Публикация № 1194Клещево    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Василий Елфимов

Клещевский приход

к 120-летию со дня образования

Вид на церковь с крыши бывшего дома П.Т. Лазарева, фото 1918-1919 гг.

Любая деревня имеет свою историю, длинную или короткую. Одни начинали строиться с нуля, другие же образовались в результате слияния нескольких небольших деревень, порой состоявших всего из одного двора, каких было множество на берегах реки Онеги. Некоторые деревни уже исчезли с лица земли, другие, более крупные продолжают жить и сегодня, продолжая свою историю.

В среднем течении реки Онеги, на её правом берегу находится деревня Клещево, сохранив в своём имени древнее название этой местности Клещево Поле. Название это, известно по Сотной книге Турчасовского стана Каргопольского уезда 1556 года, так в тот период называлась волостка (волость), объединяющая одиннадцать деревень, из которых девять жилых и две пустых. Состояли они из 35 дворов, в которых проживало 44 человека мужского пола.

Деревня Клещево, официально получила своё название по постановлению Архангельского губернского по крестьянским делам присутствия от 13 июня 1875 г., в результате объединения четырёх деревень Тушевской, Атамановской, Большестепановской и Малостепановской.

Как известно, в старину большую роль в жизни общества играли церковные приходы. В Клещево своего прихода не существовало до конца XIX века, все деревни бывшей Клещепольской волости относились к Прилуцкому приходу, центр которого находился в деревне Носиловская (Прилуки), в четырёх километрах выше по течению реки Онеги на левом берегу. Река, в виду весеннего половодья и осеннего ледостава, являлась естественным препятствием, мешающая населению в этот период посещать приходской храм, поэтому в Клещево и была построена часовня, дата основания которой датируется 1732 г. Однако население деревни с каждым годом увеличивалось, и у сельчан возникла потребность в постройке в Клещево своей церкви.

В деревне из поколения в поколение передаётся такая легенда:

Однажды, приснился местному крестьянину Петру Тимофеевичу Лазареву, чей дом стоял неподалёку от часовни, какой-то святой, и тот как будто говорит ему: «Построишь здесь церковь!», и указал на место на противоположной стороне улицы, напротив дома Лазарева. А Пётр ему отвечает: «Да как же я построю, если на этом месте дома крестьянские стоят?»

По другой версии, якобы приснился Лазареву сон, как будто он подходит к окну и говорит себе, что, мол, построю я напротив церковь, чтоб из окна было видно. Однако место было занято крестьянскими домами, и переселить их с обжитого места было вероятно довольно сложно. Так или иначе, но 21 апреля 1890 г. в этом месте случился пожар. Что это было, веление Божье или поджог, или просто загорелся какой-то дом по воле случая из-за неосторожного обращения с огнём, этого никто не знает. Ко всему прочему, сохранилась легенда о том, что во время пожара, Лазарев хозяевам горевших домов предлагал деньги за то, чтобы они их не тушили.

10 мая этого же года был созван деревенский сход, на котором сельский староста Онохин объявил сельчанам, что крестьянин Пётр Тимофеевич Лазарев, в память избавления деревни от апрельского пожара, желает воздвигнуть на месте пожарища церковь. Церковь эту он собирается воздвигнуть, не привлекая сельское общество ни к каким расходам по постройке, т.е. за свой счёт. Сельский сход положительно отнёсся к этому заявлению, и заручился подписью жителей деревни, за исключением трёх человек, которые вероятно были из числа погорельцев, и собирались вновь построить здесь свои дома.

24 января 1891 года Лазарев подаёт прошение Епископу Архангельскому и Холмогорскому Александру, в котором сообщает, что желает построить в своём селе новую каменную церковь. И спустя две недели, 11 февраля Епископ даёт Лазареву Благословенную Грамоту с разрешением на строительство.

Лазарев так же хотел снести и старую часовню, но жители деревни воспрепятствовали этому, и часовня осталась в целости и сохранности. Более чем год продолжалось составление проектного плана церкви. В виду того, что до некоторых крестьянских домов расстояние от проектируемой церкви было меньше, чем этого требовали строительные правила, их немного перенесли в сторону за счёт Лазарева, и в мае-июне 1892 года церковь начала строиться. К концу лета был возведён фундамент, и поверх его стены высотой на аршин. К июню 1893 году церковь и колокольня были возведены до крыши. В июле месяце Лазаревым был заказан иконостас Архангельскому иконостасному мастеру Терентьеву, а в июне 1894 года, был заключён подряд на изготовление церковной ограды с Архангельским штурманским помощником Степаном Александровичем Кошкиным. Летом 1895 года на колокольню новой каменной церкви были подняты восемь новых колоколов отлитых в Санкт-Петербурге, и продолжали выполнять внутренние отделочные работы. К концу 1895 года, церковь была достроена. Комиссия во главе с Благочинным 3-го Онежского Благочиния, Священником Иоанном Шангиным, совместно с церковным причтом Прилуцкого прихода, при участии церковного старосты, троих крестьян и строителя Петра Тимофеевича Лазарева, 7 декабря осмотрели построенную церковь и составили акт осмотра.

14 января 1896 года, Лазарев подаёт прошение Епископу Архангельскому и Холмогорскому Никанору о том, что церковь построена, и он желал бы посвятить вновь построенный храм имени Богоматери в честь иконы "Всех скорбящих радости" и "Святого Великомученика Георгия Победоносца". В марте этого же года в Клещево прибыл из Архангельска исполняющий делами младшего инженера архитектор Григорий Кузьмич Иванов, который в присутствии Благочинного 3-го Онежского благочиния, отца Иоанна Шангина; Станового пристава 1-го стана, коллежского асессора Семёна Егоровича Васильева» строителя церкви Петра Тимофеевича Лазарева и понятых: крестьян Конона Ивановича Самокрутова, Степана Афанасьевича Коротяева и Максима Григорьевича Шайтанова, осмотрел выстроенную церковь, и составил акт, в котором указывалось: ««Церковь окончательно отстроена и оштукатурена, как снаружи, так и внутри. По освидетельствованию стен и сводов никаких трещин, представляющих опасность, не имеется. Фундамент по обнажению в некоторых местах, глубиною до 3 аршин. Материк плотная глина. На сводах главного купола заложены связи. Отопление голландскими печами. В виду вышеизложенного осмотра с технической стороны препятствий к Богослужению не имеется».

На следующий день после этого осмотра, состоялось освящение церкви. Освящение производилось настоятелем Кожеозерской обители о. игуменом Питиримом, при участии настоятеля Онежского Собора протоирея Феодора Кононова, Благочинного Священника Иоанна Шангина, местного причта и священника Городецкого прихода Феодора Павлова. Таким образом, жители Клещево обрели в своей деревне уникальный по тем временам каменный храм, который впоследствии, во второй половине XX века был разрушен их потомками.

Указом Святейшего Синода от 29 мая 1898 года, был открыт самостоятельный Клещевский приход. В состав его были причислены жители как самого селения Клещево, так и жители деревень Кернежской и Пешалимской, выделенных из Прилуцкого прихода. Первым Священником Клещевского прихода был Иоанн Климентович Шангин, родившийся 22 марта 1831 года в городе Онеге в семье потомственных священнослужителей. Он принимал активное содействие в строительстве Клещевской церкви, и 3 мая 1897 года по личному прошению был перемещён в ещё неоткрытый, Клещевский приход. Здесь в Клещево он прослужил до 1904 года, когда по состоянию здоровья вышел за штат, и поселился жить здесь же в Клещево в своём доме со своей женой Пелагией Григорьевной.

13 июля 1906 года, ударами церковного колокола было извещено прихожанам о кончине бывшего их пастыря, первого Священника Клещевского прихода Иоанна Климентовича Шангина. Похоронили его 15 июля, по его же завещанию около кладбищенской церкви по правую сторону алтаря. Как ни странно, но на следующий день после похорон Иоанна Шангина, т.е. 16 июля 1906 года, умирает и Пётр Тимофеевич Лазарев, строитель Клещевских церквей. Вероятно, не смог он пережить смерть своего духовного отца, который помогал ему в осуществлении его идей. Таким образом, лица непосредственно причастные к строительству и благоустройству храмов, скончались практически одновременно, с разницей всего в три дня.

С приходом Советской власти началось планомерное закрытие и уничтожение приходов и церквей по все стране. Клещевский приход был окончательно закрыт Решением Президиума Северного краевого исполкома от 24 февраля 1930 г. Здание каменной церкви предписывалось передать Прилукскому сельсовету для переоборудования под школу. Но под школу церковное здание вероятно так и не было передано, т.к. по сведениям Прилукского сельского совета от 4 августа 1940 года, здание использовалось под зерносклад. В послевоенные годы, как вспоминают старожилы деревни, в каменной церкви находилась электростанция, т.е. движок, который вырабатывал электроэнергию. С электрификацией деревни, надобность в движке отпала, и церковь местные жители стали постепенно разбирать, используя кирпич для своих нужд. Таким образом, в середине XX века, величественное здание Клещевской церкви навсегда исчезло с лица земли, а вместе с ним исчезла и могилы строителя церкви Петра Тимофеевича Лазарева и его жены Татьяны Ивановны, которые были похоронены согласно их завещанию около церкви.

Василий Елфимов






  редактор страницы:


  дата последнего редактирования: 2019-08-03





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: