Публикация № 412Бережная Дуброва    (рубрика: История края)

К. И. Казанский

Описание местности и деревень прихода, 1892 г.

*

Бережнодубровский приход расположен на красивых берегах реки Онеги, которая делит его, в административном отношении, на две части: деревни правого берега относятся к Каргопольскому уезду, а деревни левого - к Пудожскому уезду. Немногочисленные, но многолюдные деревни прихода тянутся по обеим сторонам реки, от юга к северу, на протяжении 12-ти вёрст. Внешний вид их довольно правилен: расположены по длине реки в линию, причём большинство в два ряда, по обеим сторонам дороги, меньшинство - в один ряд по самому берегу реки. Естественно, самые дома крестьян, как построенные ближе к реке, находятся на более низкой местности, чем их гумна с вешалами и поля, которые раскинуты уже на возвышенных местах. Последние, простираясь выше и выше, открывают зрителю необъятные пространства на несколько вёрст... Берега реки, покрытые сочною травою, местами поросшие мелкими кустарниками, представляют собою завидный сенокос в крестьянском хозяйстве. Лесу, годного не только на постройку, но даже и на дрова, вблизи деревень не имеется. Местность, стало быть, открытая и в летнюю пору не лишена живописности. Особенно любо смотреть на неё с возвышенного места. Все деревни у вас как бы на ладони: кучное строение, растянутое в длину на целую версту, представляет серую массу, среди которой рельефно выделяются, как грандиозные колоссы, белые величественные церкви, с серою колокольнею и с сияющими крестами, а в ложбине, внизу, широкой синеющей лентой, при солнечном блеске, сверкает красавица Онега... Но главную и завидную красоту местности составляют ручьи и ручейки с ключевыми источниками, в большом изобилии встречающиеся здесь по обоим берегам реки Онеги. Впрочем, преимущественно усеян ими Пудожский берег прихода (т. е. берег Пудожского уезда). Более чем пригодным руслом для них служат ложбины или, как называют их здесь, орги.

Своим журчанием и плеском воды ручейки придают местности какой-то особенный идиллический характер. Во всякое время года (летом не высыхают, зимой не замерзают), своею живою и кипучею деятельностью они производят на туриста чарующее впечатление, а для крестьянина оказывают истинное благодеяние! На них, с давних пор, с удобством воздвигнуты десятки мукомольных мельниц, исполняющих своё назначение круглый год, так как застрахованы и от капризов многоводной весны, и от невыносимых жаров знойного лета... Мало того, что мужички перемелют на них весь свой хлеб, но достанут ещё копейку и от заезжего собрата... Был год, что на дубровские мельницы привозили хлеб за 40 - 50 вёрст от прихода...

Состав прихода, как и состав причта, за время своего существования, подвергался многим колебаниям и видоизменениям: число прихожан то увеличивалось, то уменьшалось, а пространство прихода то удлинялось, то суживалось, смотря потому, отписывали ли от прихода или приписывали к нему дальние деревни.

До 1813 года никаких документов в приходе не сохранилось, а потому с точностью ничего нельзя сказать и о составе прихода до сего времени. По описанию Дубровской волости Семёном Языковым и подьячим Семёном Осокиным, включая в описание и Заднедубровский приход, до 1622 г. было 23 деревни да 5 пустошей, а в них 128 дворов и 140 человек. А в 1622 г., при двух погостах, было 23 деревни, 77 дворов и 83 человека, а 5-ти пустошей не стало, а потому и убыль выразилась в цифрах: 43 двора и 57 человек.

Такая убыль произошла от набегов Литовских людей, которые побивали домохозяев и сожигали дворы; другие сами убегали от Литовцев неизвестно куда, так, например, в писцовой книге говорится: „место дворовое Тимошки Парфёнова, а его двор сожгли Литовские люди... Деревня Ерёминская Угловая тож, где всех людей побили Литовские люди". Иные уходили с места от хлебного недороду: "В дер. Бабиной Савка и Федотко от хлебного недороду сошли безвестно"... Иные же повымерли или пустились в бобыльничество: "В дер. Есиповской (на р. Ектуше) Ермачко и Селиванко померли, а Исачко бродит меж дворы"... Итак, в XVII веке число прихожан сократилось до 80 человек мужского пола, но к концу XVIII века оно возросло до такой степени, что в 1793 году понадобилось удвоить состав причта. В то время Бережнодубровский приход составляли деревни: 1) Спировская, 2) Глуходворская, 3) Гавриловская, 4) Ивановская, 5) Подкорельская, 6) Филькинская, 7) Вороновская, 8) Череповская, 9) Токарёвская, 10) Кузнецовская - Пудожского уезда; 11) Проимачёвская, 12) Мишковская, 13) Лукояновская, 14) Новинская, 15) Большекорельская и 16) Малокорельская - Каргопольского уезда.

Из показанных деревень Спировская и Глуходворская в 1840 г. отошли к Красновскому приходу, как вблизи его находящиеся: первая - в одной версте, а вторая - в трёх вёрстах. Бесспорно, перечисление деревень уменьшило численность прихожан, а это явление прошло не бесследно. В 1844 году, при преобразовании приходов на классы, Бережнодубровский приход был причислен тогда к IV классу приходов и, вместо двухклирного, сделан одноклирным. Однако население прихода к 1855 году увеличилось настолько, что понадобился второй священник, который вскоре и был назначен на диаконовскую вакансию.

При преобразовании приходов в 1871 году, были отчислены от Бережнодубровского прихода к Красновскому деревни: Гавриловская, Ивановская и Подкорельская, а взамен их были причислены от Плёсского прихода деревни: Авдотьинская и Горка - Пудожского уезда и Ектыша - Каргопольского уезда. С открытием вновь образовавшегося в 1886 году Конёвского прихода отчислены к нему от Бережнодубровского прихода следующие деревни Каргопольского уезда: Проимачёвская, Ектыша, Мишковская и Лукояновская.

В настоящее время Бережнодубровский приход составляют следующие деревни: 1) Вороновская, 2) Филькинская, 3) Череповская, 4) Токарёвская, 5) Кузнецовская, 6) Авдотьинская и 7) Горка - Пудожского уезда; 8) Новинская, 9) Большекорельская и 10) Малокорельская - Каргопольского уезда.

1) Деревня Вороновская или, по народному названию, Дуброва (погост) имеет 40 дворов, 108 душ муж. пола и 133 жен. пола, расположена близ церквей, к северу от них, по обеим сторонам Пудожского тракта, на склоне возвышенности. В ней выстроен Пудожским земством, рядом с церковной оградою, прекрасный дом, в котором помещаются мужское и женское училища, с квартирами для учащих. Деревню от р. Онеги разделяет небольшое поле, в ложбине которого извилисто стремится ручей Осиновец, а около него размещены крестьянские бани. На ручье устроена удобная мельница, на которой крестьяне деревни мелют хлеб поочерёдно.

2) Деревня Филькинская следует по Пудожскому тракту непосредственно за деревнею Вороновскою и составляет, как бы, продолжение её. В ней 25 дворов, 74 души м. п. и 73 ж. п. Эта деревня в августе 1871 года, за исключением одного дома, вся истреблена была пожаром. Теперь устроены новые, довольно приличные дома, некоторые даже двухэтажные, дающие квартиры: становому приставу, помощнику лесничего и акушерке. Здесь же помещается и земская станция, содержимая на средства Пудожского земства. В народе эта деревня известна под названием Нижней, потому что она находится ниже деревни Вороновской по течению р. Онеги. К северу от неё, за полем, бежит богатый ручей Хивин, у верховья которого красуется мыза местного лесничего. Несколько севернее, версты за две от Хивина, изливает свою обильную воду в р. Онегу Ореговый (от "орги") ручей, на пути своём дающий силу четырём мукомольным мельницам.

3) Деревня Череповская, известная под именем Заоружья (за оргою), потому что только роскошная орга отделяет её от церковного кладбища и домов церковнослужителей, находится на Пудожском тракте, к югу от церквей, на более возвышенном месте, чем предыдущие деревни. В ней всего 10 дворов, 28 душ м. п. и 28 душ ж. п. Дома (довольно новые и красивые) расположены по одной стороне дороги, а по другую, обращённую к берегу реки, разделаны крестьянские огороды. Место красивое. Под горою, в ложбине, протекает ручеёк из двух чистеньких родников.

При впадении ручейка в Онегу, устроена прекрасная мельница, рядом с которою проходит дорога к перевозу чрез реку. Перевоз весьма удобен: паром (новый) ходит по толстому канату... Близ мельницы, на возвышенной небольшой площадке, по преданию, некогда остановился преподобный Антоний Сийский, когда прибыл сюда из Пахомиевой пустыни. В Череповской деревне имеют квартиры: мировой судья 2 участка Пудожского уезда, земский врач 3-го медицинского участка, фельдшер и урядник.

Между дер. Череповскою и Вороновскою, напротив церквей и кладбища - к востоку от них, расположены дома церковнослужителей, как бы в ложбине. При домах находятся огороды и часть сенокоса на прибрежной покатости Онеги. И с северной, и с южной сторон землю духовенства окружают весёлые и журчащие ручейки - со своими светлыми, неглубокими родничками и, таким образом, служат природною границею (или рубежом) церковной земли от крестьянской.

4) Деревня Токарёвская служит непосредственным продолжением дер. Череповской по Пудожскому тракту, но только дома здесь расположены по обе стороны дороги. В ней 14 дворов, 40 душ м. п. и 42 ж. п. Она носит прозвище Красный посад. Так назвали её, вероятно, по красивому местоположению, какое занимает она на возвышенном берегу реки Онеги. Иные, впрочем, утверждают, что ей дано такое прозвище в насмешку, так как все дома в ней были ветхи и приземисты. Теперь дома, за малым исключением, обновлены и, вообще, сносны. Под горою имеется такой же светлый и чистый ручеёк, какой и в Череповской деревне. Около ручья устроены бани.

Все помянутые четыре деревни, с расположенными среди них церквами и домами духовенства, составляют одно нераздельное село, тянущееся в линию по тракту более чем на версту.

5) Деревня Кузнецовская, в одной версте от погоста, к югу по Пудожскому тракту, 46 дворов, 137 душ м. п. и 146 ж. п. Избы крестьян расположены неправильно, полукругом, около громадного источника-ручья, в 50 саженях впадающего в р. Онегу. На ручье - четыре мельницы. При деревне находится довольно красивая деревянная часовня во имя Преображения Господня, в которой совершается богослужение три раза в год: на пасхальной неделе, 17 апреля - в честь памяти преподобного Зосимы, Соловецкого Чудотворца, и в праздник Преображения Господня, 6-го августа. В последний праздник бывает крестный ход из церкви в часовню, где служится праздник молебен, а потом совершается водосвятие на источник.

В поле, в довольно низкой ложбин, изобилующей весною и осенью достаточною сыростью, между деревнями Токарёвской и Кузнецовской, устроена Пудожским земством довольно ценная больница на десять кроватей. Весьма жаль, что выбор места под устройство больницы в столь живописной Дуброве сделан более чем неудачно.

6) Деревня Авдотьинская, в 4 вёрстах от погоста, к югу, на самом берегу р. Онеги, имеет 33 двора, 114 душ м.п. и 118 душ ж. п. Дома расположены дугою по извилистому берегу реки. В деревне находится часовня во имя св. мученика Харлампия, в которой богослужение совершается три раза в год: на пасхальной неделе, 25 июля - в честь преп. Макария, Желтоводского чудотворца, и в день св. Харлампия, 10 февраля. Деревня Авдотьинская была истреблена пожаром 23 июня 1861 года.

7) Деревня Горка, в 5 вёрстах от погоста, в одной версте от Авдотьинской деревни, на возвышенном месте, на самом берегу р. Онеги, имеет 33 двора, 97 душ м. п. и 105 душ ж. п. Эта деревня, пожалуй, самая бедная из всех деревень Бережнодубровского прихода. В ней, однако ж, есть небольшая часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.

Все указанные семь деревень находятся в Пудожском уезде, на левом берегу реки Онеги. В них считается отставных и запасных военных людей, в 29 дворах - 81 м. п. и 77 ж. п., а вместе с государственными крестьянами считается - 679 мужчин и 782 женщины, при 230 дворах.

8) Деревня Новинская, в 5-ти вёрстах от погоста к северу, на правом берегу р. Онеги, 55 дворов, 138 душ м. п. и 164 души ж. п. Дома расположены по обеим сторонам Архангельского почтового тракта. Деревня, в давнее время, вся была истреблена пожаром, а потому и получила название „Новины" (новые постройки). В ней находится большая и красивая часовня во имя св. Великомученика Георгия Победоносца, в которой богослужение отправляется четыре раза в год: на пасхальной неделе, в день Великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), в день св. пророка Божия Илии, 20 июля, и в день священномученика Власия, 11 февраля. О часовне рассказывают следующее: лет 45-50 тому назад она пришла в крайнюю ветхость, и ремонтировка её была делом неотложным. Между тем, ремонтировать её крестьянам было положительно нечем; тем не менее, нашлись такие старички, которые убедили односельчан ремонтировать часовню и без денег. Дело было летом; совет стариков принят. Порядили мастера исправить и обшить тёсом часовню за 40 руб. Работа шла своим обычным порядком; пошли дожди, следствием коих появился необычайный урожай рыжиков в лесу - как раз напротив часовни. Крестьяне не зевали: рыжики собрали и продали барышникам. Вырученных денег от продажи было вполне достаточно для расплаты с подрядчиком.

9) и 10) Деревни Большекорельская и Малокорельская расположены смежно между собою, под горою, на правом берегу р. Онеги, в 7-ми вёрстах от погоста к северу. В первой - 25 дворов, 68 душ м. п. и 93 души ж. п., во второй - 23 двора, 79 душ м. п. и 92 души ж. п. Гумна и амбары построены на горе, по которой здесь проходит Архангельский почтовый тракт. У почтовой дороги находится и хорошенькая часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, в которой богослужение отправляется три раза в год: на пасхальной неделе, 18 августа - в день праздника св. Флора и Лавра, и на третий день Рождества Христова - в честь Собора Пресвятой Богородицы. Эти две деревни более известны в народе под одним именем Корельского. В них есть сельское училище, содержимое на средства Каргопольского земства.

Последние три деревни находятся в Каргопольском уезде, на правом берегу р. Онеги. В них считается, при 18 дворах, отставных и запасных военных людей - 53 души м. п. и 47 души ж. п., а всего населения, с государственными крестьянами - 338 мужчин и 396 женщин, при 121 дворе.

Во всех же десяти деревнях Бережнодубровского прихода, обоих уездов, всего населения считается 1017 мужчин и 1118 женщин, при 351 дворе (1).

Все строения крестьян Бережнодубровского прихода - деревянные, бревенчатые, не обшитые тёсом. Дома, в большинстве случаев, устроены двухконечные - на два ската. Впрочем, за последнее время, стали появляться дома и на городской фасон, т. е. крытые на четыре ската; особенно это замечается в деревнях: Череповской, Филькинской, Вороновской и Кузнецовской. Вообще, крестьянские постройки производят на зрителя приятное впечатление как по своей массивности, так ещё более по новизне и прочности материала, из которого устроены.

При въезде во всякую деревню прихода, ещё издалека поражает вас высота и массивность вешал при крестьянских гумнах. Вешала устроиваются для сушки - или, вернее сказать, для проветривания снопов. Целые тысячи снопов нанизываются рядами на жерди вешал, которые устроиваются таким образом: выбираются самые высокие деревья (столбы) и обделываются, т.е. несколько обтёсываются, продалбливаются в них отверстия, на расстоянии аршина друг от друга; затем многочисленными рядами вкапываются в землю, на расстоянии 3 - 4 саженей друг от друга; для прочной устойчивости укрепляются подпорами, а в отверстия их продеваются длинные тонкие жерди, на которые и сажают снопы ячменя или овса. Рожь почти никогда не весят на вешала, а складывают её у гумна или на поле в скирды. Высота вешал доходит от 3-х до 5-ти саженей.

(1) Все сведения почерпнуты из клировых ведомостей за 1890 год.

Казанский К. И. Бережнодубровский и Конёвский приходы Пудожского и Каргопольского уездов Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1892. № 64. С. 685-687.

В заголовке - примерно так выглядел Бережнодубровский погост в описываемое время (фото сделано в начале XX в.) Слева - Рождественско-Пречистенская церковь, справа - церковь Николая Чудотворца. Фото взято отсюда:

http://fotki.yandex.ru/users/vda-1987/view/738321

К. И. Казанский






  редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)


  дата последнего редактирования: 2017-01-14





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:






Ваше имя: Ваш E-mail: