Публикация № 1058Кий    (рубрика: История края)

"Тот прав, у кого больше прав..."

*КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ИЗ ОНЕГИ

На дворе холодно, грязно. Северный ветер гонит тучи, которым и конца не видно. Постоянный дождь принудил рабочий люд оставить поля, и шныряя по городу, напрашиваться у встречного и поперечного на работу. Но, увы! Рабочих рук оказывается здесь много, а дела мало.

Бедный рабочий люд! Тяжело ему! Ну, пусть бы ещё от одной только нашей северной природы-мачехи приходилось ему страдать, а то вон и люди хотят самовольно забрать в свои руки право распоряжаться чуть не судьбою бедного рабочего человека. Вот, например, у нас какие дела бывают.

В Кий-Островской обители начались постройки и поправки. Один из Пурнемских крестьян попал туда в число рабочих, но, не угодив производителю работ, получил отказ, а на подлинном билете, взятом им на свободное проживание, аттестацию, ему написали, что он лентяй и негодяй. С таким билетом крестьянин этот, оставив монастырь, прибыл в город, чтобы приискать себе работу. Но, все, к кому он обращался, отказывали ему на том основании, что у него волчий паспорт. Наконец бедняга, смекнув, что вся беда от билета, обратился с просьбою о перемене его, и хотя дело за новым видом не стало, но увы, на работу его никто не принял, и он должен был отправиться восвояси с пустыми карманами, на полноту которых рассчитывало его бедное семейство.

Маленький тёмный человек не знал, конечно, что всякие аттестации на билетах строго воспрещены, а зная он это, да хватило бы у него смелости пожаловаться на такое самоуправство, так вероятно администрация поукоротила бы самовольные порывы Кий-Островских судей. Нам чрезвычайно странно, что этот монастырь заявляет о своём убожестве и даже говорит, что кто-то из Кий-Островских жителей обращался в столицу за пожертвованиями для голодающих на острове. Странно! Иноки монастыря в числе шести братий имеют капитал в 12000 рублей серебром, имеют землю, занимаются рыбной ловлей, и сверх непостоянных доходов от посетителей монастыря, получают ежегодно с иностранных кораблей до 400 рублей серебром за воду, ничего монастырю не стоящую. Можно ли, монастырь, имеющий такие доходы назвать убогим, судите сами.

Говоря о Кий-Острове, нельзя не умолчать и о том, что в текущем году проводить там лето, могут только обязанные там службою. Гостей нет, все пользовавшиеся прежде Кий-Островским воздухом, предпочли оставаться в городе, вследствие некоторых причин, о которых передать я не сумею, а расскажут вам, если угодно, в наших гостиницах, пожалуйте только в Онегу.

Предваряю вас читатель, что город наш больно неказистый, по пути своего благоустройства подвигается он вперёд не скорее черепахи. Мостовая разрушена, проезд затруднён, Средний проспект представляет непроходимое болото, окаймлённое ветхими строениями и загрязнёнными донельзя тротуарами. Многие дома постарели вместе с жителями, и клонятся к разрушению, следуя общему закону смертности на земле. А о существовании заборов, не сохранилась здесь даже и память. Кучи мусора и гниющих брёвен заняли их место.

В общественной жизни нет ничего особого, чем бы можно было похвалиться. Про грошовые интересы, страстишки и радости, говорить не стоит. Впрочем, скажу о пьянстве. Пьянство развивается довольно быстро. В минувшее полугодие отпущено водки из оптовых складов в городские и уездные кабаки 6531 ¼ вёдер, больше чем в первой половине прошедшего года на 1490 ¼ вёдер. Такое количество водки окупилось 32806 руб. 25 коп., и жизнями трёх чиновников, одного мещанина, четырёх крестьян и одного старшего таможенного досмотрщика. Цифра довольно почтенная!...

К

Архангельские Губернские ведомости. №64. 09.08.1869.С.1

ОТВЕТ НА КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ИЗ ОНЕГИ, ПОМЕЩЁННУЮ В №64

Г-н К очень остроумно начинает свою корреспонденцию грязью. Да оно и кстати, ведь ложь есть нравственная грязь. А в письме г-на К многое лживо, начиная с погоды. В то время, как писана статья, что в нашем городе, знающем и то, когда у соседа разбился горшок, известно было, что в Онеге было тепло и светло. Пользуясь хорошими днями, рабочие спешили убирать с полей сено и хлеб. Оттого и рабочих рук стало очень мало, сто особенно дало себя чувствовать конторе лесопильного торга. Рад бы взять рабочего даже с волчьим билетом, но, увы, даже тот, кого г-н К отыскал с этаким билетом, по официальным сведениям ушёл в монастырь на судне купца Ш, и доселе не возвращался. И, разумеется, разом обратил ни во что, сочувствие г-на К к бедному тёмному люду.

Не знаем, почему Крестный монастырь, разорённый и опустошённый пожарами, утратил благоволение г-на К. 14 февраля сего года, на обеде, бывшем в монастырской трапезе, г-н К сказал недурной спич, в котором в самых тёплых выражениях высказывал радость по поводу освящения храма, устроенного после пожара 1855 года. Коренным жителям Онеги памятен этот пожар. Обитель горела несколько дней. Дым от пожара застилал город. Всё, кроме соборного храма и одного из братских помещений, истреблено огнём. С тех пор монастырь стоял полуразвалившийся. два раза просили высшую администрацию об отпуске суммы в количестве 26000 рублей на исправление зданий монастыря, и два раза получали отказ. В этом году на для голодающих на острове, а для исправления повреждений, причинённых пожаром, обращались мы в высшую инстанцию, но, до сего времени нет ответа. Пособиями благотворителей монастырь начал возобновляться, но много ещё нужно труда, немало потребуется и средств на исправление повреждений. Г-н К игнорирует очевидно явление – состояние не Кий-Островского, такого монастыря нет, а Крестного. Нарочито, с целью ему одному известною, он умалчивает о бедственном состоянии обители. Честно было бы с его стороны написать так: монастырь в отличном состоянии по отношению к зданиям, а между тем заявляет о своём бедственном положении. Но, г-н К игнорирует фактическое положение монастыря, игнорирует само печатное воззвание о пособии обители, в котором иноки испрашивают пособи не для себя, а для возобновления обители.

Г-н К говорит: они богаты: шесть человек имеют капитал в 12000,имеют землю, занимаются рыбной ловлей, и сверх не постоянных доходов от посетителей, получают с иностранных кораблей до 400 рублей за воду, ничего монастырю не стоящую. Можно ли, заключает г-н К, монастырь, имеющий такие средства и только 6 человек братии считает убогим? Плохо считать в чужом кармане. Ораторствованию г-на К сопоставим факт. Правда монастырь имеет 12000 в 4 билетах. На эти билеты получается 480 руб. Правда и то, что монастырь имеет землю, но эта земля в 135 верстах от обители, и доставляет монастырю до 80 руб. Самим возделывать её нет возможности. Рыбная ловля монастырская так ничтожна, что о ней не стоит и упоминать. 100 сигов, на 1 руб. наваги, 2 сёмги в 5 фунтов, вот и рыбная ловля. Доходы от посетителей не превышают 120 руб. в год. С иностранных кораблей, получается за воду смотря по числу кораблей. В прошедшем году получено до 400 руб., в этом году будет меньше. Не правда, будто вода монастырю ничего не стоит. Ремонт колодца на обязанности монастыря. Ежегодная очистка и ремонт помпы в колодце, не дёшево обходилась. Но в этом году помпа тяжёлая, деревянная, починкою причинявшая много беспокойств, заменена выписанною из Англии железною, что стоило монастырю с установкою почти 100 руб. Очистка колодца до 50 руб., наём досмотрщика при качании воды – 40 руб. в лето, всего около 200 рублей. Станем другие суммы прибавлять, чтобы судить о справедливости слов г-на К относительно богатства монастыря. Из 480 руб. процентов 240 руб. поступает в раздел братии, 240 на монастырь. Из 200 руб. получаемых за воду, тоже половина на монастырь, половина на братию.

Чтобы не обременять читателя подробностями, скажем, что всех доходов поступает в раздел каждому из братии до 45 руб., а послушникам до 10 рублей. На эти деньги нужно одеться, купить чаю и помогать бедным родным. Вот истинные факты, доказывающие богатство братии. Один иеродиакон чаю не в состоянии купить, все братья одеты по нищенски, а один иеромонах 10 лет носил сапоги, в этом году до того изорвались они, что он и не заметил, пока потерял подошвы. Долго не знал старец, как горю помочь, пока мне не удалось облегчит его горе. На трапезе у нас нет ни чашки, ни ложки, ни ковша приличных. Лопаткою какою-то мешают кашу, на которую едва хватает средств. На всё содержание не 6 человек, а 10 братьев, 5 послушников и рабочих, которых иногда бывает до 40 человек, отпускается 199 руб. 84 коп. Можно ли читатель, обитель, получающую такое содержание, считать богатою, судите сами. Не красноречие, а факты показывают, как прав г-н К в отношении к инокам Св. Креста.

Крестный архимандрит Кирилл.

Архангельские Губернские ведомости. №70.






  редактор страницы:


  дата последнего редактирования: 2017-02-10





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: