Публикация № 547р. Онега    (рубрика: История края)

Побежимов А.И.

Погосты Северного Поонежья в начале XVIII в.

В отечественной историографии погостам посвящено большое количество исследований. В трудах отечественных историков Н. Н. Воронина, С. Б. Веселовского, А. С. Лаппо-Данилевского, М. М. Богословского, А.Я. Ефименко, М. Островской, М.В.Витова, Л. Н. Жеребцова дается характеристика, определяется время, причины возникновения и раскрывается роль погостов в жизни крестьян Поморья (5, 2, 8, 1, 6, 11, 3, 7). Тем не менее, история погостов Поморья, как в территориальном, так и хронологическом плане требует дальнейшего изучения. В общих чертах эта проблема получила освещение на страницах журнала «Архангельские Епархиальные Ведомости» в разделе «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (9, с. 1-105). Стоит отметить труд ученого Н.А. Макарова по истории приходов Среднего Поонежья и Кенозерья. В круг исследования автора также вошли несколько приходов Северного Поонежья (1, с. 1-432).

В статье дается описание погостов Северного Поонежья начала XVIII века. По писцовым и переписным книгам середины XVI – начала XVIII веков (14,1,13) прослеживается эволюция, определяется относительная хронология возникновения погостов. Под эволюцией понимается процесс образования погостов в волостях, прежде не имевших церквей, устройство новых храмов в уже существовавших приходах, а также изменения размеров погостов в изучаемый период времени. Относительная хронология подразумевает выяснение времени строительства того или иного погоста. Результаты исследования представлены в двух таблицах.

Северное Поонежье занимает территорию среднего и нижнего течения реки Онеги. В середине XVI – начале XVIII веков область входила в состав Турчасовского стана Каргопольского уезда. Исследование охватывает территорию 27 волостей Турчасовского стана и посада Турчасово от волости Шелековской на юге до волости Таймицкая на севере. В начале XVIII века здесь насчитывался 21 погост, значительная часть их являлась приходскими центрами.

ШЕЛЕКОВСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Воскресения Священного креста Господня, у нее «в пределе часовня Преподобного отца Антония Сийского», другая Николая Чудотворца. У церквей двор попа Ховра Петрова с женой Марьей Тимофеевой, с детьми, сыновьями Иваном, посвященному в пономари, Афонасием, Евдокимом, Никитой, дочкой Прасковьей и вдовой Домной. Пустой двор церковного дьячка Тимофея Михайлова. Он постригся в Сретенский монастырь, а жена его Евдокия Леонтьева «съехала в тот монастырь в давних годах». Пустой двор церковного пономаря Григория Васильева. Он постригся в Кожеозерский монастырь, жена его Матрона умерла (13, л. 692).

ТУРЧАСОВСКИЙ ПОГОСТ. В Турчасове на посаде две церкви: Преображения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. У Преображенской церкви предел Николая чудотворца, «у Благовещенской два предела – один Предтечие Иоанна, другой Соловецких чудотворцев, у трапезы в одних стенах предел Архангела Михаила». У церквей двор попа Иакова Константинова с женой Вассой Ивановой, сыном дьяконом Борисом, дочерью Федосьей, женой дьякона Настасьей Васильевой, его детьми сыновьями Иваном, Петром, дочерьми Анной, Марьей, Федосьей, с внуком попа Алексеем умершего сына его Елизара.

Двор попа Василия Емельянова с женой Александрой Пантелеевой.

Изба бездворная нищей вдовы Марфы Федоровой жены Монакова. В избе жила «нищая ж девка Овдотья Иванова из Олонецкого уезду Нюхоцкой волости Соловецкого монастыря вотчины». В 1710 году изба была написана кельей, а в той келье жили нищие вдова Марья Васильева с сыном Пафнутием, дочерью Анною, да вдовой Марфой. Пустая изба нищей девки Агрипины Кириловой. Агрипина умерла в 1708 году. Изба бездворная нищих Крестного монастыря вотчины Чекуевской волости с погоста Потапа Васильева с женой Ульяной Кирьяновой, с нищей вдовой «турчасовкой из Пертемы» Катериной Анисимовой Богдановой женой, вдовой «турчасовкой» Евлампией Исаковой женой Блинова.

Пустая изба умершей старицы Ираиды, а в переписных 1707 года изба написана кельей и в той келье жила старица Ираида.

Изба бездворная нищей вдовы Степаниды Константиновой жены Урюпина околопосадной волости крестьянина, с вдовой «турчасовкой» Ивановой женой Осипа, с девкой Маремьяной Крисановой Городской волости, а в переписных 1707 года в той келье написана была старица Анисья и «она старица умре в 1708 году».

Двор церковного посвященного дьячка Федора Елизарова с женой Ириной Семеновой, с сыном Петром, матерью вдовой Агрипиной.

Двор «просвирия» с девкой Ефросиньей Максимовой, с вдовой нищей «устьмошанкой» из деревни Горки Марьей Никифоровой женой Пуминова.

Двор посвященного пономаря Павла Артемонова, с женой Марьей Федоровой, сыном Василей, дочерью Анной.

Пустой двор вдовы нищей Ульяны Ивановской жены Евсеева. Она умерла в 1711 году.

Пустая изба умершего дьякона Емельяна Иванова. Дьякон и жена его Ксения Павлова в 1701 и 1702 году умерли.

Пустая изба бездворная вдовы Ефросиньи жены Андрея Харитонова. Она умерла в 1711году (13, л. 573-590).

БИРИЧЕВСКИЙ ПОГОСТ. На погосте в деревне Игнашевская церковь Николая Чудотворца. У церкви двор попа Кирилла Васильева с женой Марьей Петровой, с сыном Федором, дочерьми Натальей, Евдокией, Ефимией, нищей вдовой Серафимой.

Пустой двор церковного дьячка Павла Фомина, а он «от хлебной скудности» с женой Марфой «сшел в мир».

На погосте «келья пустая» пономаря Никифора Васильева, а он умер, а жена его Катерина «ушла скитаться». Пустая келья «нищих людей» (13, л. 867).

ОРДОМСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Введения Предчестия, Николая Чудотворца. У церквей двор попа Романа Никифорова с женой Антонидой Васильевой, сыном Петром, двумя дочерьми Марией и Марфой, просвирницей Меланьей Родионовой (13, л. 656). По итоговым данным переписи 1712 года в Ордомском погосте насчитывалось два двора. При описании погоста в переписи не был учтен причетнический двор.

ГОРОДЕЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Рождества Пресвятой Богородицы, у нее предел Рождества Иоанна Предтечия, другая Ильи Пророка, у нее предел Святой мученицы Парасковьи Пятницы и третья церковь «вновь построенная, теплая с трапезной» «троих всевышних святителей» Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. У церквей двор попа Иллариона Арефьева с женой Глафирой, нищим Иваном Ларионовым и подсоседником Михайло Михайловым и его женой Вассой.

Пустой двор Кирилова монастыря для прихода из монастыря монахов. Двор посвященного дьячка Семена Иполитова с женой Ксенией Кириловой (13, л. 667 -668).

ПРИЛУЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте три церкви: Рождества христова, Покрова Пресвятой Богородицы, «у Рождественской церкви в пределе Священномученика Климента папы римского прихоцских людей древяные строения». У церквей двор попа Дмитрия Пантелеева с женой Натальей Федоровной и детьми Степаном, посвященным в пономари, тремя дочерьми Анной, Парасковьей, Евдокией, женой Степана Агафьей Андреевой и просвирницей вдовой Марьей Ивановой.

Пустой двор трапезника Александра Иванова. Был взят в солдаты по набору Никифора Румянцева.

Двор посвященного дьячка Савы Григорьева с женой Марфой Ивановой и детьми, тремя дочерьми Домной, Евдокией, Натальей.

Пустой двор вдовы нищей Парасковьи Ивановой жены бывшего пономаря Никиты Сидорова. Никита умер, сын Андрей взят в рекруты по набору Никифора Румянцева, вдова нищая Парасковья «скиталась в мире».

Пустой двор нищей старицы Настасьи. Она умерла «в давние годы».

Пустой двор бобыля Василия Карпова. Василий умер на «Олонецкой верфи», жена Улита «сощла в мир безвестно».

Пустой двор просвирницы Марьи Ивановны. Она жила с бобылем Степаном Обросимовым. Он умер «в давних годах». Вдова перешла жить во двор попа Дмитрия Пантелеева.

Изба бездворная нищей вдовы Харитона Михайлова жены Степанова с дочерью Зинаидой. Пустая изба бездворная Евлампии Степановой. Она «скиталась в мире» (13, л. 541 -542).

ПИЯЛЬСКИЙ ПОГОСТ. В деревне Олутинская две церкви: Вознесенья Господня и Святого Клемента. У церквей двор попа Дмитрия Михайлова с женой Ириной Конановой, дочерью Евдокией.

Пустой двор дьячка Федора Малафеева.

Двор посвященного пономаря Ивана Анкидинова с женой Евдокией Панфиловой и племянником Осипом Ивановым, с его дочерьми Натальей и Настей и вдовой Парасковьей Тихоновой.

Крестного монастыря пустой двор бобыля Петра Осипова. Он с женой Варварой, детьми Иваном, Григорием, Соломандьей «от хлебной скудности сбрели в мир безвестно».

Пустая изба бездворная Иоанна Смолина. Иоанн с женой умер, «а детей не осталось».

Пустой двор Марка Иванова. Он с женой Агрипиной жил во дворе Кожеозерского монастыря.

Пустое место Дмитрия Герасимова. Он умер.

Пустой двор Василия Кирьянова. Он с женой Ефсимеей и сыном Евдокимом умерли.

Двор крестьянина Алексея Васильева с женой Федорой Ивановой, детьми двумя сыновьями Федором, Григорием, племянником Никифором Кириловым, его матерью вдовой Марьей Кириловой.

Соловецкого монастыря двор крестьянина Ивана Петрова с женой Федосьей Никулиной, дочерью Пелагеей, вдовой Парасковьей Порошиной женой Фомина, подсоседником из Олонецкого уезда Панозерского погоста Егором Алексеевым, с детьми Андреем, дочерью Ефимией, зятем Аникеем крестьянином из Клещепольской волости, Семеном Ивановым крестьянином Крестного монастыря с Кожской волости, с сыном Яковом и племянником Никифором Андреевым, с его женой Ефросиньей и дочерью Евдокией.

Крестного монастыря двор крестьянина Афонасия и Федора Дмитриевых с женой Афонасия Дарьей Яковлевой, дочерьми Марьей, Марфой, двоюродным братом Федором, женой Гликерьей, детьми сыновьями Савой, Прокопием, Михаилом с тещей Афонасия Василисой Ивановой.

Пустой двор Афанасия и Федора Дмитрия детей Попова.

Пустой двор Григория Иванова. Он «от хлебной скудности сошел в мир».

Двор крестьянина Гаврилы, Ивана и Василия Артамоновых, с женой Гаврилы Агрипиной Филипповой, дочкой Марфой, с женой Ивана Дарьей Григорьевой и сыном Михаилом, Федором, дочерью Парасковьей, с женой Василия Федосьей, двумя дочерьми Пелагеей, Агафьей, с двумя двоюродными сестрами Марьей и Степанидой.

Пустых, два дворовых места. Жители «тех дворов умерли в давних годах».

Пустой двор Аникея Парфенова. Он с женой Ефрасиньей «от хлебной скудности убрели в мир». (13, л. 827-828).

По итоговым данным переписи 1712 года в Пияльском погосте насчитывалось 20 дворов, изб, келий и пустых мест. При описании погоста в переписи не были учтены монастырские дворы.

ВАЗЕНИЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Воскресения Господня, Пророка Ильи. У церквей двор попа Харлампия Агапитова с женой Марфой Петровой, с дочерью Февроньей.

Пустой двор посвященного дьячка Григория Исакова. Он жил во дворе Федора Иевлева.

Пустой двор пономаря Василия Севастьянова. Он «умре в давних годах», а жена его Елизавета с сыном Семеном «сошли в мир безвестно».

Двор Соловецкого монастыря, в котором жил половник крестьянин Крестного монастыря Вазеницкой волости из деревни Савинская Карп Ферапонтов с женой Вассой, с сыном Егором и дочерью Анной (13, л. 852).

ЧЕКУЕВСКИЙ ПОГОСТ. На погосте три церкви: Преображения Господня, Сретения Господня, Успения Богородицы. У церквей двор попа Василия Петрова с женой Гликерьей Федоровой, двумя сыновьями Михаилом и Иваном, четырьмя дочерьми Марфой, Марией, Анной, Тамарой.

Пустое место церковного дьячка посвященного Осипа Матвеева. Он жил в Нижнемудьюжской волости (13, л. 844).

По итоговым данным переписи 1712 года в Чекуевском погосте насчитывалось 6 дворов, изб, келий и пустых мест. При описании погоста в переписи не были учтены монастырские дворы.

КОЖСКИЙ ПОГОСТ. На погосте в деревне Макаринская церковь Святого Клемента папы римского. У церкви двор попа Фомы Михайлова с женой Гликерьей Михайловой, с сыновьями Иваном и Иваном «меньшим», дочерью Парасковьей.

Пустой двор церковного посвященного дьячка Михаила Григорьева. Он взят в солдаты по набору Никифора Румянцева, а жена его Епистимия Герасимова с сыном Михаилом ушли «в Двинской монастырь».

Пустой двор посвященного пономаря Артемия Михайлова. Он с женой Анкилиной Аникиевой, с дочерью Федорой «сошли в мир» (13, л. 781).

В Кожском погосте насчитывалось 6 дворов. При описании погоста не были учтены три монастырских двора.

МУДЬЮЖСКИЙ ПОГОСТ. В волости Верхняя Мудьюга церковь Пресвятой Богородицы. У церкви в деревне Ряхковская двор попа Данилы Семенова с женой Анной Гавриловой и детьми сыном Семеном, двумя дочерьми Марфой и Матроной, просвирницей Капитолиной Леонтьевой.

Двор посвященного дьячка Егора Васильева с женой Авдотьей Ивановой, двумя сыновьями Алексеем и Федором, дочерью Ириной, жена сына Алексея Мартемьяна Ильина, племянница Авдотья Андреева (13, л. 812-813).

В Мудьюжском погосте – семь дворов. При описании погоста не были учтены монастырские и пустые дворы.

МОНДИНСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Животворящей Троицы, Введение Причестия Богородицы. У церквей двор попа Алексея Никифорова с женой Парасковьей Аверьяновой с сыном Дмитрием и двумя дочерьми Федосьей и Устиньей (13, л. 801).

По итоговым данным переписи 1712 года в Мондинском погосте насчитывалось три двора. При описании погоста в переписи не были учтены два причетнических двора.

ПОЛЬСКИЙ ПОГОСТ. В Польской волости две церкви: Богоявления Дня, Рождества Пресвятой Богородицы. У церквей в д. Есинская двор попа Феопента Алексеева с женой Федосьей Степановой и детьми Филиппом, посвященным в пономари Михаилом, женой Филиппа Анной Григорьевой с сыном Георгием, дочерьми Еленой и Парасковьей, с Гаврилой и Петром Леонтьевыми.

Пустое место пономарское Филиппа Леонтьева. Он жил во дворе попа Феопента.

Двор монастырский, в нем жили два старца Дементий и Иохим, коровница вдова Капиталина Савина.

Двор посвященного дьячка Дмитрия Никифорова с женой Ириной Мелентьевой и детьми сыном Дмитрием и двумя дочерьми Авдотьей и Евдокией (13, л. 826).

В Польском погосте – девять дворов. При описании погоста не были учтены монастырские, бобыльские и пустые дворы.

ПОРОЖСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, «у той Покровской церкви предел святых апостолов Петра и Павла строение прихоцких людей». У церквей в деревне Острецова двор попа Сафрона Иванова, с детьми сыном Михайлом, Иваном, дочерьми Анной, Гликерьей, Устиной.

Двор церковный посвященного дьячка Петра Алексеева с женой Евдокией Яковлевой, сыновьями Григорием и Романом, с дочерьми Ириной, Вассой, Евдокией, женой Григория Натальей Никоновой.

Двор монастырский, а в нем жил старец Исаак и коровница Екатерина Ивановна (13,л .759).

ВОНГУДСКИЙ ПОГОСТ. На погосте церковь Пресвятой Богородицы в деревне Зиновьевская. У церкви двор попа Лазаря Григорьева с женой Гликерьей Гавриловой и дочкой Анной.

Пустой двор пономаря Михаила Софронова. Он жил в Порожской волости (13, л.770).

ПОДПОРОЖСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Животворящей Троицы, Богоявление Господня. У церквей двор Игната Михайлова с женой Евдокией Афанасьевой, детьми сыном Василием, дочерью Матроной (13, л.745).

УСТЬОНЕЖСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Успения Пресвятой Богородицы, «у той церкви предел один Иоанна Богослова второй Ильи Пророка» и другая церковь Николая Чудотворца. У церквей двор попа Петра Афонасьева с женой Натальей Семеновой, с сыном Иваном, дочерьми Марфой и Парасковьей, племянником Степаном, Гавриилом, ушедшим на «Мурманское море», с женой Степана Гликерьей Афанасьевой, женой Гавриля Улитой Лукиной, сыном Федором, а дети и племянники попа «непосвященные».

Пустой двор дьяка Филиппа Федорова и пономаря Степана Иванова. Ушли с семьями в «Сибирские Города» «от хлебной скудности».

Двор Крестного монастыря «для приезда архимандрита с братией», в том дворе живут старцы схимонах Серафим, монах Христиан.

Двор Крестного монастыря скотный, в нем живут старец Зосима.

Пустой двор сторожа Герасима. Он с женой Ефросиньей и сыном ушли «в Холмогорский уезд».

Двор крестьян Исаака и Ивана Кирилова, с женой Исаака Натальей Васильевой, женой Ивана Анной, сыном Борисом, с зятем Семеном Михайловым, с его женой Авдотьей Кириловой, с сыном Иваном, дочерью Марфой, с женой Ивана Ксенией Ивановой, с бобылем Никитой Нестеровым и его женой Федосьей Акимовой.

Пустой двор крестьянина Василия Леонтьева. Он «сшел в мир безвестно».

Пустая изба нищей старицы Евдокии. Она умерла.

Двор крестьянина Антипа Софронова с женой Евдокией, сыновьями Иваном, Степаном, Михаилом, с женой Ивана Евдокией Степановой, сыном Иваном, с женой Степана Меланьей Емельяновой, женой Михаила Меланьей Павловой, дочерью Евдокией.

Пустой двор Кирилова монастыря. Во дворе жил бобыль Григорий Еремеев, он «сшел в мир безвестно».

Пустой двор бобыля Тимофея Ефимова. Он «от хлебной скудности сошел в мир безвестно».

Пустая изба нищей старицы Агафьи. Она «выехала в Город Архангельск».

Пустой двор бобыля Павла Самойлова. Он с женой Марфой Васильевой «от хлебной скудности сошли в город Архангельск».

Пустой двор бобыля Михаила Евдокимова. Он «умер в давних годах», а жена его Ефросинья с сыном Никитой «сошли в Кольский острог».

Пустое место бобыля Егора Клементьева. Он «умер в давних годах», а сын его Афанасий «в мире скитается».

Пустой двор Герасима и Савы Аникеева. Они «сошли в мир безвестно».

Пустой двор Воскресенского монастыря. В нем жил старец Серафим (13, л. 728-729).

НИМЕНГСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Преображения Господня, другая Благовещения Пресвятой Богородицы, «в пределе Священномученика Клемента древяные строение прихоцких людей». У церквей двор попа Луки Анисимова с женой Натальей Елизаровой, зятем с «Покровской волости» Василием, с его женой Евдокией и сыном Иоанном.

Пустой двор пономаря Гаврилы Григорьева. Он с женой Кристиной и сыном Маноилом «сошли в Двинской уезд» (13, л. 718).

По итоговым данным переписи 1712 года в Нименгском погосте насчитывалось три двора. При описании погоста в переписи не был учтен «старицын» двор.

ВАРЗОГОРСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Введения Предчестия, Николая Чудотворца. У церквей двор попа Петра Михайлова с женой Евдокией Романовой и детьми двумя сыновьями Петром, Василием, дочкой Маремьяной, нищей вдовой Федорой Аникеевой женой монастырского крестьянина Пантелея Пешинина.

Пустое место церковное, в котором жил посвященный дьяк Севастьян Андреев. Он жил в Таймицкой волости (13, л. 712).

ТАЙМИЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Преображения и Сретения Господня. У церквей двор попа Алексея Прокопьева, с женой Натальей Аникиевой с сыном Иваном, дочерьми Марьей и Марфой, братом Яковом посвященным в дьяки с его женой Анной Степановой, сыном Михаилом, дочерьми Овдотьей и Парасковьей (13, л. 703).

ПОКРОВСКИЙ ПОГОСТ. На погосте церковь «древянное строение Крестного монастыря». У церкви в монастырском дворе жили поп, схимонах, старец, рядом стоял двор «скотцкой» (13, л. 710).

Период середины XVII – начала XVIII веков ознаменовался активным строительством новых церквей в Северном Поонежье (13, л. 703). За это время появились шесть новых погостов в волостях Польская, Вазеницкая, Кожская, Нижнемудьюжская, Вонгудская и «новопостроенный» Покровский погост. Впоследствии они становятся приходскими центрами. В старинных приходах: Шелековском, Городецком, Прилуцком, Пияльском, Чекуевском, Мондинском, Варзогорском, Нименгском, Надпорожском, Подпорожском, Таймицком, Устьонежском к уже существующим церквям пристраиваются новые церкви и часовни. Наиболее крупными остались Пияльский и Устьонежский погосты (таблицы 1, 2).

Литература

1. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII в. // Чтения при Московском университете. – М.: 1910. кн. I. 1909. I−VIII. С. 1-321; кн. 2. С. 1−311. кн. 3. С. 1 -46.

2. Веселовский С.Б. Село и деревня в северо-восточной Руси XIV-XVI вв. // Известия ГАИМК. – М. –Л.: 1936. Вып. 139. 166 с.

3. Витов М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI-XVII вв.: Из истории сельских поселений. – М.: Наука, 1962. 63 c.

4. Власова И.В. Сельские поселения в центральных районах русского Севера // Русский Север: Этническая история и народная культура XII-XX века. – М.: 2004. С. 37-92.

5. Воронин Н.Н. К истории сельского поселения феодальной Руси//Известия ГАИМК – Л., 1935. Вып. 138. 75 с.

6. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Обычное право. – М.: Русская типо- литография, Большая Дмитровка, 1884. Вып. I. 79 с.

7. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами: Х - начало ХХ вв. – М.: Наука, 1982. 224 с.

8. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований. – СПб: Типография И. Н. Скороходова, 1890. 568 с.

9. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Общее обозрение Онежского уезда, находящихся в нём приходов и храмов // Архангельские Епархиальные Ведомости. 1896. № 1. С. 1 -105.

10. Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. – Архангельск: Типография Правда Севера, 2007. 432 с.

11. Островская М. Cельское население Русского Севера в XV-XVIII вв. - Санкт- Петербург: Типография Главного управления Уделов, Моховая, 40, 1913. 96 c.

12. Побежимов А.И. Сельские поселения, погосты и монастыри Северного Поонежья в начале XVIII вв. // Материалы конференции «История и археология». – Санкт- Петербург, ноябрь, 2012. C. 215-227.

13. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 350, Оп. 1, Ед. хр. 168. Каргопольский уезд. 1712. Книга переписная посадских людей Турчасовского посада, церковнослужителей, монахов, дворцовых и монастырских крестьян Устьмошского, Мошинского, Турчасовского станов Каргопольского уезда. 882 л.

14. Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561 -1562 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. – Вологда, 1972. С. 370-471.

Источник: "Проблемы современной науки и образования" (Problems of modern science and education) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2013. № 2 (16), Москва 2013

Побежимов А.И.






  редактор страницы:


  дата последнего редактирования: 2015-07-03





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: