Публикация № 595Онега    (рубрика: Прошлое и современное)

Крылатой истории строки.

*

ПЕРВЫЙ агитполет из Архангельска в Онегу был выполнен зимой 1932 года. Тогда самолет Р-5 общества «Добролет» совершил посадку на лед реки Онеги. Планировался агитполет в Онегу из Архангельска и на самолете Г-2 еще в 1926 году, но тогда самолет, из-за плохой погоды, не достиг цели, повернул обратно. Были также две-три неудачные попытки приземлиться в нашем городе, предпринятые между 1929 и 1932 годами: эти самолеты разбились, о чем помнят старожилы.

В 1932 и в последующие годы в Онегу выполнялись заказные и санитарные авиарейсы с Кегострова на самолетах Р-5 и По-2. Посадочной площадкой служила поляна на месте средней школы N4 и городского стадиона.

10 января 1935 года архангельский пилот (коренной онежанин) Дмитрий Вершинский привел самолет «Сталь-2» на территорию нынешнего городского аэродрома. Формально эту дату и можно считать юбилейной: нашему аэропорту в его теперешних границах - 70 лет. Так считают и архангельские историки авиации Севера. Хотя посадочная площадка «Онега» упоминается в актах и документах базового кегостровского авиапредприятия как аэропорт лишь с конца 30-х годов.

В 1939 году аэропорт Онега был официально зарегистрирован, ему выдано регистрационное удостоверение, утверждена штатная единица начальника. Впрочем, строительство и удлинение взлетно-посадочной полосы нашего аэродрома велось несколько лет, оно было закончено лишь в начале войны. В строительстве принимали участие заключенные «ГУЛАГа», их лагерь находился на месте Парка Победы.

В это же время был построен военный аэродром близ Чекуево с одиннадцатью капонирами для укрытия самолетов. На нем приземлялись тяжелые бомбардировщики ТБ-3, а также истребители И-16. Существовали военные аэродромы в Малошуйке, Клещево, у станции Поньга.

На онежском аэродроме военной поры размещалось звено из трех истребителей И-16. С началом работы в Онеге мастерских (1943 год), ремонтировавших пострадавшие на фронте самолеты, а также готовивших к вылетам те машины, что поступали морем по ленд-лизу, аэродром принимал и отправлял на Карельский фронт ТБ-3, ЛАГГ-5, «Аэрокобры», «Харрикейны» и другие типы боевых машин. Даже трофейный «Юнкере» - Ю-52 в 1944 году приземлялся сюда! После войны авиамастерские перевели на Украину.

В послевоенные годы аэродром захирел, здесь базировался лишь лесопатрульный По-2. Он же, по мере необходимости, выполнял пассажирские или заказные рейсы по району и в Архангельск.

С 1953 по 1956 годы на аэродроме стоял авиаполк в составе 20 самолетов «Спитфайр» и батальона аэродромного обслуживания, затем он был передислоцирован на другое место.

С 1954 года по начало 60-х в аэропорт Онега летал самолет Як-12, с 1956 по сей день - Ан-2, с 1964 по 1973 годы - Ли-2, выполнявший пассажирский рейс Архангельск-Онега-Каргополь и три-четыре прямых ежедневных рейса Онега- Архангельск. Приземлялся к нам и Ил-14.

В 60-80 годах постоянно базировались вертолеты 2-го Архангельского авиаотряда Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, (в конце 80-х у нас работали также вертолеты Ка-15 из центральной России), а еще - звено из пяти самолетов Ан-2. Количество «Аннушек», впрочем, доходило и до 10-12, а когда аэродром Кегострова заливало вешними водами - то и свыше 15 крылатых машин. Кегостровские самолеты перегоняли на период паводка в Онегу и на другие ближние аэродромы.

В пору расцвета, 70-80-е годы, наш аэродром имел взлетную полосу длиной 1270 метров с двумя взлетными «дорожками», оснащенную трехуровневой светосистемой (посадочными огнями); две бетонных и две грунтовых вертолетных площадки, 5 вымощенных досками (передний ряд) и 10 грунтовых (задний ряд) стоянок для Ан-2, хранилища авиатоплива и вертолетного керосина, склад топлива и ГСМ для служебных автомашин, гараж на 10 единиц техники, склады для багажа и грузов. Аэропорт был оснащен современной по тем временам навигационной и радиоаппаратурой.

С 60-х по начало 90-х выполнялись регулярные пассажирские авиарейсы из Онеги в села Онежского района (в разное время - в Чекуево, Ковкулу, Клещево, Прилуки, Ярнему, Пурнему, Малошуйку, Золотуху), город Сегежу и, разумеется, в Архангельск. В конце 80-х аэропорт перевозил свыше 39 тысяч пассажиров в год, около 50 тонн почты и до 520 тонн грузов.

В погожий летний день тогда аэропорт отправлял до 150 пассажиров (12 -15 рейсов!) в Архангельск и по 70 человек в села района. В аэропорту и городской гостинице действовали кассы «Аэрофлота», где можно было забронировать и приобрести билет на рейс в любой город Советского Союза.

Для удобства пассажиров в аэропорту работали буфет, телефон-автомат, в зале ожидания были мягкие кресла.

Практически все отрасли народного хозяйства во времена «развитого социализма» не могли обойтись без услуг авиации. Вертолеты и самолеты заказывали строители и геологи, колхозы и совхозы, крупные предприятия и организации, почта и торговля, кооперативы и частные лица.

В конце 80-х и на рубеже 90-х годов аэропорт, из-за обилия заказов, вышел на рентабельную работу, имел даже небольшую прибыль. Хотя вся авиация и в советское время всегда работала в убыток, получая госдотации.

В 50-80 годах, с целью поиска полезных ископаемых и залежей грунтовых вод, а также для нужд землеустроителей, строителей и картографов, на территории района и области много раз проводилась аэрофотосъемка на самолете Ан-2.

В 60-80 годах активно велись работы по внесению с воздуха в почву минеральных удобрений, опыление химикатами лесов района в случае их заболевания. Для этих целей тоже использовался Ан-2: в аэропорту Онега имелась площадка для загрузки химикатов и специальный погрузчик.

В весенние дни с Ан-2 на лед реки Онега распылялась сажа, чтобы ускорить таяние льда. На городских праздниках в 50-70 годах самолет нередко разбрасывал листовки. Хорошим зрелищем по сей день являются тренировки парашютистов Онежского авиаотделения охраны лесов.

Охотинспекция тоже нередко прибегала к услугам авиации: она почти ежегодно проводила авиаучеты зверей и птиц в наших лесах. А кто из людей среднего и старшего поколений не помнит заказных рейсов Ан-2 и Ли-2, вертолетов на Кожозеро, Солозеро и другие водоемы, доставлявших туда наших рыбаков-любителей в выходные зимние дни или по ранней весне?

Еще с военных лет, и вплоть до середины 80-х, в Онежском районе выполнялись полеты гидросамолетов. Неподалеку от Онеги аэродромом служило Андозеро, где был плавучий причал для их разгрузки. С 60-х годов здесь летал гидросамолет Ан-2, 2-го Архангельского авиаотряда.

Самолеты и вертолеты в 60-80 годах посещали многие озера района, доставляя туда бригады рыбаков или специалистов - рыбоводов. На ряде озер велись промышленная рыбодобыча или их искусственное зарыбление. Вертолетные площадки были оборудованы не только на озерах, но и в большинстве поселков и сел Прионежья.

В 80-х годах в д. Тамице Онежского района работала отдельная приводная радиостанция аэронавигации для реактивных и турбовинтовых самолетов. Закрылась она в 1990 году. Аналогичный привод действовал и в Онеге, в отдельном здании (у четвертой школы). В середине 90-х годов этот привод перебазирован в техдомик, затем в главное помещение аэропорта, где функционирует по сей день.

С конца 60-х по начало 90-х в аэропорту существовал и свой метеопост, оснащенный приборами наблюдения за погодой.

В 1985-1990 годах решался вопрос о переводе аэропорта Онега на строящийся военный аэродром Ватега, но это было слишком дорого, затем о реконструкции и удлинении существующей взлетной полосы для приема самолетов Л-410. Первый, и единственный технический рейс этого самолета в Онегу был выполнен в сентябре 1990 года.

Дальнейшим планам по развитию аэропорта помешал кризис в стране и развал СССР. Аэропорт снова захирел. В 1992 году прекратилось движение самолетов по местным авиалиниям (кроме Пурнемы), в 1994 году - регулярные полеты в Архангельск. Правда, в летний период на аэродроме базируется лесопатрульный Ан-2, он же выполняет сезонные пассажироперевозки в Пурнему.

Длина взлетной полосы нашего аэродрома в настоящее время сокращена до 650 метров, территория второй взлетной дорожки и второй ряд резервных стоянок Ан-2 распаханы под частные поля.

С 2002 года, при наличии загрузки, действует еженедельный авиарейс Архангельск - Онега - Пурнема. Количество перевезенных пассажиров - от 300 до 600 за сезон. Надежд на развитие аэропорта Онега в настоящее время практически нет. Заказные и санитарные рейсы из Онеги выполняются по мере необходимости, но и их год от года все меньше...

В августе 1999 года аэропорт Онега был понижен в статусе, стал авиаплощадкой, каковой является поныне.

Начальниками аэропорта Онега были (по хронологии): Ралдугин (имя не выяснено), А.Н. Суворов, B.C. Ефимов, Н.П. Едомин, С.А. Драчков, А.Ф. Каменев (по настоящее время). В штате аэропорта в разные годы работало от 2 до 32 человек. Сейчас в аэропорту и Онежском филиале «Архангельскаэронавигации» - 8 работников. Хотелось бы назвать многих из тех, кто посвятил жизнь служению авиации, это - десятки имен достойнейших онежан и не только их. Но пока ограничимся лишь вехами истории, ведь каждая такая биография, судьба - заслуживают отдельной публикации.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВ

газета «ОНЕГА», № 93, 20 августа 2005 г.

P.S.

В настоящее время (2014 г.), аэропорт работает только летний период. По субботам выполняется рейс самолета АН-2, по маршруту Архангельск-Онега-Пурнема и обратно.

Санитарные рейсы выполняются по мере необходимости, для этого из Архангельска прилетает вертолет.

Приводная радиостанция аэронавигации для самолетов дальнего действия реконструирована. И если взглянуть на небо, когда по нему пролетают реактивные самолеты, можно заметить что летят они уже не тем воздушным «коридором», что прежде.

По краю, где когда-то одна из запасных взлетных полос была отдана горожанам под огороды, заросли молодого березняка и сосны. Пройдут десятилетия, и на этих местах будет шуметь листвой густой лес.

Единственный летательный аппарат, который в летний период практически ежедневно летает над аэродромом и городом, это параплан. За определенную плату, каждый желающий может полетать на нём в качестве пассажира…






редактор страницы: василий - Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)




Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: