Публикация № 1341Архангело    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Мёртвые тела лежали в трапезной неделю

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня у нас далеко не самое приятное чтиво – но, что поделаешь, история – это не всегда сплошное удовольствие; это ведь не мешает нам по-прежнему пламенно любить свою Родину – ведь верно?

Сначала я расскажу немного об обстоятельствах нахождения данного документа. В настоящее время я занимаюсь Троицкой церковью села Троицкого Некрасовского района Ярославской области (https://vk.com/bersenyovo) и, среди прочих, меня заинтересовало такое вот дело: ГАЯО. Ф.230. Оп.13. Д.5542 «Дело об отрешении от должности священника церкви с. Троицкое-Берсенево Ярославского уезда Михаила Федорова, временном увольнении дьякона Алексея Петрова в Ярославский Спасский монастырь и наказании плетьми дьячка Андриана Петрова и пономаря Якова Михайлова 1773–1774». Что же там произошло такое, что весь причт наказали? Воображение рисовало самые страшные картины. Но оказалось всё хоть и мерзко, но далеко не так страшно, как мы могли бы подумать на основе опыта ХХ века. «Всего-то» пропал, не дождавшись погребения, труп младенца. И вы, конечно, спросите, причём здесь Онега?! – А в деле том в качестве прецедента приводилось решение Синода касательно бесчинств священника Архангельского прихода Каргопольского уезда Олонецкой губернии Василия Иванова.

Тяжело читать документ XVIII века, продираться сквозь дебри допушкинского языка, вникать в его витиеватые конструкции. Кроме того, не всё читается в документе. Поэтому некоторые слова восстановлены по смыслу.

Надо подчеркнуть, что эта история показывает уровень нравов в церковной среде того времени, и этот уровень несравним, например, с помещичьим. Достаточно назвать приснопамятную Салтычиху, доведшую до смерти десятки человек. И страшно не только то, что Салтычиха зверски убивала – она была больной – а то, что система её покрывала и она так бы и избежала наказания, если бы не отчаянная челобитная Екатерине II. Именно благодаря ей случай и стал известен, а сколько так и остались безнаказанными? Не стоит обольщаться и насчёт крестьянства, которое собой образцов нравственности также не являло; оно в отличие от помещиков было менее свободно в своих действиях и желаниях; для проявлений нечеловеческих качеств у него было гораздо меньше возможностей.

Автор благодарит за помощь в поиске документа Д. Н. Чекмасова, главного архивиста ГАЯО.

Итак, сам документ:

* * *

А в кормчей книге, в хиротонии дающейся священникам, между прочим напечатано: «убогих сирот или болеет кто, или умрет, или родит жена – слышав, и не зван, иди сшедшего нас ради с небес буди стражден и нощь с крещением и покаянием, и с причастием младенца крестив, и всякого человека причастие дай. Аще ли кого изгубиши леностию и нерадением – мука их на тебе взыскана будет».

В присланном декабря 11-го дня 772-го года указе ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА из святейшего правительствующего Синода к его преосвященству написано: оного 772 года августа дня присланным святейшему правительствующему Синоду Новгородской епархии викарий преосвященный Антоний епископ Олонецкий доношением представлял, что согласно святейшего синода указа по представленному во оном из Каргопольской воеводской канцелярии доношении о непорядочных поступках, разорениях, взятках и о причиненных обидах крестьянам Архангельской волости Каргопольского уезда священника Василия Иванова, следствие при депутате из оной канцелярии произведено. А по тому следствию означенный священник Василий Иванов оказался виновным в следующих винах: 1е. В домогательстве излишков за погребение мертвых тел; а именно: той же Архангельской волости с сестры крестьянина Андрея Пядышева требовал складень резной работы ценою в два рубля пятьдесят копеек; с мужа Катерины Яковлевой (нрзб) Петрова пятидесяти копеек. 2е. А за неполучение оных требуемых им, священником взяток, тем двум мертвым телам чрез неделю погребения не учинил; и от того происходил не только что злосмрадный дух и кровь пересадная изтекла из тел на лавки и на помост, где те мертвые тела положены, но и черви на телах были. 3е. Упоминаемым мертвым телам им же, священником погребение учинено с младенцем женска полу, привезенным крестьянином Иваном Пядышевым. Младенческого и обыкновенного каждения не имелось. 4е. Отправленному из Каргопольской воеводской канцелярии штатной команды прапорщику Гуляеву о числе умерших от кровавого поноса (болезни, по свидетельству посланных из правительствующего Сената доктора Реущерта и лекаря) не нашлось известия. По призыву чрез крестьянина Ивана Пядышева и пристава Семена Рувимова, не далее в бытность оного прапорщика в Архангельской волости. Привезенных крестьянином Иваном Евдокимовым младенцем дву женска пола Августа от «19-го» по «24-е», на коих уже и черви были – погребения не учинил. И, хотя-де оной священник при следствии как в требовании им взяток у крестьянина Андрея Пядышева резного складня, а с женки Катерины Яковлевой пятидесяти копеек и в прочем – запирался; и по доказательству оных Пядышева и женки из представленных ими свидетелей той же Архангельской волости, кроме трапезника Андрея Андреева крестьян Василия Солдатова, Григория Шерехина (из коих на трапезника якобы он с женою его Ириной Андреевой и братом бывым понамарем Федором Андреевым покрал и его, священника пожитки) и имелись приводом в Каргопольскую воеводскую канцелярию, чего по справке в той канцелярии не явилось, из крестьян Салдатова и Шерехина за ближним родством не слался. Но дьячек Андрей Никитин, которого он, священник от свидетельства не отвел, о показанном требовании им, священником от Пядышева складня, а от женки Яковлевой пятидесяти копеек объявление слышал. Да и что показанные мертвые тела им, священником чрез неделю не погребены и черви на оных были – точно показал. Также и представленные от священника Иванова якобы в неимении от оных мертвых тел злосмрадного духа и истекшей из них кровавой пересады во свидетельство выборные государственных волостей Иван Бросин Волосовской, Стефан Душин Троицкой, Алексей Овчинников с присланным из Каргопольской воеводской канцелярии сержантом Падориным и прочими, яко в церковной трапезе злосмрадный дух и на дву лавках пересадная кровь, теклая ручьями на помосте была, осмотром своим засвидетельствовали. О погребении ж вышеобъявленных двух мертвых тел обще с привезенным крестьянином Иваном Пядышевым младенцем женска пола младенческим погребением, коим и каждения не было никакого – он, священник оправдания не принес. А к прапорщику Гуляеву по призыву его в земскую избу не пошел и о числе умерших известия не дал якобы за излишнем написанием в число умерших дву человек и тогда умерших же реченного Пядышева дву младенцев по представлению прапорщика |л.46об.| Гуляева долговременно не погребал, на каковых по свидетельству дьячка Никитина солдата Овдохина и сотского Коротаева были уже и черви в том он, священник, свидетелми как реченным дьячком Никитиным, так и трапезником Никитиным изобличен «С(нрзб) кроме вышеписанного оной же священник при том следствии самоизвольно признался, что живущий на погосте вдове Евдокии незаконнорожденный ее мледенец без крещения помре, якобы за непринесением оного в церковь к крещению.

И для того оный преосвященный олонецкий мнением своим присуждал означенного сщенника Василья Иванова за вышепрописанные его вины послать в Ошевенской (нрзб) (м-рь - монастырь?) под начал без священнослужения на пять лет; считать во оное и те годы, которые он под запрещением священнослужения обращался под следствием. А после того быть ему священником в Каргопольском Успенском (за?)штатном девичем монастыре, в котором и праздная священническая вакация ныне имеется. На место же его в Архангельскую волость во священника изобрать из диаконов или дьячков и пономарей достойного. А что-де при упоминаемом следствии крестьяне предписанный Иван Якимов Пядышев, Семен Петелин, Василей Борисов, Алексей Маслинских, Дмитреи Вуколов, женка Дарья Андреева и протчия сто три человека показывали на оного священника за венчание и крещение младенцев, и за погребение мертвых тел взятки |:коим при оном доношении и реэстр приложен:| оное имеется сверх предписанного из святейшего синода указа и принято следователями – с указом н(нрзб)гласно (несогласно?), потому что об оном от показанных крестьян в каргопольскую воеводскую канцелярию в подаче доношения не имеется. А понеже оной священник Иванов (нрзб) вышепрописанному обстоятельству как в домогательстве взятков, так и в долговременном мертвых тел непогребением, отчего и к заразительной болезни опасность быть могла весьма – виновным состоит.

|л.47| Того ради по указу ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА святейший правительствующий синод ПРИКАЗАЛИ оного священника Василья Иванова за таковые его вины лишить священства вовсе и отослать в светскую каманду для определения куда годен явится. А дабы об оном и прочих епархий священно- и церковнослужители знали и от таковых беззаконных поступок воздержались – о том, как к означенному преосвященному Олонецкому, так и к синодальным членам и епархиальным преосвященным архиереям послать указы. (другим почерком: и посланы. Волков. Весь документ заверяет подпись: Иван Усов).

(ГАЯО Ф.230. Оп.13. Д.5542. Л.45-47.)

Дмитрий Вадатурский,

младший научный сотрудник Института Наследия

специально для OnegaOnline.ru

18.02.2021


Послесловие редактора сайта

Благодарим Дмитрия за интересный материал (как и за многие другие, опубликованные ранее на Онеге Онлайн), а также за вклад в развитие и популяризацию нашего сайта и истории Онежской земли в целом.

Описанный выше случай также упомянут историком Владимиром Васёвым в книге "Поонежье: прошлое и настоящее", но вкратце и без локализации места, где происходили события (указан только Каргопольский уезд); теперь же мы знаем, что речь шла об Архангело. Надо полагать, что тела покойных лежали в прежней Сретенской церкви, сгоревшей в 1795 г. (на месте которой в 1803 г. построен ныне существующий Сретенский храм), так как другая церковь - кубоватая Михаило-Архангельская 1715 г., как известно, холодная - т. е., без трапезной.

Стоит отметить, что белое духовенство в России почти до конца XVIII века находилось на таком же бесправном положении, как и крестьянство, в особенности это касалось священников и других членов причта сельских приходов: они платили подати наравне с крестьянами, подвергались всевозможному унижению со стороны церковного начальства и власть имущих, а при малейшей провинности - наказанию кнутом, за более же серьёзные проступки следовало заключение в архиерейскую или монастырскую тюрьму (с заковыванием в многопудовые цепи и кандалы). При этом какого-либо жалованья из казны священник практически не получал, и таким образом, материально полностью зависел от крестьянской общины. При Екатерине II телесные наказания священников и дьяконов были отменены указами, соответственно, от 1766 и 1771 гг. (в оригинальном тексте представленного выше дела также содержится ссылка на один из них: "По именному ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА высочайшему 766-го году указу велено взыскания чинить, соображаясь по духовенству с человеческими немощами и с добрым в священстве поведением, почему и исправления возлагать умеренные: епитимьями или деньгами на богадельни при домах архиерейских" |Л. 45|. Однако материальное положение сельского приходского священства по-прежнему оставалось тяжёлым, хотя государство и принимало меры по его улучшению. Как отмечает Васёв, "социально угнетённое положение низших слоёв белого духовенства приводило к их деградации; процветало пьянство, поборы с прихожан, что не способствовало росту авторитета церкви в народе" (Васёв В. Н. Поонежье: прошлое и настоящее. – Вельск: Вельти, 2008. С. 265-268). Всё это, конечно, никаким образом не оправдывает преступления священника Василия Иванова, но, в некоторой мере объясняет причины, которые могли привести к такому положению дел. - И. Л.






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (1987iel@gmail.com)


  дата последнего редактирования: 2021-02-20





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий В-й,  E-mail: vda-1987@yandex.ru


Давно хотел написать что-нибудь для ОнегиОнлайн, но что я мог сюда привнести нового? Чем мог удивить аудиторию? И вот, случилось!

Надо признать, что я (верующий человек) жил в советской парадигме с жирующими попами и этаким нескончаемым "Чаепитием в Мытищах". А вот, оказалось, что и нескольким крестьянам можно без труда наказать своего опостылевшего попа.







Ваше имя: Ваш E-mail: