Погост (Глазовская) (рубрика: Работы учеников Ярнемской школы) | |
© Кушникова Светлана
Из истории Владыченской церковно-приходской школы
Комментарий к тексту годового отчёта школы
за 1900 год
Исследовательская работа
Введение
В октябре 2013 года исполняется 120 лет Ярнемской средней общеобразовательной школе. В конце 19 века она создавалась как Владыченская церковно-приходская школа Онежского уезда.
Церковно-приходские школы (далее ЦПШ) – это начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении духовного ведомства, то есть Синода. Тип церковно-приходской школы рассматривался правительством как наиболее дешевый, предназначенный для основной массы крестьянства, так как содержались школы в основном за счёт местных жителей и благотворительных взносов.
Главной задачей ЦПШ было обучение грамоте и религиозно-нравственное воспитание детей. Основываясь на примерах Священного Писания, священник – преподаватель Закона Божия – помогал детям усваивать нравственные христианские нормы жизни. Православное духовенство с первых времён основания Русского государства стояло во главе распространения образования в народе, и до 60-х годов 19в. церковнослужители были почти единственными учителями сельских школ. Крестьянское понимание гра¬мотности было связано с православной верой. Это выражалось в том, что грамотный крестьянин читал прежде всего религиозные, «душеполезные» книги – Библию, Евангелие, жития святых угодников. В 1884 году появились «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные) ЦПШ. В одноклассных школах, какой являлась и наша Владыченская школа, преподавались Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика. Кроме священнослужителей, обучением детей занимались учителя и учительницы, закончившие церковно-учительские школы или Епархиальные женские училища. Кроме церковно-приходских школ, на территории Архангельской губернии существовали школы, которые подчинялись Министерству народного Просвещения и частично финансировались государством.
Известно, что одноклассная Владыченская ЦПШ была открыта 1 октября 1893 года. <7>. Среди материалов школьного музея, поступивших от краеведа из Северодвинска С. Булина, есть интересный архивный документ: «Сведения о Владыченской одноклассной церковно-приходской школе Онежского уезда за 1899/1900 учебный год». Это годовой отчёт о работе школы, написанный её учительницей Поповой Анной. В отчёте Поповой А. 40 пунктов, в которых освещаются многие стороны жизни церковно-приходской школы. Отчёт за учебный год представлялся ежегодно в Архангельское училищное отделение.
Сведения о Владыченской одноклассной церковно-приходской школы, Онежского уезда за 1899/1900 уч.год
В виду годового отчёта о церковно-приходских школах на основании распоряжения св. Синода, от 9-го марта 1889 год. за № 496-м и распоряжения Архангельска Епархиального наблюдателя церковных школ, от 3-го чис. июля 1897 года за № 286-м, имеем честь почтительнейшее представить в Архангельское уездное училищное отделение сведения о состоянии вверенном нам Владыченской церковно-приходской школы.
1. Селение Владыченское православного вероисповедания (муж. пола 561 душа, жен. пола 666 душ, инородцев и иноверцев нет.
2. Число детей школьнаго возраста (от 7 до 14 лет) в приходе по духовной росписи 75 чел., а девочек 105-ть.
3. Церковно-приходская школа находится в приходе – деревни Ивановской, в наёмной квартире хрестьянина Андрея Бученикова, 250 сажен от местной церкви и 200 сажен от местожительства причта.
4. В приходе школы грамоты нет.
5. Начальных народных училищ других ведомств не имеется.
6. В приходе церк.- приходская школа существует с 1893г. 1 октября.
7. Число учащихся мальчиков 27ч., дев. 13-ть, все дети православнаго вероисповедания. Школа мужская и женск. для обеих полов одна.
8. Сто сорок (140) человек детей школьнаго возраста (от 7 до 14 лет) из них: мальч.48, девоч.92 остаются вне школы без обучения и образования.
9. Раскольников и особо иноверцев в приходе нет.
10. Школьной библиотеки с книгами противораскольнического и противосектантского содержания не находится.
11. Законоучителем церк. приходской школы состоит местный свящ. Пётр Попов, окончивший курс Богословских наук в Арханг. Духов. Семинарии. По окончанию курса в Семинарии в 1874 году состоял на учебной службе в другом ведомстве до сана священства, был учителем и законоучителем Чекуевскаго сельскаго училища в 1874-1875 г. В 1875 год. 1 –го чис. Сент. по прошению своему был переведен учителем Турчасовскаго училища, где состоял учителем до 1876 год. В 1876 год. 21-го март. рукоположен в сан священства в Вернемудьюжский приход, Онежскаго уезда. С 1886 год. 20-го числа Апреля по 1890 год. 28-е чис. Марта состоял безмездно учителем и законоучителем основанной им в Вернемудьюжской церков.-приходс. школе: с 1890 г. 28 марта по 1896 год состоял одним законоучителем в той же школе. по перемещению своему из Вернемудьюжскаго прихода в Владыченский приход в 1896 году 27-го Января принял на себя безмездно должность учителя и законоучителя во Владыченской школы по всем предметам с неослабным усердием, ревностию и благоуспешностию. Выдвинув школу свящ. Попов, испросил у Епарх. училищ. Совета учительницу, которая прибыла 7 ноября 1896 г. в школу, с этого времени свящ. Попов состоит одним законоучителем в школе безмездно, а прочим предметам с 7 Нояб. 1896 г. обучает учительница.
12. Учительницею состоит девица, дочь священника, Анна Попова, 20 лет, окончившая полный курс в Архангельс. Епархиальн. Женском училище. Получает жалованье от местных крестьян 60 рублей, из пожертвованной суммы о. Прот. Иоанна И. Сергеевым 60 рублей, на основании Епархиальнаго училищнаго Совета журнала от 2-го чис. Сентяб. 1896 год. за № 22-м утвержденнаго Его Преосвященством 11-го Сент.за № 2815-м и с 1900 года из уездного училищнаго отделения 180 руб. Учительница усердно предана школьному делу. Христианския обязанности исповедни и св. причастия исполняла в текущем году во Владыченском приходе в св. Четыредесятницу. Храм Б. посещает в воскресенье и праздничные дни. Подает учащимся пример доброй нравственности. Наблюдает за детьми в церкви, стоит вблизи учеников.
13. Учителем пения состоит псаломщик Василий Пасторов, получил образование в Высшем отделении духовнаго училища, ходит временем в школу, но слабость успехом его учения к пению происходит частию от неспособности и неумения учить детей, а частию от неспособности и нежелания их учить безмездно. Удовлетворительных результатов по церковному пению от псаломщика Пасторова в школе и церкви ожидать нельзя, - от не умения его вести дело и от незнания его самого нотного пения, который не доставит молящимся наслаждения в храме, учащимся в школе. Архангельский Епархиальн. Училищный Совет на основании журнальнаго постановления своего от 22-го Июня 1898 год. за № 14-м о нерадимом
Псаломщике должен донести до сведения Епархиальнаго начальства. Неумение вести дело и учить детей пению псаломщик оказал на практике в школе 10-го Февр. Сего 1900 год., наблюдателю о. Протоиерею Евграфу А. Таратину, который обозревал школу; дети не имеют петь ни с голоса и по слуху.
14. Попечителя в школе нет.
15. Учебники и учебныя пособия в школе с разным содержанием имеются, которые получены из уездна училищного отделения, а именно: по Закону Божию прот. Петра Смирнова, Агафодора, епископа Балахнитскаго «Наставление в Законе Бож. для начальных училищ разных именований и ведомств» (41 экз.) Учебное руководство по Закону Бож. (изд.3-е Училищнаго Совета 1898 год. 5 экз.) По арифметике: Собрание задач и примеров для обучения начальной арифметике в 2-х выпусках Гольденберга (6 экз.) По пению: Краткое руководство к первоначальному обучению церковнаго пения Д. Соловьева (2 экз.) Октоих, обиходов (?) и часословов (37 экз.) По славянскому языку: Евангелие и псалтирь (38 экз.). По Русскому языку: Первая пчелка (1 экз.) Л. Поливанова. Радонежскаго книга для чтения и письменных работ (8экз.), Д.Попова (29экз.), Некрасова в 2-х вып. (32экз.) По диктовке: Русская грамматика Пуцыковича (2 экз.). По чистописанию: Курс русскаго правописания В. Пожарскаго и русския прописи Гербача (16 экз.). Книг для внеклассного чтения имеется 274 экз.)
16. Учебники и учебныя пособия употребляются в школе такие, которые одобрены училищным Советом при Св. Синоде.
17. Школа учебниками и учебными пособиями снабжена по всем предметам.
18. Дети достаточных родителей берут учебники из школы и ими пользуются пока находясь на поприще образования.
19. Письменныя принадлежности имеются, хотя и в небольшом количестве, - приобретаются на средства местных прихожан.
20. При школе имеются приличные столы, которых 10-ть, аспидных досок 24, классная большая доска, шкаф для книг, для учительницы столик простой, столярной работы, окрашенный желтою краскою, Св. икона с изображением «Спасителя, благословляющего детей» в золоченой раме, художественнаго письма, пожертвованная в местную школу своеприходским крестьянином Федором Г. Новоселовым, в стоимости 25 руб. Столы, классная доска и др. не требуют исправления.
21. Помещается школа в наемной квартире крестьянина Андрея Бученикова, деревни Ивановской.
22. Помещение для школы довольно удобное. Классная комната в длину 7¾ ар., ширину 7½ ар., а высоту 3½ ар. Учительница помещается в другой отдельной комнате боковой, - комната довольно приличная, удобная и тёплая.
23. Школа помещается в наемной квартире, за помещение плотят 35 руб. в год с отоплением помещения, которое застраховано содержателем школы по действительной стоимости.
24. При школы земли под сад или огород не имеется и нет возможности устроить при школе каких либо ремеслянных, земельных занятий и ночных приютов или общежитий.
25. На содержание школы: а) от местной церкви не получается, б) от соседних приходских церквей нет, в) от Епархиально училищнаго совета не получается, г) из уезднаго училищнаго отделения получается с 1900 года 180 руб. д) церковно-приходскаго попечительства нет, е) от сельскаго общества окладнаго сбора через сборщика податей получается 100 рублей в год. Учительница получает по 5 руб. в месяц 60 руб в год, за помещение школы получается содержателем школы 35 руб и 5 руб. получается в год на школьныя надобности, на основании приговора местных крестьян, ж) от частных обществ не получается, з) от благотворителя Прот. Кронштадскаго о. Иоанна И. Сергеева поступило в 1893 год. на нужды и потребности школы триста (300р.). Эти деньги внесены в сберегательную кассу государственнаго банка за № 395 города Онеги 1896г. Марта 19 дня. Из этой суммы выдавалось и выдается учительницы 60 руб. в год, - остается этой суммы с % под 1901 год 75 р. 94 коп. в кассе.
26. Платы за обучение детей в школе нет.
27. Дети в школе оказали и продолжают оказывать по всем предметам хорошие успехи по мнению заведующаго школою; требование программы выполнялось на деле. Было составлено в начале учеб. года расписание уроков с обязательным выделением 7 ур. на Закон Божий.
28. В школе были записи уроков по всем предметам с точными списками учеников и журналы согласно распоряжению начальства.
29. Учебныя занятия учеб. года начались с 15 Сентября и окончились 15-го Июня. Занятия в каждый день начинаются с 9 час. утра и с перерывом от 12 ч. до 1час. для обеда – оканчивались в 3 час. дня, каждый отдельный урок продолжается не более часа, а следующая за тем перемена бывает не менее 5 мин. Среди года в занятиях не было ни какого перерыва, учение велось не опустительно.
30. По каждому предмету пройдено все, что требуется пройти програмою церковных школ.
31. В хорошее время дня увольняются дети из школы в виду поощрения их на улицу для прогулки на свежем воздухе у дома школы под надзором учительницы, допускаются игры на несколько минут такие, которые дают большое движение и упражнение всем частям тела.
32. Учеников к испытанию на льготу IV разряда представлено в сем году три (3) чел. пользоваться льготою установленною пунктом 4 ст. 56 Уст. о воинской повинности. Экзамены произведены были 24 ч. Мая 1900 год. Епархиальным наблюдателем, Протоиереем о. Василием Смирновым в присуствии законоучителя П. Попова и учительницы А. Поповой.
Ученики выдержали экзамен и удостоены получить свидетельства с правом льготы по отбытию воинской повинности. Выпускным ученикам было сказано о. Прот. Смирновым приличное наставление, которое выслушали ученики с глубокоблаговейным вниманием, засим о. Протоиерей преподал свое благословение каждому.
33. Певческого хора при церкви и школы не существует; пять учеников приобрели навык к хорошему при Богослужении чтению.
34. Каждый воскресный и праздничный день учащиеся посещают храм Божий; стоят во время Богослужения рядами близ солеи у клироса, а другие на клиросе, где читают и поют во время богослужения. Не уклоняются от посещения храма. С верою и надеждою своими сердцами молятся Всемогущему Богу вседушно и Пресвятой Девы Марии Заступницы школы. Учительница стоит позади учеников, наблюдая за чинным и благовейным поведением их во время богослужения.
35. Все ученики христианския обязанности исповеди и Св. причастия исполняли на первой недели Св. Четыредесятницы с приготовлением и вразумлением при богослужебной ревности пастыря церкви и учительницы.
36. Классныя молитвы в школе поются с должным благовением при законоучителе или учительницы, испрашивая благословения и помощь Господа Нашего Иисуса Христа молящаго приходящих к Нему детей и вседушно молят Пречистую Матерь Деву Марию.
37. Местное население к школе относится в настоящее время сочувственно: сознают, что учение развивает способности данные Богом а наука открывает величие мира Божия и красоту его творений. Для возрастных церковь, для детей школа, это самая безопасная пристань и самый надежный путь ко спасению. Родители сознают, что их дети при школе развивают силы своей души, обогащается детей ум истинами веры и знаниями, настраивается сердце к добру и укрепляется воля правилами общественнаго закона. Сохраняют – в сердцах своих, что их дети с помощью Божию, пастыря церкви и учительницы направляются к доброй жизни, есть надежда в будущем налучшее.
38. Каталог школьной библиотеки имеется. Потерь и утрат книг не было.
39. Школу обозревал 1900 год. уездный наблюдатель, о. Евграф А. Таратин 10-го ч. Февраля, при обозрении школы о.Наблюдатель, делая устные и письменные испытания детям в присуствии законоучителя и учительницы по всем предметам и затем обращаясь к разсмотрению библиотеки, книг, журналов школы и письмянных работ учеников. Осмотрев в подробности все, преподав свое пастырское наставление детям, за сим о. Наблюдатель, преподал свое благословение каждому ученику.
40. Школу обозревал 24 мая сего года Епархиальный наблюдатель, о. Протоиерей Василий Смирнов. Экзамены были произведены того же числа о. Протоиереем Смирновым в присуствии законоучителя и учительницы выпускным ученикам с правом льгот по отбытию воинской повинности. Экзаменные списки, прошения, письмянные работы экзаменовавшихся и журнал испытательной комиссии получил о. Наблюдатель, для представления в Епархиально-училищный Совет.
Учительница Владыченской церковно-приходской школы Анна Попова
Законоучитель Владыченской школы, священник Петр Попов
Месяца Июня 1-го числа 1900 года
Печатная копия (с сохранением орфографии и пунктуации) сделана 10 ноября 2012 г.
Для того чтобы лучше понять, что представляла собой Владыченская церковно-приходская школа конца 19 века, что она давала детям крестьян, необходимо знать суть многих фактов и явлений той школьной жизни. Я решила создать комментарий к тексту отчёта, чтобы он стал понятен не только мне, но и другим. На сайтах Интернета мы нашли достаточное количество статей, посвящённых работе церковно-приходских школ конца 19 века. Статья Википедии «Обзор начального образования Российской империи» посвящена описанию различных типов начальных учебных заведений, в т.ч. и церковно-приходских школ. Большую помощь оказали работы Афанасьевой А.И. «Сельская церковно-приходская школа на Европейском Севере России в конце XIX-начале XX в.»<3>, и Кукушкиной Н.А. «Роль церкви в создании системы начальных школ в Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX века»<6>, в которых рассматривается, как решались задачи по развитию системы начального образования на Севере. Оба автора говорят о расширении сети ЦПШ в последние десятилетия XIX века, об условиях, в которых работали эти школы.
Цель исследовательской работы: создание комментария к тексту отчёта.
Задачи
Познакомиться с историей церковно-приходских школ в России.
Найти объяснение фактов, событий и явлений школьной жизни, упомянутых в отчёте.
Определить роль церковно-приходской школы и её учительницы в распространении грамотности среди жителей Владыченского прихода.
Собрать материал для школьного музея о жизни нашей школы 120 лет назад.
Объект исследования – организация обучения в церковно-приходских школах.
Предмет исследования – годовой отчёт учительницы Поповой А. «Сведения о Владыченской одноклассной церковно-приходской школе Онежского уезда за 1899/1900 учебный год».
Основной метод исследования: анализ архивного источника, а также поиск дополнительных сведений в литературе, Интернете, опрос местных жителей.
В результате анализа текста отчёта мы сможем получить знания о том, как велась работа во Владыченской ЦПШ и что значила школа для жителей наших деревень.
Основная часть
Комментарий основных пунктов отчёта (строки отчёта выделены курсивом)
Сведения о Владыченской одноклассной церковно-приходской школе Онежского уезда за 1899/1900 уч.год – заголовок отчёта.
Владыченская школа 1900 года – одноклассная, т.е. обучение в ней велось два года, преподавала одна учительница, работая сразу со всеми учащимися.
п.1. Селение Владыченское православного исповедания…
Селением Владыченское А. Попова называет все те деревни, которые входили во Владыченский приход Онежского уезда. О Владыченском приходе в истории упоминается с 15 века. Подробно история Владыченского прихода описана в книге Н.А. Макарова «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья»<7>. В 2007 г. исследовательскую работу «История Владыченского прихода и особенности его приходской жизни в 18-19 веках» выполнила ученица 11 класса нашей школы Корнева А. В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской Епархии» от 1898 года говорится, что Владыченский приход состоит из 18 мелких деревень, расположенных по обеим сторонам реки Онеги. <4> В списке населённых мест Архангельской губернии от 1918 года, составленном статистическим бюро Архангельской земской управы, по Владыченскому сельскому обществу Посадной волости даны названия 19 деревень, причём почти каждая деревня, кроме официального носила местное название: Алексеевская – Улитина, Куровская – Выползово, Антоновская – Усолье и т.д. <9>
Сейчас на той же территории существует 11 деревень, часть которых относится к Онежскому району (правый берег – д. Погост), а часть – к Плесецкому (Улитино, Ярнема, Заижье).
п.2. В отчёте А. Поповой говорится, что на 1900 год в селении жителей «муж.пола 561 душа, жен.пола 666 душ».
Заметим, что в середине 20 века количество жителей наших деревень и посёлка Улитино, построенного в конце 40-х годов на месте одной из деревень Владыченского прихода, резко увеличилось, т.к. велись лесозаготовки, сейчас, когда лесопункт закрыли, здесь проживает около 500 человек. Наши северные деревни пустеют.
Число детей школьного возраста (от 7 до 14 лет) на 1900 год – 180, сейчас учащихся того же возраста только 30.
п.3. Церковно-приходская школа находится в приходе – деревне Ивановской, в наёмной квартире Андрея Бученикова, 250 сажен от местной церкви и 200 сажен от местожительства причта.
Деревни Ивановская (местное название - Заполье) сейчас не существует. Жители близлежащих деревень могут только приблизительно указать, где она была. Её местонахождение – 250 сажен от местной церкви, а церковь находилась в деревне Погост, ныне существующей. Церковь была разрушена в 50-е гг. 20 века. К сожалению, нам не удалось найти ни одной фотографии с её изображением. Сейчас на её месте установлен памятный крест.
Поклонный крест на месте разрушенной церкви Владыченского прихода
Как известно, первоначально ЦПШ не имели собственного помещения, поэтому размещались в наёмных квартирах. Иногда дети учились в тех же помещениях, где жили хозяева. Помещение школы в доме Бученикова Анна Попова называет довольно удобным: длина классной комнаты 7 ¾ арш., ширина 7 ½ арш., высота 3 ½ арш. аршин – русская мера длины около 70 см., таким образом, площадь помещения была около 29 кв.м., т.е. чуть больше половины современной классной комнаты.
Если в классе собирались все 40 человек, на каждого ученика приходилось по 0,7 кв.м. площади. Для сравнения, по современным российским нормам (на 2010 год) на одного ученика требуется 2,5 м² площади пола классной комнаты. <10>
п.4. В приходе школы грамоты нет.
Школа грамоты – это название начальных школ, организуемых вплоть до конца XIX века по инициативе и на средства крестьян. Иногда для обучения своих детей грамоте крестьянский сход приглашал на должность учителя грамотных людей, как правило, не имевших официального права на преподавание. Крестьяне предпочитали отдавать детей в такие школы, потому что учение там продолжалось не более 6 месяцев в году, остальное время ребёнок мог быть помощником родителям. Обучение ограничивалось простейшими навыками грамотности. К концу 19 века школы грамоты получают правовую основу, и представляют собой 1-2-годичные школы, их курс обучения был ниже одноклассных ЦПШ. Из ведения различных ведомств и частных лиц их в 1891 году передают Синоду.
п.5. Начальных народных училищ других ведомств не имеется.
В конце 19 века кроме ЦПШ существовали одноклассные начальные училища других ведомств: сельские училища по Положению 1874 года («земские школы»), одноклассные училища Министерства народного просвещения («министерские» училища) и др. В Атласе Архангельской Епархии находим, что училища Министерства Народного Просвещения были в соседних приходах: Турчасовском, Биричёвском и Пабережском. <2>
п.6. В приходе церк.-приходская школа существует с 1893 г. 1 октября.
Эти сведения подтверждаются записью в «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской Епархии»<4>.
п.7,8. А. Попова отмечает, что в школе обучается 27 мальчиков и 13 девочек, а 140 детей от 7 до 14 лет остаются без обучения и образования. Как видим из отчёта, девочек в школе было меньше, чем мальчиков. Известно, что крестьяне не хотели отдавать в школу дочерей, считая образование бесполезным для женщин. С годами количество девочек в школе увеличивалось, но этот процесс был медленным. Мы определили, что в 1900 году 21% детей школьного возраста, проживающих во Владыченском приходе, обучаются в школе. Это соответствует среднему проценту грамотности, который выявила Перепись 1897 года в Российской империи <8>. Трудно определить, были ли ещё грамотные среди 140 чел., не посещавших школу в 1899/1900 году. По данным однодневной школьной переписи от 18 января 1911 г., даже в 1911 году школу посещали всего 47% детей школьного возраста <8>. Планы всеобщего образования в стране разрабатывались ещё с конца 19 века, в феврале 1911 году III Государственной Думой был утверждён Законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», но Государственный совет отклонил его. Вопрос этот поднимался в Думе и позже, но начало войны 1914 г. и последующие события не дали планам осуществиться. Позже ликвидация неграмотности в стране будет задачей Советской власти на протяжении нескольких десятилетий.
п.11. Законоучителем церк. приходской школы состоит местный свящ. Пётр Попов, окончивший курс Богословских наук в Архангельской Духовной Семинарии.
Законоучитель - это священник, который преподаёт Закон Божий, остальные предметы преподаёт учительница. Непосредственное заведование церковно-приходскими школами тоже было обязанностью приходских священников. Как заведующие церковных школ, приходские священники должны были руководить правильной постановкой учебно-воспитательного дела в школе, заботиться о хозяйственной стороне жизни школы и изыскивать местные средства на школьные нужды. <6>
Далее А. Попова подробно описывает, где и кем служил священник П. Попов до назначения во Владыченский приход.
п.12. Учительницею состоит девица, дочь священника, Анна Попова, 20 лет, окончившая полный курс в Архангельском Епархиальном женском училище…
Возможно, Анна Попова была дочерью владыченского священника Петра Попова, так как у Н. Макарова мы находим, что у Петра Фёдоровича Попова была дочь Анна 1879 г.р., на 1900 год ей должно было быть как раз 20 лет. <7> Сведения о том, как учили в Епархиальных училищах, настолько интересны, что я привожу большой отрывок из статьи Е.А. Андреевой: «Епархиальные училища - средние женские учебные заведения в России, созданные главным образом для дочерей священников. Училища содержались на церковные средства и находились в ведении Синода. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий – за плату. Учебный курс состоял из 6 классов. <…> Духовенство ставило главной целью епархиальных училищ воспитать и приготовить из своих дочерей добрых и достойных жен священников. Дочь священника, желающая стать женою священника, должна была быть образованною девицею, иначе она не смогла бы пользоваться уважением среди тех прихожан, которые обучали своих детей грамоте. Кроме того, жена должна была поддерживать своего супруга: ˂…˃ она должна была уметь утешить и успокоить его в различных неудачах, тяготах, помочь в борьбе с искушениями. Преданная, умная и духовно образованная жена пастыря церкви была часто единственной его советницей и сотрудницей среди ближнего окружения. Она не только облегчала мужу трудности общественного служения, но также принимала на свое попечение заботы по воспитанию детей и управление домом.
Из предметов обучения обязательными в женских епархиальных училищах считались следующие: Закон Божий, Священная История, пространный катехизис, объяснение богослужения, всеобщая и русская история Церкви. Кроме того, преподавались русский язык, русская словесность и практическое ознакомление со старославянским языком; арифметика и общие основания геометрии; география всеобщая и русская; гражданская история – всеобщая и русская; необходимые начальные элементы физики; педагогика; чистописание; церковное пение. Необязательными предметами считались музыка, рисование и новейшие языки. В некоторых епархиальных училищах было введено иконописание. Кроме того, девицы обучались домашним рукоделиям.
Воспитанницы сами себе шили белье и платья, убирали комнаты и постели, поочередно готовили обеды и сервировали стол, занимались садоводством и другими предметами домашнего хозяйства. Содержание воспитанниц было самое простое и незатейливое. Их заранее приучали к скромной трудовой жизни. Девицы ежедневно слушали положенные молитвы утром и вечером, до и после приема пищи, при начале и в конце уроков в классе. В воскресные и праздничные дни они присутствовали при богослужении, соблюдали в точности все посты, установленные Православною Церковью. <…>
В некоторых епархиальных училищах дело обстояло совершенно иначе. Один заслуженный профессор университета пишет: «Горько жалуются на свою судьбу те наши батюшки, которые поженились на девицах местного епархиального училища; сидят себе, поджавши ножки, да романцы читают; не то они посмотрят, что в печке делается, не то умеют с мужиком поговорить; детишки чумазые и бегают без присмотра». <1>
Попова Анна пишет о себе: «Учительница усердно предана школьному делу». Краевед С. Булин предоставил нам выписку из «Общих замечаний», сделанных уездным наблюдателем, который «обозревал школу» в 1900 году: «Дело ведется во всех отношениях хорошо». Про ЦПШ соседнего, Городецкого прихода там же сказано: «Во всех отношениях дело велось посредственно».
Жалованье учительницы складывалось из средств «от местных крестьян - 60 рублей, из пожертвованной о. Прот. Иоанном И. Сергеевым 60 рублей … и с 1900 года из уездного училищного отделения 180 рублей», итого с 1900 года она получала 300 рублей в год. В целом, зарплата сельского учителя была примерно равна верхнему пределу зарплаты квалифицированного рабочего.
Упомянутый в отчёте о. Иоанн И.Сергиев, - это известный проповедник, церковно-общественный деятель конца 19 века Иоанн Кронштадтский. Он был родом из Пинежского района, служил в Кронштадте, имел всероссийскую известность, жертвовал десятки тысяч рублей на больницы, школы, монастыри и храмы. На нужды и потребности Владыченской школы он пожертвовал в 1893 г. 300 рублей. Деньги были внесены в сберегательную кассу Государственного банка г. Онеги (в п.25 отчёта А. Попова пишет: «Из этой суммы выдавалось и выдаётся учительнице 60 руб. в год, остаётся этой суммы с % под 1901 год 75 р.94 коп. в кассе»).
п.13. Учителем пения состоит псаломщик Василий Пасторов…
Псаломщик - это ещё один служитель церкви, в его обязанности входило обучение учащихся ЦПШ пению. Большое значение епархиальное руководство придавало вопросу создания в церковно-приходских школах певческих хоров. Преподавание церковного пения, участие детей в богослужении, пение в церковном хоре, чтение при богослужении в храме являлось важным элементом религиозно-нравственного воспитания. А. Попова с сожалением отмечает, что «дети не умеют петь ни с голоса и по слуху». «Удовлетворительных результатов по церковному пению от псаломщика Пасторова ожидать нельзя - от неумения его вести дело и от незнания его самого нотного пения, который не доставит наслаждения молящимся в храме, а учащимся в школе».
Она считает, что слабость успехов детей в пении происходит частью и от нежелания Пасторова учить детей безвозмездно. Ниже мы читаем, что 10 февраля 1900 года «обозревал школу» наблюдатель о. Протоиерей Евграф Таратин, и «нерадимый псаломщик» «оказал на практике неумение вести дело и учить детей пению».
В книге Н. Макарова находим сведения о том, что с 1902 г. псаломщиком в приходе уже служит Александр Денежников. <7>
В пункте 33 учительница отмечает, что певческого хора при школе нет, но пять учеников приобрели навык к хорошему при Богослужении чтению.
п.14. Попечителя в школе нет.
Многие церковно-приходские школы имели попечителей. Попечителями избирались, как правило, люди состоятельные. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности. Часто церковно-приходские школы находились в бедственном положении, потому что имели низкое финансирование.
п.15. Учебники и учебные пособия в школе с разным содержанием имеются…
Успешно учиться можно только при наличии достаточного количества книг. Из отчёта видно, что в школе используются книги, которые одобрены училищным советом при Священном Синоде, снабжалась ими школа из уездного училищного отделения. Среди перечисленных А. Поповой учебников и пособий названы книги для классного употребления (их могло быть по 1 книге на 5 человек), а также руководства и пособия для учителя. Имелись книги по Закону Божию, по арифметике, по славянскому языку, по русскому языку, по диктовке, по чистописанию (в том числе и прописи). По отчёту видно, что пению уделяется большое внимание: нужные для обучения книги (Октоих, Нотный Обиход) имелись в количестве 37 экземпляров, что считалось вполне достаточным по нормам ЦПШ (одна книга на пятерых учащихся). Учительница делает вывод, что учебниками и учебными пособиями школа снабжена по всем предметам. Книг для внеклассного чтения имеется 274. Для внеклассного чтения в библиотеки поставлялась литература религиозно-нравственного содержания, антиалкогольная, по медицине и гигиене, по истории церковной и гражданской, по сельскому хозяйству и ремёслам, художественная литература. В пункте 38 А. Попова отмечает, что имеется каталог школьной библиотеки, потерь и утрат книг не было, что ещё раз говорит о её серьёзном отношении к работе.
п.20. Мебель в классе - это 10 столов, большая доска, шкаф для книг, столик для учительницы. За одним столом обычно сидели четыре ученика. Аспидных досок – 24. Аспидные (грифельные) доски – это тонкие и гладкие сланцевые доски, употребляемые для письма грифелем. Дети, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома - тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в деревенской ЦПШ не было домашних заданий.
Помещение школы украшала икона «Спаситель, благословляющий детей» в золочёной раме, пожертвованная крестьянином прихода Новосёловым Фёдором Г.
п.24. При школе земли под сад или огород не имеется и нет возможности устроить при школе каких-нибудь ремесленных, земельных занятий и ночных приютов или общежитий.
Помимо освоения отдельных предметов программы и религиозно-нравственного воспитания, мальчики могли изучать различные ремесла, а девочки обучаться рукоделию. Обычно ремесленные классы организовывались в церковно-приходских школах в виде дополнительных занятий и только там, где для этого были условия. В ЦПШ, если они располагались в специально построенных помещениях, могли быть комнаты для ночлега учеников, которые жили далеко от школы. Учащиеся Владыченского прихода проживали не далее 3 вёрст от школы, поэтому в ночлеге при школе не нуждались.
п.25. Здесь А. Попова описывает, на какие средства содержалась школа: за помещение школы получается содержателем школы 35 руб. и 5 руб получается в год на школьные надобности, на основании приговора местных крестьян. Материальное обеспечение ЦПШ было недостаточным. В литературе о ЦПШ встречаем сведения о том, что иногда сторожа школ отказывались носить дрова и топить печи за мизерную плату и это приходилось делать школьникам, на что родители жаловались начальству. <12>
п.26. Плата за учёбу в ЦПШ могла устанавливаться, но фактически обучение во всех сельских школах было бесплатным.
Далее в отчёте А. Поповой говорится о том, как относилась к работе учительница (п.28,30,31,36), как учились дети (п.27) и как к школе относились местные жители (п.37).
Можно сказать, что А. Попова добросовестно относится к своей работе: составлено расписание, требования программы выполняются, ведутся записи уроков в журналах, учительница работает с 9 утра до 3-х часов дня с перерывом на обед с 12ч. до 1ч. (каждый урок продолжается не более часа, перемена бывает не менее 5 минут). Она заботится о здоровье своих учеников: в хорошее время дня увольняются дети из школы в виду поощрения их на улицу для прогулки на свежем воздухе у дома школы под надзором учительницы, допускаются игры на несколько минут такие, какие дают большое движение и упражнение всем частям тела. Учебный год продолжается с 15 сентября до 15 июня. Строчка из отчёта говорит о том, что она понимает важность своей работы: для возрастных церковь, для детей школа, это самая безопасная пристань и самый надежный путь ко спасению. Отчёт о работе школы А. Попова пишет чётким, разборчивым почерком, понятным языком, что тоже говорит об отношении учителя к работе.
Отметим, что в отчёте нет пункта о состоянии дисциплины в школе. В работе А.Г. Ковалёва читаем: «В советской исторической науке прочно укоренилось мнение, что в церковно-приходских школах дореволюционной России царили зубрежка, грубое обращение с учениками, не выучившими урок, выра¬жавшееся в их избиении розгами, но анализ различных источников показывает, что это не вполне соответствует действительности. <…> Меры воздействия на учащихся были самыми разнообразными и применялись в комплексе; это могли быть выговор, замечание, убеждение, задержание в классе после уроков, лишение мест во время занятий в классе, а также сообщение о «ленивых и шаловливых» учениках родителям и лишь в крайних случаях, когда все эти меры не давали ожидаемого эффекта, следовало исключение из школы. Важно отметить и то, что телесные наказания вообще не рассматривались в качестве воспитательного влияния на учеников и «ни в каком виде в школах не допускались». <5>
Об отношении родителей к школе А.П. пишет: «Местное население к школе относится в настоящее время сочувственно: сознают, что учение развивает способности, данные Богом, а наука открывает величие мира Божия и красоту его творений. Родители сознают, что их дети при школе развивают силы своей души, обогащается детей ум истинами веры и знаниями, настраивается сердце к добру и укрепляется воля правилами общественного закона. Сохраняют - в сердцах своих, что их дети с помощью Божию, пастыря церкви и учительницы направляются к доброй жизни, есть надежда в будущем на лучшее».
п.34-36. Посещение приходского храма, а также молитва перед началом урока были важными мероприятиями в воспитании учащихся в духе православной веры.
Контроль качества учебного и воспитательного процессов вёлся Епархиальным училищным советом. В отчёте сказано: «Школу обозревал в 1900 году уездный наблюдатель о. Евграф Таратин 10 февраля. При обозрении школы наблюдатель делал устные и письменные испытания детям по всем предметам, затем в подробности рассмотрел письменные работы учеников, школьные журналы, библиотеку... Школу обозревал 24 мая 1900 года Епархиальный наблюдатель о. Протоиерей Василий Смирнов. Он же принимал экзамены у выпускников школы».
Заключение
Анализ текста испытательных работ
Для завершения обучения в ЦПШ требовалось сдать экзамены на получение свидетельства об окончании школы (обычно писали диктовку и решали предложенные задачи). Мальчики могли подать заявление на испытания для получения свидетельства на льготу IV разряда по воинской повинности. По такой льготе срок службы лет сокращался с 6 лет до 4. Краевед С. Булин передал нам из домашнего архива копии документов брата своей бабушки, ученика Владыченской школы Гусева Дмитрия: заявление в испытательную комиссию, текст диктовки и решение задачи по арифметике, а также «Журнал о производстве годовых испытаний учеников Владыченской церковно-приходской школы за 1989/1899год».
Список учеников Владыченской ЦПШ, подвергавшихся в испытательной Комиссии при означенной школе экзамену на право получения Свидетельства на льготу 4 разряда по воинской повинности в 1900-1901 учебном году
Работы Гусева Дмитрия показывают, что он овладел грамотой, умеет выполнять основные арифметические действия с целыми числами, умеет переводить одни единицы измерения сыпучих веществ в другие, решает задачу в несколько действий. Ведомость успеваемости выпускников 1899 года говорит о том, что то немногое, что преподавалось в ЦПШ, ученики знали на «хорошо» и «отлично». Многие выпускники Владыченской школы стали участниками Первой мировой войны, храбро выполняли воинский долг. Так, например, Смирнов А.В., выпускник Владыченской церковно-приходской школы, закончивший школу с похвальным листом в 1903 г. стал полным Георгиевским кавалером.
Смирнов Александр Васильевич
Таким образом, проведённая работа позволила ответить на поставленные вопросы. На основе анализа годового отчёта Владыченской школы, написанного А. Поповой, можно сделать следующие выводы:
1). Владыченская церковно-приходская школа внесла огромный вклад в дело распространения грамотности среди местного населения.
2). Школа развивала способности детей, обогащала знаниями, направляла их к доброй жизни.
3). Неоценима в деле обучения и воспитания детей роль учительницы – наставницы.
Какие вопросы можно ещё изучить?
1). Как развивалась школа в начале 20 века.
2). Какие изменения произошли в ней после революции 1917 года.
3). Изучить судьбы некоторых выпускников школы.
Литература:
1. Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах. http://biblio. narod.ru/gyrnal/statyi/ep
2. Атлас Архангельской епархии, состоящий из 30 карт. 1890.
3. Афанасьева А.И. Сельская церковно-приходская школа на Европейском Севере России в конце XIX-начале XX в. (по материалам Олонецкой губернии). http://Kizhi.Karelia.ru
4. Владыченский приход//Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3, Архангельск, 1896.
5. Ковалёв А.Г. Церковно-приходская школа в системе народного образования Курской губернии в конце XIX – начале XX века. http://izvestia.asu.ru/2007/4.
6. Кукушкина Н.А. Роль церкви в создании системы начальных школ в Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX века. http://Kizhi.Karelia.ru
7. Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и среднего Поонежья. Архангельск, 2007 – 432с.
8. Обзор начального образования в Российской империи. http://ru.wikipedia.org/
9. Посадная волость//Список населённых мест Архангельской губернии. Архангельск, 1918.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
11. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника./ Под. ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара, 2010 – 112с.
12. Судьба сельской учительницы//Великий Устюг: краевед. альм. Вып.3. Вологда, 2004.
Научный руководитель: Холкина Надежда Васильевна
© Кушникова Светлана
дата последнего редактирования: 2021-08-04
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: