Публикация № 502Рягово    (рубрика: История края)

Ряговская волость

В 33-х вёрстах к востоку от уездного города Каргополя, по Шенкурскому тракту находится первая деревня Ряговской волости – Лазаревская. Только эта, да лежащая против неё, за рекою, Стегнёвская деревни расположены на тракте; остальные затем удалены от него и, за исключением Козьминых Гор, все раскинуты при реке Волошке. На левом берегу, по течению реки, стоят деревни: Даниловская, Лещикова, Гусевская, Островецкая и Лазаревская; на правом – Лежубокова, Кононовская, Бор, Волокушка и Стегнёвская. Между крайними деревнями по левому берегу считается 6, а по правому – 5 вёрст. Козьмины Горы находятся в 17-ти вёрстном расстоянии от погоста к юго-западу. Церковь и три дома священно-церковно-служителей расположены между Даниловской и Лещиковой деревнями, в полувёрстном почти от обоих расстоянии.

О давности существования Ряговского прихода самое древнее письменное предание относится к 1602 году. При здешней церкви хранится рукописное Евангелие, надпись на котором говорит следующее: „Лѣта ЗPI февруарiа въ КѲ день (1) положилъ сiю книгу, глаголемую Евангелiе – престольное тетро къ Николѣ Чудотворцу въ домъ Лазарь Григорьевъ сынъ съ дѣтьми своими, а купилъ сiю книгу у Андрея Юрьева сына у Рiаговскаго дьяка, а дано на ней шестидесятъ алтынъ, а продалъ сiю книгу и подписалъ рукою своею самъ”.

Церковь Ряговская находилась прежде в деревне Даниловской. По словам крестьян Петра Копосова (85 лет) и Ивана Камбалина (79 лет), причиною перенесения её на ½ версты ниже по течению была река Волошка: протекая с северо-востока, она против деревни Даниловской поворачивает на юг; саженях в ста ниже поворота находится порог, называемый Никольским. Таким образом, текущая сверху вода, встречая сопротивление, с силою налегала на левый, песчаный берег, особенно во время весеннего разлива и, каждогодно понемногу осыпая его, стала, наконец, угрожать разрушением и самой церкви. Это предание подтверждается и тем, что с северной стороны от места бывшей прежде церкви ещё по сие время вымываются из земли человеческие кости; лет 15 тому назад крестьянин деревни Бору Евдоким Шилов под горою у самой воды открыл череп человеческой головы; следовательно, в прежнее время тут была площадь. На существование около церкви кладбища указывает ещё следующий случай: при постройке дома крестьянина Алексея Шипова, взрывая яму для хранения овощей, открыли колоду – гроб, высеченный из дерева.

От церкви, бывшей в деревне Даниловской, осталась резная икона Николы Можайскаго Чудотворца. По преданию она была престольною иконою; но вследствие Соборного постановления о недержании при церквах резных икон предками кр. Камбалина была спрятана в доме на чердаке, а потом вынесена в часовню, построенную во имя Николая Чудотворца, на месте бывшей прежде церкви.

Когда перенесена и долго ли существовала построенная на новом месте церковь, ни устных, ни письменных преданий не сохранилось; но известно, что она сгорела лет около ста тому назад. Доказательством сказанному служит следующее воспоминание, слышанное от нескольких лиц: приписывая сгорение церкви несчастливому выбору места, не угодному Богу, общество хотело избрать для постройки её другое место. А так как церковь здешняя находилась и находится в конце волости, то было желание общества перенести её в деревню Бор, как центральную по отношению к волости. Но старики Боровский, Петров и Тюриков восстали против желания общества, имея в виду, что, с постройкою церкви на Бору, их пахатную землю передадут во владение причту. Тогда крестьянином, по прозванию Баженом, подан был совет спустить по течению реки дерево, и где оно остановится, там и строить церковь. Говорят, что дерево остановилось против сгоревшей церкви; а потому опять и построили её на прежнем месте, отступив сажен 10 от пожарища. На столетнюю же давность указывает хранящийся в кладовой при существующей церкви подпрестольный крест, на котором написано, что она освящена 1789 года.

Построенные после пожара две церкви – тёплая и холодная отдельно, опять сгорели в 1824 году, от неосторожного обращения с огнём церковного сторожа Павла Пономарёва. Последний случай горения церквей помнят некоторые старики. В имеющейся при церкви описи, составленной 1831 года, сказано, что часть утвари церковной вынесена. Если принять во внимание, что уцелел упомянутый выше подпрестольный деревянный крест, то нужно заключить, что из холодной церкви всё было вынесено; а самое здание не могло быть спасено, потому что построено было очень близко к тёплой церкви.

В настоящее время здание церкви – каменное: западная половина – тёплая, правый придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя Николая Чудотворца; восточная – холодная, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, колокольня устроена над входом в церковь. Здание церкви небольшое.

Кроме существующих 11-ти деревень, выше деревни Лежубоковой, было селение Родники; жители из него переселились на Завару Андреевской волости; затем, ниже по Волошке были ещё деревни Поляшиха, Осташёвская, Гагарино и Кириловская; печища всех 5-ти деревень видны и по настоящее время. Разорение их и истребление жителей народная молва приписывает Чуди, которая, будто бы, проходя здесь, народ поедала, а имущество грабила.

В 15 вёрстах по направлению к Большой Шалге есть местность, называемая Версениха. Крестьянин деревни Островецкой Николай Ушаков сказывал, что в Версенихе есть огромная яма, свидетельствующая о том, что тут было здание. От предков своих он слыхал, что то было становище Чуди и что в трёх перестрелах от становища хранится клад, но в которую сторону от него – неизвестно. В 20-ти вёрстах от деревни Даниловской на правом берегу есть залив, называемый Мутихой, может быть потому, что вода в нём тёмная, как бы мутная. Передают, что и в Мутихе той же Чудью схоронен клад – затоплена лодка с металлами.

Относительно состоящих налицо деревень устное предание существует только об основании Козьминых Гор. Осенью два брата, крестьяне деревни Гусевской Козьма и Ефрем отправились на охоту; под вечер они заметили мерцание огонька, подошли к нему и увидели в ёлке икону Спасителя (Убрус), а пред нею теплящуюся свечу. Возвышенное, удобное для хлебопашества местоположение, кругом на необозримое пространство дремучий лес, изобилующий зверями и птицами, обретение иконы, свидетельствующее об особенном покровительстве Божием к тому месту, прельстили братьев-охотников, и они переселились туда на жительство. По имени одного из них деревня названа Козьмиными, а Горами – потому, что стоит действительно на горе. В ясный день видны из этой деревни: церковь и деревни Большешальского прихода, город Каргополь, церкви, лежащие около озера Лача: Ольгская, Никольская, Тихманская, Лекшморецкая. Явленная икона обитает в часовне на Козьминых Горах, построенной возле ёлки, в которой была обретена. Ёлки той не существует: она сгнила от времени. 2 февраля и 16 августа ездит на Горы Ряговский причт, служит всенощное и молебен, и стекается много народа из соседних волостей. 2 февраля сбираются преимущественно жители своей волости – погостить у Горян. 16-го же августа много богомольцев приходитъ из Ольги, Замошья, Вохтомы, Вадьи – прямо болотами и из г. Каргополя – чрез Рягово. Стечение народа простирается до 400 человек; свечной и кошельковый доход бывает до 30 руб. Но нужно заметить, что только в сухое лето, когда возможна ходьба по болотам. Езда в экипажах чрез Рягово хотя и возможна в сухое лето, но так трудна, что для людей, не считающих себя способными пройти девять вёрст по перекинутым чрез болотистую дорогу мостам, лучше оставить богомолье до зимнего пути, как и поступают некоторые. Но и зимний путь имеет свои тернии и волчцы: каждому богомольцу желательно, по крайней мере, отслужить молебен Всемилостивому Спасу; для этого необходимо везти туда причт; да хорошо ещё, что он свободен; в противном случае и благое желание останется без исполнения.

(1) Лета 7110 февраля в 29 день.

Ряговская волость (Олонецкой губернии Каргопольского уезда). (Корреспонденция) // Олонецкие губернские ведомости. 1885. № 67. С. 602 – 603.






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: