Улитино (рубрика: Народное образование) | |
История музея Ярнемской школы
Музей организован в августе 1965 года при сельской библиотеке д. Ярнема как уголок боевой славы земляков – героев гражданской и Великой Отечественной войны. Основатель музея – Смирнов Александр Васильевич 1890 г.р., участник первой мировой и гражданской войны, полный георгиевский кавалер. Уроженец д. Ярнема. Был председателем волостного исполкома, во время Великой Отечественной войны работал председателем Турчасовского сельпо, после войны переехал в Новодвинск, работал на ЦБК, но свою родную деревню, односельчан никогда не забывал. В 68 лет он задумывается о сохранении памяти о героическом прошлом своих земляков и с энтузиазмом берётся за создание уголка боевой славы. За три года неустанной работы им были собраны почти 200 подлинных фотографий участников первой мировой, гражданской и Великой отечественной войны, найдены и оформлены биографические сведения, 26 образцов вооружения, денежные знаки. Списки участников войн, составленные Александром Васильевичем, не имеют цены – до сих пор мы ими пользуемся. Всю жизнь он собирал вырезки из газет о родном крае, оформлял их в альбомы, сам много писал воспоминаний, которые печатались в районных и областных газетах, а также были переданы в краеведческий музей г. Архангельска. Александр Васильевич помогал организовывать музеи боевой славы и в других местах.
С первых дней существования музея был организован Совет музея, в который первоначально входили Шабунина Нина Ивановна – представитель парткома колхоза «Дружба», Смирнов Александр Иванович – от Посадного сельского совета, от партизан Онежского отряда и солдат Первой мировой войны Смирнов Иван Васильевич, Смирнов Александр Васильевич и Завьялов Павел Фёдорович, от солдат Великой Отечественной войны Смирнов Иван Александрович. Секретарь комсомольской организации Завьялова Светлана вместе с комсомольцами принимали участие в сборе материалов. Местные жители часто посещали библиотеку, односельчане, матери, жёны и дети погибших героев говорили спасибо за сохранение памяти о земляках. Работали в библиотеке на тот момент Савина Татьяна, а затем Тимофеева Валентина Ерофеевна.
Библиотека в деревне Ярнема находилась в обычном жилом доме, её часто перемещали из одного здания в другое. Уголок боевой славы от переездов стал терять экспонаты. Было принято решение о передаче уголка Ярнемской средней школе. 18 января 1974 года состоялось его открытие в кабинете истории. Большой вклад в организацию и оформление музейного уголка внесли молодой специалист, учитель истории Окулович Галина Александровна и члены краеведческого кружка Пантелеева (Чекалёва) Нина, Каменева Лида, Святкун Таня, Анисимова Тоня. Они вели переписку с ветеранами, собирали информацию о первых пионерах, работниках тыла, ухаживали за памятником погибшим в боях с интервентами, проводили организованные экскурсии по собранным музейным материалам.
Школьный музей получил название «Боевая слава земляков». Следующим руководителем стала Нечаева Ида Николаевна, учитель истории. «Первые комсомольцы» , «Участники Первой мировой и гражданской войны», «Участники Великой Отечественной войны», «Наш край» - вот основные стенды. Школьники занимаются поисковой работой, к активистам музея присоединяются Святкун Лена, Степаненко Лиля, Феофанова Валя, Зайкова Таня проводят экскурсии.
В 1983 году Ярнемская средняя школа переезжает в новое здание в поселок Улитино. С этого момента и по 1997 год руководила музеем Зайкова Валентина Ивановна. Музей получает отдельную небольшую комнату, добавляются материалы и оформляются стенды «Комсомол и пионерская организация», «Летопись школы», «Ярнемский лесопункт». Ученики школы вместе со Швецовыми Владиславом Викторовичем и Ольгой Феликсовной, Дедовой Светланой Павловной увлеченно занимались походами на байдарках по местным рекам. Перед каждой экспедицией они получали от Совета музея задания по поиску экспонатов.
Классные руководители вместе с учениками ходили в походы в соседние деревни, на озёра, реки, при этом изучали историю края, встречались со старожилами, ветеранами гражданской войны. В эти годы началась работа по поиску экспонатов, характеризующих быт и культуру северной деревни. Школьный музей активно использовался в патриотическом воспитании учащихся через встречи с ветеранами войны и тыла, в работе пионерской и комсомольской организации. Большая поисковая работа была проведена к 60-летию школы в 1986 году, в результате которой появился раздел по истории Ярнемской школы. Музей школы в лице учениц Камальдиновой Татьяны, Горбач Татьяны, Шишкиной Ольги под руководством Зайковой В.И. участвовал в районном сборе экспедиционных отрядов, посвящённых 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, заняв одно из призовых мест.
В 1997 году в связи с увеличением количества экспонатов из небольшой комнаты музей перевели в помещение класса, где Валентина Ивановна постаралась создать условия для сохранения документов – затемнение окон, стеклянные витрины и др. Большее по площади помещение позволило представить те экспонаты, которые хранились в запасниках. Были расширены экспозиции по истории школы, гражданской войне, Великой отечественной войне, начато создание экспозиции по быту северной деревни.
С 1997 года по 2003 год активной поисковой работы не велось. Ответственные за музей Корнева Ольга Владимировна, а затем Частухина Надежда Николаевна ставили перед собой задачу сохранения имеющихся музейных фондов в те трудные для всех школ времена. Но использование музея в воспитательной работе не прекращалось: классные часы, встречи, общешкольные вечера, уроки, внеклассная работа по предметам, и многое другое.
С 2004-2005 учебного года коллектив учителей и учащихся начал активную подготовку к 80-летию школы в 2006 году. Каждому классу на весь учебный год были даны поисковые задания, выполнение которых обогащало музейный фонд. В 2005 году возвращается на работу в школу библиотекарем Зайкова Валентина Ивановна и сразу назначается руководителем музея. Создаётся Совет музея, в который входят директор школы, учителя и по 1 ученику от каждого класса. Разрабатывается программа работы музея на 3 года «Летопись родного края», в которой намечены основные направления, тематика и ориентиры краеведческого поиска. Она является одной из главных программ воспитания в школе. Приоритетным направлением на 2006 год становится история Ярнемской средней школы, на 2007 – история нашего края, посёлка и деревень, на 2008 год – история семьи в истории страны. В 2007 году музей участвует в районном смотре-конкурсе школьных музеев и занимает II место. В областном конкурсе музеев образовательных учреждений наш школьный музей получает диплом победителя III степени в общем конкурсе и диплом победителя III степени в номинации «Программа деятельности музея образовательного учреждения». Результатом всей этой работы явилось то, что потребовалось расширение музея.
В 2007 году в отдельную комнату вынесен раздел «Культура и быт северной деревни». Неоценимый вклад в создание этого раздела внесла Бородулина Любовь Валентиновна, передав вещи, документы, книги, письма, фотографии, мебель из дома своего прадеда Орлова Андрея Васильевича. Посильный вклад внесли учителя, пополнив фонды музея старинными вещами из своих семей. Местные жители несут сюда свои семейные реликвии. Музей пополнился старыми архивными материалами с 1919 по 1950 год, переданными из администрации МО «Ярнемское». Музей вырос из школьного в историко-краеведческий музей родного края.
С 2007 года фонды музея являются базой для организации исследовательской работы учащихся школы. Итог этой работы подводится на школьной учебно-исследовательской конференции учащихся, которая стала традиционной.
12 ноября 2007 года музей получает паспорт
На данный момент историко–краведческий музей Ярнемской средней общеобразовательной школы представлен разделами:
Первая мировая и гражданская война – списки участников и их семей, карта-схема боевых действий, партизанское движение, фотодокументы, предметы воинского снаряжения и т.д.
Великая Отечественная война – участники войны-ветераны, погибшие на войне, материалы о ветеранах-тружениках тыла; боевой путь, воспоминания, награды; жизнь детей во время войны и др.
История школы – создание, учителя, выпускники, школьная жизнь, пионерская и комсомольская организация, учебники, документы и т.д.
История Ярнемского лесопункта: архивные документы, фотографии, списки, орудия труда прошлых лет, передовики производства, материалы по учреждениям и коллективам больницы, ОРСа и др.
История сельского хозяйства: архивные документы, фотографии, списки, орудия труда прошлых лет, периодическая печать, воспоминания
Судьба семьи – фотографии, документы, воспоминания, семейные династии, родословные, семейные реликвии и др.
Культура и быт северной деревни: предметы обихода, мебель, печь с хозяйственной утварью, одежда и обувь, ткацкий инвентарь и др.
Ведётся сбор экспонатов повседневной жизни 50-80-х гг.: открытки, деньги, журналы, предметы быта и др.
Формируется раздел о природе нашего края.
Организация поисково-краеведческой работы
в процессе воспитательной работы классными руководителями совместно с учениками и родителями;
в ходе туристических походов и путешествий по родному краю;
членами кружка «Краеведение»;
учителями-предметниками совместно с учащимися в ходе исследований и создании творческих работ по краеведению;
через взаимодействие с краеведческими музеями г. Онеги и г. Каргополя.
Роль музея в образовательном процессе
На протяжении всего периода существования музей активно используется в образовательном процессе. Ежегодно на материалах музея проводятся следующие мероприятия:
Дни воинской славы (к датам воинских сражений)
Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла
Классные часы и общешкольные праздники, посвященные Дню Победы
Краеведческие викторины
Учителя начальных классов используют экспонаты музея для проведения факультатива «Наш край», учителя-предметники в обучении на уроках истории, географии, литературы (содержание регионального компонента), при проведении элективных курсов и кружков.
Источник: http://yarnemaschool.edusite.ru/
дата последнего редактирования: ранее 2014 года.
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: