Лямца (рубрика: Приходы и приходские храмы) | |
Лямицкий приход (1896 г.)
Приход состоит из села Лямицкаго, расположенного в устье р. Лямцы, впадающей в Онежский залив, и «пересёлка» Среднинскаго, с одним двором ,отстоящаго от с. Лямцы на 40 верстах. В с. Лямца 100 дворов и жителей: 280 м.п. и 307 ж.п.
Время образования прихода неизвестно; церковь в нём одна, деревянная, на каменном фундаменте, «тёплая», построенная на средства прихожан и освящённая 14 фев. 1852 г. по благословению епископа Варлаама.
Престолов в ней два: главный – в честь пророка Божия Илии, придельный – во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Церковная утварь посредственна, ризница скудна. Доходов кружечных, кошельковых и свечных в 1894г. поступило 57 р. 9 к.
В Среднинском пересёлке располагается часовня во имя Св. Муч. Кирика и Иулиты, но празднества в ней не бывает.
Причт, состоящий из священника и псаломщика, получает жалования: 156 р. 80 к. и 49 р.; кроме этого имеются в море два «закола» для лова мелкой рыбы.
Земли: 5 десятин 1150 саженей сенокоса и 1 дес. 2054 саж. пашни; земля малоплодна.
Церковно – приходского попечительства и школы нет.
Священником состоит о. Иосиф Алексеев Боголепов, 65 л., уволенный из низшаго отделения Арх. Дух. семинарии; с 20 июля 1849 г. занимал должность дьячка, с 23 июля 1878 г. – в сане священника.
Псаломщиком состоит диакон о.Андрей Иванов Попов, 78 л., исключён из приходскаго училища в 1831 г. и занял должность пономаря, 19 окт. 1889 г. произведён во диакона.
Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896 г., г. Архангельск.
дата последнего редактирования: 2024-05-02
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:
Лариса, E-mail: BLR.bik@yandex.ru
Лариса, E-mail: BLR.bik@yandex.ru
Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-
це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-
жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-
ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении
храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-
строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия
Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм
молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].
Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-
лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-
му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено
им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-
ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…
И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-
ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]
усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-
гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены
против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-
284
тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как
тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит
Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-
освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].
В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-
шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-
ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец
Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-
она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и
переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм
в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ
содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего
архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-
тия со всей братией» [27, л. 2 об.].
Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-
химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить
освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-
скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-
лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и
по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая
теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких
чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному
архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя
преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать
им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-
хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,
со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той
церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та
церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-
ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных
отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-
родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе
при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и
Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота
придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-
шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей
грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той
церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем
у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].
Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых
церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет
285
после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-
вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты
чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть
покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два
окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той
церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы
и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-
та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,
на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-
крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах
покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-
колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].
В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-
вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах
пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня
19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм
был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью
холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая
чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной
внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-
жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом
Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].
По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-
хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за
пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-
ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены
паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,
два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.
в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:
главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и
Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.
возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-
деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что
проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-
опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми
саженях от церкви» [16, л. 2].
Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-
це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-
жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-
ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении
храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-
строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия
Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм
молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].
Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-
лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-
му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено
им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-
ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…
И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-
ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]
усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-
гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены
против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-
284
тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как
тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит
Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-
освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].
В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-
шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-
ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец
Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-
она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и
переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм
в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ
содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего
архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-
тия со всей братией» [27, л. 2 об.].
Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-
химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить
освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-
скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-
лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и
по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая
теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких
чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному
архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя
преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать
им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-
хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,
со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той
церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та
церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-
ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных
отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-
родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе
при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и
Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота
придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-
шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей
грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той
церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем
у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].
Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых
церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет
285
после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-
вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты
чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть
покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два
окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той
церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы
и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-
та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,
на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-
крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах
покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-
колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].
В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-
вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах
пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня
19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм
был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью
холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая
чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной
внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-
жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом
Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].
По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-
хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за
пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-
ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены
паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,
два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.
в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:
главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и
Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.
возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-
деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что
проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-
опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми
саженях от церкви» [16, л. 2].
Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-
це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-
жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-
ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении
храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-
строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия
Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм
молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].
Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-
лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-
му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено
им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-
ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…
И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-
ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]
усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-
гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены
против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-
284
тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как
тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит
Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-
освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].
В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-
шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-
ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец
Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-
она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и
переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм
в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ
содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего
архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-
тия со всей братией» [27, л. 2 об.].
Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-
химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить
освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-
скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-
лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и
по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая
теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких
чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному
архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя
преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать
им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-
хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,
со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той
церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та
церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-
ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных
отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-
родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе
при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и
Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота
придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-
шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей
грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той
церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем
у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].
Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых
церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет
285
после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-
вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты
чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть
покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два
окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той
церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы
и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-
та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,
на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-
крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах
покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-
колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].
В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-
вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах
пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня
19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм
был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью
холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая
чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной
внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-
жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом
Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].
По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-
хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за
пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-
ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены
паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,
два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.
в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:
главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и
Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.
возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-
деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что
проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-
опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми
саженях от церкви» [16, л. 2].
Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-
це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-
жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-
ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении
храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-
строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия
Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм
молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].
Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-
лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-
му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено
им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-
ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…
И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-
ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]
усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-
гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены
против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-
284
тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как
тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит
Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-
освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].
В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-
шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-
ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец
Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-
она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и
переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм
в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ
содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего
архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-
тия со всей братией» [27, л. 2 об.].
Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-
химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить
освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-
скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-
лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и
по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая
теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких
чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному
архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя
преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать
им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-
хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,
со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той
церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та
церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-
ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных
отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-
родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе
при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и
Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота
придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-
шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей
грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той
церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем
у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].
Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых
церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет
285
после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-
вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты
чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть
покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два
окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той
церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы
и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-
та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,
на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-
крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах
покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-
колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].
В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-
вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах
пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня
19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм
был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью
холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая
чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной
внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-
жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом
Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].
По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-
хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за
пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-
ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены
паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,
два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.
в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:
главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и
Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.
возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-
деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что
проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-
опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми
саженях от церкви» [16, л. 2].
Источник: Кенозерские чтения - 2019 //Е.В. Ходаковский и др. Церковное строительство на Онежском полуострове по письменным источникам.- Архангельск, 2019. С. 281-285