи и внутри на сумму в одну тысячу 246 руб. 41 коп. В 1905 г. здания Введенской и кладбищенской церквей были отремонтированы. Тогда же вокруг Введенского храма была построена ограда, которая была покрашена (16).

В приходе была одна часовня — во имя Зосима и Савватия Соловецких в деревне Антоновской, в полутора вёрстах от приходской церкви. В 1905 г. надзор за часовней осуществлял церковный староста И. Шарков. Церковные службы проводились в часовне два раза в год: 17 апреля и 27 сентября (17).

Священниками Владыченского прихода были: Ф. Симонов (1661), С. Иванов (1669), Пётр Андреев Беляевский (1793— 1797), Андрей Пограев (1797-1808) (18), Н.Л. Тушев (1809-после 1847), В. Козмин (1851), Евграф Иоаннов Кремлёв (1858—1869), Александр Андреев Таратин (1869-18?), П.Ф. Попов (1876— 1903) (19), Н.Ф. Корелин (1904-после 1916).

Известно, что священник А. Пограев в 1808 г. был благочинным 4-го благочиния Онежской округи (20). С марта 1809 г. священником в приходе служил Николай Лукианов Тушев, 1774 г. рождения, сын священника. Учился в Архангельской духовной семинарии. Служил дьячком Благовещенского собора г. Пинеги, затем Успенской церкви г. Архангельска, с 1796 г. — священником Халежского прихода Холмогорского уезда, одновременно состоял благочинным 3-го, затем 4-го благочиния. Награждён крестом за 1812 г. на Владимирской ленте (21).

25 мая 1817 г. в 7 часов вечера сильным градом выбило все стёкла в церквях Владыченского прихода, а также в домах священнослужителей и крестьян. Град нанёс серьёзный ущерб и урожаю хлебов (22).

В 1818—1870 гг. дьячком в приходе служил Иван Фёдоров Матвеев, сын священника, 1796 г. рождения. После окончания Архангельской духовной семинарии в 1816 г. был определён дьячком в Турчасовский приход Онежского уезда. Женат, жена — Мария Ивановна (1800 г. р.) (23).

Причт Владыченского прихода по указу Св. Синода от 1 мая 1845 г. состоял из священника (с жалованьем в 140 руб. в год), дьячка (40 руб.), пономаря (32 руб.) и просвирни (24 руб.).

С 12 апреля 1869 г. священником Владыченского прихода служил А.А. Таратин. Родился он в 1846 г. в селе Вознесенском Архангельского уезда в семье священника. После окончания Архангельской духовной семинарии в 1868 г. был определён надзирателем Архангельского духовного училища. Женат, жена — Анна Евграфовна (1852 г. р.).

С марта 1868 г. после окончания высшего отделения Архангельского духовного училища пономарём Владыченского прихода служил Василий Алексеев Пасторов. Родился он в 1851 г. в семье дьякона.

С 1863 г. просвирней в приходе служила Анна Иосифовна Ивановская (24).

С 1874 г. причт прихода состоял из священника и псаломщика. С 1898 г. жалованье от казны священнику составляло 300 руб., псаломщику — 100 руб. (25) Причт владел 33 десятинами земли, в т. ч. 4 десятинами под пастбищем. Для членов причта имелось два двухэтажных дома со всеми необходимыми службами. Известно, что часть причтовых земель сдавалась в аренду местным крестьянам. Так, сенокосы «на Разливах» арендовал в 1893 г. крестьянин Василий Попов, а арендную плату 4 руб. 50 коп. не смог уплатить «по несостоятельности и семейному положению». Пахотные и сенокосные земли при Варваринской церкви арендовал Стефан Васильев Нечаев. Он также не уплатил причту арендную плату, правда «по нерадению» — 5 руб. Уплатили ли они долг по аренде, но известно, что Архангельская духовная консистория 10 ноября 1894 г. и повторно, 16 февраля 1895 г., предписывала благочинному священнику А. Новикову взыскать с крестьян долг за аренду (26).

С 27 января 1896 г. во Владыченском приходе служил священником Петр Фёдоров Попов. Родился он в 1849 г. в семье священника. После окончания Архангельской духовной семинарии в 1874 г. был определён учителем и законоучителем Чекуевского сельского училища Онежского уезда. В 1875 г. был переведён учителем Турчасовского сельского училища того же уезда. В марте 1876 г. П.Ф. Попов был рукоположен в священники Верхнемудьюжского прихода того же уезда. Одновременно состоял учителем и законоучителем Верхнемудьюжской церковно-приходской школы. Будучи священником Владыченского прихода, П.Ф. Попов состоял законоучителем Владыченской церковно-приходской школы. Женат, жена — Марфа Семёновна (1851 г. р.). Пятеро детей: Григорий (1886 г. р.), Анна (1879), Мария (1882), Александра (1892) и Ольга (1895). Награждён: в 1892 г. — набедренником, в 1896 г. — скуфьёю и в 1901 г. — камилавкою. Умер П.Ф. Попов 28 июня 1903 г. (27)

25 июня 1904 г. в священники прихода был рукоположен Николай Фёдоров Корелин. Родился он 28 ноября 1879 г. в семье священника. После окончания Архангельской духовной семинарии по 2-му разряду в сентябре 1900 г. был определён учителем Кевроло-Воскресенской одноклассной, с 1901 г. — Койнасской и с 1902 г. — Островлянской второклассных церковно-приходских школ. Женат, жена — Калиста Федоровна, дочь священника, окончила Архангельское епархиальное женское училище. Дети: Никанор (1905 г. р.), Павел (1906), Мария (1908), Николай (1913), Ольга (1915). В 1914 г. Н.Ф. Корелин был награжден скуфьёю (28).

С января 1902 г. псаломщиком в приходе служил Александр Петров Денежников. Родился он в 1880 г. в Калгачинском приходе Онежского уезда в семье священника. После окончания Архангельского духовного училища в 1895 г. жил у отца в Юрьегорском приходе. Женат, жена — Александра Васильевна. Дочь Анна, 1903 г. рождения (29).

В 1905—1908 гг. старостой Введенской приходской церкви был крестьянин Иван Александрович Шарков, 1873 г. рождения (30).

1 октября 1893 г. была открыта церковно-приходская школа (учитель Сидоровская). В 1905 г. в ней обучалось 30 мальчиков и 24 девочки. Учительницей уже работала Ольга Попова, окончившая Архангельское епархиальное женское училище, на жалованье 240 руб. в год из казны и 30 руб. — от сельского общества.

В 1905 г. в состав Владыченского прихода входила 21 деревня, в том числе по левому берегу реки Онеги: Алексеевская (местное название Улитино), Калитинская (Заик), Карповская (Шельпечиха), Куровская (Выползово), Митрофановская (Тюшино), Парфёновская (Ик), Рагозинская, Щипинская (Верхняя); по правому берегу: Антоновская (Усолье), Глазовская (Погост), Дорофеевская (Гусиха и Калин Нос), Ивановская (Заполье), Катышевская, Креневская (Крениха), Малиновская (Копыловка), Мало-Дорофеевская (Гришино); Муравьёвская (Петушиха) и четыре деревни: Алёховская, Житковская, Новосёловская и Фёдоровская (под общим названием Ярнема). В 1884 г. в приходе проживали 1003 человека (31), в 1890 г. — 1155 человек, насчитывалось 192 дома (32), в 1905 г. — 1242 человека, насчитывалось 200 домов. Наиболее крупной деревней была Ярнема — в ней проживал 331 человек (33).

В 1930-е гг. Владыченский приход и церкви были упразднены. Церковные здания были переданы Ярнемскому сельскому Совету: Введенская церковь — под красный уголок, Варваринская церковь — для общественных надобностей.


(1) Сотные на волость Каргопольского уезда 1561-1562 / публ. Ю.С. Васильева // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 414.

(2) ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 546. Л. 16 об.

(3) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 1810. Л. 5.

(4) Там же. Т. 3. Д. 365. Л. 24 об., 41.

(5) Там же. Л. 2.

(6) Там же. Оп. 31. Д. 1970. Л. 141, 145.

(7) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 1810. Л. 1-1 об.

(8) Котин, В. Владыченский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. Архангельск, 1896. С. 89-90.

(9) ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Д. 2433. Л. 12; Кольцова, Г.М. Северные иконописцы: опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 160.

(10) ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 546. Л. 16 об.; Там же. Оп. 36. Д. 126. Л. 9 об. (11) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 1147. Л. 3-3 об.

(12) Там же. Л. 9-9 об.

(13) Там же. Оп. 31. Д. 546. Л. 16.

(14) Там же. Оп. 4. Т. 3. Д. 255. Л. 2-4, 7.

(15) Там же. Оп. 36. Д. 126. Л. 8.

(16) Там же. Оп. 31. Д. 1970. Л. 141.

(17) Там же. Л. 147-148; Там же. Оп. 36. Д. 126. Л. 11.

(18) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 83. Л. 8.

(19) Там же. Оп. 31. Д. 1970. Л. 153 об.

(20) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 375. Л. 1.

(21) Там же. Оп. 31. Д. 546. Л. 18 об.

(22) Там же. Оп. 4. Т. 1. Д. 785. Л. 2-2 об.

(23) Там же. Оп. 36. Д. 126. Л. 11 об.

(24) Там же. Л. И об-12 об.

(25) Там же. Оп. 31. Д. 1970. Л. 142 об.-143.

(26) Там же. Оп. 4. Т. 3. Д. 1346. Л. 1-1 об., 4.

(27) Там же. Оп. 32. Д. 170. Л. 1 об., 3.

(28) Там же. Oп. 32. Д. 49. Л. 1-3.

(29) Там же. Оп. 31. Д. 1970. Л. 149 об.-150 об.

(30) Там же. Л. 155 об.

(31) Там же. Д. 546. Л. 20 об.

(32) Атлас Архангельской епархии. Архангельск, 1890. С. 32.

(33) Список населённых мест Архангельской губернии к 1905 году / сост. Н.А. Голубцовым. Архангельск, 1907. С. 176-179.

Н. А. Макаров. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. - Архангельск, 2007.

Н. А. Макаров






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (1987iel@gmail.com)


  дата последнего редактирования: 2019-02-19





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: