Публикация № 22Лямца    (рубрика: Приходы и приходские храмы)

Лямицкий приход (1896 г.)

Приход состоит из села Лямицкаго, расположенного в устье р. Лямцы, впадающей в Онежский залив, и «пересёлка» Среднинскаго, с одним двором ,отстоящаго от с. Лямцы на 40 верстах. В с. Лямца 100 дворов и жителей: 280 м.п. и 307 ж.п.

Время образования прихода неизвестно; церковь в нём одна, деревянная, на каменном фундаменте, «тёплая», построенная на средства прихожан и освящённая 14 фев. 1852 г. по благословению епископа Варлаама.

Престолов в ней два: главный – в честь пророка Божия Илии, придельный – во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Церковная утварь посредственна, ризница скудна. Доходов кружечных, кошельковых и свечных в 1894г. поступило 57 р. 9 к.

В Среднинском пересёлке располагается часовня во имя Св. Муч. Кирика и Иулиты, но празднества в ней не бывает.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, получает жалования: 156 р. 80 к. и 49 р.; кроме этого имеются в море два «закола» для лова мелкой рыбы.

Земли: 5 десятин 1150 саженей сенокоса и 1 дес. 2054 саж. пашни; земля малоплодна.

Церковно – приходского попечительства и школы нет.

Священником состоит о. Иосиф Алексеев Боголепов, 65 л., уволенный из низшаго отделения Арх. Дух. семинарии; с 20 июля 1849 г. занимал должность дьячка, с 23 июля 1878 г. – в сане священника.

Псаломщиком состоит диакон о.Андрей Иванов Попов, 78 л., исключён из приходскаго училища в 1831 г. и занял должность пономаря, 19 окт. 1889 г. произведён во диакона.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896 г., г. Архангельск.






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2024-05-02





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Лариса,  E-mail: BLR.bik@yandex.ru





Лариса,  E-mail: BLR.bik@yandex.ru


Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-

це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-

жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-

ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении

храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-

строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия

Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм

молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].

Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-

лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-

му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено

им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-

ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…

И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-

ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]

усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-

гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены

против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-

284

тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как

тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит

Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-

освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].

В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-

шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-

ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец

Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-

она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и

переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм

в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ

содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего

архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-

тия со всей братией» [27, л. 2 об.].

Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-

химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить

освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-

скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-

лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и

по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая

теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких

чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному

архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя

преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать

им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-

хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,

со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той

церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та

церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-

ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных

отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-

родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе

при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и

Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота

придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-

шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей

грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той

церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем

у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].

Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых

церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет

285

после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-

вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты

чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть

покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два

окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той

церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы

и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-

та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,

на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-

крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах

покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-

колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].

В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-

вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах

пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня

19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм

был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью

холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая

чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной

внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-

жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом

Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].

По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-

хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за

пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-

ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены

паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,

два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.

в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:

главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и

Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.

возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-

деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что

проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-

опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми

саженях от церкви» [16, л. 2].

Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-

це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-

жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-

ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении

храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-

строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия

Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм

молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].

Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-

лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-

му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено

им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-

ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…

И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-

ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]

усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-

гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены

против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-

284

тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как

тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит

Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-

освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].

В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-

шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-

ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец

Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-

она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и

переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм

в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ

содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего

архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-

тия со всей братией» [27, л. 2 об.].

Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-

химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить

освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-

скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-

лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и

по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая

теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких

чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному

архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя

преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать

им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-

хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,

со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той

церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та

церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-

ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных

отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-

родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе

при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и

Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота

придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-

шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей

грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той

церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем

у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].

Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых

церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет

285

после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-

вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты

чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть

покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два

окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той

церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы

и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-

та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,

на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-

крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах

покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-

колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].

В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-

вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах

пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня

19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм

был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью

холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая

чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной

внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-

жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом

Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].

По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-

хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за

пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-

ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены

паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,

два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.

в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:

главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и

Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.

возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-

деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что

проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-

опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми

саженях от церкви» [16, л. 2].

Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-

це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-

жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-

ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении

храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-

строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия

Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм

молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].

Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-

лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-

му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено

им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-

ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…

И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-

ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]

усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-

гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены

против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-

284

тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как

тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит

Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-

освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].

В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-

шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-

ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец

Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-

она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и

переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм

в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ

содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего

архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-

тия со всей братией» [27, л. 2 об.].

Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-

химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить

освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-

скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-

лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и

по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая

теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких

чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному

архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя

преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать

им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-

хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,

со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той

церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та

церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-

ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных

отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-

родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе

при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и

Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота

придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-

шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей

грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той

церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем

у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].

Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых

церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет

285

после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-

вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты

чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть

покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два

окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той

церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы

и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-

та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,

на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-

крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах

покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-

колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].

В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-

вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах

пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня

19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм

был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью

холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая

чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной

внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-

жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом

Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].

По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-

хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за

пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-

ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены

паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,

два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.

в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:

главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и

Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.

возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-

деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что

проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-

опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми

саженях от церкви» [16, л. 2].

Успенская церковь в Летней Золотице. В 1809–1812 гг. был возведен ка-Церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия Соловецких в Лям-

це в XVII–XIX вв. В конце XVII столетия с учреждением Холмогорской и Ва-

жеской епархии по храмозданным грамотам архиепископа Афанасия, выда-

ющегося иерарха Русской церкви, можно судить о значительном оживлении

храмостроительства и церковной жизни в целом. К 1691 и 1694 гг. были по-

строены, соответственно, церкви Св. Ильи Пророка и Св. Зосимы и Савватия

Соловецких в Лямце, где ранее (по крайней мере уже в 1677 г.) стоял «храм

молитвенный часовня Святого Пророка Божия Илии» [28, л. 235].

Приказывая соловецкому архимандриту Фирсу прибыть в Лямецкое усо-

лье для освящения нового храма, архиепископ Афанасий пишет: «…по наше-

му Преосвященного Архиепископа указу и по благословенной грамоте велено

им в том Лямецком усолье построить церковь новую во имя святого проро-

ка Илии, и ныне та церковь построена и к освящению совсем изготовлена…

И мы, преосвященный архиепископ, слушав и церковного прикащика и волост-

ных крестьян челобитья, указали тебе, архимандриту, ехать в то Лямецкое [л. 2]

усолье и, приехав, о строении той церкви досмотреть нашей архиерейской бла-

гословенной грамотой, и буде та церковь построена и кресты ныне поставлены

против той нашей архиерейской благословенной грамоты, и ту церковь освя-

284

тить во имя святого пророка Илии тебе, архимандриту, по чиновнику… И как

тебе ся наша преосвященного архиепископа грамота придет, и ты, архимандрит

Фирс, то освящение той новопостроенной церкви учинил по сему нашему пре-

освященного архиепископа указу, как писано в сей нашей грамоте выше» [22].

В июне следующего года 1692 г. «по благословению господина отца на-

шего архимандрита Фирса и по приговору келаря старца Ионы, казначея ие-

ромонаха Иннокентия, соборных старцев Соловецкого монастыря… старец

Ефрем, приехав в монастырской соляной промысел, взяв с собой попа Кари-

она Федорова да церковного старосту Семиона Дементьева… осмотрели и

переписали церковное строение» [27, л. 2]. По всей вероятности, новый храм

в монастырской волости имел особенные царские двери, поскольку документ

содержит приписку, что «царские врата строение благословение отца нашего

архимандрита Фирса, келаря старца Ионы и казначея иеромонаха Иннокен-

тия со всей братией» [27, л. 2 об.].

Через три года после завершения Ильинской церкви в Лямце тому же ар-

химандриту Фирсу архиепископом Афанасием было предписано совершить

освящение второго храма: «…Били челом нам, преосвященному архиепи-

скопу, вашей монастырской вотчины Лямецкой волости крестьяне. А в че-

лобитной их написано по нашему, преосвященного архиепископа, указу и

по благословенной грамоте в той их волости построена у них церковь новая

теплая с трапезою во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких

чудотворцев и ко освящению со всем изготовлена. И нам, преосвященному

архиепископу, пожаловати их крестьян велеть тоя церковь освятить во имя

преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и о том дать

им нашу архиерейскую благословенную грамоту: и мы, преосвященный ар-

хиепископ, слушав их крестьянского челобитья, указали тебе, архимандриту,

со иеродиаконом в ту Лямецкую волость ехать, а приехав, о строении той

церкви досмотреть нашей архиерейской благословенной грамоты. И буде та

церковь построена и кресты на ней поставлены против той нашей архиерей-

ской благословенной грамоты, и ту церковь освятить во имя преподобных

отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев тебе, архимандриту, со ие-

родиаконом… а к тому освящению антиминс из нашей казны послан к тебе

при сей нашей грамоте с новопосвященными иеромонахами Варсонофием и

Михаилом. И как к тебе сия наша, преосвященного архиепископа, грамота

придет, и ты, архимандрит Фирс, соборне освящение той церкви по сему на-

шему, преосвященного архиепископа, указу учини, как писано в сей нашей

грамоте выше сего. А учиня по сей нашей грамоте, и тоя грамоту б дал той

церкви священнику и церковному прикащику в казну. Писано в походе нашем

у Архангельского города лета 7202, майя 26» [23].

Об архитектуре возведенных в 1691–1694 гг. в Лямецком усолье новых

церквей можно судить из Описи, составленной буквально через несколько лет

285

после окончания строительных работ: «Волость Лямецкая, в ней церковь дре-

вяная холодная клинчатая во имя святаго пророка Илии, шея и глава обиты

чешуею древяною, на главе крест четвероконечной, и та церковь и паперть

покрыта тесом з зубцами… в олтаре и в церкви четыре окна в колодах да два

окна малых волоковых, в них окончины слюдяные в железе, в паперти той

церкви деисус… Другая церковь древяная во имя преподобных отец Зосимы

и Савватия соловецких чудотворцев, теплая с трапезою и с папертью, покры-

та бочкою об одной главе, та бочка и шея и глава обиты чешуей древяною,

на главе крест четверконечной. А олтарь и церковь, и трапеза, и паперть по-

крыты тесом з зубцами… При тех же церквах колокольня на четырех столбах

покрыта тесом, на ней крест осмоконечной древяной, на колоколне два коло-

колчика маленких» [24, л. 629, 630, 633].

В середине 1750-х гг. храмы в Лямце были поновлены, о чем свидетельст-

вует «Подписное доношение о исправлении в Лямецкой волости при церквах

пророка Ильи и преподобных отец Зосимы и Савватия ветхостей 1757 года июня

19 дня» [6, л. 152]. Однако на рубеже 1760-х и 1770-х гг. Ильинский храм

был перестроен: по Описи 1803 г. «церковь пророка Божия Илии с папертью

холодная деревянная, на которой крыша на обе стороны покатая одноглавая

чешуйчатая с деревянным крестом, вышиною оная восми сажен с половиной

внутрь с олтарем и папертью длины около восми сажен, ширина четырех са-

жен построена 1772 года… освященный антиминс дан Антонием епископом

Архангельским и Холмогорским 1771 года» [9, л. 10].

По изысканиям Г.В. Пономаревой и Н.Н. Уткина в истории Лямецкого при-

хода, строительные работы были произведены еще, как минимум, один раз из-за

пожара в теплом Зосимо-Савватьевском храме. Уцелевшую трапезу пристрои-

ли «ко второй холодной Ильинской церкви с лета северной и к западной стены

паперти церковной, где и ход из трапезы в паперть…» [33, с. 93]. Таким образом,

два храма стали единым комплексом. Именно в таком виде 14 февраля 1852 г.

в Лямецком приходе была освящена новая церковь, имевшая два престола:

главный, в честь Св. Илии Пророка, и придельный, во имя Преп. Зосимы и

Савватия Соловецких [19, III, с. 38]. Что касается колокольни, то к 1880-м гг.

возникла необходимость перестроить и ее. 21 мая 1884 г. Строительное от-

деление Архангельского губернского правления вынесло заключение, что

проект на ее перестройку можно «одобрить с тем, чтобы колокольня, для без-

опасности в пожарном отношении, была поставлена не ближе как в восьми

саженях от церкви» [16, л. 2].

Источник: Кенозерские чтения - 2019 //Е.В. Ходаковский и др. Церковное строительство на Онежском полуострове по письменным источникам.- Архангельск, 2019. С. 281-285







Ваше имя: Ваш E-mail: