Гора Жеребцова (рубрика: История края) | |
Надежда Батина
Первое сентября век назад
Первого сентября начались школьные будни. Закружит круговерть ребят и их родителей из домашних заданий, кружков, конкурсов… Красивые, нарядные со смартфонами и прочей умной техникой, наши современные школьники не знают тех проблем, что сталкивались их ровесники, жившие сто лет назад.
Детей в крестьянских семьях, как правило, было много. Они рано взрослели, в 6-7 лет уже считались помощниками в хозяйстве: девочек учили прясть, шить, помогать в огороде, нянчиться с младшими детьми; мальчики осваивали мужские дела – обрабатывать землю пасти скот и т.д. Если крестьянская семья была небогатая, то детей отдавали в «чужие люди» на работу.
Воспоминания из дневника Ивана Николаевича Каменева, 1902 года рождения, жителя деревни Амосовская (Камениха) о сестре Вере: «Вера уже в 8 лет была отдана в чужие люди в няни. В няньках она прожила до 13 лет. В 14 лет была отдана в «казачихи» батрачить к зажиточным крестьянам. Грамоты обучалась всего один год, больше не захотела учиться. С 14 до 18 лет она ежегодно по летам нанималась батрачить в деревню Сафроновскую. За работу платили ничтожную плату от 7 до 15 рублей за лето, а работать заставляли по15-18 часов в сутки. Хлебом кормили вдоволь, конечно, с холодной водой, а если напоят чаем, то при расчёте деньгами обязательно удержат из заработка. За поломку косы, граблей, вил, посуды и прочего обязательно удерживали из зарплаты по стоимости сломанной вещи.
В виде милости и доброты после окончания работы осенью давали отрабочую мякушку хлеба.
Нанимались с 1 мая до 15 октября, т.е. до Покрова. Бедная «казачиха» всё лето не знала покою и отдыха.
«Казачихи бедны люди, их хозяюшки не любят…», говорится в одной народной песне. В каждую зиму до замужества Вера таскала воду Негодяеву Александру Павловичу за 40 коп в месяц, носила от 5 до 10 ушатов в день».
Судьба Веры была незавидна: выдали замуж против её воли за вдовца, когда ей было 18 лет. Все сельскохозяйственные работы были взвалены на её плечи, от непосильной работы она заболела туберкулезом лёгких и умерла на 32 году жизни.
Сам Иван Николаевич Каменев так же рано стал работать. «Летом во время летних каникул я работал на разных работах. В 1913 году (11 лет) меня наняли пасти коров в деревни Амосовской, стадо около 55 коров по 65 коп с коровы на готовом содержании. Утром я ещё ходил завтракать, а вечером ужинать не ходил. Очень стеснялся и стыдился. Несколько зажиточных крестьян не уплатили за выпас ни одной копейки.
В 1914 году поступил на лесозавод Поньга. Меня отправили на погрузку лодей в ночную смену. Работал около 20 дней, потом отец сжалился и выдавал меня работать на Анду конюхом и кучером одновременно. Тут я проработал лето до ученья.
В 1915 и 1916 году во время летних каникул работал на лесопильном заводе «Поньга» на разных работах: на погрузке досок, на переборке досок и на многих др. работах. В 1917 году работал на сплаве в Пороге на перегонке леса из с. Порог до Анды».
Детские забавы
Как бы не были заняты дети работой по хозяйству, они всё равно найдут время для игр. Иван Николаевич о своём детстве: «Главным нашим занятием в детстве было следующее: как только весной начнёт сходить снег с полей так мы отправлялись по полям разыскивать стёкла и баски. Обувь была худая, придешь домой обязательно все ноги в грязи. Бывали случаи, что в грязи так увязнут сапоги, что домой шли босиком, а с дому мать или сестра ходили и приносили обувь.
Второе занятие охота за воробышками. Старались палкой, камнем, и т.д. убить воробышка.
Третье занятие весной и летом разыскивали куриные гнезда. Для этого залезали под взвозы, на сараи, во взвозы, в ямы и куда только возможно. Забирали яйца и уходили куда-нибудь изничтожать. Деление производили так: разбивали яйцо и из этого яйца пили все трое по очереди. Интересный был случай: в одном гнезде мы нашли 9 яиц и эти яйца все пили из одного по очереди не хватило ума разделить поровну по три яйца. За разорение гнёзд нас бранили, но мы избегали людей. С дому утром уходили чуть свет, а вечером приходили – темно.
Четвёртое занятие – крали сахар, конфеты и калачи у Каменева Николая Александровича. Один раз, доставая сахар со шкафа, мы опрокинули шкаф с чайной посудой. После этого Коля несколько суток не ходил домой. После отец унёс его на руках».
Судя по этим строкам можно предположить, что дети были предоставлены сами себе. Ни о каких игрушках здесь даже и речи не ведется, хотя, вероятно, игрушки все-таки были, но какие именно в источнике не говорится.
Школа
По состоянию просвещения и культуры Онежский уезд в конце ХIХ н. ХХ века продолжал оставаться одним из самых отсталых в губернии.
В условиях недостаточного количества школ грамоты и училищ народного просвещения в Онежском уезде существовавшие церковно приходские школы давали представление об азах грамоты и начале счёта детям крестьянских семейств. С 1900-х годов сеть сельских училищ, открытых на средства сельских обществ и некоторое укрепление училищ ведомства министерства народного просвещения ослабили влияние церковно приходских школ в крае и постепенно подготавливали почву для последующего расширения начального образования. Церковно-приходские школы сохранялись, и их число даже увеличивалось, но их образовательное значение и воздействие на население падает.
Обучение в народных школах и училищах, в церковно приходских школах было совместное.
Не всегда имели возможность обучаться дети из отдаленных от трактов деревень, не хватало мест и помещений для жилья. Существовали и другие причины для отсева (общие для всей губернии): мальчики помогали в домашних делах и промыслах; девочки помощницы в домашнем хозяйстве выбывали ещё в большем количестве.
Однако, в Поморье практически в каждом селе функционировала какая-нибудь общеобразовательная школа. Поморской особенностью был и довольно большой процент грамотных женщин.
«В 1891 году открыта церковно-приходская школа, помещающаяся с 1895 года в собственном новом доме и содержимая за счёт общества, которое платило учительнице 120 руб. в год, законоучителю 10 руб. и на прочие расходы 45 руб. в 1895-96 учебном году обучалось 40 мальчиков и 7 девочек». В своём дневнике Иван Николаевич пишет, что и дед его и отец были грамотными «... грамоты обучались они у местных дьяков и грамотных стариков. Обучение проводилось на славянском языке. Учились по псалтырю, изучали молитвы и псалтырь. В результате такого обучения ученики писать и читать научались плохо и ученье давалось туго. За ту или иную вину учеников наказывали: 1) били линейкой по голове; 2) ставили в угол на колени на песок или горох, 3) выгоняли в сени на мороз ; 4) исключали из класса».
В начале ХХ века школа находилась на Горе Жеребцовой. Школа эта была пятиклассная. В ней и обучался сам Иван Николаевич. «В школу был отдан в 1912 году, т. е. в 10 лет. Родители даже совершенно не хотели отдать, так как я говорил плохо (сильно картавил), но случайно учителя увидели меня и велели родителям, чтобы меня отдали в школу. Что и было сделано. Подпорожская школа была пяти групп. Я полностью кончил её в 1917 году. Оплата (за обучение) производилась один рубль за ученика в месяц и кроме того учителя ходили по домам и жили понедельно. В одно время таким учителем был старик по прозвищу Михарандушко. Когда то он был крупным богачом, но вылетел в трубу, т.е. разорился. Им был взят выгодный подряд переводить суда через Ладожское озеро с военным грузом. Во время одного перевоза несколько судов погибло и за это у Михарандушка конфисковали всё имущество и средства. Таким образом из богача сразу сделался нищим (от этого он сошёл с ума), когда он несколько выздоровел, так обучал ребят грамоте».
Из этих воспоминаний можно сделать такие выводы: учителей в селе уважали, прислушивались к их мнению; крестьяне ценили грамотность и даже самые бедные стремились отдать своих детей на обучение, хотя плата за обучение была довольно высокая ( 1 рубль в месяц + недельное кормление учителя).
Был в Подпорожье ещё один учитель Пётр Алексеевич Попов, он учил детей в 1920 -21 годах, но учил не долго, так как его считали все анархистом. Иван Николаевич Каменев на всю жизнь запомнил стихи, которым учил учитель Пётр Алексеевич: «Я квадрат, очень рад, площади все мерить, расскажу, удружу, можешь мне поверить: я хорош и пригож свойствами своими, со сторон окружён четырьмя прямыми. Стороны все равны мне родные сёстры, и углы все прямы, не тупы, не остры. Много лиц единиц я изображаю: то вершком, то сантиметром иногда бываю».
Надежда БАТИНА. Старший научный сотрудник Онежского музея.
Онега. №70. 02.09.2017. С.3.
Надежда Батина
дата последнего редактирования: 2018-05-23
Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей: