Волосово (рубрика: Приходы и приходские храмы) | |
Екатерина Марина, Илья Леонов
Краткая история Никольской церкви
(оригинальная авторская версия)
Никольская церковь весной 2022 г.
Сохранившийся храм Николая Чудотворца в селе Волосово датируется 1670 годом и представляет собой тип шатрового храма "восьмерик на четверике" с примыкающей прямоугольной алтарной апсидой, покрытой бочкой с главкой. За свою четырёхвековую историю здание храма претерпело множество конструктивных изменений: пристройка новой трапезной, разборка галереи, обшивка стен, добавление декоративных элементов, сильно видоизменивших его облик. Однако современный вид храма, сколько бы он ни казался пострадавшим от времени, в какой-то мере возвращает нас к его первоначальному облику XVII в. - произведению народного зодчества, лишённому позднейших наслоений.
Рисунок-реконструкция А. Б. Бодэ (галереи и трапезная не показаны, так как их точный облик не совсем ясен)
Изначально с северной и южной сторон церкви были галереи, о чём свидетельствуют сохранившиеся на северной и южной стенах четверика следы врубок, лавок вдоль стен, штрабы и обрубленные выпуски балок пола, служившие консолями, а также дверные проёмы от двух входов в храм, впоследствии частично заполненные вставками из отрезков брёвен и превращённые в окна. К сожалению, эти следы не позволяют в полной мере реконструировать облик галерей, но можно в точности сказать, что они имели односкатные кровли.
Из архивных документов известно, что на месте нынешнего храма 1670 г. существовал более ранний. Первое документальное упоминание о храме в Волосове встречаем в платёжной книге Каргопольского уезда 1555/1556 гг.: «Волость Волосовская в Николском приходе по реке по Онеге, а в неи тяглых 42 деревни да заимище (…) В тои же Волосовской волостке в Николском приходе по реке по Онеге 7 деревень, что вышли изо лготы лета 7068-го (…) В тои же волости на Волосове погост, а к погосту полдеревни Соколовской…»1.
Примерно к этому времени относится упоминание Волосова в житии святого Александра Ошевенского, которое свидетельствует о ещё более раннем периоде существования этого места2. И хотя в нём нет прямого указания на существование церкви, этот факт имеет большое значение для местной истории. Согласно житию, именно здесь с 1447 г. жил отец Александра Ошевенского, Никифор Ошевня с семьёй, до переселения на новое место, именуемое теперь Ошевенск: «Затем он переехал в селение, по прозванию Волосово, находящееся в тридцати вёрстах от Каргополя, вниз по реке Онеге. И прожил он в том селении несколько лет».
Икона «Преподобный Александр Ошевенский», 2-я пол. XVII в.
Следующим по хронологии и самым важным историческим документом и реликвией храма, соединяющей историю более раннего и нынешнего храмов, является антиминс3. Он был изъят исследователями со своего исторического места – престола алтаря Никольской церкви, где находился около четырёх столетий, и был привезён О.П. Лихачёвой из археографической экспедиции в Каргополье 1969 г. Антиминс представляет собой небольшой холщовый отрез ткани размером 18х20 см, большую часть которого занимает надпись, выполненная скорописью XVI в.: «Освятися олтарь во имя Господа нашего Исуса Христа в храме иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийскаго чюдотворца епископом Макарьею Вологодцким в лето семь тысяч восемьдесят четвертаго месяца октября в 2 день на память священномученика Киприяна при державе царя, государя, великого князя Иване Васильевиче всея Руси». Надпись на антиминсе свидетельствует о том, что на месте современного Никольского храма в 1576 г. уже существовала одноимённая церковь, откуда, по всей видимости, антиминс был перенесён в известный сегодня нам храм.
Антиминс 1576 г.
От истории храма периода XVI-XVII вв. сохранились уникальные иконы, считающиеся одними из самых древних в Поонежье. Деисусный чин второй половины XVI в., Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский) XVI в., Богоматерь Тихвинская 1614 г., Святитель Николай, с избранными святыми последней трети XVII в., Преподобный Александр Ошевенский XVII в., а также деревянный скульптурный образ Николая Чудотворца XVI в. Иконостас сохранял свою целостность вплоть до середины XX в. Большая часть этих икон была вывезена в 1958 и 1962 годах во время Онежских экспедиций, организованных искусствоведом и реставратором Н.Н. Померанцевым, и хранится теперь в Архангельском областном музее изобразительного искусства.
Резной образ Николая Чудотворца, XVI в. Фото из архива ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря
Деисусный чин, 2-я пол. XVI в.
Про историю храма XVIII в. мы знаем, что церковь существует с тремя приделами: это Никольский (южный) и Покровский (северный) в основном объёме, и придел Иоанна Златоуста в трапезной. Из архивных документов о Покровском приделе впервые узнаём из Переписной книги Каргополького уезда от 1712 г : «Погост, а на тое погосте церков Николая Чудотворца, в пределе у тое же церкви Покров Пресвятыя Богородицы, древянная, строение приходных людей…»4, о наличии трапезной из Переписной книги 1719 г. : «Волость Волосовская, а в ней погост на реке Онеге. А на погосте церковь Николая Чудотворца, в пределе Покрова Пресвятыя Богородицы, с трапезой, строение прихоцких людей, древянные»5. Архитектор Андрей Борисович Бодэ отмечает, что та трапезная, по всей видимости, была старше самой церкви. На это указывает очень грубая обработка внешней стороны западной стены основного объёма храма, словно эта стена изначально была предусмотрена как внутренняя, скрытая от глаз, то есть, нынешняя церковь была приставлена к уже существовавшей в 1670 году трапезной, которая осталась от прежнего Никольского храма, упомянутого в документах XVI и первой половины XVII веков, и представляла собой отдельный сруб. Придел Иоанна Златоуста в трапезной впервые упоминается в Экономических примечаниях от 1788 г.: «Церковь деревянная Николая чудотворца с пределами Покрова Богородицы и святителя Иоанна Златоустого»6. Однако, эти сведения не дают нам точного понимания хронологии появления приделов, а просто констатируют их наличие. Вероятнее всего, второй, Покровский придел в алтаре летнего храма существовал с момента его постройки в 1670 году. Златоустовский придел, возможно, был устроен уже в новой трапезной, возведённой на месте прежней в 1765 году. О наличии колокольни узнаём из «Формулярной ведомости о церквях» 1833 г.: «церковь зданием деревянная, шатровая с таковою же шпилевою колокольнею, крепка»7. Из этого следует, что уже к тому времени первоначальное шатровое завершение колокольни заменили на купол со шпилем.
Одним из наиболее обстоятельных документов по описанию Никольской церкви является метрика 1887 г.8, составленная священником Василием Виноградовым. Из нее узнаём об облике храма после обновления 1869 г., когда была произведена тесовая обшивка фасадов, меняющая облик храма на манер каменной архитектуры, кровля и главы перекрыты железом. Подробно говорится о конструкции храма, интерьере, устройстве иконостасов и колокольне. По всей видимости, одновременно с устройством обшивки по северному и южному фасадам четверика поставлены четырёхколонные фальшивые портики с высокими треугольными фронтонами, прорублены дополнительные окна, декорированы грани восьмерика. Также, возможно, в это же время (или ещё ранее – при постройке новой трапезной в 1765 г.) были разобраны галереи с северной и южной сторон основного объёма храма.
Реконструкция церкви 1907-1909 гг. отражена в проекте 1906 г. архитектора Афанасьева. В это время трапезная поднята и удлинена, позднее в ней устроен второй придел, сведения о котором есть в церковной описи 1924 г9.
Вид Никольской церкви после перестройки трапезной. Фото К. Ф. Некрасова, начало 1910-х гг. из коллекции А. А. Чемесова
Иконостас. Фото из экспедиции Померанцева, 1958 г. ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря
Весьма необычным и интересным было устройство алтаря основного (летнего) храма. Вместо северной двери в иконостасе сделан проём, ведущий в небольшое помещение Покровского придела, занимавшее северо-западную часть алтарного прируба, и отделённое перегородкой от Никольского алтаря. В Покровском приделе был устроен отдельный иконостас с четырьмя иконами в один ряд, царскими вратами и северной дверью. Таким образом, северная половина алтарной апсиды разделялась на две части10. За иконостасом располагался собственно алтарь, при этом престол Покрова Пресвятой Богородицы был смещён к востоку относительно Никольского престола11.
О том, когда было проведено переустройство алтарей, сведений пока нет. Возможно, это было сделано при ремонте в XIX веке, когда с увеличением числа прихожан потребовалось расширить молельное помещение основной части храма. Возможно также, что первоначально церковь была однопрестольной, а Покровский придел устроен несколько позднее - в конце XVII - начале XVIII века, и чтобы не перестраивать иконостас и не прорезать в нём новые двери, мастера прошлого придумали такое оригинальное решение. Впрочем, вероятно и то, что такая конструкция алтаря была задумана изначально, при постройке храма - эту версию поддерживает и архитектор-реставратор Александр Матюхин, обращая внимание на архаичные косяки оконных проёмов северной стены алтарной апсиды.
В 1937 году Никольский храм был закрыт12. Особенно ценно, что до середины XX в. его внутреннее убранство сохраняло также свою целостность - иконы, резьбу, расписные небеса. Церковь, как и многие другие в эти годы, использовалась в качестве зернохранилища, однако далеко не всем храмам удавалось сохраниться нетронутыми. До 1970-х гг. экстерьер храма сохраняет свой целостный облик с момента последней реконструкции, которую она претерпела в начале XX века, кроме колокольни, снесённой в 30-е годы. Постепенно в 1970-е годы обрушается трапезная.
Слева - Никольский храм в конце 1970-х-начале 1980-х. Фото неизвестного автора. Справа - после разборки трапезной. Фото из архива ГАУ НПЦ по охране памятников, 1984 г.
С 1974 г. церковь в Волосове получила статус памятника архитектуры федерального значения. В 1984 г. были проведены обмеры храма, зафиксировавшие крен шатра, на основании чего было принято решение его разобрать, а также была разобрана трапезная. Сейчас эти обмеры представляют важный материал в деле современной разработки реконструкции шатра и реставрации храма. В ходе разборки в 1984 г. шатёр обрушился вместе с несколькими верхними венцами восьмерика (впрочем, вероятно, это было контролируемое обрушение, так как аварийное состояние конструкций не оставляло другого пути его безопасного демонтажа). Вместо шатра над восьмериком устроили временную консервационную кровлю. В 1985 г. Министерством культуры готовится первый, впоследствии нереализованный, проект реставрации. В конце 2000-х годов временная кровля над основным объёмом храма обрушилась.
Церковь Николая Чудотворца после расчистки местности от деревьев до начала противоаварийных работ, 2016 г.
Здание находилось в полностью аварийном состоянии, когда в 2016 г. с памятником начинает работу некоммерческая организация Благотворительный фонд «Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница». Добровольцы проводят первые противоаварийные работы - расчистку от растительности. В дальнейшем, вместе с мастерами плотницкой артели «Архангело» перекрывают храм новой консервационной кровлей и укрепляют стены сжимами. Жители Волосова также принимают активное участие в сохранении своей святыни, их силами сделаны полы в храме и алтаре, новое крыльцо, закрыты оконные проёмы. В церкви снова, впервые за много лет проводятся богослужения. Волонтёрские работы продолжаются и до сих пор, и проводятся с ориентацией на подготовку к реставрации памятника. В работе находится проект реставрации храма.
Никольская церковь после консервации, 2021 г.
Даже столь поверхностный рассказ об истории храма Николая Чудотворца показывает, что, занимаясь подобным памятником архитектуры, мы сталкиваемся с целым комплексом материального и духовного исторического наследия, который не ограничивается тем визуальным обликом (кому-то он может показаться скудным), в котором существует в настоящее время Волосовский храм. Более того, существование храма не ограничивается датировкой его нынешних стен. Это культурное явление, вписанное в историю нашего государства. Сохраняя материальную часть памятника, мы продолжаем его историю, уходящую корнями в XVI век.
Екатерина Марина, искусствовед, участница волонтёрских работ в Волосове,
Илья Леонов
17.02.2023, исправлено и дополнено 25.04.2023 и 27.01.2024.
Ссылки и примечания
↑ 1 Платёжная книга Каргопольского уезда 1555/56 гг. / публикация А. И. Копанева // Материалы по истории европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. – Вологда, 1972. - С.261
↑ 2 К 1567 г. относится самый ранний из дошедших списков жития
↑ 3 Хранится в научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки РАН в Санкт-Петербурге. Шифр: Каргоп. 273, № 274
↑ 4 РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.168. Л.464
↑ 5 РГАДА. Ф.350.Оп.1. Д.169. Л.34
↑ 6 РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Ед.хр.№890
↑ 7 НАРК. Ф.25. Оп. 15. Д.130/2458. Л.128
↑ 8 ИИМК РАН P111 №4195 Л.10
↑ 9 ГААО. Ф. Р-4548. Оп.2. Д.51. Л.521. Опись имущества храма за 1924 г. приведена ниже в приложении.
↑ 10 Именно этим и объяснятся наличие двух окон на северной стене алтаря, в то время как на южной стене окно всего одно.
↑ 11 Следы от крепления престолов сохранились на полу алтаря храма
↑ 12 Список церковных зданий Приозёрного района на 1951 г. (ГААО. Ф. Р-2171. Оп.2. Д.8. Л.87).
Приложение
Опись имущества Волосовской Николаевской церкви на 9 февраля 1924 г.
(ГААО. Ф.Р-4548. Оп.2. Д.51. Л.521)
1-й, холодный придел:
1. Престолов в двух алтарях – 2
2. Жертвенников деревянных – 2
3. Евангелий на них (в металлической обложке) – 2
4. Седмисвечник металлический большой – 1
5. Подсвечников (малых) – 4
6. Трёхсвечник металлический – 1
7. Запрестольных икон в двух алтарях – 6
8. По боковым стенам икон – 12
9. Риза на Покрове металлическая – 1
10. Икон в Покровском иконостасе – 4
11. Царских врат в иконостасе – 2
12. Икон в иконостасе:
- 1 ярус – 10
- 2 ярус – 27
- 3 ярус – 31
- 4 ярус – 19
16. Риза металлическая на Богородице – 1
17. Венцов и венчиков – 5
18. Деисус вверху – 1
19. У клиросов икон – 2
20. Икон святцов – 12
21. Плащаница с гробницей – 1
22. Паникадил у иконостаса – 10
23. Больших подсвечников – 2
24. Люстр металлических – 2
25. Хоругвей металлических – 2
26. Фонарей – 2
27. Шкафов для риз и библиотеки – 2
(Л.521 об.)
2-й, тёплый придел (трапезная - И. Л.)
1. Престолов в алтаре – 2
2. Жертвенников деревянных – 2
3. Евангелий напрестольных (в металлической обложке) – 2
4. Крестов малых металлических – 3
5. Запрестольных деревянных крестов – 2
6. Икон в двух алтарях – 12
7. Дарохранительниц металлических – 2
8. Мельхиоровый сосуд (чаша и дискос) – 1
9. Подсвечников малых металлических – 6
10. Воздухов комплектов – 6
11. Царских врат в иконостасе – 2
12. Икон в иконостасе:
- 1 ярус – 7
- 2 ярус – 6
- 3 ярус – 12
15. Риз на иконах металлических – 5
16. По стенам храма икон – 8
17. Люстр металлических – 2
18. Паникадил – 10
19. Подсвечников больших – 3
20. Аналоев для чтения – 4
21. Приборов для хлебов и панихид – 2
22. Чаша для Святой воды – 1
23. Панил (?) и деревянный столик – 1
24. Кадил медных – 2
25. Венцов для брака – 2
26. Книг для богослужения – 20
27. Свечной шкаф – 1
28. Архивных шкафов – 2
29. Хоругвей полотняных – 4,
30. деревянных – 2
31. Облачений, шт. – 12
32. Печей в храме – 2
33. Колоколов – 6:
- 1-й весом 77 пудов 31 фунт
- 2-й – 32 п. 5 ф.
- 3, 4, 5, 6 – 5 пудов все.
(Л.522)
Перечисленное в настоящей описи храмовое имущество приняли на хранение 9 февраля 1924 г. Иван Беляев, (…)?, Иван Коротяев, Никита Беляев, Михаил Зуев, Ф. Коротяев, Николай Беляев, Афанасий Поташев, Алексей Шишкин, Василий Поташев, Филипп Востряков, Ив. Мих. Коротяев, Иван Шебунин, П. Кекишев, Николай Ф. Зуев, С. Зуев, К. Шишкин, Р. М. …(?), Ак. Роев, Фёдор Терликов, Ф. Шебунин.
Перечисленное в сей описи имущество сдали в пользование Волосовской Никольской общине 9 февраля 1924 г.
(Если требуется скопировать текст, можно включить "режим чтения", существующий в некоторых браузерах, либо использовать программы для распознавания текста с экрана. Картинки же можно сохранить путём перетаскивания с экрана на рабочий стол или в нужную папку).
Екатерина Марина, Илья Леонов
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2024-01-29
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: