Публикация № 850Закумихинская (Большой Угол)    (рубрика: Чапыгин Алексей Павлович)

Н. А. Макаров

Алексей Чапыгин

Звёзды слов в своих певучих книгах

Рассыпал заботливой рукой

Многодумный Алексей Чапыгин,

От меня живущий за рекой.

Эти стихи поэт Александр Чуркин посвятил земляку — мастеру исторического романа Алексею Павловичу Чапыгину. Родился А. П. Чапыгин 17 октября 1870 года в деревне Закумихинской (или Большой Угол) бывшей Богдановской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне Федовской сельской администрации Плесецкого района). Дед заронил в душу внука любовь к ремёслам. Мать, Мария Романовна, приохотила к знаниям. Девятилетним Алёша был принят во второй класс начального Федовского сельского училища.

Но учился всего два года: умерла мать, не стало дедушки. Алёша пошёл пасти скот. Мысли о городе, об отце все больше овладевают мальчиком. Однажды он услышал, что в деревне Семёновой крестьяне-охотники налаживают обоз с рябчиками в Питер. Алёша попросил взять его. Обоз двигался до Питера девятнадцать суток. «Город я себе представлял земным раем, где люди ходят в красивых одеждах, едят сахарное да масляное, живут в хрустальных домах», — вспоминал впоследствии Алексей Павлович. Но Петербург произвел на тринадцатилетнего Алёшу неприятное впечатление. Отец, Павел Григорьевич, летом плавал кочегаром на буксирных пароходах, а зимой служил дворником. Вначале Алёша был нянькой, но однажды соседский мальчик сводил его в зоологический музей. В наказание за самовольство Алёша был отдан на столярную фабрику. Затем решили учить его малярному делу. Ругань, побои... Подросток не выдерживает, переходит в живописно-малярную мастерскую. После долгого и тяжёлого учения получает диплом, в котором говорится: «По испытании в знании живописно-малярного ремесла Алексей Павлович Чапыгин признан подмастерьем означенного ремесла...»

Вскоре он устроился букворезом в мастерскую. Но и тут пришлось ему не сладко. «Любил читать книги — хозяева их рвали, любил рисовать — били за рисунки, — вспоминал позже Алексей Павлович, — говорили: «Ты дурак! Из тебя ничего не выйдет!» Я хотел быть лучше их и стал лучше, их ругань помогла: пробудила моё самолюбие...»

В 1895 году А. П. Чапыгин во главе артели художников выезжает в Болгарию, где под руководством художника Г. Г. Мясоедова и архитектора А. Н. Померанцева выполняет работы по росписи храма-памятника на Шипке, воздвигнутого в честь русского и болгарского воинства, павшего в русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

В 1926 году в ленинградском журнале «Красная панорама» в рубрике «Литераторы о себе» А. П. Чапыгин писал о 90-х годах XIX века в своей жизни: «...Учился от книг и от людей, больше меня знающих; люблю людей...» И действительно, это были годы встреч с известными людьми России: историком литературы А. Н. Веселовским, хирургом Н. В. Склифосовским, публицистом Н. К. Михайловским, известным литератором и педагогом В. П. Острогорским, историком А. С. Трачевским и другими.

Чтение вызвало желание писать. В 25 лет берётся за перо. Первым литературным наставником и требовательным его критиком был Д. В. Григорович. Понадобилось около десяти лет, чтобы напечататься. В 1904 году в рождественском приложении газеты «Биржевые ведомости» по рекомендации В. Г. Короленко, появился первый очерк «Зрячие». С 1905 года посещает литературные среды филолога и поэта В. И. Иванова, где познакомился с А. Ахматовой, И. Репиным, А. Куприным. После того, как журнал «Образование» опубликовал два рассказа А. Чапыгина «Зимней ночью» и «Наваждение», он стал признанным писателем.

В 1906 году — через 23 года! — Алексей Чапыгин приезжает в родную деревню. Годом позже он снова здесь. Вспоминая о первой поездке заметил: «Я делаю чужое, непонятное для них дело». Родное Поонежье вдохновило А. П. Чапыгина на создание серии охотничьих рассказов: «В суземе», «Последний зов», «Морока», «Лесной пестун». Впоследствии Чапыгин скажет о себе: «Пишу о деревне и деревню люблю. Люблю природу. Когда приезжаю в деревню, беру мешок еды, ружьё, топор, собаку и иду на неделю-две. Шумит лес, сквозь ветви светит небо, внизу лесные озёра светят, поют птицы, иду без дороги...»

В 1909 году Чапыгин знакомится с А. Блоком, А. Толстым.

В те годы он пишет рассказы о таких же людях, как его отец и он сам, выходцах из северной деревни, ставших городскими ремесленниками. В 1912 году в издательстве М. А. Аверьянова появился его первый сборник рассказов «Нелюдимые».

В 1911 году писатель вновь в Закумихинской, где пишет первую часть романа «Белый скит» — о суровой действительности дореволюционной северной деревни. «Белый скит» — писал периодически два года, закончив первую, приостановился, вторая часть пошла вяло, я решил уехать в деревню, проверить материал на месте», — вспоминал впоследствии А. П. Чапыгин.

Дом в деревне Закумихинской, где А. П. Чапыгин написал "Белый скит". Фото В. П. Гаврилова, 1979 г.

Летом 1912 года он снова в родном Поонежье. В этот приезд в деревню набросал сцены второй части «Белого скита». Известный писатель, наш земляк Михаил Васильевич Черноков утверждал, что главные герои «Белого скита» имели живых прототипов, что Афоньку Креня, например, Чапыгин писал с местного охотника: «Шарап был большой, рыжий, очень сильный человек, грамотный и бывалый». Прототипом кулака Артамона Вороны был дед писателя по матери — Роман Петушков. В характере главного героя повести Афоньки Креня Чапыгин выразил горячее стремление к свободе, свойственное русскому народу.

В 1913 году повесть была опубликована в журнале «Русская мысль». «Белый скит» — самое талантливое произведение дореволюционного творчества А. П. Чапыгина, получившее восторженные оценки. Так, М. Горький писал: «Эх, хорошо написали Вы, «Белый скит», будто по парче золотом вышито!»

В декабре 1913 года Алексей Павлович работает над новой повестью о деревне, в которой показал многоголосую речь своих земляков, многообразие живого северного народного языка, создал образы героев, навеянных духом народной поэзии Поонежья. О той поре писатель позднее вспоминал: «Писал повесть «На лебяжьих озёрах». В холодной комнате на Бармалеевской улице писать было невозможно». Несмотря на тяжелейшие условия в 1916 году писатель закончил повесть, которую он любил больше всех своих произведений. Эта повесть о величии природы, о людях Поонежья. В это же время появляется повесть «Сувенир». В 1915 году А. П. Чапыгин сотрудничает в журнале М. Горького «Летопись».

Весной того же года Чапыгин снова в родных местах. «В деревне так же, как всегда, ходил по лесам, — вспоминал позже писатель, — простудился, долго хворал. Осенью в город не попал...» В Петроград вернулся в начале 1918 года. А. М. Горький привлёк Алексея Павловича к редактированию «Сборника пролетарских писателей». Затем работал в Петроградском пролеткульте, издал сборники рассказов: «Очарованные», «По звериной тропе», сотрудничал с журналами: «Грядущие» и «Альбатрос» , с еженедельником А. В. Луначарского «Пламя», составлял сборник народных изречений. В конце 1918 года он едет в Харьков, где изучает древнерусские летописи, создаёт историческую драму «Гориславич» (о князе Олеге Святославовиче), которую высоко оценил А. А. Блок. «В 1920 году, — писал Чапыгин, — уехал на родину, где искусством не занимался, а выделывал кожи».

Три года он живёт с земляками и показывает себя мастером на все руки. Сестра писателя, Анна Павловна Малофеева, долгие годы жившая в Архангельске, вспоминала о тех годах: «Алексей Павлович столярничал, охотился на дичь, выделывал кожи, что-то писал».

«А как выпишет на бумагу все свои думки, за какое-нибудь дело принимается, — вспоминал позже последний старожил Закумихинской Андрей Павлович Ошёмков, — диванчики, табуреточки, любил мастерить. Лёгок был на руку. Сделает, отполирует так, что любой мастер-краснодеревщик позавидует... Жаль, нет теперь того дома, который у Зяблого ручья стоял. Чудо! Стёкла на веранде были цветные и на каждом гравюра. А в доме — печи, покрые изразцом с собственным рисунком... Незадолго до кончины своей подарил мне свой заветный чемодан» (хранится в Плесецком районном краеведческом музее с прикованным к крышке медным вензелем «А. Ч.» — Н. М.). «Алексей Павлович был большим любителем переплетать книги, — вспоминал А. Д. Чуркин, — и отличным реставратором старой мебели».

В 1923 году Чапыгин возвращается в Петроград. Его имя снова в журналах и альбомах. Один за другим появляются рассказы: «Насельница», «Белая равнина», «Лободыры». В одном из рассказов писатель восклицал: «Знаю и верю — новые люди и новая правда переменят лицо древней Руси». В 1924 году он поселился в доме писателей по улице Литераторов, где прожил до конца своих дней. С 1926 года Чапыгин стал признанным «хозяином» писательского дома.

А. П. Чапыгин любил помогать начинающим писателям. Многие приходили к нему с рассказами, повестями. Алексей Павлович прочитывал, давал советы, помогал устроить в печать, даже посылал М. Горькому.

Жизнь и профессия мастерового сделали А. П. Чапыгина домоседом и трудолюбцем. Жил писатель в небольшой и необычно обставленной комнате. Мебель — старинная, собственноручно отремонтированная, у стен — предметы русского быта XVIII века, в сундуках — старопечатные книги. С. А. Есенин, бывая у Алексея Павловича, говорил ему, что он у него отдыхает душой и настраивается на творческую работу. «Действительно, вся обстановка и личность Алексея Павловича, — писал А. Д. Чуркин, — навевали стремление творить и созидать».

Несмотря на разные виды творчества (проза и поэзия), в подходе к слову, к образу, к языковой выразительности у А. П. Чапыгина и С. А. Есенина что-то есть родственное, крестьянское, русское.

Есенин это тонко чувствовал и недаром посвятил ему стихи:

Из трав мы вяжем книги,

Слова трясём с двух пол,

И сродник наш Чапыгин

Певуч, как снег и дол.

В письме А. М. Горькому 8 июля 1926 года А. П. Чапыгин, находясь под впечатлением от гибели С. Есенина, тяжко переживая утрату, писал: «Серёжу как вспомню — щемит сердце».

В 1925 году выходит сборник рассказов «Плаунцвет» — итог двухлетней работы А. П. Чапыгина. Но ещё годом раньше писатель приступил к работе над романом «Разин Степан», принёсшим ему подлинную славу. Он впервые в русской литературе дал реалистический образ вождя крестьянской войны XVII в., показав его многогранной, сложной, противоречивой личностью, сыном своего времени и сословия. Роман Чапыгина — произведение высокохудожественное, в нём даны типические характеры для того времени, созданы образы, внутренний мир, психология которых соответствует тем условиям, которые существовали в эпоху, изображаемую автором. «Разин Степан» переведён на ряд языков. «Я хотел воссоздать исторический образ Стеньки Разина без всякой идеализации, основываясь исключительно на исторических данных», — писал А. П. Чапыгин в предисловии к французскому изданию романа. Имя Алексея Павловича Чапыгина и его роман «Разин Степан» стоят в одном ряду с «Петром Первым» А. Н. Толстого, «Емельяном Пугачёвым» В. Я. Шишкова, произведениями Ю. Тынянова. В 1929 году из-под пера писателя вышла повесть о деревенском детстве — «Жизнь моя». В журнальной публикации А. П. Чапыгиным был предпослан эпиграф: «Посвящаю повесть о прожитых днях памяти моего друга Сергея Есенина». Об успехе повести говорит то, что она была переиздана в 1930, 1931 и в 1934 годах. В 1931 году выходит из печати вторая автобиографическая повесть писателя — «По тропам и дорогам». Заключительная часть автобиографической трилогии — повесть «Осколок того же зеркала» печаталась в отрывках и была не завершена.

В 30-е годы Алексей Павлович ежегодно бывал в Закумихинской. Работал над сценариями первых звуковых советских фильмов: «Златые горы» (1931 год) и «Степан Разин» (вышел на экран в 1939 году), а вместе с артистом К. Бабаниным пишет пьесу «Семейный бунт». А. П. Ошёмков позже вспоминал: «Когда приезжал Алексей Павлович на родину из Ленинграда, то выходил из поезда на станции Шалакуша. Оттуда слал мне с нарочным записку: «Дорогой Ондрейка, встречай, А. Чапыгин». Я еду лодкой в Шалакушу. Так привозил его в наш Большой Угол. Плывём по Моше-реке, а он любуется, на лице-то радость: в родные края возвратился!»

В марте 1935 года в Ленинграде отмечалось 30-летие литературного творчества писателя и 65-летие со дня его рождения. М. Горький обратился к юбиляру со словами: «...Очень... высоко ценю Вас, мастера литературы, для которого искусство всегда было выше всяких выгод и удобств, ... за Вашу любовь к литературе, за северное сияние Вашего таланта...»

Последняя встреча с земляками была у писателя осенью 1936 года. А. П. Ошёмков писал: «Алексей Павлович как всегда очень увлёкся охотой и простыл. Вызвали из райцентра врача И. В. Климова, который признал воспаление лёгких. Болезнь оказалась коварной».

Но Алексей Павлович упорно трудился над завершением исторического романа «Гулящие люди», который был как бы продолжением «Разина Степана». Первая часть романа была опубликована в 1934 году в журнале «Литературный современник». Вторая и третья часть печатались в журнале «Октябрь» с 1935 по 1937 год. Летом 1937 года публикация была завершена в журнале «Звезда». В центре романа — народ, поднявшийся на борьбу за волю, могучая сила освободительной народной стихии. Главный герой — стрелецкий сын Сенька — бунтарь, народный «воитель». Однако, завершить роман писателю было не суждено.

В мае он выехал в санаторий в Гаспру, но было уже поздно. 21 октября 1937 года А. П. Чапыгин скончался и был похоронен в Ленинграде, в некрополе «Литераторские мостки». В 1940 году на его могиле установлен памятник работы скульптора Л. А. Дитриха.

Лучшая память о писателе — книги. В 1967—1968 годах вышло 5-томное собрание сочинений. В память его именем в 1939 году названа улица в Санкт-Петербурге, которую знают во всём мире. Решением Плесецкого поселкового Совета в 1967 году улицу Колхозную районного центра переименовали в честь А. П. Чапыгина.

О творческом подвиге даровитейшего «олонца» прекрасно сказал писатель Н. С. Тихонов: «Из глухих, тёмных северных лесов пришёл крестьянин Алексей Чапыгин и принёс с собой правду о русском народе и веру в него».

Литература:

Андреев Ю. Русский советский исторический роман, 20—30-е годы. М.-Л., 1962.

Артюхов П. Л. Чапыгин А. П. Критико-биогр. очерк. Архангельск, 1955.

Вальбе Б. К. Алексей Павлович Чапыгин. — Л., 1959.

Емельянов Ф. Человек удивительной судьбы: К 100-лет. со дня рожд... А. П. Чапыгина // Вестник политической информации. 1970. 19 октября. № 19. С. 23—25.

Каменев В. С. Чапыгин... // Кратк. лит. энцикл. Т. 8. М., 1975. Стлб. 438-^40.

Княжин В. Писатели, уроженцы Олонецкого края: А. П. Чапыгин // Известия общ-ва изучен. Олонец. губ. Петрозаводск, 1916. № 5—8. С. 24—27.

Коничев К. А. П. Чапыгин // Правда Севера. 1941. 12 января.

Личутин В. Хранитель Большого Угла // Правда Севера. 1973. 28 марта.

Макаров Н. А. Земля Плесецкая. — Плесецк, 1997. С. 71—76; он же. «Многодумный Алексей Чапыгин...»: К 130-лет. со дня рожд. // Памятные даты Архангельской области. 2000 год. Архангельск, 2000. С. 78—82; он же. П. Чапыгин и Лариса Рейснер: К 130-лет. со дня рожд... А. П. Чапыгина // Плесецкие новости. 2000. 17 октября.

Пономарёв Б. С. Литературный Архангельск. Архангельск, 1982. С. 74—77.

Семёнов В. С. Алексей Чапыгин. М., 1974.

Тотубалин Н. А. П. Чапыгин // Чапыгин А. П. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Л., 1967. С. 3—44.

Умер писатель А. П. Чапыгин: Некролог // Правда Севера. 1937. 26 октября.

Чуркин А. «Певуч, как снег и дол...» // Правда Севера. 1970. 18 октября.

(Глава из книги "Земля Плесецкая", 2002)

Н. А. Макаров






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2020-10-16





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Дмитрий Карпов,  E-mail: phdrdak@gmail.com


Спасибо за полный текст прекрасной статьи из книги

"Земля Плесецкая" Н.А.Макаров

Архангельск: Правда Севера, 2002. - 656 с.: ил., портр. авт.

ISBN 5-85879-005-4

Дмитрий

PhDrDAK




Александров А.В.,  E-mail: tutor2015@yandex.ru


Произведения Алексея Чапыгина есть на сайте, в "Библиотеке".







Ваше имя: Ваш E-mail: