Волосово (рубрика: Приходы и приходские храмы) | |
Татьяна Ковалевская
Церковь во имя Николая Чудотворца (1670) в селе Волосово
Памятник, о котором речь пойдёт ниже, знаком не только исследователям деревянного зодчества Русского Севера, но и добровольцам-общественникам, которые в последние годы обратили свое внимание на крупные разрушающиеся постройки. Этот памятник – деревянный храм Николая Чудотворца, возведённый во 2-й половине XVII века в селе Волосово Каргопольского района Архангельской области, объект культурного наследия федерального значения, который в настоящее время находится в весьма плачевном состоянии.
Как часто бывает с древними деревянными храмами, исследование его строительной истории представляет собой не самую простую задачу – сохранившиеся хронологически ранние материалы малочисленны и малосодержательны, а основные документы имеют позднее происхождение.
На основании широкого корпуса привлечённых источников и результатов натурного обследования автор данной статьи предпринял попытку систематизировать информацию об основных этапах строительства и уточнить характер перестроек Никольского храма, объёмы которого к настоящему времени частично утрачены. В ходе изысканий была также выявлена значимая документация советского времени, которая не только проливает свет на некоторые архитектурно-художественные и конструктивные особенности памятника, но и может в дальнейшем помочь при разработке проектов противоаварийных и реставрационных работ.
Волосово. Краткая история освоения местности
Первое упоминание «весь Волосово» встречается в житии св. Александра Ошевенского (XV в.) - из текста жития следует, что сюда он первоначально отправился на жительство с семьёй1. Местная легенда гласит, что название села пошло от имени первопоселенца: «А Волосово — дак был такой-то предок, Волос его звали, — так, видимо, и вот и пошла это Волос, волость Волосово называется, там же вся деревня называется»2.
В XVI-XVII вв. исследуемая территория относилась к Каргопольскому уезду, который находился под управлением наместников, а затем воевод, живших в Каргополе. В 1770 г. в состав Каргопольского уезда Олонецкой области входило 49 волостей и пустынь;3 к этому числу относилась и Волосовская волость.
В 1-й и 2-й трети XIX в. Волосовская волость-сообщество входила в состав новообразованных крупных административных единиц и обрела административную самостоятельность лишь к концу 1870-х гг.4
Волосово состояло из трёх больших частей: Берег, Кладово и Гора.5 Каждая из частей, в свою очередь, включала в себя большое число малодворных деревень. В документах середины XVI в. упоминается от 42 до 49 деревень, в которых проживало около 100 жителей.6 Исследователь Н.И. Тормосова отмечала, что в XVI–XVII вв. в Волосовской волости было 46 деревень, в конце XVIII в. – 39, а к началу XXI в. оставалось всего 8 жилых деревень.7 В начале XX в. в Волосовской волости в целом насчитывалось 602 двора и 577 семей из 3223 человек.8 Непосредственно в селе Волосово на 1915 г. проживало около 800 человек.9
В документах середины XVI в. среди сведений о волости впервые встречается и упоминание погоста на Волосове: «Волость Волосовская в Николском приходе по реке по Онеге, а в неи тяглых 42 деревни да заимище (…) В тои же Волосовской волостке в Николском приходе по реке по Онеге 7 деревень, что вышли изо лготы лета 7068-го (…) В тои же волости на Волосове погост, а к погосту полдеревни Соколовской…».10
В Сотной с каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1562 г. присутствует более развёрнутый перечень деревень. Здесь среди прочих перечислены деревни, составляющие ныне центр села Волосово: Пятоновская (должно быть, Петуховская), Коколовская, «полдеревни Соколовские, а полдеревни церковная...», Трофимовская, Сидоровская.11
В Переписной книге Каргопольского уезда 1712 г. деревни Соколовская и Петуховская в этом документе не значатся, но, вероятно, первой из них соответствует Церковная, а второй – несколько дворов, упомянутых при погосте.12
Стоит отметить, что на Плане генерального межевания Олонецкой губернии 1780-1790 гг. именно деревня Соколовская («Соколниково») указана как центр поселения – по всей видимости, это было связано с расположением здесь погоста. На Специальной карте Европейской России, созданной под руководством Ивана Афанасьевича Стрельбицкого (1865-1871 гг.) топоним «Волосовский погост» также тождественен топониму «Соколовская», однако в большинстве источников XIX в. погост относился, как и сегодня, к деревне Петуховской.13
Церковь Николая Чудотворца в XVII-XIX вв.
В записи о Волосовском погосте в Сотной 1562 г. впервые упоминается о существовании на нём Никольской церкви: «Волость Волосовская по обе стороны Онеги реки. А в неи погост. А на погосте церков Никола чюдотворец, на погосте ж в келе пономар Никитка, в келе проскурница Василиса, да три кели, а живут в них старицы, да 2 места келеиных пусты. К тому же погосту полдеревни церковныя, а полдеревни волосная: в. поп Данило…».14
Сведения о Никольской церкви содержатся и в Переписной книге Каргопольского уезда Василия Ивановича Жукова 1648 г.: «Волость Волосовская на реке на Онеге, а в неи на погосте церков Николы Чюдотворца, строение приходных людей, да на церковной земле в избе пономар Ивашко Артемиев да сын ево Трифонко по третему году, да в избе проскурница Улитка, да четыре кели, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божией. Да три кели пустых, а в них жили нищие ж. Да к тому ж погосту полдеревни Соколовская, а другая половина тое деревни в тягле».15
Кроме того, в алтаре Никольского храма в 1969 г. был найден антиминс, освящённый в храме «иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийскаго чюдотворца» в 1576 г. Особый интерес в данном случае вызывает то обстоятельство, что антиминс освящён вологодским епископом Макарием – это подтверждает сведения отдельных актовых памятников об изъятии Севера из юрисдикции новгородских архиепископов после погрома Новгорода в 1570 г. и передаче духовной власти вологодским иерархам.16 В настоящее время антиминс хранится в фондах библиотеки Академии Наук.
Здесь также стоит отметить, что в возведённой в 1862 г. в Волосове единоверческой церкви Иоанна Богослова также находился более древний антиминс, освящённый в 1629 г.17 , однако его принадлежность в настоящее время по архивным документам не прослеживается.
Таким образом, у исследуемого Никольского храма был как минимум один одноименный предшественник, о судьбе которого обнаруженные в рамках настоящего исследования документы ничего не сообщают.
Сведения о годе постройки Никольской церкви, сохранившейся до наших дней, зафиксированы в многочисленных клировых ведомостях, а также в документах, связанных с ремонтами и поновлениями храма, однако следует отметить, что все эти источники относятся к XIX столетию. Наиболее раннее упоминание даты содержится в «Ведомости о церкви Св. Николая Чудотворца Каргопольского уезда Волосовского погоста» за 1829 г.:
«Построена 1670-го года тщанием приходских людей. Зданием деревянная шатровая и при ней трапеза тоже деревянная с таковою же колокольнею крепка.
Престолов в ней три. В холодной 1й во имя Святителя Николая Чудотворца, 2й во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, 3й в трапезе теплой во имя Святителя Иоанна Златоустаго. Утварью достаточна… Приписной церкви нет. Домовой церкви нет».18
Указанный год постройки храма в источниках середины XIX в. связывается с устроением Волосовского прихода: «Приход устроился в 1670 году. Сие известно из описи, а памятников или людей, кои бы могли помнить то, давно ли устроился приход, в каком виде место сие было до того времени, куда оно принадлежало и как началось жительство, не находится»19 – хотя «Николский приход по реке Онеге» упомянут уже в отмеченной выше Платежной книге Каргопольского уезда 1555-1556 гг.20
Представляется обоснованным считать, что первоначально композиция холодной Никольской церкви 1670 г. представляла собой сочетание почти квадратного двусветного основного объёма с прямоугольным алтарным прирубом. Объём четверика переходил в высокий восьмерик с небольшими повалами, который в свою очередь завершался стройным, полностью рубленым «в реж» шатром с изящной главой на длинной шейке. Алтарную часть, составляющую 2/3 высоты четверика, покрывала вытянутая вверх большая бочка с узкими полицами. Устремлённость вверх бочечного завершения подчёркивалась главкой на высокой шее, выраставшей из щипца бочки. Все перечисленные объёмы были поставлены на высокий подклет, в который вела дверь с южного фасада церкви (рис. 1).
Строгость высокого столпообразного сооружения должны были смягчать и одновременно подчёркивать два крыльца (галереи?), пристроенные к южному и северному фасаду четверика, о чём свидетельствуют сохранившиеся следы примыкания.
1. Предполагаемый первоначальный облик Никольской церкви (без галереи и трапезной). Рисунок-реконструкция А.Б. Бодэ
Покровский придел, находившийся в северной части алтаря, впервые упоминается в Переписной Книге Каргопольского уезда 1712 г.: «Погост, а на тое погосте церков Николая Чудотворца, в пределе у тое же церкви Покров Пресвятыя Богородицы, древянная, строение приходных людей…».21
Можно предположить, что храм сразу строился с тёплой трапезной – зимней церкви в приходе не было. По крайней мере, самое раннее упоминание о трапезной встречается в Переписной книге 1719 г.: «Волость Волосовская, а в ней погост на реке Онеге. А на погосте церковь Николая Чудотворца, в пределе Покрова Пресвятыя Богородицы, с трапезой, строение прихоцких людей, древянные»22.
В 1765 г. была построена новая трапезная. Источники конца XIX - начала XX вв. сообщают именно о постройке, точнее, пристройке нового объёма, а не перестройке предшествующей трапезной23; в этот же период отмечалось, что посередине трапезной находились два столба, которые на 1887 г. значились как «гладкие, четырёхгранные, обшитые тёсом»24 – неизвестно, имели ли они до этого какую-либо декоративно-художественную обработку. В трапезной «на хорах»25 был устроен тёплый придел во имя Иоанна Златоуста.
План основного объёма трапезной 1765 г., по всей видимости, был зафиксирован на чертежах, выполненных гражданским инженером А. Афанасьевым в начале XX в. – об этих документах речь пойдёт далее. Трапезная была почти квадратной и в плане ненамного больше холодной церкви — соразмерный всем остальным объемам прируб не исказил первоначальный художественный облик и стал органичной частью Никольского храма.
Среди обнаруженных архивных материалов самым ранним документом, в котором упоминается деревянная колокольня, располагавшаяся к западу от Никольского храма, является уже упомянутая выше «Ведомость о церкви Св. Николая Чудотворца…» 1829 г. Первоначально колокольня имела шатровое завершение26, однако к 1839 г.27 ветхий шатёр был заменён на купол со шпилем.
Подробное описание и размеры храма 1-й половины XIX века:
«Церковь деревянная, шатровая, меры заключает в себе в длину 7 саж(ен), в ширину 5 саж(ен), а в вышину 22 саж(ени) с крестом. Алтарь при оной церкви 3 саж(ени) и 2 арш(ина). Трапеза с папертью в длину 8, а в ширину 5 саж(ен). Колокольна при этой церкви деревянная, которая прежде была также (деревянная) шатровая, но за ветхостию шатра переправлена на шпилевую, меры заключает в вышину 15 саж(ен). Церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом Покрова Пресв(ятой) Богородицы, а трапеза с приделом Иоанна Златоустого, построена усердием приходских людей. Сколько стоит всё здание и какими работано мастерами, неизвестно».28
Вторая половина XIX в. для Волосовского погоста ознаменовалась масштабным ремонтом. В 1867 г. тёплая трапезная Никольского храма была перекрыта новым тёсом, а ограда вокруг церкви и колокольни поправлены.29 В 1869 г. были произведены гораздо более значительные работы: стены храма снаружи и внутри были обшиты тёсом и окрашены белилами, кровля холодной церкви была покрыта железом30, в трапезной – переделаны окна и также выполнена обшивка помещений.31 Кроме того, была «поправлена и окрашена» колокольня – купол был покрыт железом, окрашен медянкой с частыми жёлтыми звёздочками.32
Вероятно, в этот же период были заложены и зашиты некоторые первоначальные проёмы в холодной Никольской церкви, разобраны предполагаемые крыльца либо объёмы галереи с севера и юга основного объёма. В приделе Иоанна Златоуста в трапезной иконостас был заменён на новый.33 Все перечисленные вмешательства значительно обеднили подлинный облик храма.
В 1887 г. священником Василием Виноградовым была составлена метрика на Никольский храм. Содержание документа приведено ниже:
«Из документов 1829 г. видно, что церковь построена в 1670 г. Деревянная. Стоит при деревне Петуховской, на довольно возвышенном месте при реке Онеге. В 1765 г. к ней пристроен тёплый придел во имя св. Иоанна Златоуста. Построена квадратом, одноэтажная. В описи 1830 г. значится шатровою. Алтарь церкви квадратный. Высота церкви 17 сажень и 1 арш.; ширина – 5 саж.; длина 15 саж. Обшита тёсом и окрашена белилами. Галерей не имеется. Кровля шатровая на 8 углах, деревянная, покрыта железом и окрашена медянкою в 1869 г. Фонарь по сводам глухой безо всяких порезок; фонарь заканчивается шатром – далее поясок и шея, гладкая без украшений. С одной главой, покрытою железом, окрашена медянкою. Крест деревянный, осьмиконечный, простой работы. Окна продолговатые, верхушки прямые. В алтаре только два окна: на восточной и южной сторонах и в один свет. Наверху в четверике, с южной и северной сторонах, по три узких продолговатых окошек. Внизу, всех окон кругом, карнизы с простыми, железными на кольчиках, решетками. Дверей двои: одни при тёплом Златоустовском приделе, другие из сего придела в Николаевский холодный храм (внутренние) простой работы безо всяких украшений с простыми железными петлями и наличниками; окрашены белилами. Паперть с двух сторон: с северной и южной, безо всяких особенностей.
Внутреннее устройство церкви в виде квадратной палатки. Алтарь от храма отделен глухою деревянною иконостасною стенкой, посередине которой царские двери и одна боковая – северная дверь. В главном Николаевском храме придел один, во имя Покрова пресв. Богородицы. Западный притвор – трапеза имеет вид палатки. Придел в трапезе во имя Иоанна Златоуста. В Николаевской церкви и в олтаре своды стрельчатые, упирающиеся в стены с узкими карнизами.
В церкви Николаевской столбов нет; в пристроенной к ней с западной стороны, тёплом Златоустовском приделе – посередине, два гладких, четырёхгранных столба, дугообразно обшиты тёсом. Полы простые деревянные.
Алтарь двухчастный, в южной стороне вместо диаконника помещается библиотека. К северной стене пристроен Покровский придел, отделяющийся от главного алтаря столярною стенкой, и кроме царских врат, по одной северной двери у того и другого алтаря. Своды в алтарях стрельчатые; поправок не было.
Сень над престолом деревянная на четырёх столпцах, снизу до верха окрашена суриком; верхи столпцов с резною, в виде лапок, позолотою. Внутри сень обшита узкою, резною позолоченною тесьмою. Сень полукруглая, надписей никаких не имеется.
Иконостас старого устройства, деревянный резной. Резьба по алому полю и изображает «Рапески в кокорию» («арабески, рококо»)34. Между иконами, полуколонки с виноградною, частью резьбою, частью плющом. Иконостас четырёхярусный. Царские врата, в Николаевской церкви, прорезные, наклеенные резьбою «в кокорию» (пушистые) с двумя, по бокам, колоннами – с резьбою винограда и плюща. Означенные врата, завершаются полуаркою; под последнею золочёный балдахин «с кранщинами» с позолоченною кроною. Вся резьба позолоченная.
Иконостас в приделе Покровском одноярусный столярной работы, с позолоченными «рапесочками». Царские врата завершаются полуаркою. Столбцов не имеет.
В Златоустовском приделе царские врата снизу кверху полуаркою, в середине сияние. Иконостас двухъярусный золочёный, с резными и витыми, между иконами, колоннами с «рапесочками». Резьба по иконостасу «наподобие винограда и плюща». Царские врата на двух витых и резных колоннах. Прорезные. Резьба наподобие винограда и плюща, солея деревянная; от помоста храма выше одной ступенью. Амвон простой, деревянный, сени над ним нет. Клиросы простой столярной работы, окрашены голубой краской.
Колокольня. О времени построения колокольни как и церкви нет письменных источников. Колокольня деревянная, шатровая, покрыта железом. Купол в ней дугообразный, также покрыт железом, окрашен медянкою с частыми жёлтыми звездочками. С надписью «поправлена и окрашена в 1873 году». Всего колоколов 6 (шесть).
Иконописание. Все иконы старинного письма, находятся в иконостасе, но в обновлённом виде, о чём свидетельствует надпись: «Написан сей образ Господень 1771 году да при том же и образы имеющиеся в церквах починкою исправлены иконописцем Иваном Гавриловичем Иконниковым уездным».35
В рамках настоящего исследования была обнаружена статья саунинского священника В. Преображенского, опубликованная в газете «Олонецкие Епархиальные ведомости» в 1898 г. В данной публикации священник подробно описал повреждения, которые получила церковь 30 июня 1898 г. при попадании молнии, отметив при этом некоторые существующие на тот момент особенности её отделки: «Молния ударила в деревянный крест на церкви, скатилась по железному крашеному шатру сажен около 7 вниз, затем через юго-восточный угол прошла в храм и внутренним углом его спустилась почти до полу; потом направилась на север по иконостасу ниже икон, сделав горизонтальную прямую линию, и, наконец, поднявшись сев.-восточным углом вверх до потолка, вышла из храма, расщепив несколько досок, коими был обит угол совне, и, отбросив из в сторону, по остальным, крашеным в прошлое лето белилами на масле, спустилась вниз и, нужно полагать, ушла в землю, оставив по себе на белом фоне черноватую зигзагами линию наподобие жидкой черной краски. По осмотре церкви оказалось, что поперечное брусьё у креста выброшено в ограду, в обоих углах несколько тесин расщепило, внутри часть иконостаса, ниже икон, едва заметно приопалило или, лучше сказать, оставило едва заметную чёрную борозду, пелены на двух аналоях, стоявших у иконостаса, разорвало, а одежды зачернило; четыре небольшие иконы сбросило со стен на пол без повреждения. Внимательно всматриваясь, нельзя не заметить, что было незначительное сотрясение южной стены храма, потому что на тесовой панели внутри церкви видны трещины. Стёкол во всех 12 рамах, ветхих, впрочем, не оказалось: с юга они лежали на полу церковном, а с севера – в ограде. Св. алтарь и тёплая церковь-трапеза остались неприкосновенными».36
Кроме того, из статьи понятно, что храм около 1876 г. уже подвергался повреждению во время грозы, от чего на иконостасе потускнела позолота. Автор публикации был крайне обеспокоен уязвимостью «одиноко стоящего на кряже реки Онеги» храма во время гроз и обращался «к добрым и опытным людям за советом: нельзя ли устроить громоотвод над церковью и сказать, дорого ли он приблизительно будет стоить с постановкою его на месте?»37.
Ремонты и перестройки Никольского храма в начале XX века
Следующие переделки были произведены в начале XX века. Согласование этих работ, зафиксированное в архивных документах, изобилует противоречиями и неточностями.
В 1905 г. местный благочинный представил епископу Олонецкому Афанасию «просьбу причта Волосовскаго прихода о разрешении увеличить длину, ширину и вышину существующаго Иоанно-Златоустовскаго храма, в виду его тесноты»38, указав размеры тёплой церкви, которые, по всей видимости, значительно приуменьшил: «храм имеет в длину 3 саж. 2 арш. и в ширину 4 саж. 2 арш.» За счёт пристройки новой паперти благочинный предполагал увеличить трапезную в длину до 6 саж., «при этом план и фасад церкви нисколько не изменятся и даже самый престол, утверждённый на черном полу, во время работ тронут не будет». Примечательно, что в документах 1670 г. приводится как дата постройки «Иоанно-Златоустовского тёплого храма», а не Никольской церкви; ту же дату по клировым ведомостям установила и Духовная консистория39 – вероятно, здесь кроется неточность, и датировка трапезной в рассматриваемых документах была отнесена к периоду строительства холодной церкви.
Духовная консистория в июне 1905 г. предписала причту Волосовского прихода произвести технический осмотр церкви и составить архитектурный проект её переустройства для согласования с Императорской Археологической Комиссией, после чего «рапортом от 27 июня благочинный донёс, что церковь начата постройкою в 1765 г., что это обыкновенная о 4 углах трапеза, крытая на 2 ската; что в 1869 г. в ней произведён был ремонт, при чём стены и потолки внутри обшиты тёсом, окна переделаны и что вообще в храме нет ничего старого».40 По словам преосв. Мисаила Олонецкого, ходатайствовавшего в то же время перед Священным Синодом, благочинный Ярославцев также донес, что «храм не имеет за собою археологической ценности ни по внешнему, ни по внутреннему виду».41
В связи с таким донесением, причту было вновь предписано точно указать время ремонта храма и характер изменений, которые были осуществлены, на что благочинный ответил, что «ремонтом 1869 г. храму придан более благолепный вид в особенности внутри без изменения плана».42
Так как консистория продолжала настаивать на предоставлении чертежей, в июле 1906 г. причт и прихожане «ходатайствовали о разрешении им произвести расширение церкви, по ея бедности, без вызова архитектора».43
Несмотря на это ходатайство, в сентябре – октябре 1906 г. осмотр храма был проведен губернским архитектором, гражданским инженером А. Афанасьевым, отправленным в Волосово консисторией. Чертежи, сделанные Афанасьевым, в декабре были в начале отправлены в Духовную консисторию, а позже – в Олонецкое Духовное правление.
Судя по этим чертежам, трапезная к этому времени состояла из двух частей: собственно, тёплой трапезной и небольшого притвора с папертью. На чертежах зафиксированы проектные решения по увеличению отапливаемой площади трапезной, однако не ясно, были ли они предложены Афанасьевым, либо он только зафиксировал тот замысел, о котором ходатайствовали прихожане и причт. Проектом предполагалась, по всей видимости, расширение тёплой церкви за счёт перестройки притвора (между ним и основной частью трапезной организовывался арочный проём), установка в нём второй печи, а также возведение новой паперти, имеющей входы с севера и юга (рис. 2). В проекте также было заложено увеличение площади кладбища и возведение новой части ограды погоста с лавками и въездными воротами.44
2. План Никольской церкви до перестройки начала XX в. Рисунок О. И. Хановой на основании документа: ОР НА ИИМК РАН Ф.1. Д.194 (Проект пристройки к древней церкви Волосовского прихода Каргопольского уезда. План и западный фасад церкви. 1906 г.) Л.13
Размеры существующих и проектируемых частей храма, исходя из чертежей Афанасьева, были следующими:
Размер церкви без пристройки – 10 саж. 2 арш., в том числе: алтарь – 2 саж. 1 арш.; четверик – 4 саж. 2 арш.; трапезная – 5 саж.; коридор между четвериком и трапезной – 1,5 арш.
Размер перестраиваемого притвора – 3 саж.
Размер паперти – 1 саж.; размер паперти с севера на юг – 6 саж. 1 арш.
Несмотря на отсутствие официального разрешения, перестройка трапезы началась в июне 1907 г. «согласно контракту, заключённому приходом с подрядчиком Богдановым».45 В целом, работы соответствовали вышеупомянутому проекту: к трапезной был пристроен новый объём на отдельном фундаменте – «церковь увеличена на 2 ½ саж. в длину, а паперть имеет 1 саж. и 2 арш. длины, таким образом, в общем, новая постройка имеет 4 саж. и ½ арш. длины, вышина вырубки церкви доведена до потолка прежнего храма, крыша на прежней церкви снята, а также снят и потолок».46
Работы эти сперва были остановлены консисторией, но затем разрешены в виду того, что приход мог остаться на зиму без церкви, и в том соображении, что «внешний вид храма почти не изменится, исключая незначительнаго удлинения низкой части храма».47 Вместе с тем местному притчу был выслан «проект на ремонт церкви», препровождённый в Олонецкое губернское правление ещё в декабре 1906 г.48 и утверждённый 11 июля 1907 г. На чертеже видно, что этот проект подразумевал также увеличение высоты всего объёма тёплой трапезной (рис. 3).49 При этом, как утверждается в материалах межведомственной переписки, была потеряна пояснительная записка к этому проекту50, в связи с чем уточнить обстоятельства этапов проектирования и авторство первого и второго проектов не представляется возможным.
По всей видимости, согласование работ между сторонами процесса и приведение трапезной в вид, соответствующий утверждённому проекту, затянулось. Кроме того, источники сообщают, что в 1908 г. «произведено расширение Златоустовского придела, вызвавшее переписку между местным преосвященным, св. Синодом и Имп. Археологич. Коммиссиею».51 Любопытно, что эта переписка могла привести к прецеденту «об изменении закона путём зарисования всех древних храмов Олонецкой епархии и установления общаго правила, чтобы ремонты древних церквей и перестройки производились уже ныне без требуемых сношений с Археологическою Коммиссиею, но по прежним планам».52 Тем не менее, Императорская Археологическая комиссия посчитала, что «решение весьма сложных и специальных вопросов о ремонте и перестройке древних церквей ни в коем случае не может составлять компетенцию местных духовных консисторий, что ясно сознано правительством и определяется прямым законом, изъявшим все такие вопросы из их ведения».53
Лишь 14 августа 1909 г. хозяйственное управление при Священном Синоде вновь выпустило официальное разрешение произвести работы по расширению трапезной, что «ввиду тесноты существующего тёплого храма в селе Волосово и невозможности за отсутствием средств построить вместо него новый храм», но с условием, что не будет допущено никакого отступления от прежнего плана.54 В том же году причт также ходатайствовал о разрешении устроить второй придел в трапезной, на что было получено разрешение.55 На 1914 г. придел ещё значился разрешённым к устройству.56 Судя по всему, впоследствии он всё же был устроен, однако посвящение его не ясно: в описи имущества Никольской церкви, сделанной в 1924 г., среди сведений о трапезной упоминаются два престола в алтаре и два деревянных жертвенника.57
На утверждённом в 1907 г. чертеже видно, что Никольская церковь к этому моменту приобрела черты, резко контрастирующие с традиционными композиционными и архитектурно-художественными приёмами: по южному и северному фасадам четверика поставлены четырёхколонные фальшивые портики с высокими треугольными фронтонами, прорублены дополнительные окна, грани восьмерика декорированы рельефными тесовыми арками и массивными колоннами из круглых брёвен.
3. Фасад Никольской церкви с южной стороны. Показан с новой пристройкой. Притвор увеличен с подъёмом высоты зимней церкви. 1906 г. РО ИИМК РАН. Ф.1. Д.194; НАРК. Ф.2. Оп.71. Д.45/357. Лл. 18-19
На сегодняшний день в историографии распространено мнение, что такое значительное изменение оформления фасадов церковь приобрела благодаря архитектору Афанасьеву. Однако анализ письменных и изобразительных источников даёт основания для утверждения, что как первый, так и второй проект расширения трапезной в части архитектурно-художественного оформления фасадов являются фиксационными; косвенно на это указывает также замечание, что при перестройке трапезной изменения внешнего вида храма не предполагались. Очевидно, что чужеродный для средневекового деревянного зодчества, но весьма популярный в середине – 2-й половине XIX в. классицистический декор появился одновременно с обшивкой храма в 1869 г. Можно предположить, что в тот же самый период аналогичный декор приобрела и колокольня, хотя точных сведений об этом в документах не содержится. Таким образом, именно на этом историческом этапе облик комплекса претерпел наиболее радикальные вмешательства.
Особый интерес вызывает вид церкви на сохранившихся дореволюционных фотографиях, первая из которых не датирована точно, а вторая сделана в 1910 г. Несмотря на то, что на них представлены разные фасады, видно, что на недатированной фотографии (рис. 4) конёк крыши трапезной находится на более низкой отметке, чем на фотографии 1910 г. (рис. 5); кроме того, печная труба высится над основным её объемом, тогда как на фотографии 1910 г. труба располагается на крыше притвора. Также на втором снимке окна трапезной заметно больше, чем на первом, и их габариты сравнимы с окнами в основном объеме церкви, а также изменено местоположение декоративных пилястр. По всей видимости, на этих кадрах как раз представлен вид трапезной до и после перестройки.
4. Общий вид храма и колокольни с южной стороны. Автор – Н. М. Леонтовский. До 1917 г. (предположительно, 1907 гг.) ФО ИИМК РАН. О. 2851.44
5. Общий вид храма и колокольни с северной стороны. Автор – Некрасов К. Ф. 1910-е гг. Отпечаток из коллекции Чемесова А.А. Негатив: ГНИМА ОФ-121/15. Инв. №: VII-15
В 1910 г. была составлена страховая оценка волосовского храма: «Церковь Никольская. Деревянная на камнях. Снаружи и внутри обшита. Шатер покрыт железом, а трапезная тёсом. Длина 18 сажен, ширина 5 сажен, высота 9 сажен, и еще 8 сажен шатер. На церкви одна глава большая и одна малая. Окон больших 16, дверей 2. Печь 1. Холодная церковь сооружена в 1670 году, а теплая в 1907 году. Колокольня отдельно стоящая, снаружи обшита, крыта железом. Длина и ширина 3 сажени 1 аршин, высота 8 сажен 2 аршина. Построена неизвестно когда».58
Обращает на себя внимание указание на то, что трапезная была именно построена, а не перестроена в 1907 г. Эти сведения подтверждают результаты обследований 1980х гг.: в документах отмечалось, что трапезная была возведена полностью из нового материала и строилась под обшивку – следы подтёсок у окон и дверей зафиксированы не были.59 Впрочем, во время натурных обследований фрагментов сруба трапезной, проведенных в 2010-х гг., были обнаружены конструкции со следами двери «на пятах». В связи с этим можно предположить, что либо при новом строительстве в начале XX века использовалась часть старого годного материала, либо всё же объём трапезной в какой-то части был сохранён при перестройке.
Несмотря на серьёзные вмешательства, Никольская церковь и к началу XX в. не утратила гармонического единства, которое придавала соразмерность основных объёмов – четверика, восьмерика, шатра и алтарного прируба с его бочечным завершением. К 1917 году Никольский храм из села Волосово по праву являлся одним из лучших образцов широко распространенного в Каргополье и Поонежье типа шатровых храмов.
Особенности декоративно-художественного убранства интерьера
Интерьер Никольского храма также представлял немалый интерес. Основное помещение храма было перекрыто подшивным «небом», состоящим из 12 тябл, расписанных травным орнаментом (рис. 6). Сектора и угловые паруса волосовских «небес», а также центральный медальон с образом Спаса Вседержителя хранятся в настоящее время в собрании Каргопольского музея. Живопись XVIII в. частично отреставрирована.
6. «Небеса» Никольского храма. 1950 г. ГНИМА. Из фотоархивов архитектора Петра Ивановича Скокана (каталог выставки). М., 2010
Долгое время в Никольской церкви сохранялся старинный резной иконостас, подробно описанный в приведённой выше метрике 1887 г. и зафиксированный на фотоснимках середины XX в. (рис. 7, 8).
7. Интерьер Никольского храма. 1950-е гг. ГНИМА. Из фотоархивов архитектора Петра Ивановича Скокана (каталог выставки). М., 2010
8. Иконостас. 1962 г. ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. Ф. 2. Оп. 10
Г.П. Гунн писал об этом иконостасе: «Внутри Никольской церкви сохранялся старый тябловый иконостас, расписанный травным орнаментом. Из церкви села Волосово происходит несколько интересных художественных памятников, относимых к местной каргопольской школе. Особенно хорош «Деисусный чин» XVI века. Изящные фигуры Христа и стоящих по бокам Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых расположены на золотом фоне по вытянутому формату небольшой доски. Письмо тонкое, близкое к миниатюрному, говорящее о руке опытного мастера».60
Иконы из волосовской церкви представляют большую художественную ценность и в настоящее время хранятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).
Среди древнейших достопримечательностей Никольской церкви находится также деревянная ростовая фигура Николы Можайского XVI в. в киоте со створами с изображением св. Бориса и Глеба (рис. 9, 10). Фигура святого упоминается в кратком описании предметов убранства церкви, приведённом в «Известиях Императорской археологической комиссии» 1914 г.: «Имеются оловянные богослужебные сосуды, оловянный ковчежец с надписью 1763 г. об устройстве его священником Алекс. Мироновым при старосте Дм. Солоникове (за 1 р.), резная икона св. Николая Можайского во весь рост, слюдяной фонарь».61
9. Фрагмент иконостаса с фигурой Николая Чудотворца в киоте. 1962 г. ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. Ф. 2. Оп. 10
Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ им. Грабаря в 1958 г. было обнаружено, что створы с изображением Бориса и Глеба были отделены от киота со скульптурой Николы Можайского и прибиты отдельно на стене церкви, причем, тыльной стороной, на которой представлен живописный Голгофский крест с орудиями страстей на фоне Иерусалимской стены, так, что сначала участники экспедиции предположили, что это – «Царские врата» необычной иконографии. Только в 1962 г. участники совместной экспедиции Государственных центральных художественных реставрационных мастерских и Архангельского областного музея изобразительных искусств вывезли из церкви саму скульптуру в киоте, и уже в Москве, в процессе реставрации, весь комплекс был воссоединён и передан в музей изобразительных искусств г. Архангельска, где и хранится по сей день.
10. Скульптурное изображение Николы Можайского начала XVI в., вывезенное из Волосовской церкви на реставрацию в Москву. 1962 г. ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9 (врем.)
В рамках исследования корпуса изобразительных источников, иллюстрирующих убранство Никольского храма, было обнаружено изображение Златоустовского придела, описанного в метрике 1887 г.62 (рис. 11). По своему устройству это был простой каркасный иконостас на три ряда икон с орнаментом в верхней части и филёнчатым основанием. Его царские двери, хотя и были украшены резными элементами, по своему декоративному оформлению значительно уступали вратам основного иконостаса.
11. Вид иконостаса в трапезной (придел Иоанна Златоуста). 1908 г. // ОР НА ИИМК РАН. Ф.1. Ед.хр.194. Л.14.
Церковь Николая Чудотворца в советское время и сегодня. Утраты и возможности
Волосовский приход, по сведениям 1926 г., считался староцерковническим, не принявшим «обновленчество». Последним священником был Пётр Кононов.63
Из ведомственной переписки 1929-1931 гг. известно, что Никольская церковь с. Волосово не была принята на охрану как памятник архитектуры ввиду недостаточности сведений.64 В 1937 г. храм был закрыт.65
Сведения о бытовании постройки во 2-й четверти XX в. до сих пор не обнаружены (после закрытия церковь использовалась под склад колхоза, местные жители также вспоминали, что в трапезной какое-то время размещался клуб - прим. ред.), но очевидно, что она достаточно долго пребывала в удовлетворительном состоянии (рис. 13). Подтверждением этому служит серия фотоснимков, сделанных в 1950 г. советским архитектором П.И. Скоканом, который посетил Волосово в составе научной экспедиции вместе с архитектором и исследователем А.В. Ополовниковым.
Некоторые фотографии были обнародованы самим Ополовниковым – в частности, общий вид храма, вид шатра изнутри и резных столбов, якобы располагавшихся в трапезной Никольской церкви.66 По итогам пристального изучения фотографии столбов, опубликованной в монографии «Реставрация памятников народного зодчества», и сопоставления её с архивными данными и позднесоветскими фиксационными материалами, было выявлено, что эти резные столбы не имеют отношения к волосовской церкви. Они находились в сгоревшей в 2013 г. Покровской церкви Лядинского погоста середины XVIII в. (рис. 12).
12. Столб в трапезной Покрово-Власьевской церкви села Лядины, ошибочно атрибутированный как "Столб в церкви с. Петухово Архангельской области". Фото А. В. Ополовникова. (Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. - М.: Стройиздат, 1974. С. 118-119).
13. Вид Никольской церкви с северо-запада. 1958 г. ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. Оп. 10. Ед. хр. 103. Нег. на пл. Волосово
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. были предприняты попытки сохранения церкви. В 1979 г. она была обмерена.67 При обследовании были выявлены некоторые особенности постройки, относящиеся к разным строительным этапам – оконные и дверные проёмы XVII в., места примыкания древних крылец (галереи?) и декоративных кокошников в оформлении восьмерика, особенности связей между основным объёмом и прирубами.
В документах этого периода зафиксированы и такие важные детали, как первичный потолок алтаря «в ёлочку» над маленьким «небом» в алтаре, выполненным под обшивку без росписи, и остатки конструкций внутренней кровли над большим двенадцатигранным расписным небом в основном объёме, которая была задумана, но не доделана строителями68 (аналогичное решение внутренней кровли было реализовано создателями Преображенской церкви Кижского погоста (1714)).
Памятник был признан крайне аварийным, требующим безотлагательного проведения консервационных работ и подготовке его к реставрации: была почти полностью разрушена трапезная, обнажён и покосился шатер, частично упали «небеса» в храмовой и алтарной частях, вырублены тябла старинного иконостаса.69
Предполагалось, что все подготовительные работы, включая разработку всей реставрационной проектной документации, будут выполнены к 1982 г.
В этом контексте был поднят вопрос о том, на какой из строительных периодов целесообразно восстанавливать памятник. В актах обследования церкви отмечалось, что трапезная – это «полностью новодел начала XX в.».70 Кроме того, к моменту разработки проектов почти все конструкции трапезной были поражены древоразрушающими грибами и представляли опасность для дальнейшего поражения сруба основного объёма.
В связи с этим, в качестве «оптимальной даты восстановления» был выбран первый период – 1670 г. Камнем преткновения стал облик крылец, о котором не сохранилось никаких сведений, а поиск аналогов на памятниках Каргополья ничего не дал, так как и эти постройки неоднократно перестраивались. В связи с этим предполагалось восстанавливать недостающие объёмы, конструктивные узлы и детали исходя из традиционных архитектурно-композиционных решений, свойственных памятникам Поонежья в целом и Подвинья. В частности, в качестве аналогов для крылец предполагалось рассмотреть крыльца Входоиерусалимской церкви в Верхней Мудьюге и Ильинской церкви в Вазенцах (Нижнее Поонежье).71 До наших дней эти памятники не сохранились.
Работы по подготовке эскизного проекта и принятию мер для спасения памятника не были выполнены в срок, что, вероятно, и сыграло роковую роль в его судьбе.
Проектом первичных противоаварийных работ предполагалась полная разборка трапезной. Что касается аварийных конструкций сильно накренившегося на юго-запад шатра, то сначала был разработан проект их укрепления. Однако состояние конструкций оказалось настолько плачевно, что в 1983 г. этот проект был аннулирован и разработан новый72, предполагавший разборку шатра, сгнивших брёвен повала и верхней части восьмерика, устройство консервационной кровли на период переборки его конструкций с заменой сгнивших элементов, а также замену сгнивших окладных брёвен, ремонт кровли над алтарём, химическую обработку брёвен антисептиками и антипиренами (рис. 14).
14. Общий вид храма. Южный фасад. Автор – Уткин Н.Н. 1983 г. Архив ГАУК Архангельской области «НПЦ по охране памятников истории и культуры». П. 1-328. Шифр: 05/2-8.
На июнь 1984 г. наклон шатра резко увеличился, что потребовало разработки дополнительного проекта временного крепления шатра на период его разметки и разборки (рис. 15). Состояние шатра было настолько опасным, что в пояснительной записке было особо отмечено следующее: «работы должны выполнять не более 2-3 человек, молодых, здоровых, с быстрой реакцией в критических ситуациях», для которых было предусмотрено укрытие в случае обрушения шатра.73
По сведениям некоторых местных жителей, шатёр рухнул во время разборки. Фотографии завершения и беспорядочно лежащих вокруг храма брёвен скорее подтверждают эти сведения (рис. 16). Тем не менее, сохранившийся исторический материал был собран под навесом на специально устроенной площадке, а над основным объёмом была возведена консервационная кровля.
15 (слева). Вид церкви с западной стороны. Хорошо заметен критический крен шатра. 1984 г. Архив ГАУК Архангельской области «НПЦ по охране памятников истории и культуры». П. 1-327.
16 (справа). Последствия обрушения шатра. Повреждения сруба восьмерика. 1984 г. Архив ГАУК Архангельской области «НПЦ по охране памятников истории и культуры»
До падения шатра были промаркированы и увезены в краеведческий музей частично обрушившиеся расписные «небеса» основного объёма.
Предполагалось, что памятник будет отреставрирован методом полной переборки и передан Каргопольскому краеведческому музею. Однако реставрационные работы выполнены не были, а исторические конструкции завершения оказались утрачены.
17. Южный фасад заброшенного Никольского храма. Фото Михаила Ильина, 2013 г.
18. В основном объёме церкви. Разбор остатков упавшей консервационной кровли. Фото добровольцев "Вереницы", 2016 г.
В 2000-х гг. храм сохранялся в тяжёлом, частично руинированном состоянии (рис. 17, 18). Начиная с 2016 г. добровольцы фонда «Вереница» в течение нескольких лет вели на памятнике противоаварийные и консервационные работы – был укреплён сруб, сделана консервационная кровля, временное крыльцо, полы и оконные заполнения; территория вокруг храма была очищена от сорных зарослей (рис. 19, 20). В настоящее время специалистами АНО «Традиция» подготовлен проект реставрации храма, и есть надежда, что в ближайшие годы мы сможем увидеть его возрождение.
19. Результат первичных противоаварийных работ на храме в Волосове. Фото Юрия Антонова, 2018 г.
20. Интерьер храма после консервации. Фото Ильи Леонова, 2023 г.
Аналоги Никольской церкви в Волосове
Среди наиболее близких к храму Николая Чудотворца в селе Волосово культовых деревянных построек можно назвать церковь Иоанна Златоуста в Саунине (1665; рис. 21) и церковь Рождества Христова в Большой Шалге (1745). Их роднит между собой не только общность архитектурно-художественного и конструктивного решения, но и сходная строительная периодизация, а также географическая близость.
В качестве аналога также может быть рассмотрена сохранившаяся церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Почозерского погоста (1783; рис. 22).
21 (слева). Церковь Иоанна Златоуста в Саунине (1665) – ближайший аналог Никольской церкви в Волосово. 2019 г. Фото автора.
22 (справа). Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Почозерского погоста (1783) – один из аналогов Никольского храма. 2019 г. Фото автора
В общих чертах аналогичной Волосовской церкви можно считать также холодную церковь Богоявления Господня в с. Кянда Онежского района (1668). К сожалению, этот храм относится к числу малоизученных утраченных памятников, и вывод об определённом типологическом и композиционном сходстве между рассматриваемыми объектами можно сделать лишь по очень немногочисленным изображениям Богоявленского храма.
Как упоминалось выше, в процессе планирования реставрационных работ в 1980-е гг. в качестве аналогичных памятников, отдельные конструктивные элементы которых могли быть приняты за образцы при восстановлении утраченных частей волосовского храма, рассматривались и некоторые другие храмы Поонежья, а именно церковь Входа Господня в Иерусалим в Верхней Мудьюге (1750-е) и церковь Илии Пророка в Вазенцах (1786). Несмотря на то, что оба памятника к настоящему времени утрачены, по ним сохранилась достаточно обширная иконография.
Список использованных источников
↑ 1 Тормосова Н.И. Каргополье: история исчезнувших волостей. Каргополь, 2011. С. 177.
↑ 2 Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; под общей редакцией А. Б. Мороза. М., 2009. С. 99-100.
↑ 3 Гундакова Л.В., Хрушкая Л.Н., Шумилов Н.А. Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках. Справочник. Архангельск, 1997. // Электронный ресурс: https://onegaonline.ru/seetext.php?kod=541. Дата обращения: 25.10.22.
↑ 4 Тормосова Н.И. Каргополье... С. 177.
↑ 5 Роев В.И. С. Волосово, Каргопольскаго уезда // Вестник Олонецкого губернского земства, 1915, № 20. С. 13-18. С. 13.
↑ 6 Платёжная книга Каргопольского уезда 1555/56 гг. / публикация А. И. Копанева // Материалы по истории европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. С.261; Сотные на волости Каргопольского уезда 1561-1562 / публикация Ю. С. Васильева // Материалы по истории европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. С.318.
↑ 7 Тормосова Н.И. Каргополье... С. 179.
↑ 8 Список населённых мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год / сост. И. И. Благовещенский. - Петрозаводск, 1907. С.204-205.
↑ 9 Роев В.И. С. Волосово, Каргопольскаго уезда… С. 13.
↑ 10 Платёжная книга Каргопольского уезда 1555/56 гг... С.261.
↑ 11 Сотные на волости Каргопольского уезда 1561-1562... С.318.
↑ 12 РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.168. Л.464.
↑ 13 ГААО. Ф.1957. Оп.1. Д.235. Описание Волосовского сельского общества Усачёвской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии на 1 февраля 1878 г., составленное в мае 1878 г. Л.17об.
↑ 14 Сотные на волости Каргопольского уезда 1561-1562... С.318.
↑ 15 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.168. Л.264-264-об.
↑ 16 Амосов А.А., Бубнов Н.Ю. Новые поступления в отдел рукописей библиотеки АН СССР в 1955-76 гг. // Материалы и сообщения по фондам отд. рукописей и редкой книги. Л., 1978 г. С. 333-334. Прилож II.
↑ 17 НАРК. Ф.25. Оп.12. Д.63/24. Главная опись имущества Волосовской единоверческой церкви Каргопольского уезда. 1903 г. Л.24.
↑ 18 НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.24/222. Ведомости о церквях города Каргополя и Каргопольского уезда. 1829 г. Л.60.
↑ 19 Сведения о приходах Каргопольских 1832, 1851-53 гг. Л.35 об. / Старицын А.Н. Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда. // Электронный ресурс: https://www.sedmitza.ru/lib/text/2549368. Дата обращения: 01.10.22.
↑ 20 Платёжная книга Каргопольского уезда 1555/56 гг... С.261.
↑ 21 РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.168. Л.464.
↑ 22 РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.169. Л.347
↑ 23 ОР НА ИИМК РАН. Разряд III. Д.4195. Метрика №18 – на Никольский храм Волосовского прихода Каргопольского уезда Олонецкой губернии. 1887 г.; Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. Санкт-Петербург, 1914. С.140.
↑ 24 Там же.
↑ 25 Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. С. 140.
↑ 26 ОПИ ГИМ. Ф.450. Д.698. Л.35 об.
↑ 27 НАРК. Ф.25. Оп.12. Д.10/10. Ведомости о церквях города Каргополя и Каргопольского уезда. 1839 г. Л.137.
↑ 28 ОПИ ГИМ. Ф.450. Д.698. Л.35 об.
↑ 29 НАРК. Ф.2. Оп.50. Д.4/28. Об исправлении церкви и ограды в Волосовском приходе Каргопольского уезда. 1867 г. Л.56.
↑ 30 ОР НА ИИМК РАН. Разряд III. Д. 4195. Метрика №18; РГИА. Ф.796. Оп.190. Отд.II. Ст.2. Д.512. О разрешении работы по расширению древнего Волосова храма, Каргопольского уезда Олонецкой губ. 1909 г.
↑ 31 Заседание 26 ноября 1908 г. I. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 г. (1765 г.?) / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 31. Санкт-Петербург, 1909. С. 36.
↑ 32 ОР НА ИИМК РАН. Разряд III. Д. 4195. Метрика №18.
↑ 33 РГИА. Ф.796. Оп.190. Отд.II. Ст.2. Д.512. О разрешении работы по расширению древнего Волосова храма, Каргопольского уезда Олонецкой губ. 1909 г.
↑ 34 Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. С. 141.
↑ 35 ОР НА ИИМК РАН. Разряд III. Д.4195. Метрика №18.
↑ 36 Преображенский, В. Повреждение церкви грозою : (храм во имя Св. Чудотворца Николая в Волосов. погосте Каргопол. уезда) / В. Преображенский // Олонецкие Епархиальные ведомости. 1898. № 6. С. 24.
↑ 37 Там же.
↑ 38 Заседание 26 ноября 1908 г. I. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 г. (1765 г.?) / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 31. С. 35.
↑ 39 Там же. С. 36.
↑ 40 Там же.
↑ 41 РГИА. Ф.796. Оп.190. Отд.II. Ст.2. Д.512. О разрешении работы по расширению древнего Волосова храма, Каргопольского уезда Олонецкой губ. 1909 г.
↑ 42 Там же.
↑ 43 Заседание 26 ноября 1908 г. I. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 г. (1765 г.?) / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 31. Санкт-Петербург, 1909. С. 36.
↑ 44 Архив РО ИИМК РАН. Ф.1. Д.194. Л.13.
↑ 45 Заседание 26 ноября 1908 г. I. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 г. (1765 г.?) / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 31. С. 36.
↑ 46 РГИА. Ф.796. Оп.190. Отд.II. Ст.2. Д.512. О разрешении работы по расширению древнего Волосова храма, Каргопольского уезда Олонецкой губ. 1909 г.
↑ 47 Там же.
↑ 48 НАРК. Ф.2. Оп.71. Д.45/357. Дело о постройке церквей в д. Пертозеро Шеменского прихода Лодейнопольского уезда, Ильинской Слободы Ягремского прихода Вытегорского уезда, ремонте Златоустовского храма Волосовского прихода, расширении каменного Николаевского храма в Ялгубском приходе Петрозаводского уезда. 1906 - 1907 г. Л.4.
↑ 49 Там же. Л. 17.
↑ 50 Там же. Л.23об-24.
↑ 51 Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. С. 141.
↑ 52 Заседание 26 ноября 1908 г. I. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 г. (1765 г.?) / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 31. С. 36.
↑ 53 Там же. С. 37.
↑ 54 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. Отд. II. Ст. 2. Д. 512. О разрешении работы по расширению древнего Волосова храма, Каргопольского уезда Олонецкой губ. 1909 г.
↑ 55 V. Олонецкая губ. Каргопольского у. с. Волосово. Деревянная церковь 1670 и 1765 г. / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 32. Санкт-Петербург, 1909. С. 78.
↑ 56 Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. С. 141.
↑ 57 ГААО. Ф.Р-4548. Оп.2. Д. 51. Опись имущества Волосовской Николаевской церкви на 9 февраля 1924 г. Л.521.
↑ 58 РГИА. Ф.799. Оп.33. Д.1120. Страховые документы на церковное имущество по 24-му округу, Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Лл.10-10-об.
↑ 59 Архив ГАУК Архангельской области «НПЦ по охране памятников истории и культуры». П.1-345.
Проект реставрации. Раздел: Предварительные работы. Натурные исследования. Том 1. Акт технического состояния Никольской церкви с. Волосово. 1981 г. Л.13.
↑ 60 Гунн Г. П. Каргополье - Онега. М., 1974. С. 79.
↑ 61 Приход Волосовский. Николаевская церковь, 1670 / Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 52. С. 140-141.
↑ 62 Архив РО ИИМК РАН. Ф.1. Ед. хр. 194. Л.14.
↑ 63 Тормосова Н.И. Каргополье… С. 181.
↑ 64 ГААО. Ф.1222. Оп.1. Д.23. Списки церквей. Переписка по учёту церквей с Главнаукой и другими музеями. 1929-1931 гг. Л.17.
↑ 65 ГААО. Ф.Р-2171. Оп.2. Д.8. Список церковных зданий Приозёрного района на 1951 г. Л.87.
↑ 66 Ополовников А.В. Памятники девянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955 ; Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974.
↑ 67 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-345. Проект реставрации. Раздел: Предварительные работы. Натурные исследования. Том 1. Обмерные чертежи (выполнены в 1979 г.). 1981 г.
↑ 68 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-345. Проект реставрации. Раздел: Предварительные работы. Натурные исследования. Том 1. Акт технического состояния Никольской церкви с. Волосово. 1981 г.
↑ 69 Там же.
↑ 70 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-328. Шифр: 05/2-8. Акт технического осмотра памятника архитектуры. 5 марта 1984 г.
↑ 71 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-451. Историческая справка. Н/д.
↑ 72 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-328. Шифр: 05/2-8. Проект противоаварийных мероприятий. Февраль 1983 г.
↑ 73 Архив ГАУК Архангельской области «Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и культуры». П. 1-327. Отчет по обследованию технического состояния Никольской церкви в с. Волосово. 1984 г.
Т. С. Ковалевская
2022-2024.
Статья опубликована в сборнике "Деревянное Зодчество: Новые материалы и открытия. Вып. IX. СПб: Коло, 2024. Здесь представлена в оригинальной авторской версии.
Об авторе
Татьяна Ковалевская – историк архитектуры, сотрудник АНО «Традиция». Участвовала в экспедициях по исследованию деревянного зодчества Нижнего Поонежья и Онежского Поморья, автор нескольких статей по истории храмов и часовен Русского Севера. Кроме научных публикаций Татьяна воспевает край в своём блоге «Сквозь Север»:
«Как рассказать о Русском Севере, не скатываясь в лубок? Какие слова найти, чтобы открыть этот микрокосм, как подобрать верный ключ к этой сокровищнице, где скрывается и ждёт своего часа всё самое честное, настоящее, бесхитростное и одновременно гениальное, что только мог замыслить человек – Хозяин своей земли? Как, в конце концов, ответить самому себе, что такое Русский Север? Как спасти его, как ухватить уходящее и вытащить на свет Божий живое? Только открыв Северу свою душу. Только наблюдая его отражение в каждом дне, в моментах, в смыслах. Только познавая его – ногами, глазами, сердцем…». Часть этих заметок, написанных прекрасным, сочным языком с любовью и теплотой к земле предков, вышла в прошлом году отдельной книгой «Сквозь Север».
Статья о Никольской церкви в Волосове написана по итогам исследований в рамках подготовки исторической записки к проекту реставрации храма.
Татьяна Ковалевская
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2024-07-07
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: