Публикация № 221Каргополь    (рубрика: Разное)

Анатолий Попов

«Никитин», старший брат «Гоголя»

Наверное, в каждом районе нашей области есть что-то историческое, о чём люди не забывают десятилетиями и передают об этом из поколения в поколение. Например, в Каргопольском районе до сих пор помнят о колёсном пароходе «И.С. Никитин», который ходил по реке Онеге, озеру Лаче и реке Свидь более полувека.

Судно сюда пришло из Вологды в 1904 году под названием «Александр Ошевенский» (это был местный святой средневековых времён). В общем, старший брат и теперь действующего в центре судоремонта «Звёздочка» парохода «Н.В. Гоголь». Как и все колёсные пароходы того времени, работал на дровах, обеспечивая грузопассажирские перевозки. Конечным пунктом в расписании была деревня Горка (где провёл дет-ские годы редактор «Северного рабочего» Николай Кочуров), но фактически останавливался на полтора километра ниже по течению в деревне Астафьево, так как дальше начинались пороги.

Старожилы вспоминают, что в канун Октябрьской революции местные большевики, среди которых якобы находились несколько членов команды колёсника, нередко использовали его для доставки антиправительственных газет и листовок по деревням. После октябрьских событий пароход был назван в честь крестьянского поэта Ивана Саввича Никитина. И принадлежал не частному судовладельцу, а государству.

В годы Великой Отечественной войны пароход царской постройки выполнял не только народнохозяйственные задачи. На нём ходили курсанты военного пехотного училища, переведённого из Великого Устюга в Каргополь, и несколько раз высаживались на берег Лаче в поисках немецких лазутчиков. Во время одной из операций фашисты стреляли по пароходу.

Все минувшие десятилетия колёсник был надёжным связующим звеном между районным центром и каргопольской глубинкой. К счастью, жив последний капитан судна Борис Петрович Подрезов, отметивший недавно своё 80-летие (а вот его коллега Пётр Михайлович Голованов, чьи родственники живут в Северодвинске, скончался). Старый речной волк вспоминает:

— Судно никогда не пустовало, каждый рейс заполнялся пассажирами и грузом. Палуба ломилась от бочек с треской, мешков с мукой, крупами и сахарным песком. Нередко сельчане возили и домашнюю живность. На каждой пристани нас встречали десятки людей. За всю историю существования судоходства на Онеге в нашем районе «И.С. Никитин» был единственным колёсным пассажирским судном. Потому-то люди о нём помнят, особенно старшее поколение.

Борис Петрович пароходом командовал почти десять лет. В 1960 году колесника заменил скоростной теплоход, который, увы, названия не имел, а только номер. «И.С. Никитина» утилизировали. Говорят, капитан со слезами на глазах смотрел, как умирало его судно. Именно он настоял на том, чтобы паровой котёл, который служил колёснику десятилетиями, передали в городскую баню.

Есть у Бориса Петровича мечта увидеть в городском музее уголок, посвящённый пароходу. Чтобы были здесь макет «И.С. Никитина», спасательный круг и, конечно же, якорь.

http://nworker.ru/2012/9/5/nikitin-starshij-brat-gogolya.html

Анатолий Попов






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (tutor2015@yandex.ru)



  дата последнего редактирования: ранее 2014 года.





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: