Публикация № 53Кянда    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Кяндский приход (1833 г.)

+Опись имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за1833 год.

В основании Кяндскаго прихода – две церкви.

Первая – во имя Богоявления Господня, построена в 1668 году тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, высотою 17 сажен, шатровая, с двумя главами чешуйчатыми, из которых – одна на церкви, другая – на алтаре.

В оном строении 14 окон с оконницами стеклянными, и с одним, на одном ставу (рядом с главным престолом) приделом во имя Святых Петра и Павла; с одною папертью и холодная.

Рядом вторая церковь во имя Благовещения Божией Матери, двухэтажная, построена в 1794 году, на каменном фундаменте, высотою в 16 сажен, с куполами и 6-ю чешуйчатыми главами, из них 5 – на церкви и одна – на алтаре. Обе церкви покрыты деревянными досками.

В оном строении 20 окон, с двойными стеклянными оконницами, из них 12 – с железными решётками, с одним, на одном ставу, приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью. В верхнем алтаре – церковь во имя Вознесения Господня.

При сих церквах колокольня, деревянная, шатровая, построена в 1774 году, высотою 16 сажен, с главою чешуйчатою. На ней 16 колоколов: один – 30 пудов, второй – 18 пудов, третий – 4 пуда, четвёртый - ?, пятый – один пуд, шестой – 30 фунтов. Вокруг церквей и колокольни ограда имеется деревянная.

До оной церкви во имя Благовещения Божией Матери была эта церковь на другом месте, в 15-ти саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освящённое место. При сих церквах иконоставы деревянные.

О землях церковных и разных угодьях

Земли церковные и разные угодья для поддержания причта находятся не в одном месте, а по разности, а именно:

Трестяной остров, на Карьем наволоке, Средний остров, Нижний остров, на Агма-ручье, в Лугу, на волоке, на Поддыбье, на Плоском наволоке, на оссеком, в Ключеватке, на Грязном наволоке, в Крестовом, за Пет-ручьём, на Чекши, на Жаровье, в долгих, на Токовом наволоке, на Домашнем наволоке, на оводках.

Об иконоставах и иконах

В церкви Богоявления Господня на Горнем месте – крест деревянный «Распятие Господа», со стороны – разные лики святых.

Образ «Знамения Божией Матери» с предвечным Младенцем. У Богоматери венец серебряный с цатой позлащённой, над венцом правка из мелкаго жемчуга числом 555 жемчужин, а на другой стороне – образ Нерукотворный.

Иконостас резной столярной работы, на тумбах со столбцами резными, а по верху золочёный и частично по низу украшен разными красками.

Царские врата с сенью и столбцами резными позлащёнными, в сени писана Тайная Вечеря, на вратах Благовещение и 4 евангелиста. Над сенью на столбцах два ангела золочёных.

По правую сторону Царских врат храмовый Образ Богоявления Господня, с киотом, с сенью резной золочёною; на нём 6 венцов, из коих три – с цатами, у ангелов то без цат; по бокам оклад серебряный позлащённый.

По левую сторону Царских врат Образ Божией Матери с предвечным Младенцем, на ней венец с цатой серебряной позлащённой чеканной. В нём камень сердоликовый, у Богоматери и Младенца три привеса небольших жемчужных, числом 1060 мелкаго жемчуга.

В приделе Св. Петра и Павла иконостас во всём подобен как в церкви Богоявления.

По правую сторону Царских врат Образы Св. апостолов Петра и Павла, на коих три венца серебряных с цатами позлащённые, по полям оклады серебряные и позлащённые и чеканные.

По левую сторону Царских врат Образ Богоматери с Предвечным Младенцем, на коем венцы с цатой серебряные позлащённые, чеканные, под венцами два убруса жемчужных небольших, числом 490 жемчужин мелкаго жемчуга; по краям оклад серебряный позлащённый басмянный.

В церкви Благовещения Божией Матери иконостав столярной работы крашенный разными красками и частью золочён.

По правую сторону Царских врат Образ Господа Вседержителя, на нём венец серебряный позлащённый с цатой. Храмовый Образ Благовещения, на нём два венца с цатами. У Саваофа венец без цат.

В приделе Великомученика Георгия — Храмовый Образ Великаго Георгия, на нём венец с цатой серебряный позлащённый. Иконостав во всём подобен «Благовещению».

В верхней церкви (этаже) Благовещения Божией Матери иконостава не имеется.

В вышеупомянутых церквах имеется пять иконоставов и пять жертвенников.

В церкви Богоявления Господня престол посвящён когда и кем — неизвестно. Светлый Антиминс на голубом атласе священнодействован Неофитом, епископом Архангельским и Холмогорским, лета от мироздания 7332, от Рождества Христова 1823 года, апреля в 23 день.

В приделе Святых Апостолов Петра и Павла престол посвящён когда и кем — неизвестно. Антиминс на белом атласе священнодействован преосвященным Иоасафом, митрополитом Новгородским и Вологодским, лета от мироздания 7208, от Рождества Христова 1700 года.

Святой престол и жертвенник в церкви Благовещения Богоматери, престол сей посвящён в 1726 году и освящён Крестнаго монастыря архимандритом Макарием 8 генваря 1726 года. Облачения на нём — гарнитура красного, а под оной прежняя одежда ситцевая с травами; покров штофа по красной земле, по полям ограждён красным гарнитуром.

Священный Антиминс на белом полотне священнодействован Преосвященным Иоасафаилом (Иоасафом, упр. Архангельской епархией с 2.12.1761 по 1.05. 1769 - ред.).

Святой престол в приделе Великомученика Георгия посвящён в 1796 году генваря 9 дня архимандритом Крестнаго монастыря Макарием.

Святой престол в церкви Вознесения Господня посвящён в 1802 году священником прихода отцом Василием Васильевым июня второго дня.

ГААО, фонд №463; опись №1; дело №34.

…В холодной церкви была богатейшая библиотека, в которой хранились ценные книги и документы: богослужебные книги, ноты, книги гражданской печати, бумажные письменные архивы (описи церковные, метрики, алтарные книги, росписи, клировые ведомости, приходно-расходные книги).

Книга о чудесах Святого Митрофана, вещи нужные к обрядам церковным: аналои для храмовых икон, кресты, чаши, блюда, хоругви, кропила. Ризы, подризницы, епитрахили, пояса, наручья, стихари, пелены аналойные.

Книги Московской печати, Минеи месячные, Новый и Ветхий Заветы…

В сём Кяндском приходе при вышеописанных церквах находилось налицо прихожан: 304 мужского пола и 348 женского пола, дворов — 107.

ГААО, фонд 463, опись 1, д. 35. 1833 год.

Составил: Сергей Головченко






  редактор страницы:


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: