Прилуки (рубрика: Приходы и приходские храмы) | |
Прилуцкий приход (1896 г.)
+Описание прихода из "Атласа Архангельской епархии, 1890 г."
План прихода из "Атласа Архангельской епархии, 1890 г."
В приделах прихода, как и вообще по б-гам р. Онега, первоначально обитала Чудь, вытесненная затем Новгородцами и скрывавшаяся от них в соседних лесах (? –С.Г.). Об этом напоминают чудские названия некоторых местностей (Канзапельда, Кутованга, Пияла и др.) До настоящего времени (на 1896г.) сохранились ямы, в которых, по словам старожилов, скрывался дикий чудской народ.
Поселившись в Клещёве, Кернежке и др. местах нынешнего Прилуцкаго прихода, новгородцы задумали строить для себя ц-вь. По сказаниям старожилов, занесённых в памятную книгу 1824г.. На том месте, где жила Чудь, решили не строить, а определить место по Божьему соизволению, спустив лес по р.Онега без людей. Там где его « прилучит» к берегу - там и храм ставить. Лес пристал опять к старому месту (где жила Чудь), значит, и ц-вь здесь строить. И приход стал называться «Прилуцким».
Год этих событий неизвестен. Самые ранние упоминания об этих селениях мы находим в «купчих» книгах Кожеозерскаго м-ря. Там Прилуцкий приход упоминается с 1557г. и в следующие годы, и указываются деревни: Канзапельда (1557г.), Клещёво (1569г.), Кернежка (1571г.), Прилук (1606г.) и др., причём, тогдашние жители причислялись к Турчасовскому Стану Каргопольскаго Округа. Так что время образования прихода можно отнести к началу 16 века или к концу 15 в. (?)
О первоначальном составе прихода и его дальнейшем разрастании точных сведений не сохранилось. Известно только, что в 1817г. числилось в нём 676 душ м.п. и 673 ж.п. , дворов на то время было 238.
В настоящее же время(1896г.) состоит 1370 душ м.п. и 1640 ж.п., дворов же 525.
Всех селений в приходе 16, из них 9 расположены на одном (левом) б-гу с приходскими ц-ми, а остальные – на противоположном. Самая отдалённая из них от приходских церквей - в 11-ти верстах.
Центр прихода – д. Носиловская, от г. Архангельска – в 340-ка в-х , от ближайших приходов: Пияльскаго – в 23-х в., Турчасовскаго – в 15-ти в.
Первая школа в пр-де открылась в 60-х годах 19 в. Первоначально она была церковной, а потом перешла в ведение Министерства Народ-го Просвещения под названием «сельскаго» училища, существующаго и на 1896г.
Кроме уч-ща, с 1886г. имеется церковноприходская школа, помещающаяся в собственном обширном доме; в 1895-96 уч. году в ней обучались: 21 мальчик и 13 девочек. З.Божий преподаёт местный свящ-к , о. Михаил Кононов, а другие предметы – окончившая Епархиальное жен-е училище девица Лариса Васильевна Сидорова, с жалованием 100р. в год.
Попечителем школы состоит местный кр-н Лев Филиппович Можайцев.
Здесь же, в 1896-97 уч. г. предполагается открытие второклассной церковноприходской школы с учительским при ней курсом и школой грамоты.
О преданности Православной Ц-ви местных прихожан лучше всего свидетельствуют построенные ц-ви и часовни , и крупные пожертвования на содержание и украшение оных.
Нынешним приходским хр-м предшествовали более древние. Первая ц-вь(из известных) была устроена и освящена в ч. Покрова Б. Матери, вследствие чего, по сохранившимся документам от 1557 по 1660гг., приход первоначально назывался Прилуцко – Покровским.
Об этой ц-ви упоминается только в подписях под 2-мя сохранившимися «купчими» и в одной «рядной» грамоте, а именно:
под «купчей» крестьян от 1557г. находится подпись: «Купчую писал Покровский дьячёк Ерёмка Онфимов»;
под «купчей» Кожеозерскаго м-ря от 1563г.: «Купчую писал Прилуцкой церковной дьячёк Ерёмка Онфимов»;
«рядная» грамота Григория Трофимова от 1660г. начинается словами: « Я, Григорий Трофимов, Прилуцко – Покровскаго прихода церковный пономарь ….Покрова Святой Б-цы церковному старосты…».
Эта ц-вь просуществовала до 1647г. Вторая ц-вь Покрова Б. М-ри была выстроена по благословению Новгородскаго митрополита Никона от 1647г, как гласит об этом следующая надпись на храмозданном Кресте, найденном в 1853г.: « …освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; водружён бысть сей Крест в ц-ви Пресвятыя Б-цы честнаго и славнаго Ея Покрова Лета 7155 (1647г.) июля в 1-й день, на страсть Чудотворцев и Безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Ново-Града и Великолуцком.»
Эта ц-вь, простояв ок. 218 лет, сгорела 26 июня 1864г. вместе с другими приход-ми храмами .
Кроме Покровской ц-ви издавна была в приходе ц-вь во имя Рождества Х-ва и Св. Священно – мученика Климента, папы Римскаго.
Когда была устроена 1-я Христорождественская ц-вь, - неизвестно; впервые о ней упоминается в « рядной» записи Григория Трофимова от 1699г. Климентовский престол был упразднён по благословению Новгородскаго митрополита Иова, а Христорождественский был перенесён на другое место, и ц-вь была переосвящена 30 сент. 1700г.
Простояв после этого более 150 лет, ц-вь эта была разобрана за ветхостью в 1857г.
Вместо разобранной начата постройка новой Христорождественнской ц-ви по благословению Преосвященнаго Антония в том же 1857г.
Предполагалось устроить в ней 3 престола: Рождества Хр-ва, Св.священно-мученика Климента, папы Римскаго и Живоначальной Троицы. Но, ещё не совсем достроенная, эта ц-вь сгорела 26 июня 1864г., когда в ней был освящён только один Христорождественский престол.
Вместо Климентовскаго храма, бывшаго до 1700г. в одном здании с Х.- Рождественским, в том же (1700г.) году был устроен и освящён небольшой храм в ч. того же Угодника Божия, по благословению Иова, митрополита Новгородскаго.
Затем, в 1791г., по благословению Преосвящ. Дмитрия, архиепископа Новгородскаго, над этим хр-м был устроен 2-й этаж и в нём холодный храм во имя Пресв. Троицы. Этот храм за ветхостью был разобран в 1857-60гг.
При храмах существовали, по всей видимости, отдельно стоящие колокольни, из которых известно только об одной, сгоревшей вместе с церквами 26 июня 1864г., что она устроена была в 1764г. по благословению Новгородскаго архиепископа Дмитрия. Высота её была 28 саженей, глава чешуйчатая, колоколов было 7, весом от 1-го до 47,5 пудов.
Из всего выше сказанного следует, что до 26 июня 1864г. в описываемом приходе было 2 храма: Покровский, устроенный в 1647г., Х.-Рождественский, ещё не достроенный.
Однако, после пожара, прихожане не оставались без храмов и утешений духовных. На то время (1864г.) в приходе оставались два храма: кладбищенский, существующий и ныне (на 1896г.) и приписной.
Кладбищенская ц-вь 1-престольная, в ч. Препод. Феодосия Тотемскаго Чудотворца, зданием каменная, с такою же колокольнею, устроена на средства прихожан в 1828г.
Приписная ц-вь в ч. Мучеников Кирика и Иулиты находится в д. Канзапельда
(Давыдовская), устроенная в 1847г. вместо часовни, по благословению Преосвящен-го Варлаама; зданием деревянная, с такою же колокольнею, освящена 16 фев. 1847г. священником Турчасовскаго пр-да о. Александром Афанасьевичем Ивановским.
В этих 2-х хр-х служили до устройства ныне существующаго (на 1896г.) приходского храма, поражающаго своим величием и благолепием.
Храм этот 5-престольный: первый, главный престол, в ч. Рождества Х-ва, освящ. 27 янв. 1869г. Настоятелем Крестнаго м-ря, архимандритом Кириллом ; второй, Покрова Пресв. Б-цы, освящён 28 янв. Того же года и тем же лицом; третий, Священно- Мученика Климента, освящён 28 янв. 1870г. свящ-м о. Василием Григорьевым; четвёртый, Живоначальной Троицы, и пятый, Тихвинской Иконы Б.Матери, освящены тем же свящ-м Григорьевым 27 и 28 янв. 1874г.
Особенно живое и деятельное участие принимали в устройстве этого храма крестьяне: Пётр Степанович Дьячков, Григорий Матвеевич Кузминский, Степан Васильевич Воронин и Иван Михайлович Романовский.
Вся постройка производилась под непосредственным наблюдением тогдашнего свящ-ка о. Фёдора Дмитриевича Кононова.
Кроме этих храмов, в д. Клещёво начата постройка приписной каменной ц-ви в ч. Иконы Б. Матери «Всех скорбящих Радость» и Св. ВЛКМ-ка Георгия Победоносца 23 мая 1893г., а освящённая 10 марта 1896г. настоятелем Кожеозерскаго м-ря игуменом Питиримом.
Храм устроен исключительно на средства местнаго кр-на Петра Тимофеевича Лазарева, в «Византийском» стиле, снаружи с весьма изящными лепными украшениями. Внутреннее его устройство величественно, а особенно украшенный резьбою позлащённый иконостас.
Кроме ц-вей в приходе имеется ещё 8 часовен, а именно:
Во имя Казанской Иконы Б. Матери в д. Фёхтальма, устроенная в 1797г.;
Преподобнаго Онуфрия, в д. Онуфриевской (д. Погостище) --- в 1791г.;
Сретенская, в д. Щипинской (в составе Большой Фёхтальмы);
Тихвинской Иконы Б. Матери, при д. Выдринской (в составе Малой Фёхтальмы) --- в 1741г.;
Петро - Павловская, при д. Ивановской(Кутованга) ;
Ильинская, при д. Кузьминской (Хаяла);
Никодима Кожеозерскаго, при д. Кернежской, ----в 1732г., вместо прежней древней, в которой неоднократно бывал и молился Патриарх Никон, в бытность свою игуменом Кожеозерскаго м-ря;
Приходские и приписные храмы утварью и богослужебными принадлежностями достаточны.
В числе предметов утвари есть несколько письменных и вещественных памятников, а именно:
Евангелие 1651г.;
Евангелие 1703г.;
Три потира (Священных Сосуда – С.Г.) с тремя оловянными лжицами (ложечками - С.Г.), с такими же дискосами, звездицей, двумя блюдами и дарохранительницей;
Складень с двумя Иконами: Благовещения Пресвятой Б-цы и Усекновения Главы Иоанна Предтечи;
Резной образ Николая Чудотворца;
Икона « Страшный Суд».
Из рукописей:
Служба и Житие Св. Священномученика Климента, папы Римскаго;
Служба и Житие Преподобнаго Александра Ошевенскаго Чудотворца;
Сказание о Тайной Вечери;
Епистолия в Рим, к царю Тиберию от епарха (?) Пилата;
Сказание «Како и колико Страстей притерпе Господь Христос.
Не церковнаго характера: «Рядная» запись Григория Трофимова от 1660г.
Средства на содержание храмов складываются из круж. – кошельк. Сбора, свечной прибыли (продаётся до 12 пудов свечей в год), арендной платы в сумме 190р. 10 к. в год (с 11 десятин 1738 саж-й земли) и %% с капитала в 4100 р.
Причт состоит из 5 членов и имеет в своём владении свыше 24 –х десятин земли; жалования на причт (исключая диакона) получается 312 р., доход от требоисправления составляет до 800р. в год; кроме того причт пользуется %% с капитала в 1500р.
Для причта устроены 3 дома на средства прихожан, хотя двое псаломщиков живут в наёмных квартирах.
Священниками в приходе в древности часто состояли монашествующие, как из духовнаго звания, так и из крестьянскаго, но о них не сохранилось почти никаких сведений. В древнем Синодике записаны имена следующих священно – церковнослужителей 16 века:
о. Зиновий; 2) о. Даниил; 3) о. Мина; 4) о. Тимофей ( о котором упоминается в «купчей» Кожеозерскаго м-ря от 1592г., что совместно с несколькими крестьянами он продал м-рю участок земли).
Из служивших в 17веке:
о. Иустин, служ. в 1619г., при нём был дьячёк Архип Минин;
о. Кирилл;
о. Федот, иеромонах,
иеромонах Филипп;
о. Григорий, из пономарей Прилуцкаго прихода, от него сохранилась «рядная» запись от 1660г.;
о. Феодор Артемьев, служ. В 1688 и следующих годах, как видно из Грамоты Новгородскаго митрополита Корнилия, данной в Турчасовский Посад в 7196- 98 гг.(1688-90гг.).
Из служивших в 18 веке:
иеромонах Сергий; иеромонах Дионисий;
о. Стефан – с 1728 по 1735гг.;
о. Иоанн Дмитриевич Заринский - с 1736 по 1773 гг.
------- в 19 веке:
о. Алексий Иванович Заринский – с 1774 по 1808 гг., особенно много заботившийся об украшении храмов, за что и пользовался среди прихожан уважением;
о. Дмитрий Иванович Шангин – с 1808 по 1837гг.;
о. Климент Дмитриевич Шангин – с 1837 по 1853 гг.
О последних 2-х священниках известно как о хороших и трудолюбивых хозяевах, а о всех предыдущих замечено в «памятной» книге, что в школах не учились, а имели домашнее образование, были только грамотны.
Но такое образование имели и дьячки с пономарями в 16 и 17 вв., умевшие писать даже и «купчие». Из них известны:
Трофим Яковлевич Попов в 1557 – 58 гг.;
Еремей Онфимов в 1563-75 гг.;
Фёдор Иванов в 1588г.;
Фёдор Поздеев в 1593г.;
Семён Иванович Падерин в 1600-09 гг.;
Архип Минин в 1617г.;
Григорий Трофимов до 1660г.
Ныне (на 1896г.) состав причта:
Настоятель, о. Михаил Семёнович Кононов, 53 л., окончивший семинарию, в сане св-ка с 26 сент. 1867г., в Прилуцком пр-де с 1877г.;
О. Матфей Петрович Поликин,66 л., уволен из низшаго отделения семинарии, на службе в должности дьячка с 13 окт. 1846г., в сане диакона с 25 марта 1856г., --- священника с 21 сент. 1869г., в этом приходе с 20 дек. 1886г.
Диакон о .Прокопий Иванович Петровский, 45 л., уволен из высшаго отделения дух. училища, на службе с 11 окт. 1868г., в сане диакона с 16 фев. 1889г. и на занимаемом месте с 18 июля 1891г.
На вакансии псаломщика диакон о. Евгений Иванович Шангин, уволен из 2-го класса семинарии, на службе с 1880г., в сане диакона с 27 сент. 1885 г., в настоящем пр-де с 10 авг. 1895г.
Псаломщик, Николай Викторович Ворфоломеев,24 л., уволен из 2-го класса семинарии, на службе с 13 сент. 1891г., на данном приходе с 5 авг. 1895г.
Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.
дата последнего редактирования: ранее 2014 года.
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: