Янгоры (рубрика: История края) | |
о. Феодор Лядинский
Кривопоясско-Янгорский приход Пудожского уезда
(Сведение № 2656 в канцелярию Преосвященного)1
1. До открытия прихода поселение, где теперь погост, называлось Янгорами, по Ян-горе, при которой оно стоит. От этого прихода на северовосток в 50 вёрстах, при границе Архангельской, на носу острова Лопского, омываемого водами Кож-озера, находится Кожеозерский монастырь, где почивают мощи Преподобного Никодима Кожеозерского. На западе в 50 же вёрстах находится Юрьегорский монастырь, тоже при границе Архангельской, обращённый ныне в сельский приход Архангельской губернии, в коем почивают мощи Преподобного Диодора Юрьегорского. На юго-западе в 70 вёрстах находится Водлозерский приход Олонецкой губернии. Во все стороны от прихода Кривопоясско-Янгорского пути — через дикий и дремучий лес, болотистый и водяный, а потому всегда затруднительный для сообщения.
2. Как жители, составляющие Янгорский приход – не природные тутошние, а перешедшие из разных мест и в разные времена, поэтому не известно, когда они поселились здесь. Жители переселились сюда большею частию из Кенозерского прихода; поэтому, до открытия здесь прихода, требоисправления совершаемы были здесь причтом Кенозерского прихода, а причт этот, по отдалённости и затруднительности пути, приезжал сюда только однажды в год, как сказывают жители.
3. Прихожане все вообще православные, но до открытия церкви и прихода были и раскольники; у них была и моленная, которая немедленно по открытии прихода уничтожена, и обращено здание ея в домовые службы. Все прихожане к церкви рачительны, но по отдалённости и по затруднительности пути во всякое время года, приходят в церковь мало, кроме Св. Четверодесятницы, когда исполняют Христианский долг, и праздников Пасхи и Рождества Христова. На эти праздники сбираюся к церкви на канун, и живут три дня, на четвёртый возвращаются по домам. В эти три дня крестьяне деревни Янгоры, при которой стоит церковь, угощают всех приходящих гостей своим хлебом-солью.
4. Прихожане, как по отдалённости своих селений одного от другого, так и по отдалённости всех их от других приходов, очень необразованы и грубы, но к духовенству имеют отношения должныя. Дома свои держат в крайней нечистоте; это более всего от того, что все они ни о чём более не радеют, как только о своих рыбных и звериных промыслах. Во всём приходе – одна только мельница; поэтому большею частию мелют муку дома на ручных жерновах, которые в каждом доме есть. В каждое утро хозяйка жома встаёт раньше всех домашних, и первое дело у ней – жерновами приготовить муку; от этого подымается в доме такой стук и такая пыль, что и привыкший человек не может спать, а не привыкший не может и вынести стуку и пыли. Это занятие у хозяек по всему приходу каждое утро, а потому и домов почти никогда не моют.
5. Прихожане занимаются и землепашеством; но главный у всех вообще промысел – рыбная и звериная ловля. От этого хлеб большею частию все покупают во всякое время года и потому очень дорого, а чтоб не иметь в нём в летнее время недостатка, для этого все вообще стараются, по возможности своей, заготовить его в зимнее время, покупая в Каргополе; несостоятельные покупают на месте у зажиточных по дорогой цене. Мало занимаются жители хлебопашеством потому что земля хоть и плодородна, но большею частию глиниста, и поэтому требует двойных, в сравнении с другими местами, трудов; притом же, по низменному и болотистому местоположению, хлеб почти каждогодно вызябает.
6. По главным и общим своим промыслам, и домашним своим занятиям жители имеют приготовление того, что нужно для этих промыслов; даже разговоры у них всегда о зверях, птицах и рыбах, а домашние принадлежности: 1) ружья, которых в каждом доме по три, по пяти, без них никто из мущин ни на какую работу и никуда не ходит; 2) собаки, которых держат в доме также по стольку, сколько есть в доме охотников и промышленников; без собак никакой охотник также никуда не ходит; 3) лыжи, на которых ходят и мужчины, и женщины; они отзываются, что на лыжах ходить легче и скорее; на лыжах приходят и на погост о Святой Пасхе и о Рождестве Христове.
7. По малому землепашеству, мало держат и лошадей, а рогатого скота держат, в сравнении с другими местами, более, также и овец; рогатый скот приметно крупнее других мест; кормят его, большею частию, сеном. Говядину, большею частию, употребляют оленью. Оленей ловят во всякое время довольно, но кормленных оленей здесь нет; жители сказывают, что довольно оленей выкармливают у себя самоеды невдалеке от Кожеозерского монастыря; они-то гонят оленей и в Петербург для продажи.
8. В дремучих лесах, окружающих Янгорский приход, зверей много: медведи, волки, олени, куницы, лисицы, рыси, россомахи, выдры и, в большом количестве, белки. Промышленники иногда отвозят их сами в Каргополь и продают там купцам, иногда и торгующие приезжают сюда – на место и закупают и зверей, и птиц, и рыбу.
9. Мастеров в приходе нет никаких: ни кузнецов, ни портных, ни сапожников, ни кожевенников, ни других. Для всех этого рода потребностей надобно ездить в Почезерский или в Кенозерский приходы, а это – крайне неудобно и затруднительно; от этого бывают и в работах остановки. Заняться же мастерствами никто в приходе не соглашается; отзываются, что рыбные и звериные ловли для них выгоднее всяких других промыслов.
10. Наконец сказать надобно, что в этой местности, удобной и богатой для рыбных и звериных промыслов, совмещены все неудобства и затруднения для жительства и домашнего хозяйства и обихода, так что и из старинных здешних жителей принуждены некоторые переселяться. Много семей выезжают зимой для пропитания в Почезерский и Кенозерский приходы.
/Написано священником Кривопоясско-Янгорского прихода Феодором Лядинским/
Примеч. Об упомянутых в начале этой статьи монастырях – Кожеозерском есть в печати /Спб, 1858/ история этого монастыря с описанием жизни и чудес Преподобного Никодима Хозьюгского отшельника, Кожеозерского Чудотворца, о Юрьегорском повествуется в рукописном житии Юрьегорского Диодора, по схиме, а по иноческому первоимени Дамиана, постриженника Соловецкого, основавшего и устроившего свой монастырь при высоком посредстве и щедрости Великой Инокини Марфы Иоанновны в царствовании Сына Ея Михаила Феодоровича.
(НАРК. Ф.25. Оп.20. Д.39/444. Л.7-8об.)
1 Сведения отправлены в канцелярию преосвященного Аркадия, епископа Олонецкого и Петрозаводского в 1861 г. - И. Л.
о. Феодор Лядинский
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2024-03-26
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: