Каргополь (рубрика: Прошлое и современное) | |
В склеп по подземному ходу
Cтатья краеведа Николая Фёдоровича Аннина, опубликованная в газете «Каргополье» в 2000 году, в продолжение темы загадочных подземных ходов Каргополя, отчасти объясняет причины того, почему сведения о подземельях старались не афишировать, а входы в них засыпали.
Взяться за перо меня заставила недавняя публикация в «Каргополье» о вскрытии старинного склепа семьи Лаврентьевых. Между тем это преступление совершается на кладбище не впервые. В 1936 году, когда ещё стояла на городском кладбище церковь Фёдора Стратилата, из неё по подземному ходу к этому и другим склепам пробрались сын кладбищенского сторожа со своим дружком.
Подземный ход начинался в самом храме и был замаскирован на третьем ярусе иконостаса. Икона открывалась как дверь в подземелье. Подземный ход вёл из этой церкви к Соборной колокольне и Христорождественскому собору. От него были проложены ходы к склепам. Об этом ещё при жизни позаботились именитые каргопольские купцы. Старое городское кладбище хранит много тайн.
Мне давно рассказывали, как орудовали с фонарём подростки. Один опускался по лестнице в подземелье, другой подавал ему фонарь на верёвке. Добытые из склепов драгоценности они сдавали в «Торгсин» - заведение по торговле с иностранцами.
В 1937 году храм Фёдора Стратилата разобрали на строительство МТС. Из кирпичных стен его была сложена ограда вокруг кладбища. От известковой промази кирпичи очистить не могли – старинные мастера крепко строили, на века. Когда церковь разбирали – обнаружили ходы в подземелье. Их закрыли плахами пола храма и засыпали. Позднее дерево прогнило, и ходы открылись, по которым снова стали пробираться грабители к склепам. Что они там видели – никому не известно. Кладбищенский сторож того времени заявил в милицию, и начальник милиции приказал ходы зарыть. С тех пор по сегодняшний день никто не тревожил склепы.
Н. Ф. АННИН
Каргополье, 2000, 31 августа.
Ниже – упомянутая публикация об ограблении склепа Лаврентьевых, произошедшем в июне 2000 г.
Разграбили склеп
Накануне Троицы сторож кладбища обнаружил разрытую могилу купеческого склепа. Позвонил в милицию, поставил в известность начальника МППЖКХ. Об этом нам также стало известно из милицейской сводки происшествий и разговоров людей.
Дожили! И покойников стали грабить. Приехал на место происшествия, чтобы увидеть всё собственными глазами. Страшно стало. Массивный обелиск держится на «честном слове». Как не задавило самих грабителей? Упадёт – руками не поднять, а автокрану сюда не подойти. Вот и просил сторож помощи, чтобы зарыть склеп.
Кстати, он уверяет, что орудовали ночью с 15 на 16 июня не дилетанты. Присмотрели могилу, по их мнению, побогаче, датированную 1873 годом. Здесь покоился прах Анастасии Артемьевны Лаврентьевой – жены именитого каргопольского купца. Значит, решили, должны быть драгоценности.
За ночь проделана немалая работа. Выворочены огромные камни, поднята плита, закрывающая кирпичную кладку склепа. Одному такое сделать не под силу. На дне могилы – 2 человеческих черепа и берцовая кость. Были ли в склепе драгоценности – неизвестно. Одно лишь можно сказать наверняка: креста нет на тех, кто сотворил кощунство.
Работники милиции ведут поиск грабителей, только вряд ли это дело будет когда-либо раскрыто.
Люди высказывают версию, что работали здесь не местные, а заезжие люди, у которых подобный опыт уже имеется.
А. АЛЕКСАНДРОВ (1).
Каргополье, 2000, 5 июля.
От редактора сайта: Что интересно, вспомнилась одна история, зафиксированная в своих записях за тот же 2000 год:
«16 июня к нам в деревню приехали из Питера два человека на белой «Газели». Они останавливались у каждого дома и о чём-то говорили с его владельцем. Объездили почти всю деревню. Оказывается, они скупали для реставрации всякий сельский «антиквариат»: старинную мебель, часы, прялки и т. п. Однако же почти никто ничего подобного не продал. Продали свой «антиквариат» только один или два человека. Остальным своё дорого».
Поскольку происходили данные события как раз на следующий день после ограбления склепа в Каргополе, то не исключено, что это могли быть одни и те же люди. Как мы помним, в конце 90-х – начале 2000-х работы в деревнях уже не было, всё совхозное имущество, которое можно было растащить – к тому моменту успешно растащено и пропито, а активных лесозаготовок, на которых можно было заработать, ещё не велось. И тут, как черти из табакерки, начали появляться такие скупщики из разных городов и принимать за бесценок предметы старины. В деревнях развернулась настоящая охота за «антиквариатом». Разграблением занимались чаще даже не сами «любители старины» (эти старались руки не пачкать), а в основном, безработные жители тех же деревень, готовые от безысходности (кушать и выпить-то хочется!) залезть в чужой дом и украсть оттуда что-нибудь ценное, чтобы затем сдать за копейки скупщику.
Первым делом были обчищены брошенные дома и даже целые деревни. Затем стали лазить уже по жилым домам в отсутствие хозяев или же открыто выпрашивать у них старинные вещи. Причём, чаще всего, если хозяева отказывали, то впоследствии в их дома «заходили», после чего пропадали именно те самые предметы, что заинтересовали таких «охотников». – И. Л.
(1) Не путать с Андреем Александровым, основателем и бессменным администратором "Онеги Онлайн".
редактор страницы: илья - Илья Леонов (il-onegin@tuta.io)
дата последнего редактирования: 2019-03-14
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:
Дмитрий В-й, E-mail: vda-1987@yandex.ru
Хоть убей не пойму:
1. зачем нужны на кладбище подземные ходы
2. зачем их маскировать
3. зачем уездной кладбищенской церкви конспирация уровня Успенского собора Московского Кремля: чтобы попасть в ход, надо забраться аж на уровень иконы 3-го яруса!!!
4. Кому это нужно (зачем это нужно купцам)
5. Почему без этого обходятся тысячи других кладбищ?
6. почему эти инженеры, если такие умные, не смогли сохранить страну.
7. если у нас на уездном кладбище такие чудеса и такие богатства 0 почему Шамбалу ищут в Непале, а Рай - на Арарате?! Езжайте в Каргополь! (в последнем никакой иронии, всем советую посетить этот город)
8. не знаю, зачем я вообще всё это пишу - неужто кто-то всерьёз верит в эти байки?
А также, что это всё происходит во времена уже совсем близкие к нам. А где истории как строителям вырвали глаза, отрубили языки и правые руки? где, я спрашиваю???
А это что "Дожили! И покойников стали грабить."? Россия, конечно, ужасная варварская страна и русские, безусловно - дикий народ, но вот египетских фараонов (мёртвых) грабили все, у кого дотягивались руки, в том числе французы, немцы и англичане.
И что характерно, грабители могилу копали, а не добрались до неё ходами подземелья. Почему? - Да потому что грабители делом заняты и вместо того, чтобы слушать пионерские закостёрные байки действуют проверенным способом.
"Работники милиции ведут поиск грабителей" - тщетно! И не потому, что они непрофессиональны или им не хватает улик, или они в доле - нет! Просто грабители скрылись в Аргентину по указанному тайному подземному ходу и живут теперь там в бункере с Гитлером.
Впрочем, главное достоинство второй статьи - отсутствие всякой мистики; главный же минус - ненужное, неуклюжее и наивное морализаторство.
Ну и сравним эти истории с третьей, уже совершенно земной, приведённой Ильёй Леоновым - тут всё узнаваемо, типичная гнусная практика. Никакой мистики, чистый криминал и вымогательство, пользование доверчивостью граждан.
А. Александров, E-mail: tutor1917@yandex.ru
Илья, припиши там, что некий А.Александров (автор одной байки) это не я. Хватило мне "славы" от И.И-а, который таким же псевдонимом часто в газете "Онега" подписывался. А мои знакомые недоумевали - "тебе что, делать совсем нечего? и такую хрень пишешь..." :)
А. Александров, E-mail: tutor1917@yandex.ru
Спасибо, Илья :)