Надконечье (рубрика: Старообрядчество на Русском Севере) | |
И. И. Березин
Предпоследвека (Сказание о временах пред концом мира)
(Старинная легенда Каргополья)
"Предпослед всю вселенную опутают проволокой. Во всех углах змеи зашипят. Люди по гвоздям ходить будут. Стальные кони поскачут, людей давить будут. Железные птицы полетят, людей клевать будут.
Последние два года, пред концом мира, не будет ни грома, ни молнии, ни дождя, ни росы. Все реки, озёра, болота, колодцы, повысохнут, все деревни без дыма сгорят. Люди огнём дышать будут. Вся растительность, все животные, насекомые, черви, погибнут.
И вот тогда, сатана, враг рода человеческого, пошлёт, напустит на землю своё бесчисленное воинство, чтобы уничтожить всех оставшихся в живых людей.
Последний решительный бой с антихристовой силой произойдёт на реке Эктыше. Бой этот будет такой великий и страшный, что река Эктыша кровью потечёт. Оставшиеся в живых люди на хоромах (на крышах) спасаться будут.
Вот тогда-то и оживёт конь-камень, заговорит человеческим голосом. С неба спустится Илья Пророк, сядет на этого священного коня. Затрубит в золотой рог и поскачет по вселенной собирать всех оставшихся в живых людей на Страшный Суд Господний. Восстанут из могил и все мёртвые, явятся и они перед Всевышним.
Тогда Господь Бог всех праведников поставит по правую сторону, а грешников по левую. Праведников ангелы, архангелы поведут всех в уготованное для них царство небесное. А грешников дети сатаны – дьяволы поведут в уготованный для них ад, где кипят котлы со смолой. И бросят в них всех грешников".
Эта легенда – ПРЕДПОСЛЕДВЕКА – древнейшая. Несколько схожая с библейскими, в которых повествуется, как разгневанный Бог наказывал жестоко египтян, и как вызвал всемирный потоп с целью уничтожить всех погрязших в грехах людей.
Легенда эта имела очень широкое распространение среди жителей Каргопольского, Пудожского уездов – волостей Конёвской, Плёсской, Бережно-Дубровской, Шёлтомской, Кенорецкой и других, смежных с ними.
Интересно в ней особенно то, что в ней указывалось точное место сражения антихристова воинства с людьми, и это место находилось у нас. Река Эктыша впадает в реку Онегу возле села Конёво. Это бурная, небольшая, мелководная летом река. Конь-камень находится против её устья, на противоположной, левой стороне реки Онеги, в двух вёрстах от деревни Горка. Камень этот действительно несколько похож на коня. Длина его 5-6 метров, высота около трёх метров.
Вера в эту легенду населения была настолько сильна, что к камню-коню приходили паломники. А мы, дети в то время, приложив ухо к нему, вслушивались, не дышит ли, не всхрапывает ли конь. В начале XX века под этот камень кто-то делал подкоп, очевидно, хотел убедиться, посмотреть, нет ли под ним волшебного легендарного коня.
Как-то на днях мы с младшей сестрой – Богдановой Анастасией Ивановной вспоминали эту легенду, и она сказала следующее: «Я была девчонкой, вместе с подружками ходила к Коню-камню, и там, на нём, возле самой земли видели надписи на непонятном языке. Прочитать их не могли».
С тех пор, как сестра была возле этого камня, прошло полсотни лет, могла эта надпись врости вместе с камнем в землю.
Твёрдая вера населения в эту легенду обосновывалась тем, что всё это записано в старинных древних книгах. В это утверждение трудно поверить, но предположить можно следующее:
В прошлые века старообрядцы, преследуемые никонцами, гонимые ими, селились на берегах реки Онеги. Среди них могли быть грамотные, занимавшиеся перепиской старинных книг от руки. И, может быть, кто-либо из них сделал в переписываемой книге такую легенду, внёс её в такую книгу. И сделал надпись на камне на славянском, непонятном для молодых людей в то время, языке.
Легенда эта была очень живуча даже в наше время, в начале XX века. Особенно среди старообрядцев. А их в то время было много в наших волостях. В нашей деревне Надконецкой их была половина населения, и две молельни.
Даже при Советской власти отсталая часть населения верила в эту легенду. А пастыри старообрядцев ловко использовали её в борьбе с революционными преобразованиями, утверждая, что последвека начинается. Всё, что сказано в старинных книгах о предпоследвека – сбывается. Вселенная уже вся проволоками опутана – указывая на телеграфные, телефонные, радио- и электропровода. Люди огнём дышат – курят. Стальные кони скачут по вселенной – давят людей, ссылаясь при этом на танки, трактора. Железные птицы уже клюют людей – самолёты бомбят, расстреливают людей. Змеи уже шипят в каждом углу – радиорепродукторы.
Позже даже сселение небольших деревень в крупные посёлки использовали как доказательство приближения конца мира. Что и деревни-то без дыма горят.
Все эти толкования сопровождали призывами – усиленно молиться Богу. Что, мол, «Страшный Суд Господний приближается».
Березин Иван Иванович,
персональный пенсионер республиканского значения,
член Историко-литературного объединения старых большевиков
14 февраля 1979 года.
И. И. Березин
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2023-07-17
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: