Прилуки (рубрика: История края) | |
автор-составитель Л.Г. Суханова
Бывальщина от деда Василия
НАША ДЕРЕВНЯ
Северные русские крестьяне сохраняли в своей памяти, свободной и не загруженной книжными учениями, много интересного. Люди, пережившие немало трудностей и видевшие перемены в той или иной местности, рассказывали и описывали не только героев, но и обстоятельства. Их память выдает суть жизни прошлых веков. Где-то точное описание, а где-то и немного вымышленное.
В старых потрепанных выброшенных на свалку тетрадях, на отдельных листках иногда можно обнаружить необычные записи, которые возможно ранее никто и не читал, кроме автора. Полинявший ветхий, вдвое сложенный, измятый листок бумаги распадается в руках. Текст написан чернилами и местами его трудно прочитать.
Молодой человек, ждущий прибытия парохода на берегу реки беседует с пожилым односельчанином. Кому принадлежал этот листок, и кто автор рассказа неизвестно, но то, что описана деревня Прилуки, это достоверно.
У ДЕРЕВНИ У РЕКИ
(Бывальщина от деда Василия)
Это было в стародавние времена, когда ещё река Онега была так широка, и берега её – луга теперешни еще под водой скрыты были, а Большого острова, который сейчас супротив деревни и в помине не было. Русло-то реки теперя совсем изменилось.
Почему думашь у нашей реки две протоки – заостровицы? Бывало весной как разольется широко Онега, да лед-то уплывает в Бело море, вода паводковая долго ещо держится. Спадет только к июлю месяцу. Теченье у реки тако быстро, что аж песок по дну двигат, а если коряга кака на дне или мусор, так задерживается этот песок и осядат с илом на дно. Вот и начинат там под водой остров образовывать. Так год за годом, век за веком остров потихоньку растёт и растёт. Затем уж из воды начинат вылезать, а река знай себе бежит на Север, вода-то остров огибат, да песку еще добавлят. Так вот сначала напротив деревни и вырос Большой остров, опосля и протока образовалась. Этак вот и получилась перва Заостровица. Весной при заторах льда в устье речки Шомокши мать-река Онега иногда её воды не пускат, так та побьется, побьется да и в заостровицу свернет и бежит дальше.
… Прошло еще некоторое время, по Онеге реке уж лес начали сплавлять, еще больше хламу всякого несло, вот и второй островок уж выкукнул из воды, узенькой сначала был. Вода старается пробиват пряму дорогу, вот тебе и вторая Заостровица образовалась. Только вот на втором острове ивняк попер и зарастать он стал, островок-то тот – кустарником.
Первый –то Большой остров, удобренный илом, густой травой пророс и люди сразу косить на нем стали. Трава хорошаща, укос богатый. Земля ведь в те времена общинная была, затем попам отдали, а простым крестьянам под покосы и пастбища чищанину в лесу отвели. Поп бывало наймет работников-косцов. Оне враз всема косят, а он на другом конце Острова уж бутыли вина или браги ставит. Так мужики за день ему весь Остров скосят, а опосля гуляют неделю.
- Семка, отвлекся я. Ты-то про церкву перву хошь знать. Скажу тебе то, что сам слыхал от деда – раньше ведь деревень тут не было. Только кочевой народ временами наведывался, на оленях приезжали у реки Шомокши оне останавливалися, что супротив Залесья. У нас-то белый мох растет да не так много, что б их стадо долго кормить.
Места-то у нас лесные каковы: болото да борок, кое -где еловник темный, да снова болото и пригорок. Как то охотник один забрел в эти места. Справа лес густой, слева лес, сзади лес. Видит кружалка така чиста в середине борка, и солнце грет, и река рядом. Очень уж приглянулся ему борок. Срубил себе небольшу избу-курну и обживатся стал тут. Мужика то звали Трофимом сын Петров. Деревня- то Петровская названье- то от его получила.
Рыбы в ту пору в реке много водилось, дичь в лесу не пуганна, сама в руки летит. Вольготно жилось, мясо, рыба есть, а о хлебах тогда не много заботились. Но расчищали, освобождали землю под пашню, ячмень то у нас всегда родил. Это не пшеница капризная. Жито ростили, да не досыта хлеба ели. Скудна землица. Это уж опосля удобрять начали, да поболе сеять стали.
Вот так потихоньку и обжили деревню. Но что б удача была, надоть благословленье Божие. А где храм? – Далёко, не кажный раз исповедуешься и дитя окрестить куда кинуться? Вот и решили люди на совете, хоть небольшу да церву построить. Благо лесу рядом много. И возвели своими силами храм на самом высоком месте, что б паводком не затопляло. Это место ты знашь, поле там колхозно теперя, Вороновкой звать. Храм в честь Покрова Божьей Матери всема ставили.
- Год-то какой? Дедко может и сказывал, так я не запомнил.
Пошла Божья помощь крестьянам. Все больше народу вокруг церквы селилось. Землю от леса расчищали, засевали. Все бы ничего, да ожидала беда их. Хоть и скрыта была деревня за лесом и не приметишь сразу с реки, но в паводок, как вода вздынется, купол храма с реки из далека видать.
Так вот и подобрались по большой воде черкасы, налетели они на деревню. Грабить начали и порубили вороги проклятые крестьян -женщин, стариков, детей малых и то не пощадили. Не все успели люди уйти, да и как. Пешком не уйдешь, кругом вода, а на лодках часть мужиков на промысел уехали. Подожгли злодеи жилища, и горела стонала деревня, и храм тоже горел. Мужики, что на промысел ушли, завидели зарево, поспешили оне в домашнюю сторону, да не поспели. Погоревали да делать нечего, собралися все в живых оставшиеся, да и ушли оне в Кожозерску сторону, в глубь глухой тайги.
Но не забыли свою сторонушку, не знай через сколько лет прошло, вернулись сюды уж верно ихны дети. А уж место-то Тереха – новгородский присмотрел, и ближе к реке дом свой ставит, заливны луга-то, что на той стороне Шомокши он освоил. Тогды ведь земли кто обрабатывал, так и их именем называли, да и деревни-то тоже. Тереховская деревня, луг Терехино. Деревня Поздея Павлова сына –Павловская. Хоть один дом стоит –это уж деревня. Деревня Петровская, а там уж деревня Изжинская образовалась из пришлых. Эта больше из людей состоятельных, грамотных верно присланных государем для пригляда за крестьянами.
А церкву-то другу потом построили тоже в честь Покрова Божьей матери. Река Онега наша чудит, разны повороты делат, нос у берега образовался. Мужик Иван на том носу берега поселился, его прозвали Иван Носилов. Поп в церкви появился. Втору построили рядом Христорождественскую, но уже ближе к реке на носу. Потом сказывали из-за ветхости их разобрали, да возвели новую Христорождественску с пятью престолами. Богато украшена была. Только вот теперя никто Бога не почитат, старухи только. После Гражданской войны нова уездна власть деревни все вместе в одну приписала и Прилуками назвали. …
А мне вот в солнечный день по нраву на бережку реки у церквы сидеть, да на Пасху церковный колокольный звон слушать. Любуюсь на реку. Широка она весной. Острова скрыты и вода рядышком. В церковный праздник народ с парохода идет. Кажный поздоровается, а буди знакомый так и поговорит. Вот как ты сейчас.
Утекло немало воды, и с кажным годом все мельче наша река Онега становится. Видно много Бело море воды у Каргополя просит, а где её столько набёрешь-то. Снега и те малы стали. Это раньше сугробища зимой с рост человека, а теперя и зимой землю видать. Где взять воду-то? Эко понастроили городов, все качают подземные воды, мелет река, зарастают берега с покосами кустами.
Но быват и так: разольется вода весной в апреле и пытается забраться по старым разливам, окружит деревню паводковой водой и сидим мы кажный в своей деревне на островках. Деревню Петровскую реки Шомокша да Онега окружат, урочище Волково полностью водой зальет, деревня Павловская и Носиловская вместях на острове окажутся, Тереховская подтоплена, почти все дома в воде, только два-три дома на суше.
Но недолго так длится, уносит река воды, утекает время. Так и течет наша река во времени, как жизнь наша. Давно ли я сопливым мальцом бегал с прутиком кур от котов да ястреба охранял, а теперя вот в девяносто лет сиднем сижу, летом ноги в валенках мерзнут, да из рук все падат. Хорошо хоть еще ложку мимо рта не проношу.
- Гляди, Семка, пароход подходит, пора тебе. Прощевай, парень уж не увидимся наверно боле…
Источник: Прилукская сельская библиотека
Из архивных записей неизвестного из д. Прилуки. (текст оставлен в оригинале. Восстановлен Сухановой Л.Г.)
https://vk.com/wall-202630511_1396
автор-составитель Л.Г. Суханова
дата последнего редактирования: 2024-07-14
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: