Публикация № 1322р. Онега    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Путевые заметки епископа Мисаила

о приходах и монастырях Каргополья и Средней Онеги

Преосвященный Мисаил (в миру Михаил Иванович Крылов, 1837-1919) служил на кафедре Олонецкой Епархии с 1905 по 1908 гг. Его перу принадлежит ряд работ по истории церкви («Заслуги и значение северных русских монастырей в исторической судьбе России», «Московский мужской Симонов монастырь» и др.), а также сочинения духовно-нравственного характера («Как помочь душам умерших»).

Особый исторический интерес представляют «Путевые заметки», написанные во время поездок по епархии и содержащие краткое описание отдельных церковных приходов и монастырей. Рассказ о поездке 1907 года, в ходе которой епископ Мисаил посетил Каргопольский и Пудожский уезды, публиковался в Олонецких Епархиальных Ведомостях в конце 1907 – начале 1908 гг.

Каргопольского уезда — Кирилло-Челмогорская пустынь расположена между двумя небольшими озёрами. Там два храма: каменный и деревянный — оба небольшие: первый трёхпрестольный, сырой, в алтаре и среди храма по местам штукатурка отпала; ограда каменная, стоившая 8000 руб. Для помещения братии, кухни, столовой, приёма богомольцев, кладовой и прочих принадлежностей имеются четыре деревянных корпуса.

Пустынь малолюдна и малозначительна для посетителей. В ней 2 иеромонаха один из них управляет монастырём, 2 иеродьякона, один из них 9 раз был перемещаем из одного монастыря в другой, 5 монахов, из коих одному 77 лет, другому 69 лет, третьему 65 лет, и несколько богорадников — всего 15 человек. В обители имеются мощи преподобного отца Кирилла, почивающие под спудом. Божественная литургия совершается только по праздничным дням, в прочие дни служится полунощница и повечерие. Пение слабое. Утварь и ризница средственные; библиотека малая. Там нет ни школы, ни благотворительного учреждения. Не завидно и внешнее положение пустыни. Денежного капитала билетами и наличными только 3182 руб. по книгам; при этом оказались долги в лавках за съестные припасы в несколько сот рублей. По ревизии, произведённой в прошлом 1906 году священником Д. Островским — членом духовной консистории, пустынь эта, как по внешнему, так и по внутреннему устройству найдена в печальном положении. И доселе Челмогорская пустынь не упорядочена. Временно управляющий пустынею иеромонах Дионисий из крестьян, малограмотный, грубоватый, нераспорядительный и вообще неспособный к управлению монастырём, сам просил духовную консисторию об увольнении от управления пустынею, о том же просил и Владыку лично. Дело о сём передано на рассмотрение и распоряжение духовной консистории.

Злосчастна судьба Челмогорской пустыни. Как видно из истории, она была приписываема к Каргопольскому Спасскому монастырю, то была упраздняема, то опять приписывалась к Ошевенскому монастырю в 1845 г., то опять вновь открыта.

Каргопольского уезда – Лядинский приход; в нём две деревянные церкви, построенные усердием прихожан — обе древние, не раз были возобновляемы; в них пять престолов. Утварь и ризница достаточные — две ризы новые, прочие поношенные; библиотека неважная, но пополняется; пение церковное совершалось учениками земской школы, под руководством псаломщика, не худо. Документы в порядке. Прихожан 1507 душ обоего пола. Причт двухчленный. Церковной земли имеется 41 десятина. Жалованья причту положено 525 руб., да доходу годового получается свыше 100 р. Члены причта живут в собственных домах. Содержание причта посредственное. В приходе существуют две земские школы. Церковно-приходского попечительства не открыто, о чём можно пожалеть. Часовен в приходе пять, все они деревянные, построенные на средства прихожан. Причт исправный и благонадёжный.

Печниковский приход. Там две церкви деревянные — обе сгорели дотла нынешним летом. Служба Божия совершается в построенной вновь часовне среди села. Предположено устроить временную церковь при помощи Земства. Затем построить новую церковь при содействии усердии благотворителей. На построение церкви погорельцам пожертвовано Владыкою несколько десятков рублей.

Сгорели церковные документы — обыскная книга и летопись церковная. Прихожан 1564 души обоего пола. Причт, состоя из 2-х членов, заботливый и благонадёжный. Церковной земли имеется узаконенное количество. Жалованья причту положено 525 р., доходу от прихожан получается в год немного больше 100 руб. Дом для священника общественный, а для псаломщика его собственный. Содержание причта посредственное. В приходе существуют: земская школа и две часовни деревянные.

Павловский приход. Церковь деревянная древняя, потерпевшая много горя; она долгое время была приписною; в 1898 году преобразована в самостоятельную. Прихожан 824 души обоего пола. Утварь и ризница небогатые, библиотека незначительная; пение церковное исполнялось учениками земской школы. Земли при церкви 33 десятины. Причт из двух членов. Годового жалованья положено священнику 500 р., а псаломщику 150 руб. в год. Псаломщик 60 лет болен ногами и мало способен к пению церковному. Для помещения причта имеется общественный дом двухэтажный. Содержание причта посредственное. В приходе две часовни и одна школа земская.

Древний г. Каргополь, расположенный на левом берегу реки Онеги, имея городских церквей с приписными, домовыми и кладбищенскими, больше 20, представляет внешнюю красоту, так что по справедливости надо сказать, — в Олонецкой епархии нет подобного городка по числу церквей. В городе Каргополе по новому календарю считается 3000 жителей, расстоянием от губернского города Петрозаводска в 608 вёрстах. В г. Каргополе два монастыря — мужской и женский. (Подробнее о храмах и монастырях Каргополя читайте здесь: http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=1323).

Полуборский приход, Каргопольского уезда. Прихожан там обоего пола 1322 души. Храм каменный двухэтажный, построенный в 1802 году тщанием прихожан, шестипрестольный, внизу мрачно, вверху храма видны по местам большие трещины, требующие архитекторского осмотра. Храм содержится неопрятно. Колокольня каменная снаружи неблаговидная, хотя недавно ремонтированная: штукатурка во многих местах отпала. Утварь и ризница скудные; библиотека малая. Документы в целости; летопись церковная пишется очень кратко. Причт из 2-х членов. Земли при церкви больше неудобной, чем удобной.

Священник помещается в церковном доме, а псаломщик — в собственном. Содержание причта неудовлетворительное. В приходе имеются два земских училища; в них обучается 32 мальчика и 8 девочек. Четыре часовни с незначительными доходами. Причт одобрительного поведения.

Приход Чурьегский; в нём две церкви — обе деревянные, 4-х-престольные, построенные на средства прихожан в половине 18 столетия, но крепкие, так как не раз были ремонтированы. Прихожан обоего пола числится 1535 душ. Прихожане усердны к храму Божию: ими пожертвовано в разное время на благоустройство церквей больше 4000 руб. Утварь и ризница неважные, но достаточные; библиотека очень скудная и слабо пополняется. Причт из 2-х членов — священника и псаломщика. Земли при церкви узаконенная пропорция. Жалованье от казны положено священнику 400 рублей, а псаломщику 125 руб. в год. Священник помещается в общественном доме ветхом, а псаломщик — в своём собственном доме. Содержание причта посредственное, пение церковное, под руководством местного священника А. Поповского, исполняет многочисленный хор, состоящий из любителей церковного пения — мирян и школьников земской школы; поют громогласно и благолепно.

В приходе две школы: церковно-приходская и земская, семь часовен. Там, при помощи приходского священника А. Поповского ревностного и старательного, учреждено общество трезвости. Документы церковные в целости и сохранности: летопись ведётся только с 1876 года. Причт, при отличном поведении и прилежании вполне благонадёжный.

Приход Речно-Георгиевский; в нём две церкви: одна деревянная, другая каменная, не вполне устроенная на средства Санкт-Петербургского купца А. Б. по плану. Утварь церковная скудная: ризница неважная, но по количеству достаточная: пение церковное, совершаемое одним псаломщиком, слабое: библиотека малая и мало пополняется. Прихожан обоего пола 1256 душ. Причт двухчленный. Земли при церкви узаконенное количество. Жалованье от казны положено священнику 400 р., а псаломщику 125 руб. Священник помещается в общественном доме, псаломщик имеет собственный дом на церковной земле. В приходе две школы: земская, в которой обучается 32 человека, и церковно-приходская школа грамоты; в ней обучалось только 6 мальчиков и 4 девочки; три часовни неважные.

Документы церковные в порядке. Причт исправный.

Александро-Ошевенский мужской трёхклассный монастырь общежительный, Каргопольского уезда. Там почивают мощи преподобного Александра, угодника Божия, в нижнем этаже летнего большого храма. Мы прибыли туда поздно вечером, но масса народа, собравшегося видеть своего Владыку, возбудила его помолиться пред св. мощами преп. Александра вместе с народом. Молебен совершён был соборне монастырскою братиею торжественно и умилительно; после молебна Преосвященный благословил народ вне храма Божия, на дворе монастырском.

Внешее и внутреннее устройство монастыря. Монастырь, основанный в XV столетии, за продолжительный период времени имел многие перемены, неблагоприятные и приятные: были нестроения в монастыре, по предречению преподобного Александра. В Ошевенский монастырь приходили священники, клирики, монахи и дворяне, которые, пожив недолго, уходили и уносили из монастырского имущества кто что мог; так было разграблено всё имущество; земельные же владения стали расхищать соседние крестьяне. С расстройством хозяйства оскудели и средства содержания, так что иноки принуждены были разойтись (сведения историков). При опустелых церквах, по сказанию историков, оставалось только пять иноков, но и те были частью больные, частью преклонные возрастом, старцы. Оставшиеся часто горевали и не знали, как избавиться от бедности; происходили пожары, разрушавшие устроенное, но по молитвам преподобного отца Александра обитель поддерживалась и восстановлялась.

В настоящее время монастырь имеет каменную ограду, внутри два храма: один из них каменный двухэтажный 6-ти-престольный; колокольня при нём каменная; другой храм одноэтажный деревянный пятиглавый. Надь св. вратами монастырскими ещё пристроен третий небольшой храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Внутри монастыря находятся: 3-х-этажный каменный корпус настоятельский; внизу корпуса братская кухня и трапезная. Для помещения братии и приезжающих богомольцев имеется деревянный одноэтажный корпус; ещё братский каменный корпус одноэтажный, есть бани и др. служебные здания. Вне ограды скотный двор со службами и странноприёмница. В 9 вёрстах от монастыря есть приписная Спасопреображенская Озёрская пустынька с деревянною церковкою и таковою же колоколенкой. Bсе церкви требуют с внешней и внутренней стороны значительной ремонтировки; в настоятельском корпусе и братских кельях двери, рамы и стёкла требуют переделки; печи, как в церквах, так и в жилых комнатах, нужно перекласть.

Состав братии монастырской небольшой, а именно: управляющий монастырём иеромонах Антоний, представительный, распорядительный и обладающий хорошим голосом, и 5 иеромонахов, в числе их два, по болезненному состоянию и преклонности лет (одному 76 лет, а другому 61 год) не могут совершать богослужение; все иеромонахи малообразованные; иеродьяконов 4, схимонах Памва 72 лет, 3 монаха из крестьян, 1 послушник указный и 14 богорадников.

Богослужение совершается ежедневно по уставу монастырскому, чинно; пение столповое, хотя не всегда, с канонархом, стройное и располагающее к молитве предстоящих. Настоятель, обладая отличным голосом и зная церковное пение, принимает живое участие в нём, и этим самым поднимает и поддерживает энергию в певцах.

Ризница приличная и содержится в порядке; утварь церковная хорошая; библиотека монастырская, состоящая, по преимуществу, из книг духовного содержания, достаточная и тоже упорядоченная заботливостию управляющего монастырём о. Антония, и она ежегодно пополняется книгами и журналами духовными. В библиотеке имеются свято-отеческие творения: Василия Великого, Тихона еп. Задонского, а также — сочинения догматического, нравственного и исторического содержания. Приходо-расходные книги ведутся исправно и своевременно. Жизнь братии монастырской безупречная. О. настоятель монастыря Антоний пользуется среди насельников монастырских полным доверием и любовью, сам исполнительный и строгий к себе, умело руководит братиею, а старец-духовник о. Павлин служит хорошим помощником о. настоятелю.

Хозяйственная часть монастыря небогатая. Там есть землепашество, но хлеба своего достаёт только на полгода, есть сенокос, но тоже не вполне удовлетворительный, скота в монастыре имеется: 10 лошадей, 30 коров с малыми. Не в большом количестве имеется строевой и дровяной лес, есть рыболовство, которое мало развито вследствие отдалённости озёр; имеется водяная мельница. Денег билетами налицо состоит свыше 23 000 рублей.

Близ Петербурга устроено подворье монастырское с часовнею, но оно никаких доходов, кроме долгов, пока не приносит.

Вообще монастырь, по своему местоположению и устройству внутренней жизни, производить приятное впечатление на посетителей; по временам привлекает к себе большое количество богомольцев. Верится, что св. обитель сия, охраняемая святым её создателем преп. Александром Чудотворцем, благотворно будет влиять на окрестный Каргопольский край. Дай Бог!

Ошевенский приход, Каргопольского уезда. Храм Божий, построенный в 1787 г. тщанием прихожан, деревянный; в 1906 году отремонтирован на средства прихожан, по внешности приличный. В храме три престола, но по количеству прихожан обоего пола в 3675 душ храм маловместимый. Состав причта из пяти членов — 2 священника, 2 псаломщика и один дьякон. Утварь церковная неважная; ризница поношенная; библиотека малая. Документы ведутся исправно и хранятся в целости. Причт благонадёжный. Пение церковное довольно стройное. Земли при церкви пахотной и сенокосной только 32 десятины; земля недоброкачественна.

Для помещения членов причта имеются три дома церковные, приобретённые прихожанами. Жалованье от казны положено: свяшенникам по 400 руб. каждому в год, псаломщикам по 125 руб., a дьякону — 200 руб.; сверх сего члены причта все пользуются вознаграждением за школьные труды и процентами на причтовой капитал, пожертвованный благотворителями и доходами от прихожан. Содержание причта достаточное. При церкви имеется 15 номеров лавок деревянных, устроенных прихожанами; доходу от них получается 20 руб. в год. В приходе 7-мь часовен; в них богослужение совершается редко; там три земских училища и две школы церковно-приходские; из них одна женская. В этих пяти школах обучается до 180 человек. При церкви библиотеки две: благочинническая и церковная, — обе снабжены книгами в немалом количестве; ежегодно они пополняются духовными журналами.

Троицкий православный приход. Архиерея не было там 9 лет. Две церкви каменные, построенные в XVIII веке тщанием прихожан; одна из них двухэтажная; в 2-х церквах девять престолов. На средства прихожан, благотворителей сторонних, при помощи церковных сумм, церкви не раз были ремонтированы, но, несмотря на это двухэтажный храм требует нового ремонта, так как в стенах его заметны щели от осадки, или от разорвавшейся железной связи в алтаре. Прихожан обоего пола 4800 душ, в том числе раскольников 166 душ. Причт состоит из пяти членов — 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Земли при церкви больше 80 десятин. Для помещения причта имеются два дома со службами: один из них ветхий. Членами причта получается жалование и доход от прихожан в достаточном количестве. Утварь и ризница церковные скудные. Библиотека церковная миссионерская в удовлетворительном состоянии: книги выдаются и на дом желающим почитать: библиотека содержится в порядке. Пение церковное исполняется любителями оного, совокупно с мальчиками и девочками школьными, довольно хорошо. Документы церковные в целости и исправности; летопись церковная, заведённая в 1867 году, ведётся довольно полно. Денег билетами и наличными находится в сундуке сохранном до 2000 рублей.

В приходе церковных школ нет, а есть пять начальных земских училищ с небольшим числом учащихся мальчиков и девочек в каждом из них. 14 часовен, по желанию и усердию прихожан построенных. При встрече Преосвященного народу было очень много.

Там же ещё есть Единоверческая Троицкая церковь, деревянная, небольшого размера. Прихожан только 200 душ обоего пола; пение в церкви слабое, пел один мужичок. Материальные средства для поддержания храма и его принадлежностей имеются в немалом количестве.

Кенорецкий приход. Там храм каменный, с такою же колокольнею, построенный в 1805 г., несколько раз был ремонтирован на средства прихожан и других благотворителей; после пожара в 1876 г. виделись трещины в стенах храма, и доселе есть щели по местам, хотя ремонт произведён был в l880 году. В храме находятся два придела, всех престолов три. Утварь неважная, ризница хорошая; библиотека небольшая и не пополняется; пение церковное не вполне удовлетворительное. Документы в целости и порядке.

Прихожан больше 3000 душ обоего пола. Причт из 5-ти членов. Земли при церкви 65 десятин, лесу 24 десятины. Содержание причта вообще довольно удовлетворительное. В приходе 4 училища; из них два церковные и два земские: в каждом из них обучается небольшое количество мальчиков и девочек, часовен 6. Причт благонадёжный.

Плёсский приход, Каргопольского уезда. Церковь каменная, высокая, двухсветовая, разделённая на две половины — холодную и тёплую, с 4 престолами, построена тщанием прихожан, на средства которых ремонтирована была на значительную сумму; по числу прихожан тесновата. Утварь небогатая, ризница поношенная и малодостаточна, библиотека небольшая; в ней есть книги противораскольнического содержания для миссионера.

Прихожан 3536 душ обоего пола, в том числе 320 душ раскольников — беспоповцев и австрийцев. Причт из пяти членов. Земли при церкви очень мало, и какая есть — она бесполезна по отдалённости от села. Имеется причтовый дом при церкви, в котором помещены два только священника; один псаломщик живёт на квартире, а другой в церковной сторожке. Содержание причта скудное. В 7-ми вёрстах от церкви в деревне имеется церковно-приходская школа; в ней обучалось 20 мальчиков и 11 девочек. В районе прихода существуют ещё 4 земские училища. Как церковно-приходская школа, так и земские училища помещаются в наёмных крестьянских избах. В приходе больше 10-ти часовен; все они деревянные; о построении из-за давности времени точных сведений не сохранилось. Документы церковные в целости и порядке; причт исправный.

Бережнодубровский приход, Пудожского уезда. Там две церкви: каменная и деревянная, построены обе на средства прихожан усердных; в обоих церквах шесть престолов. Прихожан 2608 душ обоего пола. Причт трёхчленный. Земли при церкви 104 десятины. Домов церковных, для помещения членов причта, нет. Есть дом ветхий, в котором зимою нельзя жить. Два члена живут в собственных домах, а один — на квартире. Жалованья на причт положено в год 725 руб. Утварь и ризница достаточные; библиотека неважная, содержится в порядке; пение церковное, исполнявшееся учащимися в министерском училище, довольно удовлетворительное; летопись церковная ведётся с 1876 года довольно полно и обстоятельно. Документы церковные в целости и исправности, денег 4000 руб.

В приходе четыре школы: церковно-приходская женская, в которой обучалось 28 девочек; министерская и две земские. Часовен пять. Причт благонадёжный. Архиерея не было там 9 лет.

Конёвский приход, Каргопольского уезда. Церковь деревянная с такою же колокольнею; на постройку и перестройку употреблено боголюбивыми прихожанами около 6000 руб.; церковь содержится в приличном виде, имея три престола. Прихожан 1580 душ обоего пола. Причт двухчленный. Земли при церкви узаконенная пропорция. Для помещения причта имеется дом двухэтажный, построенный прихожанами. Жалованья получается причтом 400 руб. в год. Содержание причта посредственное. Утварь и ризница небогатые, но достаточные; библиотека малая; пение церковное требует улучшения. Летопись церковная пишется, с пропусками за некоторые годы, очень кратко; денег в церкви немного. В приходе существует одно министерское училище, в котором обучалось 67 мальчиков и 25 девочек; три часовни. Архиерея не было там 9 лет.

Приход Красновский, Пудожского уезда. Там две церкви деревянные; одна построена в 1640 году; к ней пристроена тёплая церковь, на средства прихожан капитально отремонтированная, просторная и красивая. Другая церковь холодная деревянная, тоже на средства прихожан приведена в хороший вид. Престолов в церквах шесть. Ограда вокруг церкви сложена из белой каменной плиты, по местам разваливается и требует безотлагательной починки. Утварь и ризница приличные, библиотека малая. Пение церковное, совершаемое любителями, стройное.

При церкви земли недостаточное количество. Прихожан обоего пола считается 2690 душ, все православные и очень усердные ко храму Божию. Причт из трёх членов. На содержание причта положено жалованье от казны 725 руб. Для двух членов причта дом общественный, а третий живёт в собственном ном доме. Часовен в приходе 9-ть, 4 школы: 2 земских училища и министерское, и школа грамоты, в которой обучалось 8 мальчиков и 3 девочки. Документы церковные в целости и порядке; летопись пишется довольно обстоятельно. Денег церковных до 2000 р. Причт исправный и благонадёжный.

Устьмошский приход, Каргопольского уезда. Там после пожара возобновлён в 1901 г. каменный 3-х-престольный храм; на материал и работы по возобновлению его употреблено 16548 р., частью пожертвованных, частью церковных; ещё две деревянныя церкви; одна из них ветхая, а другая благолепная, — обе построены усердием прихожан. Каменный храм величественный. Всех престолов в трёх церквах 10-ть. Утварь приличная, ризница хорошая и достаточная, библиотека довольно удовлетворительная по объёму и содержанию, архив в порядке, прочие документы церковные в целости и исправности; летопись церковная, заведённая с 1876 года, пишется довольно полно и обстоятельно; пение церковное требует улучшения. Земли близ церкви мало, большая часть удобной земли находится вдали от села в 16-20 вёрстах, неудобной земли под дорогами и бичёвником около 40 десятин. Прихожан обоего пола 8015 душ, все православные и усердные к церкви Христовой. Огромный приход разбросан. Есть деревни, отстоящие от села на 10 вёрст, а иные на 15 вёрст. Для сообщения с ними ещё препятствуют реки — Моша и Малая Онега. В составе причта 7 человек — 3 священника, три псаломщика и 1 дьякон. На содержание причта от казны положено жалованья — священникам по 300 р. в год, псаломщикам по 100 р., и дьякону 150 р.; сверх сего процентов причтового капитала и арендной платы за землю 84 р. 80 к.; добровольных пожертвований от прихожан за разные требоисправления 1722 р. 97 коп., при этом ещё члены причта пользуются от прихожан доброхотным подаянием натурою; за школьные труды получают до 500 р. в год. Для помещения членов причта имеются 4 дома церковные. Содержание причта вообще достаточное.

При церкви построены три ряда деревянных холодных лавок для торговли с малыми пристройками тёплыми. От торговцев в пользу Церкви, за лавки, получается годового доходу 480 руб. 89 коп.

Существует там церковно-приходское Попечительство, открытое в 1865 году; капитал в кассе Попечительства наличными 24 р. 59 коп. В приходе 10 часовен, все они деревянные и малодоходные, 12 школ; в том числе 2 церковно-приходские, в них обучалось 77 мальчиков и 8 девочек, 1 школа грамоты, в ней учащихся 12 мальчиков и 18 девочек, 2 министерские и 7 земских школ. Церковных и причтовых денег одиннадцать тысяч триста. Причт исправный и благонадёжный.

Е. М. <Епископ Мисаил>

Олонецкие епархиальные ведомости, 1907 №24, 1908, № 3-5, 7, 8.


В восьмом номере Олонецких Епархиальных Ведомостей заметка завершалась словами «Продолжение следует», но оно так и не было опубликовано. Известно, что после посещения Усть-Моши преосвященный Мисаил направился в обратный путь по Архангельскому тракту и побывал в Заднедубровском, Луговском, Архангельском, Волосовском православном и Волосовском единоверческом, Устьволгском, Ольховском, Надпорожский и Саунинском приходах, после чего остановился в Каргополе. Далее путь его лежал на восток – в Большешальский, Малошальский, Ряговский, Нименгский, Няндомский и Мошинский приходы, затем Мисаил вернулся в Каргополь и продолжил путь по Санкт-Петербургскому тракту, посетив Лекшморецкий, Тихмангский, Ухотский, Чуриловский, Паловский, Шильдский приходы. (См. ОЕВ №№ 10 и 22 за 1907 г.)






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (1987iel@gmail.com)


  дата последнего редактирования: 2020-05-16





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий В-й,  E-mail: vda-1987@yandex.ru


Эх, люблю эти дореволюционные размеренные описания приходов. С копейками и девочками-школьницами в конце. Как позже будут про надои и центнеры с гектара.







Ваше имя: Ваш E-mail: