Публикация № 965Водный туризм    (рубрика: По Белому морю)

Отчет о водном байдарочном походе по Белому морю

01.08.2008 - 17.08.2008 по маршруту п. Чупа – п. Рабочеостровск (Кемь)

Участники:

Я (SNYFER) на Ладога-2

Ольга на Ладога-1

1.8 ст. Чупа – о. Олений

в 1.50 высадились на ст. Чупа и поняли, что белые ночи уже черные, и что тропинку до воды (если таковая имеется) нам не сыскать. В результате заплатили 500 рэ местному дежурному водиле на “буханке” и были доставлены на пристань с заездом за пресной водой на колонку. В 2.30 начали сборку байдарок. Были проинспектированы собаками на предмет халявы. Вышли в 6.30. 8 градусов, идет дождь, ветер слабый NNW. В 10 утра дождь закончился и в 11 мы встали на о. Олений. Поставили палатку и 2 часа провели в коматозном состоянии после бессонной ночи. К 3 дня разогрело до 18 градусов. На острове есть родник и большая стоянка. Внутри острова болото с морошкой. Выяснили, что от пристани до биостанции Питерского универа раз в день ходит катер, в Чупе он где то в районе 14.00. Наша первая потеря – костровая решетка бренд ней "Экспедиция" оказалась редкостным отстоем, после первого обжига показала высоты пластичности и склонность к ржавению. Но какая при этом к ней прилагалась сумочка!

Оранжевая "Экспедиция" – гламур для матрасников.

Полная вода 17.00

Ходовое время 4 часа

Пройдено 18 км

2.8 о. Олений – м. Жемчужный

Водонепроницаемые часы запотели и дали дуба. Теперь все счисление от прилива, как от рождества Христова. Дождь зарядами, спим до упора. К 16.00 дождь закончился и мы вышли на воду. После часа хода попали в заряд дождя с ветром NW около 8 м/с. Ладога двойка без руля и с одним гребцом при таком ветре становится неуправляемой баржой и сильно парусит. Срочно зачалились и поставили рули - полегчало. Ветер стих до 3 м/с. После впадения реки Кереть туристов практически не видно. Пропала и мобильная связь. У о. Скомороший увидели первого тюленя – открытое море близко. Встали около 11 вечера за м. Жемчужный у ручья. Рядом изба с аборигеном и собакой – оба адекватные. Стоянка маленькая, но очень хорошая. Пресная вода, дрова в немеряном количестве, очаг из камней и бревна для стола. Шикша растет прямо на стоянке, скалы.

Ходовое время 5.5 часа

Пройдено 30 км

3.8 м. Жемчужный – м. Кивиканда

Солнце и ветер. Сушу часы в трепещущей надежде. Просущили одежду, полазили с фотами по скалам. В отлив накопал пескожила и часа через 3 попробовал что либо поймать со скал – тщетно, за час ни одной поклевки. Местный Коля тоже ничего не поймал, что успокаивает. Вышли в полную воду вечером. м. Шарапов проходили при ветре NNW 3-5 м/с. Пожалуй, это самое поганое место маршрута. Пологая морская волна и ветровая приходят с разных сторон, плюс еще и отраженная от скал. Получатся хорошая болтанка, особенно на отмелях. Как противоположность – о. Соностров. Очень красиво и тихо, несмотря на наличие поселения рядом, людей не очень много. За сегодня видели 4 тюленя. Встали в 11.30 на м. Кивиканда.

Ходовое время 5.5 часа

Пройдено 25 км

4.8 м. Кивиканда, дневка

Проснулся от близкого мычания – спросонья в голове пронеслось страшное видение о стаде коров, ломящихся по лодкам (хотя вероятность встречи с коровами в этих местах приближается к вероятности встречи с доисторическими динозаврами). Бодро выскочил под дождь – никого. По прогнозу должна быть ясная погода. Наш Гидромет, как известно, никогда не ошибается с прогнозом, а только с местом и временем. Ветер NW 4-5 м/c. За палаткой слышно прибой, по звуку – сейчас затопит. Подошли соседи, вставшие по знакомству в рыболовной избе рядом с протокой из озера и объяснили, что моя корова – это не глюк, а медведь. В детстве читал книжки про какие-то необыкновенные беломорские костры, которые не тухнут под дождем. Наконец-то понял в чем дело: вокруг валяется множество бревен, выкинутых штормами на берег. Если запалить 5 солидных бревен скопом, и вправду не тухнет (и никакого волшебства). Перед отходом решили прогуляться, дошли до озера, забрели на болото и наткнулись на морошку. Посуды с собой не было, пришлось вернуться на стоянку за котелком. Лезли напрямик, через скалы. Нашли хорошие виды и подосиновиков. Набрали 4 литра ягод, на обратном пути зашли в гости к соседям. Пока сидели, настал прилив и через протоку пришлосьпереправляться уже на лодке. Пока готовили еду, поняли, что идти куда-либо сегодня в лом. Варим варенье из морошки. Часов в 11 вечера к берегу подошло стадо белух и 30 минут радовало нас своим присутствием. Место идеальное для дневок – выход в пресные озера для рыболовов, вода, дрова, грибы и ягоды.

5.8 м. Кивиканда – Гридинская губа

С утра на прощание дядя Миша прорявкал «До свидания», но так и не появился. Вышли в 12 дня, небольшой попутный ветер NW 2 м/с. Через час после выхода видели белух. Мрачное впечатление произвел мыс Орлов с его каменным кладбищем и остатками изб. В целом берег до заброшенного рыбозавода неинтересный, много отмелей и маленьких заливов. Настоящей жемчужиной на этом фоне смотрится о. Карбас-Луда, как мы потом поняли, типичная для Гридинской губы. Зашли вглубь губы, поближе к пресной воде, и встали на маленьком каменистом мысу (20 метров), выдающемся из болотистого берега. Пользуясь изобилием дров варим сгущенку впрок.

Ходовое время 7 часов

Пройдено 32 км

6.8 Гридинская губа – оз. Большое Яголомба

Просушенные часы к великой радости пошли, но сдохли через 2 часа опять, наверное соленая вода разрядила батарейку. Выяснилось, что солнечная батарея не может до конца зарядить аккумуляторы, как ни бейся. Конец вольготной жизни с GPS, никаких более треков и километража, буду использовать исключительно для проверки курса и местонахождения. Вышли в 12 часов, полный отлив. Зашли в Гридино, магазин на краю деревни закрыт (c 9 до 16, среда и суббота выходной). Мобильной связи нет. Людей в деревне мало, тротуары сделаны из досок, часть сгнила и в нем зияют дыры. На горе стоит непонятно как впяченный полусгнивший Урал, смотрится как памятник соцреализму. В деревне есть дома подновленные, а есть и совсем сгнившие, заколоченные. В итоге потеряли 3 часа. У о. Шуречечная пытались гоняться за белухой, наилучшее достижение – дистанция 30 метров. Мимо м. Толстик проходили по полному приливу, выглядит как каменный сад. Начиная с о. Кабацкие Луды начинается система соленых озер. Периодически видим скоп. Ближайшая к материку протока на на оз. Большое Яголомба очень красивая, с высокими скалистыми берегами. В сумерках спугнулижуравлей. В финале в конце протоки уперлись в мелкое топкое болото и встали. Пока разворачивали и проводили байдарки назад к приличному берегу измазались как черти вонючей чачей со дна. Решили, что по полному приливу через 6 часов (по моему расчету) можно будет пройти, закипятились на газу и закимарили в наспех поставленном лагере.

7.8 оз. Большое Яголомба – оз. Лисье

Проспали до 8.30. Повезло, что прилив здесь опаздывает на 3 часа от Гридинской губы. Вышли в 9.15 по полной воде и прошли …… ровно 400 м от вчерашней стоп-точки. Сухая канава с камнями – ходу нет. Правда берега не такие топкие, как вчера. Матюгнулись, разгрузились, обнеслись 200 м до озера. Пока ташились, нашли утешительный приз в виде подосиновиков. Загрузились, сошли на воду. Озеро оказалось 200 м в длину. Пристали к торфяному болоту на правом берегу, вытащили лодки, разгрузились… Следующий обнос в 200 м заканчивался в оз. Большое Яголомба. Вода в нем почти пресная из-за впадающих ручьев и речек. Выяснили у аборигенов, что эта протока заросла лет 30 назад и идте надо было через порог Яичный. Чтобы выбраться из озера нужен GPS, проходов к порогам и проток не видно за рельефом берега и растительностью. Пороги – это каналы с каменистым дном, 1-2 м шириной, с многочисленными белыми и зелеными отметинами на камнях от шкур байдарок. Что-то более широкое (резиновую лодку) придется обносить. Был отлив и мы удачно слились по этим каналам в оз. Лисье. Встали на скалистом пятачке перед впадением р. Нижма. Потратили полчаса на уборку срача на стоянке. Жарим грибы, стираемся, варим доспевшую морошку. Поставили баню. Едим блины с вареной сгущенкой. Короче говоря, всячески отрываемся за вчерашнее.

8.8 оз. Лисье – м. Парусница

Зашли на р. Нижма. Прополоскали шмотки в пресной воде, залили канистры. Ольга вымыла голову в позе «русалочка». До о. Овечий берега низкие, идешь как по озерам. Скучно. Острова сливаются в сплошную «береговую» линию, тяжело визуально ориентироваться. Прошли д. Калгалакша, расположенную частью на материке, а частью на о. Конаостров. «Микрорайоны» деревни соединены мостом. Нам повезло с отливом, морской порог Сигосельга прошли в самом конце отлива, по глубине где то около 40 см. На карте он отмечен очень неточно и мы его еще не ждали. Порог Слудино прошли по «равновесной» воде и течения там не было, только рябь и шум, как от прибоя. Выворачивая из пролива около о. Валетов чуть выгребли против приливного течения. Уложились чик в чик, если бы задержались хотя бы на 30 мин могли до моря и не дойти. На море поднялся сильный встречный ветер (Е) 5 м/с и мы решили встать в ближайшем удобном месте.

9.8 м. Парусница

Шторм. Ветер 17-25 м/с с дождем. У тента вырвало кольца, пришлось «взять рифы». Палатка стоит на голой скале, вода под ней не копиться и стекает, но палатка ходит ходуном и прыгает. Колья не вобьешь, принес камни размером с голову и привязал палатку к ним. Когда выходили из палатки оба втаскивали внутрь гермомешок с едой, весом около 30 кг, чтобы палатку не унесло ненароком. Питаемся сухпайком и сидим в спальниках. Вечером закипятились на газу и налили горячего чая в термос. Надеемся на завтра.

10.8 м. Парусница

Шторм не закончился. Играем в тюленей дальше. Ветер поменял направление с NE на NW. Спать уже больше не хочется. В 17.00 дождь прекратился, мы нашли защищенное от ветра место и «автогеном» разожгли костер. Греемся, готовим хавчик. К 21.00 все утихло. За эти дни пожгли все дрова в округе – надо валить отсюда.

11.8 м. Парусница – о. Сугребный

Вышли во второй половине дня. Ветер S 5-3 м/с (в морду). Очертания материка не видно из за большого количества камней и отмелей. Трава «волосы медузы» наматывается на весло и сильно мешает грести. Наша скорость 2-3 км в час, ползем как мухи. У о. Сыроватка немного поколбасило, боковая волна перехлестывает через байду. Нашли проход через камни и встали на мысе noname с геодезическим знаком. Стоянка уютная, но нет пресной воды. Отметили, что ночи стали темными.

12 .8 о. Сугребный – о. Поньгома

Вышли в 14.00 по полной воде. Ветер S 3-4 м/с (обратно в морду). Взяли пресную воду за о. Сугребный. Чуть протиснулись в пролив между островом Хенной и м. Хенной Наволок. На карте там обозначена литораль, но в реалии даже по почти полной воде это неглубокий пролив шириной 1м с сильным течением, выходящий в лагуну с песчаным дном глубиной около 30 см. На выходе из лагуны небольшие «пороги» между камней. Проскочили без осложнений и срезали около 2 км. Рядом с о. Голоменные Юзменги попали в шквал с дождем (длился около 5 мин). Дождь был настолько сильный, что поверхность моря «кипела» от струй. Второй шквал зацепил нас краем на полпути между о. Солодушные Луды и о. Пежостров. После каждого шквала наблюдали яркие двойные радуги. В шквале ветер усиливался до 10 м/с, волна до 1 м. После второго шквала небе очистилось и мы пошли на пересечение курсом на м. Поньгома-Наволок. На перекусе наблюдали интересную экосистему о. Вересовки, островную тундру. Материковый берег в этих местах в основном низкий и болотистый, выброшенных на берег бревен очень мало. Встали на острове о. Поньгома рядом с гарью, неэстетично, зато навалом дров. На берег выбрались после заката, все мокрое и разжигать костер пришлось опять «автогеном». К 2 ночи вырубились.

13.8 о. Поньгома

С утра ветер ENE больше 5м/с (боковой, чуть в морду). Морошка на открытых местах перезрела и осыпается. Ольга напекла кучу блинов. Обнаружили 4 банки неучтеной сгущенки, порасстраивались, что таскали лишнюю тяжесть (и будем таскать, не бросать же!). В очередной раз видели, как чайка тиранит скопу, возвращающуюся с промысла. Интересно, пытается ли она отбить рыбу или кидается из чистой вредности? К вечеру воздух пропитался мелкой водяной взвесью, вроде бы дождя нет, но одежда отсыревает очень быстро. В ночь мы решили не идти найдя много уважительных причин:

Мерзко, сыро. Будет темно.

По расчетам на Соловки все равно не успеваем и есть день в запасе.

Осталась куча СУХИХ заготовленых дров.

Расставить в порядке важности.

14.8 о. Поньгома - о. Панфилов

Длинный день повышенного травматизма. С утра получил осколком камня в глаз, хожу как лихо одноглазое. Вышли около 11 утра, высунули нос из за мыса, а там ветер 8-10 м/с. При 8 еще как то двигаешься, при 10 – стоишь, несмотря на все прилагаемые усилия. Минут 30 шли километр до о. Хедостров. Решили встать и загорать. От нечего делать набрали грибов и стали их жарить. В процессе колки дров засандалил себе в ногу топором. Кровищи было до страшного много. Как раненому, было дано право нифика не делать. На солнцепеке спеет брусника, но есть ее еще нельзя. Кажется, что грибами мы наелись на всю оставшуюся жизнь. К 23.00 ветер вроде бы стих и мы вышли на воду. Ветер в морду, 3-5 м/с если прятаться за островами, до 8 на открытом месте – особо не погрябаешь, процесс напоминает онанизм. Темно, ничего не видно и идем по приборам (GPS). Успешно разминулись с торпедой в виде неспешно плывущего по своим делам бревна. Где то в час ночи взошла огромная оранжевая луна. В темноте мы не нашли пролив между материком и о.Панфилов (не хотелось сажать лодки на камни) и встали на ночевку, вычислив высокий скалистый берег по беловатому цвету мха и высоте деревьев.

15.8 о. Панфилов – о. Студенцы

Железная дорога совсем близко. Появились упаднические настроения и задумки эвакуироваться через ст. Поньгома. Но, о чудо! Ветер поменялся на попутный, немного поутихнет и будем прорываться. К 15.00 поутихло и мы вышли, но ветер из попутного незаметно стал боковым справа (NNW 5м/с). Прячемся за островами и материком, где можно идем по отмелям, благо что прилив. Очень красивый пролив между о. Чернецкий и материком. Чуть успели убраться с отмели за о. Юльмюки, остался пролив 30 см в ширину и 20 в глубину. Спешились и шкрябаю шкурами о гальку провели лодки. К о. Студенцы добрались к 23.30 и полчаса наблюдали стадо белух. С 15 метров слышны выдохи и хорошо видны спины. Встали рядом со скалистой частью острова, поели и вырубились.

16.8 о. Студенцы. Дневка

Пользуясь «бесконечными» дровами поставили баню, и жить стало веселее. Обжираемся всем подряд, чтобы не тащить обратно домой. Сходили за последней морошкой и сварили литр варенья. Жжем лишние пакеты, бумажки и бутылки, стираем одежку перед поездом. Стоянка просто прелесть. Море дров, скалы, за скалами болотца с пресной водой и ягодники. Наковырял пескожила и пытаюсь что либо поймать. В первый заход поймал 3 бычка, скорее всего было слишком мелко для трески. Пасть плавно переходящая в пузо, страшные когда растопырятся, а есть в них нечего. Вечером ушел на километр от берега и выловил треску на полкило. Ели ее уже в полной темноте. Во время рыбалки наблюдал красивейший закат, жаль что он как правило к плохой погоде.

17.8 о. Студенцы - п. Рабочеостровск

С самого утра, как изначально собирались, естественно никуда не пошли. Идет дождь и не понятно, закончится ли. К 12 вылезли из палатки прямиком в ходовую одежду, чтобы не вымокнуть до нитки. Вышли в 3 дня. Шли по приливным течениям между островов и с умеренным ветром в спину. Всегда бы так – как метеор, дошли за 2 часа с копейками. Разобрали лодки в доках рядом со шлакбаумом к пристани. Опоздали на последний автобус (21.20) и уехали в Кемь за 300 рэ на широком жипе.

18.8 Кемь

Ночевали на вокзале. Довольно уютный и забитый до отказа туристами и рыбаками, с бесплатным сортиром. Перестали переживать, что не попали на Соловки: они по всей видимости становятся очень попсовым и раскрученным местом. В Рабочеостровске отгрохана большущая гостиница коттеджного типа, много туристических автобусов. На Соловки ходит 5 катеров, берущих от 30 до 250 пассажиров на борт. Пытались спать на тюках с лодками, но безуспешно. В 8 утра погрузились с баулами в поезд Мурманск-Москва.

Статистика:

17 дней в автономе, из них 2 дневки, 3 штормовых дня.

За 12 ходовых дней пройдено приблизительно 300 км со средней скоростью 4 км/ч (по GPS). Среднее чистое ходовое время в день - 6ч 15мин, дистанция перехода - 25км. 5 дней ветер встречный, 7 дней попутный, боковой или отсутствует.

Стоимость проезда на август 2008 из Н. Новгорода приблизительно 4 тыр на человека + 400 руб за доставку до/с воды.

Выводы и полезная информация

Связь на маршруте

Несмотря на заявленное Мегафоном покрытие мобильная связь есть только в Чупской губе и начиная с о. Студенцы до Рабочеостровска. Морской канал 16 молчит (прослушивал 12 часов в районе Гридино и о. Студенцы), не исключено, что на этой частоте здесь не общаются. На канале 69 в районе Рабочеостровска можно поймать Кемских таксистов. Единственным выходом может быть только спутниковая связь.

Рыбачьи избы

Говорят, что найдя чужаков в обжитой подновляемой рыбной избе во время шторма местные относятся к ним лояльно. Если же погода нормальная – может быть конфликт. В заброшенных избах ночевать можно, но там довольно грязно.

Навигация

Нужна и карта (уточнение расположения литорали, характера берега и маршрута) и GPS (положение на местности и курс). Сориентироваться где ты, только по карте, не всегда возможно из за большого количества островов и нечеткой береговой линии.

Фокусные расстояния объектива при оперативной съемке с лодки

Съемка проводилась объективом 28-85 мм в 35 мм эквиваленте. Широкий конец использовался довольно редко, а длинного зачастую не хватало (не всегда можно подойти к объекту съемки). Так как тащить еще 300 грамм не очень хочется, да и перевинчивать что либо на ходу не предвидится возможным, в следующий раз будет взят универсальный объектив в районе 35 - 200 мм. Для нормальных фоток животных и птиц надо как минимум 600 мм (с 10-20м), но это исключено из за качки, стоимости и габаритов. Неплохо иметь поляризатор или UV фильтр для защиты от соленых брызг. Камера ехала на деке в водонепроницаемом боксе Пеликан, время изъятия ее оттуда – 4 секунды.

Солнечная батарея

Используемые NiH или Cd аккумуляторы не заряжаются солнечной батареей до конца, быстрее зарядить 6 AA элементов на треть чем 2 AA полностью (комплект GPS HcX на 8 часов работы).

Наиболее интересная часть маршрута

Как наиболее интересную часть мы выделили район о. Соностров – м. Кивиканда. Красивая природа, людей мало, отличные стоянки для маленьких групп, скалы, морская рыбалка. Однако это и наиболее труднодоступная для байдарок часть маршрута. Отдельный интерес представляет участок о. Кабацкие Луды – оз. Лисье (красивая озерная система с местами высокими скалистыми берегами и узкими протоками между островами и озерами) и Гридинская Губа (много красивых скалистых островов). Начиная с оз. Б. Яголомба и до Рабочеостровска на маршруте встречается большое количество насиженых стоянок и народа, выходящих по морю с категорийных речек. Прохождение этого участка не представляет большого интереса.

Заключение

Одним словом, не так страшен черт, как его малюют. Ходить по морю и можно, и нужно, и увлекательно. Байдарка идет при скорости встречного ветра до 10 м/с. При большей силе ветра она стоит на месте, несмотря на все ваши усилия. Из нашей практики следует, что при 10 м/с развивается ветровая волна около 1м на открытых участках, следовательно лимитирующим фактором скорее является сила ветра, а не волна. Прикинуть силу ветра можно следующим образом, при 5 м/с начинают появляться белые барашки на гребнях волн.

Соблюдая несколько простых правил можно практически оградить себя от внештатных ситуаций:

Не выходите на воду если ветер превышает 8 м/с, даже если он попутный.

Всегда отслеживайте откуда дует ветер и какой характер берега с подветренной стороны, так как по моему мнению единственная существующая опасность – это быть выброшенным шквалом на скалы или литораль в отлив.

Попав в шквал или при неожиданном и резком увеличении силы ветра (более 10 м/с) на удалении более 1 км от берега не старайтесь выгрести против ветра. Если позволяет волна, повернитесь к нему бортом, чтобы он стал попутным или хотя бы не мешал вашему движению в сторону ближайшей суши. Если это невозможно, соберитесь в как можно более плотную группу и дрейфуйте, развернув нос в сторону волны (обычно ее направление совпадало с направлением ветра).

Имейте всегда закрытую палубу и насос для откачки воды (хотя бы один на группу).

Договоритесь о системе знаков, так как при сильном ветре слышимость ограничена 15-20 метрами. Как вариант имейте рации.

Научитесь поднимать лодки из перевернутого положения эскимосским способом, для Ладоги-1 это реально, для двойки можно использовать гермомешок с одеждой в качестве опоры для толчка.

Наибольшая напряженность возникает к концу маршрута, когда куплены обратные билеты и ты не успеваешь. В это время могут быть приняты необдуманные решения. Как вариант, может быть не покупать обратных билетов?

Приложения:

Мой источник карт:

http://www.topomaps.ru/

http://maps.poehali.org/

километровки или полукилометровки, убедитесь, что на картах обозначена литораль.

Мой набор в экранном разрешении:

Векторная карта в формате Гармин, откуда брал - не помню, могу выслать на мыло если не найдете;

Лоция

http://parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/kandalz.htm#otkirbey

http://parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/one-kand.htm

Из практически применимых вещей можно выделить, что на июль-начало августа преобладают ветра NW, при приливе образуется течение в южном направлении 1-1.5 узла, заметное у скалистых берегов. Течение меняет направление при отливе. О наличии течения говорит пена на поверхности воды.

Продукты на 17 дней на 2 чел

Шоколад 960 г

Орехи 960 г

Сухофрукты 2880 г

Суп из пакета 4 пакета

Килька в томатном соусе 8 банок

Шпроты 4 банки

Колбаса с/к 480 г

Сыр твердый 480 г

Тушенка 15 банок

Сухари 1200 г

Галеты 1200 г

Картошка сухая 640 г

Греча 1280 г

Макароны 1280 г

Сахар 1760 г

Чай 416 г

Сгущенка 4 банки

Овсянка 800 г

Дрожжи сухие 4 пакетика

Яичный порошок 336 г

Бульонный кубик 4 штуки

Сухое молоко 1280 г

Рис 400 г

Какао 160 г

Мука 800 г

Соль 192 г

Масло подсолнечное 1 л

Специи по усмотрению

Кофе по усмотрению


Источник:

http://snyfer.livejournal.com/1446.html






  редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)



  дата последнего редактирования: 2017-04-27





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: