Публикация № 1523Носовщина    (рубрика: История края)

В.В. Елфимов

Аварийная посадка польского аэростата

1 сентября 1936 года, в 8 час. утра, в дремучем лесу, в 25 км от деревни Носовщина Онежского района Северного края совершил аварийную посадку польский аэростат «ЛОПП», участвующий в международных воздухоплавательных состязаниях на кубок Гордон-Беннета. При посадке была повреждена оболочка аэростата. Экипаж остался невредим, приборы тоже были в целости.

После посадки аэронавты Януш и Бренк, не обнаружив вблизи посадки ни одного населённого пункта, несколько дней блуждали в лесу и только 6 сентября вышли к деревне Носовщина, откуда отправились в деревню Калгачиха. Так как в этом районе не было никакой телефонной или телеграфной связи, ни аэронавты, ни местные власти не смогли уведомить районное начальство о посадке аэростата.

10 сентября аэронавты добрались до села Малошуйка, находящегося в 46 км от г. Онеги. Крайисполком дал распоряжение оказать необходимую помощь польским аэронавтам в продвижении до Онеги и в доставке туда аэростата. Вскоре аэронавты были доставлены в Онегу. Оболочка и приборы аэростата были оставлены – под охраной Носовского сельсовета до установления зимней дороги.

Газета «Правда Севера» 12 сентября сообщала, что 11 сентября в Онегу вылетел самолет воздухофлота СП № 2046 под управлением пилота Опишанского с заданием – доставить польских аэронавтов в Архангельск. В Онеге в тот период не было никакого аэродрома, но Опишевскому удалось выбрать небольшую площадку, на которую он спустя час полёта от Архангельска успешно приземлился. Далее сообщалось, что аэронавты в Онегу ещё не прибыли, поэтому самолёт остался в Онеге на ночёвку, и 12 сентября Опишевский с астронавтами вылетел в Архангельск.

Сообщение о том, что аэронавты вылетели из Онеги в Архангельск 12 сентября оказалось не верным. Это доказывают телефонные разговоры заместителя председателя Онежского райисполкома Железова с сотрудником редакции газеты «Правда Севера», которые были опубликованы в двух номерах.

15.09.1936 г.

«Правда Севера»: Когда райисполком узнал о посадке польских аэронавтов и от кого?

Железов: 11 сентября в 3 часа ночи от пешего посыльного, доставившего телеграмму польских аэронавтов в Малошуйку.

«Правда Севера»: Какие меры были приняты райисполкомом для оказания помощи аэронавтам?

Железов: Утром 11 сентября навстречу аэронавтам выехали представители райисполкома тт. Левичев и Крысанов. В Малошуйке и Онеге установлено круглосуточное дежурство у телефона.

«Правда Севера»: Почему медлите с выполнением директивы крайисполкома о быстрейшей доставке польских аэронавтов в районный центр?

Железов: От д. Носовщина до Малошуйки имеется только одна пешеходная дорога. Движение по ней весьма затруднительно.

«Правда Севера»: Можно ли послать на встречу аэронавтов верховых лошадей?

Железов: Проезд на верховых лошадх возможен тоолько от посёлка Перингозеро до Малошуйки на расстоянии 21 километра. Лошади готовы и ожидают прибытия аэронавтов.

«Правда Севера»: Подготовлена ли встреча аэронавтов на промежуточных пунктах и в Онеге? Кто персонально отвечает за быстрейшую доставку аэронавтов в районный центр?

Железов: Руководство доставкой аэронавтов возложено на меня. Всё необходимое для встречи их в Малошуйке и Онеге приготовлено.

«Правда Севера»: Где сейчас находятся аэронавты? Когда ожидаете их в Онеге?

Железов: По сообщению летчика Густова, который проводил сегодня разведку, аэронавты Януш и Бренк находятся в 40 километрах от Малошуйки. Присланные из района проводники идут вместе с ними. Из Малошуйки аэронавты будут доставлены в Онегу на самолете пилотом Опишанским. Прибытие их в Онегу ожидается не ранее вечера 15 сентября.

16.09.1936 г.

«Правда Севера»: Где сейчас находятся аэронавты Януш и Бренк?

Железов: Аэронавты прибыли сегодня в 19 часов в село малошуйка вместе с представителями районных организаций. Население им оказало радостный приём.

«Правда Севера»: Что вам известно об их пути из села Калгачиха до Малошуйки?

Железов: Из разговоров с уполномоченными Левичевым, Крысановым, а также капитаном аэростата господином Янушем выяснилось, что до Малошуйки они прошли хорошо. В селе Калгачиха они встретились с представителями райисполкома. Здесь же аэронавты были обеспечены в достаточном количество необходимыми продуктами. В Калгачихе аэронавтам предоставили сапоги.

«Правда Севера»: От Калгачихи до Малошуйки аэронавты шли пешком или ехали на лошадях?

Железов: До посёлка Перингозеро шли пешком. Отсюда они выехали на лошадях. 14 и 15 сентября, как рассказывает господин Януш, они видели самолёты, делавшие разведку. 14 сентября аэронавты подняли вымпел, сброшенный лётчиком Густовым. У вымпела оказалась записка с предложением сбросить продовольствие. От этого предложения они отказались, так как продовольствием были обеспечены.

«Правда Севера»: Как здоровье и самочувствие аэронавтов?

Железов: Самочувствие и здоровье, по из заявлению, хорошие. При посадке получили незначительные ушибы. Господин Януш выражает благодарность за хорошую встречу сельским и районным организациям, а также лётчикам. Особенно он благодарит председателя Носовского сельствоеат тов. Кучина за проявленное к ним с его стороны тёплое внимание.

«Правда Севера»: Есть ли самолёт в Малошуйке и когда он вылетит в Архангельск?

Железов: В Малошуйке находятся два самолёта Архангельского отряда воздухфлота. Самолёт, принявший на борт аэронавтов, вылетит 16 сентября около 10 часов в Онегу. В Онеге сделает посадку для заправки горючим. По заявлению пилотов, самолёт в Онеге пробудет около полутора часов, после чего вылетит в Онегу.

16 сентября в 13 часов 55 минут, польские аэронавты были доставлены в Архангельск. Сотрудник газеты «Правда Севера», в тот же день побеседовал с ними, и вот что рассказал о полёте аэронавт Януш:

Из Варшавы мы вылетели 30 августа в 18 часов 30 минут по варшавскому времени. Ветер способствовал полёту на восток. Но впоследствии он изменил направление и нас стало относить на север.

1 сентября попали в сильную болтанку и густые туманы. Мы только слышали шум леса. В 8 часов 1 сентября попали в полосу сильного циклона. Альтиметр показывал 500 метров от земли, однако аэростат летел над лесом. Внезапно мы почувствовали удар гондолы о деревья. Стали быстро выбрасывать балласт, но было уже поздно. Оболочка порвалось о сучья, газ вытек и мы очутились на земле. Во время посадки получили небольшие ушибы. Опустились в лесу, окруженном болотами.

Сразу же после посадки пошли отыскивать ближайший населённый пункт. Миновали болота, добрались до реки Чус, как это мы впоследствии выяснили. Свой путь от аэростата до реки обозначали вымпелам. Выйдя к реке Чус, отправились по берегу, рассчитывая дойти до селения. Река очень извилиста и захламлена лесом. 2 сентября мы увидели первое жилище – лесную избушку. На ней не было крыши. В избушке отдохнули. Из продовольствия на дорогу у нас оставалось всего лишь 250 граммов хлеба, одна груша, яблоко, апельсин, банка консервов, 2 термоса чаю, 2 плитки шоколада, 20 конфет и немного меду. С этим запасом мы шли до 5 сентября.

5 сентября под вечер пришли в рыбацкую избушку. Около неё увидели оставленную рыбаками сеть. Забросили сеть в реку, выловили двух рыб и поджарили их на огне. Пока мы жарили рыбу, пришли рыбаки. Они с нами поделились пищей. У них же мы с удовольствием покурили махорки. От рыбацкой избушки утром 6 сентября выехали на лодке в деревню Носовщина.

В деревне нас встретили очень хорошо. Председатель сельсовета Кучин устроил всё необходимое для нашего отдыха. На другой день, 7 сентября Кучин снарядил экспедицию к месту посадки. В этой деревне мы встретили геолога Апухтина. Он нас сопровождал до места посадки аэростата.

С аэростата мы сняли все приборы и части, которые можно было унести. Оболочку же и сам шар, а также некоторое столь ценное оборудование пришлось оставить, так как транспортировка его из-за болотистых мест не представлялась возможной. Над гондолой устроили шалаш, а Кучин организовал охрану.

9 сентября мы вышли от места посадки в сопровождении геолога Апухтина через местечко Корельское на Калгачиху. Пошли пешком 60 километров и 11 сентября были в Калгачихе. Здесь мы встретились с руководителем геологоразведочной экспедиции Альбовым. В Калгачихе население встретило нас хорошо. Починив одежду и обувь, мы отправились с проводниками в Малошуйку. В пути видели два самолёта. Один из них сбросил вымпел с запиской о готовности скинуть нам продовольствие. Мы знаками дали понять, что в продовольствии не нуждаемся и просили самолёт вернуться обратно. До Перинг-озера шли пешком, а оттуда на верховых лошадях 21 километр проехали до Малошуйки. В Малошуйке нас радушно встретили.

С Малошуйки в Архангельск через Онегу нас перевезли на самолетах летчики Опишанский и Густов.

Сегодня с вечерним поездом мы выезжаем через Москву в Варшаву.

Мы сердечно благодарим местные власти, население и советских летчиков, совершивших, по нашему мнению, смелые полёты по розыску нас, за оказанный радушный приём, большую помощь, заботу и внимание.

Перед отъездом польские аэронавты оставили на память свои автографы.

31 октября в помещении польского аэроклуба состоялось торжественное вручение наград победителям в международных состязаниях аэростатов на кубок Гордон-Беннетта.

Первую награду получил известный бельгийский аэронавт Демюйтер – пятикратный победитель в состязаниях на кубок Гордон-Беннетта. Польские аэронавты капитан Януш и поручик Бренк, несмотря на аварию заняли второе место и тоже были награждены.

Помощнику военного атташе СССР в Польше тов. Барабанову были вручены благодарственные грамоты и бронзовые медали для передачи всем лицам и организациям, принимавшим участие в поисках польских аэронавтов Януша и Бренка, совершивших посадку в лесах Онежского района. В частности тов. Барабанову поручено передать грамоты сельсовету Носовщины, комдиву тов. Широкому, комбригу тов. Дейчу и советским лётчикам, производившим поиски.

Аэронавт Демюйтер в своей речи отметил отзывчивость и гостеприимство советской общественности.

В конце февраля – начале марта 1937 года представители Носовского сельсовета доставили польский аэростат на станцию Обозерская, где в полной сохранности сдали его представителю польского посольства в СССР. Он выразил председателю сельсовета благодарность.

Источники:

1. Известия, № 213. 12.09.1936. С. 4; Там же. № 257. 04.11.1936. С.2; Там же. № 64. 15.03.1937. С.4.

2. Правда Севера, № 211. 12.09.1936. С. 4; Там же. № 213. 15.09.1936. С. 4; Там же. № 214. 16.09.1936. С. 4; Там же. № 215. 17.09.1936. С. 4.

В.В. Елфимов






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2025-04-20





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: