Кий (рубрика: История края) | |
© Кольцова Т.М.; © Абрамовский В.Н.
Крестный онежский монастырь
КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ: святыня на Кий-острове в Белом море
Остров Кий иногда называют малой жемчужиной Беломорья. Безусловное право быть ключевым достопримечательным местом Русского Севера принадлежит Соловецкому архипелагу с его великой святыней – Спасо-Преображенским монастырем. Тем удивительнее феноменальное значение малого каменистого острова в основании Онежской губы, ставшего спасительным приютом и выразителем религиозного и государственного идеетворчества Патриарха-богатыря – Святейшего Никона.
Кий-остров расположен в Белом моря, в 15 км от города Онеги. Он вытянут строго с севера на юг (максимальная длина этого крошечного участка суши – выступ большой гранитной плиты не превышает 2,5 км, а ширина – того меньше – порядка 600 м; высота острова составляет в среднем 6–8 м и увеличивается к центральной части, отдельные скалы достигают 27 метров над уровнем моря). Попасть на Кий-остров можно только в летнее время года, да и то лишь во время максимального прилива воды. Ежедневно, когда, как говорят поморы, «вода вбирает в себя воздух», т.е. во время отлива, остров увеличивается в размерах почти в 2 раза – обнажается огромная территория морского дна, позволяющая перебраться на соседние острова Кийского архипелага.
Остров разделен на три части особыми проливами – «переймами», обнажающимися во время отлива и судоходными по «большой воде». Это обстоятельство делает невозможным вовлечение в хозяйственную и рекреационную деятельность всего острова, что позволяет говорить о заповедности, практической нетронутости центральной части острова, сохранившей на себе следы хозяйственной деятельности монастыря с XVII в.
Берега Кий-острова исключительно разнообразны. Есть широкие песчаные пляжи, крутые скалистые уступы и пологие каменистые берега. Большая часть беломорского острова покрыта лесом – преимущественно целебные сосновые боры, разреженные кое-где можжевельником и рябиной. Летом в лесу растут грибы, созревают северные ягоды – морошка, черника, голубика, вороника. Флора острова широко представлена удивительным набором десятков разнообразных растений, в том числе занесенных в Красную книгу. С недавних пор на Кий-острове, абсолютно стихийно, что стало неожиданным даже для местных старожилов, стали расти и даже приносить плоды яблони.
Конечно же, история Кий-острова связана, прежде всего, с именем Патриарха Никона.
По преданию, в 1639 г. Никон во время шторма спасся на этом острове. Как было принято у поморов, он поставил в память о своем спасении деревянный крест, а позже возвел монастырь, который стал именоваться Ставрос, что в переводе с греческого означает крест. Неудивительно, что первые каменные храмы монастыря посвящены Воздвижению Креста и Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Название острова трактуется многими исследователями как производное от вопроса, заданного Никоном, увидевшем спасительную землю: «Кий (какой) остров?» Есть и другое предположение. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово «кий» означает след зверя или дикого оленя. Но наиболее вероятной все-таки является происхождение названия острова от другого слова, встречающегося у северных народов – «камень». Действительно, ключевым ландшафтом Кийского архипелага являются гранитные (каменные) скалы.
Надо сказать, что первое письменное упоминание об острове встречается уже в 1556 г. в сотной грамоте Турчасовского стана – знаменитого в XVI в. центре административной и экономической жизни Онеги, среди прочих земельных вотчин его жителей.
Существует вероятность того, что Кий был известен и гораздо ранее, еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют два археологических местонахождения на южном мысе острова (ровно на том, где будущий Патриарх поставил крест в честь своего избавления, а впоследствии освященном часовней) и в основании мыса Рог. Скорее всего, Кий-остров использовался на протяжении многих столетий как своеобразная промысловая база древних, населявших Онежскую губу Белого моря племен.
Тем не менее, именно с момента Божественного провидения, закинувшего на безлюдный островок Никона начинается его активная история. Будущий Патриарх не забыл заброшенного в море места своего спасения (будучи Патриархом, в 1656 г. он добивается от царя Алексея Михайловича дозволения построить на острове монастырь) – он еще дважды приезжал на остров. Крестный – один из трех никонова строения монастырей в ряду Иверского на Валдае и Новоиерусалимского под Москвой.
Желая поднять значение строительства вновь устраиваемого обетного, Патриарх торжественно «под звон колоколов всей Москвы» отправил на Север специально заказанный в Палестине кипарисовый крест с мощами, которому предназначалось стать главной святыней будущей обители.
Благодаря поддержке царя и покровительству Никона, Крестный монастырь вскоре становится крупнейшим землевладельцем русского Севера – в качестве вотчинных земель ему были переданы большие территории в Поморье, по реке Онеге. Вотчины были известны своими соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками.
К концу XVII в. в монастыре числилось немного монахов – лишь 80 человек. В XVIII в. благосостояние монастыря постепенно падает. Но именно в это время земли по реке Онеге, необычайно богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев (на рейде у Кий-острова была определена стоянка и погрузка судов с лесоматериалами; в 1756 г. английским купцом Гомом в юго-восточной части острова была выстроена лесная биржа и остров стал местом временного хранения лесоматериалов). К XIX в. Крестный монастырь практически запустел: во время Крымской войны на остров 9 июля 1854 г. высадились англичане и разорили его. Строения монастыря, уцелевшие от интервентов, сильно пострадали в следующем год от неожиданного пожара и лишь в 1870 г. правительством была выделена сумма в 9000 руб. на восстановление монастыря. Число монашествующих во второй половине XIX – начале ХХ в. не превышало 10–15 человек. В состоянии постепенного оскудения монастырь просуществовал до 1922 г., когда и был упразднен.
Подобно Соловецкому и другим монастырям, Крестный был местом ссылки и заточения. Наиболее известным ссыльным был епископ Лев (Юрлов), которого сослали в монастырь в 1730 г. на 12 лет (до сих пор сохранилась каменная келья, в которой коротал годы заключения бывший Воронежский архипастырь). Воспринимаемый своеобразной оппозицией своему северному соседу, обители преп. Зосимы, Савватия и Германа, Крестный монастырь стал местом ссылки отдельных участников знаменитого Соловецкого восстания, а в XIX в. в монастырь ссылали раскольников.
Крестный монастырь являлся хранилищем религиозных и культурных ценностей: в ризнице, в соборе и церквах хранились произведения древнерусской живописи, декоративно-прикладного искусства, письменности; над созданием иконостасов трудились знаменитые северные иконописцы и резчики по дереву. Среди реликвий и раритетов были знаменитый кипарисовый крест и рукописная пергаменная псалтырь XIV века. Кроме того, значительный интерес представляли многочисленные вклады Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича: «весьма древнее», писанное на пергаменте Евангелие; резной кипарисовый «средней величины» и напрестольный серебряный кресты; «сребропозлащенный» дискос, потир и ковш; деревянный посох Святейшего; две богато украшенные драгоценностями митры; весом в 30 пудов соборное паникадило. Практически все реликвии имели дарственные и именные подписания.
Архитектурный ансамбль Кийского Крестного монастыря необычайно интересен. Вполне естественно, что он давно привлекает внимание исследователей.
Монастырский комплекс занимает небольшую по площади территорию в юго-западной части острова. Он представлен разнообразными по характеру памятниками XVII–XIX вв.: каменными и деревянными, культовыми и гражданскими. Среди их строителей были жители вотчин Крестного монастыря, которые славились плотницким и кузнечным ремеслом. Кроме них были приглашены каменщики и кирпичники из Каргополя, Кириллова, Белозерска, а в устье Онеги были выстроены печи для обжига кирпича (экономические соображения диктовали необходимость использования местных строительных материалов, среди которых были камень, дерево, глина. Из каменных пород в дело шли островной темно-серый гранит и известняк, каменоломни которого находились в среднем течении Онеги в районе Бирючевских порогов).
1660–1661 гг. – период активного строительства на Кий-острове. Это обусловлено пребыванием в монастыре Патриарха Никона. Первая же церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной была построенная в 1657 г. из дерева, но одновременно с ней был заложен и одноименный каменный храм (завершен и освящен самим Патриархом Никоном 4 сентября 1661 г.).
Собор Воздвижения Креста Господня заметно возвышается над окружающим лесным массивом острова. Прямоугольный в плане объем собора с тремя массивными апсидами первоначально завершался пятью главами, покрытыми деревянным лемехом. После неоднократных пожаров в XVIII и XIX вв., боковые (малые) барабаны с главами на соборе не всегда восстанавливались. Сейчас его венчает лишь одна глава на граненом барабане.
Нижняя часть стен собора – белокаменная, а верхняя – с использованием гранита (во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве). Белокаменные перспективные порталы красивой килевидной формы ведут в собор с трех сторон, внутреннее пространство которого необычно организовано. С западной стороны, между столбами, устроены хоры (на них были приделы собора); еще одни хоры находятся на самом верху, на внутреннем выступе центрального барабана, – они ограждены деревянными перилами. На хоры ведет узкая лестница в толще стены. Центральный барабан в XIX в. использовался нетрадиционно – в нем размещался хорошо просматривавшийся издалека маяк, выступавший ориентиром для морских судов.
Высокие своды собора опираются на четыре столпа. У двух восточных столпов крепился пятиярусный иконостас (не сохранился). Собор необычайно просторен и благодаря широким оконным проемам светел. Это впечатление подчеркивает и лаконичная белизна его стен.
Вторым каменным строением монастыря была церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня или «церковь над кладезем» (1661). Последнее название объясняется тем, что она построена над колодцем, единственным источником питьевой воды для проживающих на острове. Биограф Никона Иоанн Шушерин так написал об этом: «Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха».
Эта церковь одноглавая и очень маленькая; ее стены сложены из валунного камня и кирпича. С внешней стороны алтарная апсида укреплена белокаменной плитой в форме четырехконечного креста с выбитым текстом на основании монастыря. Другая, аналогичная плита установлена над колодцем – на ней изображен резной Крест с орудиями страстей Господних.
С западной стороны к церкви примыкает построенные в 1693 г. двухэтажный каменный корпус XVII–ХVIII вв. В первом его ярусе под тяжелыми сводами находились поварня, квасоварня и погреба для хозяйственных нужд монастыря, а на втором достроенном в середине XVIII в. ярусе разместились кельи монахов и настоятеля.
Третий комплекс каменных построек Крестного монастыря – это церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и келарской (1689) и примыкающими к ним колокольней и усыпальницей настоятелей монастыря. Эта церковь так же в два яруса с мощной апсидой (ее стены и своды сложены из кирпича и гранита). С западной стороны к церкви примыкает двухэтажная трапезная с келарской, ризницей, библиотекой и кладовыми, располагавшимися на первой этаже. Трапезная представляет из себя две одностолпные палаты, размещенных одна над другой и связанные внутренней лестницей – их столбы располагаются на одной оси (аналогичное размещение двух одностолпных палат по одной оси встречается в Соловецком монастыре в здании сушила, построенного в XVI в.). Из трапезной можно было попасть в келарскую палату, а также в помещение архива и библиотеки. Службы первого яруса имели подсобное значение – поварня и погреба.
С северо-запада к церкви пристроена каменная колокольня. Вверху размещалась площадка для колоколов, а под колоколами был устроен деревянный помост. На уровне площадки в стенах восемь арочных проемов. В ХVIII в. колокольня с десятью колоколами завершалась восьмигранным шатром, на нем – крытая лемехом главка. В ее северной стене есть вертикальное углубление для часов, установленных в монастыре уже в ХVII в.: «Часы заводные, стан и одиннадцать колес болших и малых железныя, которыя и минуты являют». Сейчас колокольня сильно видоизменена, частично разрушена; верхняя, шатровая часть колокольни, после закрытия монастыря была разобрана.
Большой интерес представляет каменная палатка, примыкающая к колокольне с северной стороны. В XIX столетии она была частью деревянной галереи, соединяющей собор с остальными каменными зданиями монастыря так, чтобы, не выходя на улицу, можно в условиях суровых северных зим было пройти из одного конца в обители в другую.
В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий).
В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница преп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г.
Отметим ряд фактов.
Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи.
Заметим также, что гробница в усыпальнице – часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией.
Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.
Итак, основные каменные здания на Кий-острове были возведены в короткий промежуток времени: формирование ансамбля монастыря завершено уже к концу ХVII в. Вблизи каменных зданий было построено много деревянных хозяйственных и жилых сооружений. Это неотъемлемые элементы планировки ансамбля Крестного монастыря. У северных плотников была богатая практика возведения деревянных зданий – они почитали «плотницкое дело за обычай». Ввиду недолговечности дерева и частых пожаров древние деревянные сооружения в монастыре практически не сохранились.
В глубине острова, завершая живописную лесную аллею, стоит маленькая деревянная церковь Всех Святых (1661). Она построена на монастырском кладбище – «для погребения мертвых». Это была церковь клетского типа, одноглавая. Сейчас она значительно перестроена, используется как жилое помещение. Вблизи церкви просматриваются кое- где кладбищенские холмы. Самый большой интерес среди деревянных построек Крестного монастыря привлекает деревянная монастырская ограда с четырехгранной башней (1871). Первая деревянная ограда на Кий-острове была срублена плотниками вотчин Крестного монастыря в 1658 г.: «да в том городе в стенах и по углам семь башен рубленые, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стенах и а башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, да в тех башнях и под башнями оружие восем пушек железных в станках». В первой половине ХIХ в. ограда была четырехугольной, общей длиной в 276 сажен. По углам возвышались четыре башни, и одна была в центре восточной стены.
Древняя деревянная ограда неоднократно перестраивалась и подновлялась, а при пожаре монастыря в 1855 г. сгорела и уже в 1871 г. была восстановлена на старом фундаменте и прежних размерах (в настоящее время сохранился лишь небольшой участок этой монастырской ограды с четырехгранной башней; расположен он к юго-западу от каменных сооружений). Это уникальный памятник, практически не имеющий аналогов на обширных территориях Русского Севера.
Из поздних деревянных жилых построек сохранились деревянный настоятельский дом (1871) и братский корпус (1912).
Крайний интерес представляет судьба Крестного Онежского монастыря после его закрытия в 1922 г. Стоит заметить, что обитель на Кий-острове стала одним из последних очагов монашеской жизни на территории Архангельского края, сопротивлявшейся приходу Советской власти. В период 18–20 гг. XX в. Онега стала одним из основных полигонов противостояния. За короткий промежуток времени власть в городе и его окрестностях менялась 5 раз, что каждый раз приносило новую волну грабежей и разорения.
Официальной датой закрытия монастыря можно считать весну 1922 г., однако, основные события повлиявшие на прекращение иноческого служения в обители произошли летом 1919. Именно тогда был совершено разграбление Крестного монастыря.
Сложно сказать, кто стал виновником того варварства, которое описывают скупые строки протокола о случившемся на острове: «Овощи в (монастырском) огороде съедены скотом… Картофель оказался выкопан, но неизвестно кем … В монастыре находилось 2 лошади, одна из них порезанная около шеи. Из рогатого скота есть одна корова, неизвестно кому принадлежавшая. Внутренности церкви: в зимнем храме (Рождества Богородицы) царские врата открыты, а в левом приделе (свят. Филиппа) поломаны. С иконы Божией матери сорван венец, на кружке украшения храма сорвана печать и вскрыта.
Летний главный храм (Крестовоздвиженский собор): дверь железная решетчатая, одна половина снята с крюков, но замок не выломан, венчики с икон сорваны, но тут же и остались. Деревянные вторые двери порублены. Выручка свечная оказалась взломанной. Ризница вся разбросана и тут же найдена коробка сигарет. Колодечный (Надкладезный, Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) храм: с престола и жертвенника сорвано облачение и брошено тут. Кладбищенская церковь (Всех Святых): висячий замок у двери сорван, но ничего, как видно, не тронуто.
Креста животворящего с мощами не оказалось. Полное надругание над святыми церквами. В настоятельском корпусе канцелярия и архив, книги и дела по полу разбросаны. Постель шерстяная пропорота штыками, видимо, что искали драгоценности. В гостином корпусе все разбросано, печки и двери штыками протыканы. На хорах в трапезном храме стена разбита молотом. Найден молот со сломанным топорищем. На скотском дворе полный хаос, в молочном помещении на табурете лежит бычья голова. В братском корпусе кое-где сломаны замки и двери, а остальные здания в целости …»
На протяжении нескольких лет строения монастыря пустовали. Летом 1923 г. была предпринята попытка организации на Кий-острове детской трудовой колонии – интерната. Осенью 1923 г. начались работы по передаче сооружений бывшей Крестной обители Дому отдыха, получившему название «Кийский». 18 июня 1924 г. он был открыт, став тем самым первым санаторно-курортным учреждением на Севере. В тот сезон на Кий-острове отдохнуло 50 лесопильщиков – жителей г. Онеги. Начиная со следующего года популярность Дома отдыха набирает обороты, ежегодно принимая до 1500–2000 курортников. В разное время собственником Дома отдыха «Кийский» были Министерство здравоохранения, Архангельский профсоюз сплава и леса, Центральный комитет Союза лесной и бумажной промышленности, Архангельскому территориальному управлению курортами профсоюзов. Сегодня Дом отдыха находится на балансе федерации профсоюзов Архангельской областной (председатель А.Ф. Усов, заместитель председателя А.Н. Сидоров, директор дома отдыха «Кийский» А.П. Степанов), являющегося единственным хозяйствующим субъектом на острове.
Особую страницу в истории острова играют 30-е гг. ХХ в., когда на протяжении нескольких летних сезонов разработкой кийских каменоломен занимаются заключенные известного «Сороклага» – безвестные строители Беломор – Балтийского канала (до сегодняшних дней на всей территории острова сохранились следы их безмерно тяжелого труда).
Нельзя не отметить, что на протяжении многих лет в хозяйственно-рекреационную деятельность Дома отдыха были вовлечены многочисленные строения Крестного монастыря. Так, например, долгое время Крестовоздвиженский собор использовался как клуб. В 1960 г. в нем была построена кинобудка, а в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» на протяжении нескольких десятилетий использовался как хранилище для овощей и под кабинеты администрации, а в трапезной одностолпной палате устраивались танцы. В деревянных келейном (гостеприимном) и настоятельском корпусах до настоящего времени размещаются «номера» для отдыхающих, пункт проката, бухгалтерия, библиотека и администрация.
До сих пор в монастырском кладбищенском храме Всех Святых, которую в 1661 г. освящал непосредственно Патриарх Никон, располагаются койки для туристов, а на могильных холмиках устроена сушилка для белья и столик для чаепития. Более того, в официальной путевке, выдаваемой отдыхающим, этот «домик» называется «Часовней» …
Единственным источником пресной воды на Кий-острове до сегодняшнего дня является колодец, «ископанный трудами» Патриарха Никона. Современные насосы подают воду из колодца в столовую и баню. В силу того, что вода в колодец поступает по принципу иерусалимских «цистерний», т.е. собирается, стекая по внутренним гранитным каналам в одну, искусственно расширенную емкость, и очень зависит от осадков, в особо засушливые годы остров испытывает жесткий дефицит питьевой воды.
Учитывая тот факт, что в последние годы происходит регулярное усиление антропогенного воздействия на хрупкую экологию острова (начиная с 2000 г., каждый сезон Кий посещают более 2000 человек), проблема воды может стать еще более острой. Заметим, что возрастающие предельные нагрузки на территорию Кий-острова уже сейчас требуют немедленного рассмотрения и решения. Кроме прочих, отмечаются проблемы с вывозом ТБО, необходимостью экологических работ в лесном фонде, прокладку новых экологических троп, электроснабжением острова и многих других.
Безусловно, важной является проблема сохранения памятников историко-культурного и религиозного значения – святынь острова Кий и Крестного монастыря. В этом направлении в последнее время ведется постоянная работа, ориентированная на решение конкретных задач, но систематического сохранения и развития церковной, историко-культурной и природной среды не происходит. Связано это с целым рядом причин частного и глобального характера.
Прежде всего, стоит отметить тот факт, что территория, памятники и сооружения современного Кий-острова принадлежат структуре (как уже было сказано выше – Дому отдыха «Кийский» Федерации профсоюзов Архангельской области), главной задачей которой является организация отдыха и оздоровления граждан. Для руководства приоритетом является решение задач, связанных с поддержанием в порядке хозяйственных и рекреационных направлений деятельности Дома отдыха: организация доставки, питания и проживания отдыхающих, электроснабжение острова, реализация санитарно-гигиенических задач и т. д. Отсюда широко распространенная в последние годы практика строительства новых домов для отдыхающих (так называемых «теремков») в непосредственной близости от монастырского комплекса, преодолевающее непрофильное использование (в том числе и для развлекательных целей) помещений бывшей обители (так, например, в келейном корпусе XVIII в. была устроена презентация вина), находящихся в аварийном состоянии из-за отсутствия особого режима ограничения и доступа к ним.
На сегодняшний момент все сооружения бывшего Крестного монастыря являются памятниками федерального значения и поставлены на охрану научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Архангельской области (руководитель А.Д. Дмитриев). К сожалению, говорить о каком-то серьезном контроле и озабоченности состоянием монастыря со стороны этой структуры не приходится. Примером может служить тот факт, что даже в реестре памятников, составленном НПЦ заложен ряд фактических ошибок (неправильная датировка времени постройки памятника, неверные его функциональное назначение и название). Всего, в настоящий момент на охрану поставлено 8 памятников истории, бывшего Крестного Онежского монастыря (Крестовоздвиженский собор, Церковь Всех Святых на монастырском кладбище, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной палатой, колокольня, Братский келейный корпус, Настоятельский корпус, Надкладезная церковь происхождения Честных Животворящих Древ Господних). Кроме того, за пределами внимания органов охраны памятников осталась Усыпальница настоятелей монастыря XVII в.
Местная церковная общественность также не проявляет к бывшей Крестной обители большого интереса. В начале 90-х гг. тогдашним архиереем Архангельской и Мурманской епархии владыкой Пантелеймоном вынашивались планы возобновления на Кий-острове монашеской жизни, но дальше обсуждения идеи и подписания формального договора о намерениях с директором Дома отдыха Л.Д. Бахматовым дело не пошло.
В настоящий момент владыка Архангельский и Холмогорский Тихон (мысль была высказана в рамках одной из пресс-коференций осенью 2007 г. и не является официальной), отдавая дань уважения прошлому Крестного монастыря и заслугам Патриарха Никона, не находит возможности для организации монашеской жизни на острове. Среди прочих причин, обозначенных архиереем, выделяется отсутствие значительного интереса к иноческой жизни среди местного населения – практически все архангельские монастыри малозаселены.
Духовным окормлением бывшего Крестного монастыря занимается клирик Онежского прихода отец Александр (Коптев), который в течение летнего сезона несколько раз совершает службы на острове для отдыхающих и паломников в приспособленном для этого Крестовоздвиженском соборе. В течение последних лет в монастыре неоднократно совершались крещения, выступал Онежский церковный хор, проходили крестные ходы. Кроме того активную работу по восстановлению церковной жизни на Кий-острове на протяжении последнего десятка лет проводят паломники из православного прихода города Подольска (Московская область) – они ежегодно совершаются т. н. трудовой десант (убирают мусор и расчищают завалы в помещениях обители – расчищено помещение усыпальницы настоятелей монастыря; их трудами в 2006 г. благоустроен собор, на купол которого спустя более чем 70 лет был водружен крест).
Необходимо отметить, что, несмотря на все сложности, связанные с отсутствием какого-то бы ни было финансирования на сохранения этого знаменитого памятника истории и культуры – архитектурного комплекса Крестного Кий-островского монастыря, незначительные работы все-таки проводятся, но делается это личной инициативой людей, а также нынешнего директора Дома отдыха А.П. Степанова (фактически за счет оборотных средств учреждения проводятся незначительные ремонтные работы: заменена железная кровля, пострадавшая в результате сильного шторма осенью 2006 г. на Трапезном комплексе и Надкладезной церкви; вставлены новые окна в кельях и Трапезной палате; демонтирована кинобудка в Крестовоздвиженском соборе; сделана стропильная конструкция и кровля в усыпальнице, законсервирована деревянная ограда с угловой башней. Постоянно проводится ремонт находящихся на балансе Дома отдыха деревянных строений: Настоятельского и Келейного корпуса, кладбищенского храма и другие работы).
При всей важности настоящих работ необходимо заметить, что проводятся они на этом уникальном памятнике XVII в. в нарушение существующих законов, регулирующих сохранение и охрану исторического наследия. Работы не сопровождаются никаким научным анализом и контролем, проводятся неквалифицированными специалистами, т.е. добровольцами, без соблюдения техники безопасности и правил научной реставрации – по сути хозспособом частным порядком. Что, безусловно, является проблемой.
Тем не менее, нельзя не отметить, что Крестный монастырь как важный элемент историко – культурной и церковной среды вызывает неподдельный интерес со стороны исследователей и любителей истории края.
Так, в Архангельске, например, уже давно сложился круг специалистов, занимающихся проблемами Кий-острова. Начиная с 2000 г. был проведен ряд мероприятий научного и общественного характера, призванных обратить внимание властей на многочисленные проблемы этого уникального уголка Беломорья. Так, в рамках работы научных форумов «Кий-остров: история и современность» (Архангельск, декабрь 2002), «Конференция, посвященная 350-летию Крестного Онежского монастыря» (Архангельск – Кий-остров, август 2006), Круглого стола, посвященного проблемам сохранения историко-культурного наследия Русского Севера (Архангельск, ноябрь 2008), неоднократно поднимались вопросы, связанные с перспективами развития Кий-острова.
Проводились художественные выставки, творческие вечера, лекции, посвященные судьбе бывшего Крестного монастыря и архипелага; были опубликованы десятки статей в местных средствах массовой информации, организовывались встречи на радио и телевидении.
К сожалению, данные мероприятия не встретили серьезного отклика со стороны региональных властей, а идеи, высказанные научной общественностью, оказались проигнорированными.
Как было сказано выше, такая ситуация послужила причиной к практике решения проблем Кий-острова частным порядкам, силами энтузиастов.
Одной из попыток сохранения исторического наследия Крестного монастыря является музеефикация немногочисленной предметной среды, относящейся к прошлому обители. Летом 2008 г. силами сотрудников Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) была проведена комплексная работа по организации Кийского музея.
Идеи создания подобного рода хранилища истории уже имели место больше 40 лет назад. С 1966 по 1976 год на Кий-острове проводились широкомасштабные реставрационные работы под началом замечательного архитектора Г.В. Алферовой, широко известной благодаря активной исследовательской и реставрационной работе в монастыре Нового Иерусалима и церкви Воскресения в Кадашах, Киеве и городах Средней Азии. На протяжении целого десятилетия, не встречая практически никакой поддержки со стороны региональных органов власти, а опираясь лишь на силы и энтузиазм студенческих строительных отрядов и местных добровольцев, ею была проведена глобальная работа по выводу памятников Крестного монастыря из аварийного (на тот момент) состояния. Объемы как реставрационных, так и предваряющих практическую, теоретическую часть работ (многочисленные кроки, чертежи и исторические записки) предстоит еще оценить по-настоящему в будущем.
К сожалению, масштабы реставрации тех лет сложно оценить сегодня, так как в 70–80-е гг. памятники Кий-острова пережили пожары и штормы, целое десятилетие часть из них (Трапезный комплекс и колокольня) стояли без кровли, рухнули стропильные конструкции и своды каменного Келейного корпуса, разрушена одна из несущих стен Трапезной палаты. Тем не менее, опыт и наработки реставрации прошлого могут лечь в основу будущей работы на Кий-острове.
В 1976 г. был создан Онежско – Кийский филиал Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Правда, его существование носило скорее формальный характер (была создана природная комната, включившая в себя интересный набор чучел беломорских птиц, а также небольшую коллекцию минералов и гербарий; на протяжении летнего (туристического) сезона на острове присутствовал научный сотрудник Онежско – Кийского музея, выполнявший функции и смотрителя, и экскурсовода, и даже киномеханика).
В 1987 г. Онежский музей был преобразован в филиал Архангельского областного краеведческого музея, а через год был создан самостоятельный (нынче муниципальный) Онежский историко-мемориальный музей. Именно к этому времени относится прекращение музейной деятельности на Кий-острове. Имевшийся на тот момент комплекс предметов, связанный с историей обители, был оформлен в фонды Онежского и Архангельского музеев. На острове осталась лишь комната в помещении клуба Дома отдыха с несколькими пустыми витринами и чучелами. Здания же монастыря были поставлены на государственную охрану, осуществлять которую должен Дом отдыха.
Следующие полтора десятилетия на острове, ежегодно посещаемом тысячами туристов, силами того же Дома отдыха была организована экскурсионная программа, затрагивающая, в том числе, и историю Крестного монастыря.
Только в начале 2000-х гг. по инициативе архангельского художника О.Т. Дмитриевой была организована галерея «О», представляющая собой небольшую коллекцию произведений художников регулярно посещающих Кий-остров с творческими командировками (на сегодняшний момент данное собрание состоит из картин и произведений декоративно-прикладного искусства).
Летом 2008 г. (17 июля) была начата программа по организации Кийского музея в новом формате. Первыми шагами стала разработка концепции, основанной на принципе так называемого народного музея. Нынешнее собрание включает в себя ряд комплексов предметов, относящихся как к истории монастыря, так и к быту жителей Поонежья, истории Дома отдыха, а также художественное собрание галереи. Предметы были описаны и оформлены в книгу учета. Было отремонтировано, находившееся в сложном санитарном положении, помещение будущего музея.
Заключая, еще раз подчеркнем: ансамбль архитектурных памятников Крестного Онежского монастыря составляет единое целое с самобытной природой Кий-острова, которая создает необходимое окружение и среду для уникальных памятников. История формирования ансамбля Крестного монастыря неординарна и достаточно интересна. Зодчие и строители Крестного монастыря использовали опыт каменного строительства на Севере, сложившийся к ХVII в., однако этот опыт был трансформирован применительно к местным условиям. Необычные строительные материалы, стилистическое своеобразие архитектурных памятников – от объемно-пространственного построения до отдельных деталей – выделяют сооружения Крестного монастыря, являющегося великолепной жемчужиной в ожерелье Северной Фиваиды среди других архитектурных памятников Русского Севера.
© Кольцова Т.М., д-р искусствоведения, доцент Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
© Абрамовский В.Н., преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова
© Кольцова Т.М.; © Абрамовский В.Н.
редактор страницы: volhv - Андрей Александров (av@os29.ru)
дата последнего редактирования: 2019-02-08
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:
Наталья, E-mail: нет адреса
Спасибо за исчерпывающую информацию о молоизвестном монастыре