Ручьевская (рубрика: Старообрядчество на Русском Севере) | |
Цветник Елисеева
В Плёсском приходе, как и в других приходах Верхнего Поонежья и Каргополья, в XVIII - начале XX вв. было широко распространено старообрядчество беспоповского толка. К этому же времени относится расцвет старообрядческой литературы на Русского Севере: мастера изготовляли богато иллюстрированные рукописные книги - цветники, лицевые Апокалипсисы. А слово, как известно, разит вернее любого оружия. В рапорте священника Плёсского прихода Иоанна Михайловича Хахилева, хранящемся в Каргопольском музее, рассказывается о том, какой шум подняла одна из таких книг, приобретённая крестьянином деревни Ручьевской Василием Елисеевым.
Его Высокоблагословению,
Отцу Миссионеру Каргопольско-Пудожского округа, Священнику Иоанну Дроздину
Каргопольского уезда, Плёсской Вознесенской церкви священника Иоанна Хахилева
Рапорт
Считаю своею обязанностию довести до сведения Вашего Высокоблагородия, что в деревне Ручьевской нашего Плёсского прихода проживает крестьянин Василий Прокопьев Елисеев – ярый и фанатичный раскольник принадлежащий к Филипповской секте, который старается сильно вредить православию. Несколько лет тому назад он где-то приобрёл фальшивую книгу цветник1 под названием «Лицевой седьмитолковый Апокалипсис», наполненную всевозможными хулами на Святую церковь, ея служителей и таинства, особенно на Святейшее Причастие. Цветник Елисеева переходит из рук в руки, из одной деревни в другую, не только в нашем Плёсском приходе, но и соседних Бережнодубровском и Луговском. Книга эта читается в собраниях, и многих колеблющихся и сомневающихся в православии жителей Плёсского села ещё более удаляет от пути истины. Что это так – можно доказать тем, что многие из прихожан, бывшие в минувшие годы на исповеди и у Святаго Причастия, желали исполнить этот христианский долг и в минувшую четыредесятницу, но не исполнили его единственно потому, что наслушались цветника Елисеева. Что в книге Елисеева содержатся хулы на церковь, ея служителей и таинства – это может доказать крестьянин нашего прихода, деревни Курятовской, Михаил Иванов Курятков, который в разговоре со мною сообщил мне (передаю его словами): «Когда цветник Елисеева был принесён в нашу деревню Курятовскую и читался в общем собрании, я, слыша хулы и поругания над церковью и таинствами, хотел выхватить из рук читающего эту книгу и передать приходскому священнику, но побоялся того, чтобы за сей поступок не подвергнуть себя побоям со стороны разъярённой фанатичной толпы раскольников».
Желая предохранить свою паству от чтения книги Елисеева и опровергнуть ея ложное учение, особенно о таинстве Св. причащения, местный священник Виктор Регов в неделю Ваий2, после литургии в храме, наполненном прихожанами-богомольцами до тесноты, с церковной кафедры увещевал их не доверять и не слушать этой книги.
Против цветника Елисеева также и мною были предпринимаемы пастырския меры посредством слова убеждения: при всяком удобном случае я старался выяснять своим духовным детям пользу, необходимость и важность таинства Причащения.
Но пока эта книга будет существовать и если не принять против этого более строгих мер, то едва ли можно будет надеяться на успех приходской противораскольнической миссии посредством слова убеждения, которое пока ещё в нашем приходе немногими воспринимается, а многие из старообрядцев стараются по возможности избегать беседы с священниками и доверяют более цветникам и словам руководителей раскола, чем Евангелию, старопечатным книгам и словам пастырей. Желательно было бы остановить это зло, пока оно ещё не укоренилось.
Каргопольского уезда, Плёсской Вознесенской церкви священник Иоанн Хахилев.
№ 90. 1900 года июня 3 дня.
КГИХАМ. Ф.4. Оп.2. Д.1.
Фотокопию документа см. здесь
(1) Цветниками называли рукописные или печатные сборники святоотеческих наставлений, поучений, притч, выписок из различных сочинений религиозно-нравственного характера. В старообрядческих цветниках основное внимание уделялось разоблачению «никонианской» веры. О лицевых Апокалипсисах можно прочитать в статье Алексея Гудкова «Искусство "последнего времени": лицевые Апокалипсисы XVIII-XX веков».
(2) Неделя Ваий – шестая седмица Великого поста, посвящённая Входу Господню в Иерусалим, и предшествующая Страстной неделе.
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2022-03-24
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: