Пачепельда (рубрика: Приходы и приходские храмы) | |
Людмила Лукьянова
История церкви Михаила Архангела
История церкви Михаила Архангела в деревне Пачепельда Онежского района Архангельской области
Русский Север славится своей деревянной храмовой архитектурой, однако со временем церкви ветшают, разрушаются и перестают существовать. Правда есть церкви, которые остались целы, несмотря на все события, происходившие в истории нашей страны. Об истории одной из таких церквей нам и хотелось бы рассказать.
В Онежском районе Архангельской области есть деревня Пачепельда, которая располагается на левом берегу реки Онега в 90 км от её устья. На берегу деревни стоит Михайло-Архангельская церковь.
Стоит отметить, что изначально данная церковь была часовней, которая относилась к Пияльскому приходу Онежского уезда. В Клировых ведомостях третьего благочиния Онежского уезда за 1855 год данная часовня имеет следующее название: «часовня во имя Богоматери Казанской» <1>. Дата постройки точно не известна, о чём имеется запись в клировых ведомостях: «построена тщанием жителей сего селения, когда и с чего дозволения неизвестно» <2>, но имеются сведения, что она была построена в 1765 году <3>.
В деревнях Пияльского прихода в середине XIX века кроме Пачепельдской было ещё четыре часовни: в Хачеле – часовня во имя Богоматери положения честной Ризы, в Ковкуле – часовня во имя Великомученика Георгия, в Чёшьюге – часовня во имя Великомученицы Варвары, в Кялованге – часовня во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла <4>. В ведомостях нет сведений о том, когда бы построены данные часовни, однако описано состояние каждой часовни, перечисляются дни, когда отправлялись молебствия.
В 1855 году часовня в Пачепельде имела прочные деревянные стены, но ветхую крышу. Богослужения в ней проводились местным священником в день празднования явления Казанской Богоматери 8 июля, а также 8 ноября в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных даты указаны по старому стилю. Вероятно, название будущей церкви было дано потому, что память об этом святом особо ценилась в деревни и ежегодно организовывалась служба в день Михаила Архангела.
Также в ведомостях имеется запись о том, что за 1855 год в часовне было выручено за свечи 1 рубль 12½ копеек серебром, в кружку собрано 29 копеек серебром, пожертвований вещей не было <5>.
В конце XIX века часовня была перестроена в церковь. В Государственном архиве Архангельской области в фонде Архангельской духовной консистории имеется «Дело об обращении в церковь часовни, находящейся в Пачепальской деревне Пияльского прихода» <6>. Данный исторический источник позволил представить историю создания Пачепельдской церкви.
«Дело об обращении в церковь часовни, находящейся в Пачепальской деревне Пияльского прихода».
В начале февраля 1889 года крестьянин деревни Пачепельда Малыгин Пётр Савватьевич подал прошение епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу <7> (Соборову) с просьбой разрешить на его собственные средства к часовне «приделать Алтарь, по прилагаемому при сем чертежу, таким образом из часовни прилично устроить церковь во имя Св. Архистратига Божия Михаила» <8>. Кроме того Пётр Савватьевич обещал приобрести на свои средства церковную утварь, богослужебные книги и всё необходимое для богослужения. Вместе с прошением был отправлен «Чертёж на предполагаемую пристройку алтаря к часовне, в деревне Пачепельдской, Пияльского прихода, Онежского уезда, Архангельской епархии» <9>.
Чертёж на предполагаемую пристройку алтаря к часовне, в деревне Пачепельдской, Пияльского прихода, Онежского уезда, Архангельской епархии.
В документе изображен чертёж будущей церкви, вид сверху и сбоку. Данный чертёж интересен тем, что мы видим какой была часовня, поскольку на чертеже красным карандашом обозначена пристройка – алтарь, а синим цветом выделено то, что было изначально до перестройки. Особенно интересна колокольня, которая не сохранилась до наших дней.
Помощь в составлении письма, вероятно, оказывал священник Мондинского прихода Иоанн Шангин. После положительного решения на прошение священник Иоанн Шангин отправлял рапорты о ходе работ. Так в рапорте от 17 февраля 1889 года он пишет: «В настоящее время заготавливается для фундамента дикий камень <10> и лесной материал, а сами работы по устройству церкви имеют быть произведены в будущее лето» <11>.
Из рапорта Иоанна Шангина от 8 октября 1890 года мы узнаем, что летом 1890 года к часовне был пристроен алтарь, всё здание было заново перекрыто новым тёсом и окрашено медянкой, стены здания как снаружи, как и внутри были обшиты тёсом и окрашены, снаружи белилами, а внутри светло-голубой краской <12>. Кроме того, по данным рапорта, был перебран пол и потолок, в алтаре сделано три окна с рамами. Однако отмечается, что иконостас <13> планируют устроить только в 1891 году.
В октябре 1891 года священник Иоанн Шангин в своем рапорте пишет, что в этом году был устроен приличный иконостас, с образами и лампадами, и все необходимое к освящению церкви приготовлено <14>.
4 декабря священником Иоанном Шангиным и жителями деревни был подготовлен «Акт об освидетельствовании работ по обращению часовни в церковь в деревне Пачепельдская» <15>. В данном документе были перечислены все работы, произведенные по перестройке часовни в церковь на средства крестьянина Малыгина Петра Савватьевича. Из акта мы узнаем, что все здание было перекрыто в две сосновые доски, церковь обнесена деревянной оградой, пол и полотки по всему зданию заново перебран и выкрашен (пол выкрашен охрою, а потолки пошиты досками и выкрашены светло-голубою краской). Согласно акту, в алтарь устроено 3 окна с рамами и стеклами, в средней части храма 8 полукруглых окон <16>. Интересна информация о том, что посреди алтаря был устроен престол на каменном фундаменте, таким образом, престол был независим от пола. В православной церкви существуют особенные правила устройства алтаря, по которым самое святое место во всем храме – престол, должен быть в виде каменного монолита и иметь вид стола.
В акте также был описан иконостас новой церкви: «иконостас со святыми образами, лампадами и свечами, устроен в две постава столярной работы, украшены позолоченной резьбою, царские врата в нём резные с аркой».
Кроме проведенных работ, Пётр Савватьевич оплатил покупку служебных сосудов: потир (большая чаша для богослужений), дискос (небольшое круглое блюдо на подножии для совершения таинства причастия); покупку напрестольного креста, Евангелие, церковной утвари, полного священнического облачения, «одежды» на престол и жертвенник, необходимых богослужебных книг. Акт, таким образом, подтверждал, что всё необходимое для освящения храма готово и можно проводить священный обряд.
Данный акт подписал священник Иоанн Шангин, священник Василий Григорьев, дьячок Василий Шангин, крестьянин Ив. С. Малыгин, Михаил Яковлевич Малыгин вместо неграмотных крестьян Василия Новожилова, Фёдора Малыгина <17>, Гутков Андрей, Болотов Дмитрий, Василий Емельянов, Прот. Осипович Притыкин, Василий Михайлович Новожилов, Фёдор Савватьевич Малыгин, Степан Малыгин, Фёдор Аннин, Яков Аннин, Григорий Осипов <18>.
В конце декабря 1891 года был отправлен ответ на рапорт, в котором разрешалось освятить «вновь устроенную церковь в Почепальской деревне и по освящению донести» <19>.
23 января 1892 года при многочисленном стечении народа священник Иоанн Шангин освятил церковь Михаила Архангела, о чём было доложено 28 января 1892 года <20>.
«Дело об обращении в церковь часовни, находящейся в Пачепальской деревне Пияльского прихода» было закрыто 25 февраля 1892 года Архангельской духовной консисторией <21>.
После освящения церковь действовала как приписная <22> к Пияльскому приходу. В Клировых ведомостях по третьему благочинию Онежского уезда за 1897 год мы находим данные о том, что служения в этой церкви проходят, однако в церкви нет богослужебных книг, также нет церковных угодий, капиталов и зданий, приносящих доход церкви <23>. В ведомостях также отмечено, что в церкви есть Святой Антиминс <24>, подписанный освящавшим его епископом, ризница <25> для принятия времени и служения.
В «Клировых ведомостях церкви III округа Онежского уезда за 1907» имеется информация о том, что в 1899 году Пётр Савватьевич Малыгин приобрел богослужебные книги для церкви Михаила Архангела. Также в этом году была проведена опись церковного имущества за печатью Архангельской духовной консистории <26>. Однако нам пока не удалось найти данную опись в фондах архива Архангельской области.
На основе клировых ведомостей 1899 года мы делаем вывод, что в Михайло-Архангельской церкви проводились богослужения. В 1899 году в пользу церкви было собрано 3 рубля 60 копеек, продано 25 фунтов воска на сумму 37 рублей 50 копеек. Также в церкви была приходно-расходная книга за шнуром и печатью местного отца благочинного <27>.
Раньше для измерения использовали английский фунт, который равнялся примерно 400 грамм, из одного фунта воска можно было изготовить от 20 до 140 свечей разной высоты и толщины, таким образом, за год в церкви приобрели от 500 до 3500 свечей, что конечно не мало.
В следующем 1900 году в ведомостях о приписной церкви в статье доходов мы видим запись «доходов никаких нет» <28>. Так же и в 1903 году не было никаких отметок о доходах церкви, в ведомостях за 1910-1916 годы нет какой-то дополнительной информации о деятельности церкви в этот период, имеется только запись, что к Пияльскому приходу относится одна приписная церковь и четыре часовни <29>.
Что происходило с церковью в годы революций нам, к сожалению, не известно, однако мы можем сделать вывод о том, что после установления советской власти богослужения проводились всё реже в церкви.
В 1930-е годы появился интерес к деревянным церквям со стороны научного сообщества. Летом 1939 года церковь была осмотрена архитектором Бабенковым Д.Е. в рамках экспедиции Музея Архитектуры имени А.В. Щусева по обследованию и изучению памятников деревянной архитектуры в районе реки Онеги <30>. В отчете было записано: 20 августа была обмерена и зарисована маленькая церковка, очевидно, бывшая часовня, к которой впоследствии была пристроена колокольня, дату постройки этой церковки установить не было возможности <31>.
Церковь Михаила-Архангела на рисунке Бабенкова Д.Е., 20 августа 1939 года.
После прихода советской власти церковь была закрыта. Однако даже в 1939 году она была в хорошем состоянии и имела колокольню.
Во время Великой Отечественной войны на деревню было сброшено несколько авиабомб. Одна из этих бомб попала в церковь, но не взорвалась. Несколько раз предпринимались попытки отыскать бомбу, но безуспешно.
После войны церковь не использовалась по прямому назначению. В разное время в церкви устраивали склад, кинотеатр, танцплощадку.
До конца 1960-х годов в церкви располагался клуб, и работала кинобудка. В первой части церкви после крыльца располагалась кинобудка, в средней части церкви был зрительный зал, располагались стулья. Последняя третья часть церкви (пристроенный в 1890 году алтарь) использовалась в качестве сцены. Во время праздничных мероприятий стулья в средней части убирались и жители деревни, пришедшие в клуб, могли потанцевать.
После закрытия детского дома в 1969 году клуб переехал из церкви в одной из зданий бывшего детского дома, в одноэтажное здание, в котором раньше располагалось общежитие воспитателей детского дома <32>.
16 июня 2011 года местными охотниками за металлом была найдена бомба времён Великой Отечественной войны, на следующий день спасателями было принято решение взрывать бомбу на месте, поскольку корпус бомбы был повреждён коррозией. В результате подрыва 70-ти килограммовой авиабомбы 75 калибра была повреждена кровля церкви Михаила Архангела <33>. Перед взрывом авиабомбы спасатели насыпали грунт на место предполагаемого взрыва, обложили это место, чтобы минимизировать ущерб для церкви. К счастью, во время взрыва не произошло серьезных разрушений церкви, кровля церкви поднялась вверх от удара, и приземлилась обратно, но с небольшим смещением.
Михайло-Архангельская церковь в 2012 году. Фото Владимира Гудкова.
В июле 2012 года в Пачепельду прибыла миссионерская экспедиция от московского Сретенского монастыря в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» <34>. Волонтеры осмотрели церковь Архангела Михаила, сделали замеры, спланировали ход работ по восстановлению церкви. На сайте проекта «Общее дело» есть описание храма и проведенные работы. Приведем некоторые данные с сайта: «Храм имеет следующие размеры: длина – 16 м, ширина (четверика и трапезной части) – 4,7 м, высота четверика – 4,7 м. Алтарь и четверик имеют уклон, примерно в 7 (семь) градусов, а трапезная часть примерно 4 (четыре) градуса относительно горизонта» <35>.
Интерьер церкви до ремонтных работ. Фото Григория Жеребцова <36>.
В 2013 году с помощью местных жителей в 2013 году были проведены следующие работы: снят сгнивший верхний слой тесовой кровли; снят нижний слой тесовой кровли, в трапезной части; отремонтированы нижние слеги и стропила трапезной части; отремонтирована обрешетка кровли крыльца западного входа; устройство кровли дюймовой доской, в трапезной части; устройство кровли кусками «оригинальной» доски, в трапезной части; устройство мягкой кровли, с использованием рубероида; ремонт и увеличение сливного канала для сточной воды; установка забора сливного канала; размещены иконы, проведен акафист.
Храм в Пачепельде после произведенных работ по очистке пола. Фото Иеромонаха Иринея (Пиковского). Сайт «Православие. Ру».
В 2014 году с помощью местных жителей были проведены следующие работы: восстановлен фундамент: осуществлен общий подъем всей церкви на предполагаемую исходную высоту, частично демонтирован старый фундамент из крупных валунов весом до 300-400 кг; изготовлен новый, мощный фундамент состоящий из валунов, скрепленных бетонным раствором; выровнены по горизонту и вертикальных плоскостях стены; отремонтированы и скреплены скрытым металлическим крепежом примыкание алтаря и четверика; произведена временная фиксация стен четверика; установлена главка.
Фото церкви после восстановительных работ. Сайт «Общее дело».
Таким образом, в рамках проекта «Общее дело» были проведены консервационно-реставрационные работы. Теперь высота церкви такая же, как она была запланирована при постройке, также у церкви восстановлена кровля, появилась главка с крестом.
Источники и пояснения
1. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.4. Л.2.
2. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.4. Л.2.
3. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.1.
4. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.4. Л.2.
5. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.4. Л.2.
6. ГААО. Ф.29.Оп.4.т.3. Д.1011.
7. Нафанаил (Соборов) был епископом Архангельским и Холмогорским с 1879 по 1882 год, с 1885 по 1890 год.
8. ГААО. Ф.29.Оп.4.т.3. Д.1011. Л.1.
9. ГААО. Ф.29.Оп.4.т.3. Д.1011. Л.3.
10. Для фундамента были заготовлены крупные валуны весом до 300-400 кг.
11. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.8.
12. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.9.
13. Иконостас - алтарная перегородка от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.
14. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.10.
15. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.12.
16. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.12об.
17. ГААО. Ф.29.Оп.4.т.3. Д.1011. Л.12об.
18. ГААО. Ф.29.Оп.4.т.3. Д.1011. Л.13.
19. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.14.
20. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.15.
21. ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1011. Л.16.
22. Приписной храм – это храм, принадлежащий православной общине, которая пока не имеет юридической самостоятельности, не имеет своего прихода, такой храм приписывается к основному храму и его приходу.
23. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.22. Л.15.
24. Антиминс - четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле.
25. Ризница - место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников, прежде всего, риз и церковной утвари (священных сосудов).
26. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д.29. Л.38.
27. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д. 23. Л. 32об.
28. ГААО. Ф.464. Оп.2. Д. 24. Л. 46об.
29. ГААО. Ф.464. Оп.1. Д. 9. Л. 23.
30. ГНИМА. ОФ – 922/184. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ». Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22649798
31. Бабенков Д. Е., Дульшер Ю. А., Землер Б. М. Онежская экспедиция Музея Архитектуры 1939 г. Сайт «Онега онлайн». Режим доступа: http://onegaonline.ru/seetext.php?kod=1315
32. По воспоминаниям Братановой (Гудковой) Нины Николаевны.
33. Бомбу взорвали в церкви, 20 июня 2011 года. Сайт «Двина информ». Режим доступа: https://www.dvinainform.ru/incidents/2011/06/20/1991.html
34. Фролов В. По «святым клубам» Онеги. Сайт «Православие.Ру». Режим доступа: https://pravoslavie.ru/55116.html
35. Храм Архангела Михаила в д. Пачепельда Архангельская область. Сайт «Общее дело». Режим доступа: https://obsheedelo.ru/objects/arkhangelskaya-oblast-khram-arkhangela-mikhaila-v-d-pachepelda-arkhangelskaya-oblast
36. Фролов В. По «святым клубам» Онеги. Сайт «Православие.Ру». Режим доступа: https://pravoslavie.ru/55116.html
Людмила Лукьянова
дата последнего редактирования: 2023-07-09
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: