Публикация № 1163Агафоновская (Спас)    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Ю. С. Ушаков

Храмовый комплекс села Поздышево (Агафоново)

Архангельской области как пример реконструкции полностью несохранившегося ансамбля русского деревянного зодчества

Верхнечурьевский (Спасский) погост. Фото В. В. Суслова, 1886 г.

Для наиболее полного представления об уровне мастерства пространственной организации общественных центров селений, которым обладали русские плотницкие артели, работавшие в XVII-XVIII вв. на территории Севера европейской части Руси, необходимы обследования всех существующих и возможно более точная графическая реконструкция храмовых комплексов, не дошедших до нашего времени. В период с 1958 по 1986 год автором в регионах европейской части русского Севера было обследовано, обмерено и с привлечением архивных материалов графически реконструировано 49 комплексов общественных центров северорусских селений с разной степенью сохранности, что позволило впервые провести систематизацию приёмов их пространственной организации (1).

Для увеличения исследуемого ряда необходимо было с достаточной степенью достоверности реконструировать полностью несохранившиеся ансамбли, натурные следы которых сохранились либо частично, либо совсем исчезли под позднейшими наслоениями.

При подобной реконструкции неоценимую помощь оказывали фотофиксации, сделанные в конце прошлого века и в первые три десятилетия XX века участниками архитектурно-этнографических экспедиций и экспедиций музея русской архитектуры Академии архитектуры СССР. Эти материалы и тщательные натурные обследования позволили автору графически реконструировать восемь полностью несохранившихся храмовых ансамблей, в числе которых были и такие выдающиеся, как комплекс Юромско-Великодворского погоста (Лешкуонский район Архангельской области)а, храмовые комплексы сёл Чекуево на реке Онеге (Онежский район Архангельской области)б, Шуерецкого (Беломорский район и др.).

В 1984 году была завершена графическая реконструкция ещё одного полностью несохранившегося храмового ансамбля села Агафоново (Поздышево), бывшего когда-то центром Спасского погостав Каргопольского уезда Олонецкой губернии, методика которой несколько отлична от применённых ранее.

Центр Спасского (или Верхнечурьегского) погоста располагался в 25 км от Каргополя, на полпути к селу Ошевенскому, на берегу озера Спасского, из которого берёт начало один из притоков реки Чурьеги. В 1886 году в одну из своих поездок по Северу здесь побывал В. В. Суслов, сделавший один снимок ансамбля с северо-востока от дороги Каргополь — Ошевенское. Этот снимок вместе с небольшой заметкой был опубликован в 1901 г. (2) (рис. 1, 2, точка I).

Но для реконструкции взаиморасположения построек ансамбля снимка с одной точки недостаточно. Начались поиски фотофиксаций ансамбля, сделанных в период его существования, т. е. до пожара 1918 года.

В фотоархиве ЛОИА АН СССР были найдены два фрагментарных снимка (3) ансамбля, сделанные И. Я. Билибиным в 1909 году и позволяющие более точно представить юго-восточный угол ограды с угловыми башенками и входами и положение Преображенской церкви относительно ограды (см. рис. 1, 2, точка V, VI).

Но и этого было недостаточно для проведения реконструкции. И, наконец, ещё одна удача: в личном фотоархиве дочери архитектора-художника В. М. Шульца, сопровождавшего И. Я. Билибина в поездке по Северу в 1909 году, были найдены 4 негатива, значительно дополнившие снимок В. В. Суслова тем, что они также охватывали все постройки ансамбля. Два из них были сделаны с озера — с северо-запада (см. рис. 1, 2, точка III) и два — с восточной стороны (см. рис. 1, 2, точка IV).

Помимо перечисленных фотофиксаций в одном из выпусков Известий Археологической комиссии (4) была опубликована заметка о Верхнечурьегском приходе с чертежом В. В. Суслова (к сожалению, без масштаба), изображавшим планы Покровской церкви и колокольни, а также соединявшей их галереи.

Опираясь на всю сумму выявленного иконографического материала, летом 1984 года было проведено тщательное натурное обследование территории на берегу Спасского озера, где до 1918 года стоял ансамбль.

Рис. 1. Фотофиксация ансамбля (прориси) с различных точек (показаны на плане ниже).

Рис. 2. План ансамбля с показом точек фотофиксации, анализом пространственной организации и фасад с юга. Реконструкция.

Место для центра погоста было выбрано весьма удачно: оно располагалось на относительно высокой части берега у поворота дороги Каргополь — Ошевенское так, что с обоих направлений перспективы замыкались силуэтами его шатров (рис. 3).

Все три постройки храмового комплекса вместе с оградой и близлежащими домами деревни Агафоново (5) сгорели от молнии в июне 1918 годаг. Сегодня на территории погоста находятся две постройки: новая церковь «кораблём» без глав, возведённая после пожара, видимо, на средства прихожан, на месте древней восьмериковой Преображенской шатровой церквид, сарай для сена и памятник воинам-сельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

История села и Спасского погоста прослеживается по документам с середины XVII века. В дозорной по Каргополю книге 7156 (1648) г. под № 168 указывается: «Волость на Верхней Чурьеге, а в ней на погосте церковь Преображение Спасово, а другая Сретенская Пречистыя богородицы Владимирская, строение приходских людей...». Все фотографии чётко передают типы трёх сооружений ансамбля: главенствовала в нём летняя двухпрестольная типа «восьмерик от низу» шатровая Преображенско-Владимирская (позднее — Покровская) церковь (6).

В. В. Суслов в упомянутой заметке в журнале «Художественные сокровища России» даёт размеры в саженях высот восьмерика и шатра (в сумме — 27 саженей). Но если перевести в метры даже простую сажень (152 см), которая в конце XIX века не применялась, то и в этом случае высота храма была явно завышена. Остаётся предположить (и в этом убеждает проведённая реконструкция), что все вертикальные размеры В. В. Сусловым были также указаны в метрах (7).

Вторая зимняя церковь Филиппа Митрополита с трапезной срублена в 1767 году, а колокольня шатровая (восьмерик на низком четверике) — в 1756 году. Немалый интерес представляла рубленая ограда погоста, судя по деталям, срубленная в XVIII веке и имевшая до пожара четыре угловые башенки и трое ворот (от каждой деревни) с консольными бревенчатыми выносами и шатриками на кровлях.

За время своего существования ансамбль подвергался нескольким перестройкам. Прежде всего, В. В. Суслов упоминает, что, по словам жителей, Спасо-Преображенская церковь имела с трёх сторон открытую галерею-гульбище. Кроме этого, ещё до приезда Суслова (8) была разобрана крытая на столбах галерея, соединявшая притвор церкви Преображения с колокольней. Существование галереи подтвердил нам житель д. Поздышево Н. И. Белухин (1907 г. рожд.). Сам он видеть её уже не мог, но о ней ему говорили родители. Подтвердил он время и причину пожара: Покровская церковь загорелась от молнии утром в один из дней июня 1918 года, и пожар унёс все постройки и ограду погоста, стоявший рядом дом просвирни и несколько жилых домов по другую сторону дороги.

В 1887 и в 1897 годах все церкви и колокольня были обшиты тёсом, с утерей некоторых деталей.

Рис. 3. Спасский погост. План села Агафоново и обмерный план 1984 года.

На месте необходимо было, прежде всего, установить по валунным фундаментам взаиморасположение и размеры трёх основных построек и попытаться с максимально возможной точностью уточнить очертания ограды и местоположение трёх выходов. За 66 лет, прошедших со дня гибели комплекса, территория погоста сильно заросла, а её южная часть была разъезжена телегами и автомашинами. В этом случае для обнаружения фундаментов пришлось прибегнуть к зондированию верхнего слоя почвы на глубину 20-30 см. и частичному вскрытию её верхнего слоя.

Исходя из того, что новое здание Преображенской церкви после пожара было, по традиции, построено на месте сгоревшего, то к юго-западу от неё нужно было искать фундаменты колокольни, соединённой когда-то галереей с притвором церкви. Фундаменты были найдены и дали размеры четверика колокольни — 5x5 м. Затем были постепенно вскрыты валуны, лежавшие под срубом церкви Филиппа Митрополита и трапезной, и все три постройки «привязаны» друг к другу.

Абрис ограды погоста, шедшей вдоль крутого берега озера, устанавливался достаточно точно по валунам, укреплявшим берег и одновременно служившим основанием ограды. Значительно сложнее было установить контур ограды с полевой стороны (север, восток и юг). И всё же среди скошенной травы были найдены уцелевшие от огня полусгнившие нижние венцы северо-восточного угла ограды и даже установлена ширина между стенами — 2,6 м. Эта находка позволяла установить точные расстояния от памятников до ограды сразу с двух сторон — с севера и востока. Местоположение трёх ворот и южной части ограды удалось установить путём сопоставления шести фотофиксаций (см. рис. 3, план).

Размеры (вертикальные), данные В. Сусловым, а также длина стороны восьмерика Преображенской церкви, равная 3 м, указанная им же, стали ориентирами для установления вертикальных размеров всех построек и ограды (см. рис. 3, фасад ансамбля с юга).

Теперь, после завершения графической реконструкции ансамбля, можно проанализировать его композицию и пространственную организацию. Прежде всего, группа вертикальных построек с шатровыми завершениями хорошо фиксировала центр села с озера и замыкала перспективы при движении по дороге от Каргополя и от села Ошевенского, зрительно организуя большое пространство (рис. 4).

Рис. 4. Вид на центр села Агафоново: А - с севера, Б - с юга (от Каргополя). Реконструкция.

Анализ внутреннего восприятия показал, что размещение построек ансамбля было рассчитано на восприятие, прежде всего, от основных южных ворот при подъезде со стороны Каргополя (от д. Поздышево). Обе церкви и колокольни отстояли от южных ворот на две их высоты и размещались в пределах эффективного угла восприятия (54°) (см. рис. 1, план). При этом от входа в центре композиции находилась мощная вертикаль летнего Спасо-Преображенского храма. Справа и слева она уравновешивалась примерно равновеликими объёмами зимней церкви (9) с трапезной и колокольни. В свою очередь зимняя церковь отстояла от летней на две своих высоты (см. рис. 2, 5). Графически реконструированный храмовый ансамбль Спасского погоста — ещё одно убедительное свидетельство мастерства русских плотницких артелей, в совершенстве владевших сложным искусством гармонии архитектуры и природы и высоким уровнем понимания закономерностей восприятия.

Рис. 5. Вид ансамбля от южных ворот. Реконструкция.

(1) Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие. — Л.: Стройиздат, 1983.

(2) Суслов В. В. Церкви в селе Агафоновском Олонецкой губернии Каргопольского уезда // Художественные сокровища России. — 1901— № 6 — С. 1

(3) Фотоархив ЛОИА АН СССР. Альбом 0644.26.27.

(4) ИИАК-52, 1914, С. 139.

(5) В состав села входили ещё две деревни: Воробьи и Поздышево. Сегодня село в целом носит название последней деревни.

(6) Срублена предположительно в 1756 году.

(7) В указанной публикации В. В. Суслова приведён размер стороны восьмерика Покровской церкви, равный 3 метрам.

(8) На фото В. В. Суслова галереи уже нет, а его рисунок в ИИАК-52 сделан на основании рассказов местных жителей.

(9) Ось церкви Филиппа Митрополита была отклонена на 5° от оси церкви Спасо-Преображения.

Ушаков Ю. С. Храмовый комплекс села Поздышево (Агафоново) Архангельской области как пример реконструкции полностью несохранившегося ансамбля русского деревянного зодчества // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: межвузовский сборник. - Петрозаводск, 1989, С. 146-153.


Примечания редактора сайта:

(а) Исправлено на «Лешуконский район» (в оригинале указан Мезенский).

(б) Исправлено на «Онежский район» (в оригинале указан Плесецкий).

(в) Ю. С. Ушаков называет погост Спасоозерским, но точно так же именовался другой погост на территории современного Каргопольского района – бывшая Спасоозерская пустынь на реке Шолтоме (по дороге от Архангела к Ошевенску). Поэтому, во избежание путаницы, здесь и далее название исправлено на «Спасский», которое использовалось в исторических документах XVI – нач. XX в. и в обиходе, наряду с «Верхнечурьевский» (см. также Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. – Каргополь, 2011, С. 280-281).

(г) В действительности же храмы сгорели в ночь на 26 мая 1920 г., как следует из донесения Спасопреображенского волисполкома от 29.05.1920 за № 376 (ГААО. Ф.Р-4548. Оп.2. Д.51. Л.343).

(д) Здание новой церкви сгорело в 2000 г.

Здесь же вопрос к читателям из Каргопольского района, а в частности - жителям Поздышева, Реки, Ошевенска: наверняка существуют фотографии этого храма, поэтому будем благодарны тем, кто пожелает ими поделиться.

Ю. С. Ушаков






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2022-03-24





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Марк,  E-mail: mark.zak.g@gmail.com


Замечательная страница. Дам на нее ссылку у себя на сайте КЕНОЗЕРЬЕ.







Ваше имя: Ваш E-mail: