Верховье (рубрика: Рукописи не горят) | |
Толстоногов Алексей Фёдорович
Толстоногов А.Ф.
По данным Государственного архива (сведения Онежских краеведов) деревня Верховье основана в XV веке переселенцем Дмитрием Степановым и названа по его имени Митинской. Вторая деревня на другом берегу реки названа Ряхковской. В те далекие времена прежде чем выбрать место для поселения приходилось думать, а как защитить поля и луга от диких животных, а скот от хищного зверя. И селились на границе ручья, реки, озера, на мысу. К лесной стороне лес валили, землю готовили под поля и покосы.
В ХVI вехе деревня Митинская и Ряхковская составляли 12 дворов, 14 — тягловых крестьян.
В конце XVI века вскоре после основания Архангельска и центра Беломорского торга, проложена зимняя дорога Архангельск-Чекуево. Дорога связывала западные районы Каргополя, Поморье, Карелию. Первая станция как называли ее "выпряжай" была деревня Верховская (Верховье).
В XVI веке сложилась многодворная сельская община прибывших из разных отдаленных селений. По принципу захвата, они засекали пустующие земли особенно по берегам речек в верховьях Мудьюги. Симановы заняли Лилисару, Конововы - Верхнюю Мудьюгу,
Титовы - Некрасово и Бучерово, Шерстобоевы - Рименьгу, Нефедовы - Вычеру. Закрепив заимки билетами на 99 лет.
В 1730 году в Верховье построены две деревянные церкви и между ними высокая колокольня. В это время в Верховье на обеих сторонах реки жило много крестьян. Церковь строили крестьяне под руководством местного крестьянина Пальтихина.
В деревне жили умные, пытливые люди. Онежский краевед П. Носков пишет, что в старых записях об урожаях в Онежском уезде значится: Савва Артамонов и Дмитрий Кононов при среднем удобрении земли навозом снимали со 22 центнере с гектара, а Титовы при обильном удобрении снимали по двести пудов с десятины в теплое лето.
Верховье быстро росло, в конце XIX века в нем было около 180 дворов.
По соседству с деревней Верховье существовал Сырьинский монастырь, основанный Новгородским священником Кириаком (Кириллом).
История Верховья как и Сырьинского монастыря не имеет письменных свидетельств о своем прошлом.
...
В деревне живут русские люди, потомки древних новгородцев: трудолюбивые, человечные, доброжелательные. Живут здесь постоянно с незапамятных времен.
Приезжих за обозримое время старожилы деревни не помнят. Некоторые жители имеют фамилии Кононовы, Артамоновы, упоминавшиеся в архивных документах ХVII века.
Занимаются крестьяне хлебопашеством, скотоводством, овощеводством, а кроме работы в своем хозяйстве с XIX века отходничеством, в основном, связанным с заготовкой, транспортировкой и обработкой леса.
В нелегких условиях жили тогда люди, работая в своем хозяйстве, в прошлые годы крестьянин испытывал лишения, невзгоды и один на один сражался о беспощадными силами природы, боролся с голодом. Ни какой помощи ждать было неоткуда, надежда только на себя. Борьба на выживание. Жить в старину было трудно.
Какой стала деревня? Как изменилась со времени основания ее Дмитрием Степановым?
Современная деревня - это большая группа (скопление) деревянных домов, в основном, двухэтажных, хорошо спланированных и построенных.
Деревня производит впечатление не богатой, но и не бедной. Большого достатка в хозяйствах не видно. В прошлые века в деревне были и курные избы.
В настоящее время Верховье состоит из двух деревень Митинской и Ряхковской (происхождение названия этой деревни не известно).
Внешне они выглядят симпатично, как и вообще северные деревни, около домов чистота и порядок.
На правом берегу реки Мудьюги деревня разрослось, в ней около 100 домов, расположена на склоне небольшого холма Пальник, сбегающего краем к реке Мудьюге. Все дома фасадом (окнами) обращены в сторону реки.
В деревне один спуск к реке, где крутизна берега несколько уменьшена.
Деревня Ряхковская расположена на левом берегу реки.
Река Мудьюга, разделяющая эти деревня, невелика 25-30 до 35 м ширина и не глубока в среднем 1,5 метра, но с высокими и очень крутыми берегами до 6 метров высоты, густо поросшие растительностью. На протяжении всей реки нет места где бы чело век, мог свободно перейти реку пешком или переехать на лошади с одного берега на другой
Поэтому жители деревни еще с незапамятных времен разделили всю землю Верховья между деревнями. Все леса, поля, луга по правой стороне реки принадлежат деревне Митинской. Все леса, поля, луга по левой стороне реки принадлежат деревне Ряхковской.
Этот раздел ни в старину, ни в последующие века и до настоящего времени ни каких недоразумений не вызывал.
Так как переехать с одной стороны реки на другую было не возможно. Для переезда через Мудьюгу на всем протяжении имеется только два моста. Один в деревне Верховье и один в деревве Грихново, где сельский совет.
Особенность деревни Митинской с трех сторон ее окружают болота. С северо-восточной стороны деревни протекает и впадает в реку Мудьюгу полноводный ручей Падун. Он и сейчас является границей деревни.
Болота, окружащие деревню, не трясина, а земля периодически заливаемая водой. Через все эти болота проложены накатные мосты. Дорога вымощена не толстыми бревнами в ширину дороги, а по краям укреплена жердями, чтобы бревна не разнесло водой. Таких дорог через болота три, одна ведет в Пикостровский лес, другая - в Малестровский лес, третья - в Шалошный, каждая из дорог длиной около километра.
По мостам жители деревни гоняли скот в лес на пастбище, ездили в луга, поля на работу, ходили в лес рубить дрова, на озеро ловить рыбу, собирать в лесу ягоды, грибы и по другим деревенским делам. Но мосты надо было ремонтировать, и деревенское общество разделило мосты по душам. На каждую душу определенное количество сажен. Все крестьяне должны были следить за исправностью мостов на отведенном каждому участке.
Но безлошадные и беднейшие не имели возможности ремонтировать мосты своевременно и вся деревня от этого испытывала большие трудности.
Такое же положение и с осеками.
В деревне хорошие пастбища, но они в лесу, а лесные пастбища надо огораживать, чтобы коровы не разошлись и не ушли куда не надо.
Огораживаются пастбища в лесу осеками. Это подобие изгороди, завалы из небольших деревьев и кустов в определенном направлении как изгороди. Коровы дойдя до осека поворачивают
Осеки тоже были распределены по душам: определенное количество сажен на душу. Но бедняки в безлошадные и здесь не могли ремонтировать осеки во время, и от этого страдала вся деревня. Деревня Митинская имела хорошие луга вверх по Мудьюге за 20 км (Бучерово) и другие отделенные места за 25 км и эта отдаленность сенокосов тоже была неудобной для жителей деревни Митинской.
О деревне Ряхковской.
Расположена на левом берегу реки. Так же симпатичная своей дружной постройкой, в большинстве двухэтажных домов. Здесь домов меньше чем в Митинской, 95-96, меньше и населения. Проселочные дороги здесь относительно не плохи.
Кругом деревни луга, за лугами болота, а за болотами лес.
Деревня Ряхковская расположена от деревни Митинской на расстоянии метров 400-450, по мосту через реку Мудьюгу.
Церкви, магазин, школа находятся на левом берегу.
Верховье до революции.
...
Деревня была хорошо известна в Онежском уезде Архангельской губернии. В ней было более 150 домов и несколько сот жителей.
Деревня была не богата. Земли у крестьян было мало и родила она плохо. Как и раньше крестьяне занимались хлебопашеством, скотоводством, овощеводством.
Богатых людей, кулаков, пользующихся наемным трудом в деревне не было. Бы ли зажиточные, у кого было больше земли (чищенины, припашей).
Чищенины - земли очищенные от леса и кустов, припаши - это распаханные земли. Крестьяне бедняки и середняки уходили на отхожие заработки. Зажиточные обеспечивали себя продуктами и деньгами и из деревни не отлучались.
Крестьяне и крестьянки ходили в одежде из домотканого материала - портна. Это была серая, сермяжная одежда. Все предметы повседневного пользования были деревянные или берестяные или плетеные или из лучины или прутьев. Посуда глиняная, но была и фарфоровая.
Дороги шли с горы на гору, ездили на дровнях круглый год. Зимой деревня, как и в прошлые века, была занесена снегом. По установившейся дороге мужики ездили в лес за дровами (заготовленными весной), за сеном. Заготовляли различный лесной материал для хозяйственных нужд, для изготовления лучины, для освещения избы в зимнее время. Некоторые ездили в извоз заработать необходимые в хозяйстве деньги. Зимой при лучине женщины пряли пряжу из льна и шерсти, вязали носимые зимой шерстяные вещи, рукавички, варежки, чулки и др. Ухаживали за скотом. Световой день длился 2-3 часа.
Когда женщина доила корову, то горящую лучину вставляла в щель стены хлева. Вообще загорания были, но пожары были не часто. За 17 лет моего проживания в деревне сгорел только один дом. Средствами пожаротушения были только ведра с водой, топоры, лестницы. На пожар звонили в колокол и народ сбегался со всей деревни. Люди в деревне были богомольные, по воскресеньям ходили в церковь. Книг, газет не было. Грамотных людей, умеющих читать было очень мало. Общественная жизнь ограничивалась посещением церкви. Жизнь шла не спеша. Люди соблюдали все посты, праздники.
Однажды, по рассказам старожилов деревни, примерно в 1910 году верховцы в религиозный праздник "Казанской божьей матери" уехали на сенокос на дальние покосы на Бучерово. В этот день в деревне поднялась гроза, гром и молния и в деревне Ряхковской возник пожар; сгорело около 10 домов в центре деревни. Был ветер, огонь очень быстро распространился, за 5 минут от дома к дому. Головешки из центра деревни летели даже в Шутово. Пожар возник в доме Ф. Барышева. Молния ударила в косу горбушу, висевшую под крышей. Искры упали в стоявший на сарае бурак с сеном и сено загорелось.
Верховцы приняли это как наказание божье и поэтому случаю служили молебен, а сенокос после пожара стали начинать позднее этого праздника. Праздник "Казанской божьей матери" решили праздновать как престольный (главный).
Весной, как только стает снег и появится зелень (трава), на пастбища на обеих сторонах деревни выходили большие стада коров и овец.
Суровы и бесконечны длинные зимние ночи. В хлевах тепло, но темно. Здесь только одно маленькое в две ладони окошечко света. Выход скота на пастбище это большой праздник для людей. Скот же уставший в хлевах за долгую зиму буквально рвался на волю. Всюду было слышно бесперебойное громкое мычание коров, блеяние овец. Каждое животное выражало свою радость. Это была встреча животных с обновленной природой.
Пастбища были богатые как в деревне Митинской, так и в деревне Ряхковской, но находились они в лесу.
В старину леса были дремучие и в них было не мало зверей. Поэтому перед выходом стад скота на пастбища как в деревне Митинской, так и в деревне Ряхковской устраивали молебны, богослужения, где просили Святого Николу - защитника животных, оградить их от зверя. Но звери все же беспокоили стада. В старину больше, а до революция меньше. Старожилы деревни рассказывают (факт) теперь уже легенда.
Когда в деревне Митинской у крестьянина Плешкова медведь в лесу убил корову (в старину и до революции крестьяне никогда не оставляли без последствий разбой зверя) и крестьянин Плешков и охотник Шерстобоев пошли в лес убить медведя. По дороге в лесу медведь вывернулся из-за укрытия и когда крестьяне обернулись, то медведь уже стоял перед ними на задних лапах.
Плешков успел выхватить нож. Шерстобаев выхватил из-за пояса топор. Плешков метнулся на медведя и всадил ему в пасть нож с рукой, Медведь упал, подмял под себя Плешкова, мял его и царапал огромными когтями. Шерстобоев был на верху медведя.
Плешков успел крикнуть, чтобы он бил обухом, для того, чтобы шкуру не попортить. Но медведь оказался могучим зверем. Битва была жестокой и молниеносной. Плешков оказался наверху, Шерстобоев под медведем. Медведь был убит. Некоторые раны Плешкова оказались глубокими и болели. В последствии Пятаков скажет, что в рукопашную на медведя больше не пойдет.
Материально люди деревни жили далеко не одинаково, была большая разница между зажиточными крестьянами, середняками и бедняками (безлошадными и вдовами). Зажиточных было немного, они выделялись среди других жителей наличием земли (см. выше). Земля эта передавалась по наследству как собственность (личная).
В старину, в далекие времена, когда заселяли земли Верховья, некоторые крестьяне расчищали земли от леса, кустов, а затем оформляли это документами как собственность. Делалось это и в последующие века, пока имелись земли, пригодные для использования. Эти земли не входили в общий земельный фонд деревни подлежащий разделу.
За счет этой земли крестьянин дополнительно получал сено и на полях выращивал сельскохозяйственные культуры- хлеб, также содержал дополнительное количество скота.
Зажиточные имели три-четыре коровы, две лошади, 15-16 овец и много земель.
Средний крестьянин имел две коровы, одну лошадь, 9-10 овец. Некоторые из них имели определенное количество чищенины.
Крестьянин-бедняк или вдова в хозяйстве имели одну корову, 5-6 овец. Крестьяне бедняки это безлошадные. Они хотели бы иметь лошадь, но не имели возможности прокормить ее.
В прошлом бедняк мог быть и крестьянин у которого в семье много детей женского пола, так как на женщину земли не выделяли.
Все крестьяне обрабатывали свою землю собственными силами своей семьей. Все трудились в поте лица. И здесь не было разницы между зажиточными и середняками. Однако наемный труд был в другой форме.
Лошадь в деревне требуется постоянно и бедняк или вдова вынуждены обращаться за лошадью или к зажиточному крестьянину или к соседу. Отказа в лошади не было (если она была свободна), но просителю говорили: Возьми лошадь, но поможешь в работе: убирать сено, молотить или другую работу, конечно, в течение дня, а бедняк свою работу вынужден был делать ночью.
Вторая группа зажиточных - это крестьяне, имеющие доходы от несельскохозяйственной деятельности. В деревне были две водяные мельницы Шерстобоева - Артемьевка и Леонтьева - Шалошка. Они мололи зерно крестьянам на своих мельницах за определенную плату. Крестьянин Борисов имел небольшую кожевню и выделывал кожи для крестьян. Эти люди тоже не уходили из деревни на отхожие заработки.
Что говорят верховцы о жизни в старину?
П. Н. Верховский: "В старину и до революции люди жили трудно. Находились в постоянной работе с утра до вечера. Жили в нужде, лишениях, в борьбе с природой. Светлых дней было мало. Особенно тяжело было вдовам, беднякам-безлошадникам, забитым нуждой.
Человек должен был работать постоянно, непрерывно в своем хозяйстве, в извозе, на отхожих заработках, на лесозаготовках, сплаве при любой погоде в любых условиях. Особенно страдали от этого бедняки, так как они не всегда имели достаточно хорошую одежду и обувь и от холода и сырости болели".
П.Д. Борисова: "Деревня жила трудовой, свободной жизнью. Но всеми делами верховодили богатые мужики. Конечно в своих интересах. Например, при разделе общего земельного фонда деревни мужику целое поле, но оставались и остатки площади или небольшой кусок земли худшего качества и это предназначалось вдовам, беднякам, а некоторые вдовы возразить не смеют. "Мужики богаты, что быки рогаты".
Прасковья Дмитриевна с уважением, даже с некоторой гордостью говорила о женщинах-верховках, которые несмотря на постоянную занятость в работе, кто бы она не была, всегда содержит избу и все на дворе в чистоте и порядке. В семье порядок, завтрак, обед, ужин - все во время.
Т. П. Рогалева: "Народ в деревне бойкий, трудолюбивый, человечный. Всю землю каждый крестьянин отрабатывал своей семьей. Но как не стремится крестьянин середняк обеспечить свою семью результатами труда своего хозяйства, это не удавалось и большинство крестьян деревни в прошлые годы уходили на заработки в другие губернии, города.
О молодежи до революции.
Татьяна Ивановна рассказала: "На вечеринки собирались каждый день осенью и зимой, кроме субботы, когда все верховцы топили бани и мылись. На вечеринках было весело и интересно, продолжались они с 8 часов вечера до 12 часов ночи. Некоторые девушки носили шерстяные или тканевые юбки, сарафаны одного цвета красные, голубые, зеленые и в крупную клетку. На вечеринках пели песни, частушки, ходили в кадриль, рассказывали сказки, бухтинки. Пьяных не было, только иногда были выпивши, но редко. На вечеринках было весело, дружно."
Крестьянская семья в старину.
Крысанова А. А. рассказала: "Семьи в старину и до революции были большие: детей до 8 человек. Старшие дети женились и жили в одном и том же доме. В семье было по 16-18 человек, иногда в одной или двух избах. Молодожены вешали около своей кровати занавеску (полог). Летом спали на полу или на сеновале, в сарае.
В семье всем находилось дело, все занимались полезным трудом.
Женщина-хозайка в семье пекла хлеб на всю семью. Готовила завтрак, обед, ужин, ткала холст, работала в поле.
Воспитывали детей, а точнее, - говорит Анастасия Андреевна, - дети сами воспитывались. Ребенок воспитывался лежа в зыбке - люльке), с воткнутой во рту тряпочкой с разжеванным хлебом, а когда подрастет, то во дворе, на улице набирался информации от своих сверстников, так как родители в большинстве сами были совершенно неграмотны, а женщины с момента рождения и до старости из Деревни никуда не выезжали. Труд женщины в большой крестьянской семье был напряженным.
...
На 1914 год в деревне жило 901 человек, в том числе мужчин 414 человек, женщин 487 человек. По данным церкви, это была большая оживленная деревня.
...
полный вариант рукописи доступен в "Библиотеке" по адресу:
http://www.onegaonline.ru/html/biblio/index.asp?kod=2&name=Толстоногов_Алексей_Федорович
Толстоногов Алексей Фёдорович
дата последнего редактирования: 2016-01-02
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: