Публикация № 1019Онега    (рубрика: Деятели культуры)

Ю. Бадьин

Актёр



В тот предновогодний день у Никандра Васильевича хлопот было невпроворот. С самого утра звонили знакомые и незнакомые, с заводов и учреждений.

- Товарищ Кушников, как бы на счёт ёлочки для праздничного вечера? Нынче у вас с этим строго.

- Так будет и наперёд. Сколько можно губить природу?

Каждый раз под Новый год душа старого лесничего не знает покоя, болит: рубят беспорядочно люди молодые ели, сколько леса гибнет! Не выдержал как-то, пошёл к начальству, предложил установить такой порядок: разрешать рубить для новогодних вечеров елки в специально указанном месте по талону специальному, нарушителей штрафовать, много леса сбережём, да и государству доход. Был резон в мыслях Кушникова. И не было нынче хаоса - где захочу, там и беру таежную красавицу.

Вечером Никандр Васильевич заторопился в Дом культуры, на репетицию. В новом спектакле «Земля», который готовит народный театр к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (по роману Н. Вирты «Одиночество»), ветеран самодеятельной сцены играет роль старика Фрола, ходока от воронежского крестьянства к Ленину.

Это хоть и не центральный образ будущего спектакля, но весьма колоритен, сложен. Ведь от того, насколько он, Кушников, сумеет вникнуть в психологию своего героя, зависит степень звучания ленинской темы, в новой работе театра. И вот опытный мастер сцены без конца продумывает реплики, жесты, интонацию голоса своего героя. Режиссёр С.А. Шамонтьев, основатель театра и бессменный его руководитель, верит, что Кушников справится, сыграет ярко, на зависть молодым. Несмотря на свои 68 лет.

И так всегда. Какую роль ни возьми, будь это бригадир Сердюк в «Иркутской истории», боцман в «Оптимистической трагедии», старый солдат Митрич во «Власти тьмы», председатель колхоза Соломка в «Стряпухе» или руководитель бригады в «Сыне века», всегда это был запоминающийся, самобытный образ.

Вспоминаю одну из недавних работ театра - «Семью Плахова», удостоенную диплома первой степени на областном смотре творческих коллективов. Никандр Васильевич играл отщепенца Серафима, жестокого, желчного человека, ненавидящего всех и вся. В этой сложной в психологическом плане роли, артист находит особые мазки, приёмы, развенчивающие героя: бычий взгляд, охрипший голос, тяжёлая походка, грубые пальцы повисших рук. Подвернется случай - такой не будет раздумывать, переметнётся за кордон. Не всегда у нас самодеятельной сцене играют столь удачно отрицательных персонажей.

Много ролей сыграно Никандром Васильевичем в Онеге. И в народном театре, и тогда, когда кружок при Доме культуры назывался просто драматическим. А началось все в 1947 году с «Русских людей» К. Симонова. Это был второй спектакль драмкружка, которым стал руководить Сергей Александрович Шамонтьев, ныне заслуженный работник культуры РСФСР, и первая значительная роль Кушникова. Тогда он сыграл Глобу. военфельдшера, советского разведчика, центрального героя пьесы. Сыграл удачно, хотя в общей трактовке образа не хватало стройности целостности.

Немало воды утекло с тех пор, немало новых персонажей видели на сцене. Сколько? Никандр Васильевич теперь уж и не упомнит. Лучше всего ответить на это так: сколько было спектаклей в репертуаре народного театра, столько и ролей. Ведь ни одна новая работа коллектива не обходилась без его участия.

Недавно я спросил Кушникова, какая все-таки роль самая любимая «Глоба», - ответил он. - Мне ведь ещё раз пришлось встретиться с ним, играть этого замечательного советского человека-патриота. Когда наш кружок окреп, встал на ноги, мы поставили «Русских людей» снова, в новой редакции. Спектакль, сами понимаете, получился более ярким, тема звучания Родины нашла более глубокое развитие. А кого из нас не волнует судьба Отчизны?»

Из всех спектаклей со своим участием Никандр Васильевич выделяет, кроме «Русских людей», еще два – Власть тьмы» и «Честь». В первом он был занят в роли Митрича, во втором - Сардиона. Обе работы стали как бы этапами в его творчестве. «Я бы еще раз сыграл в этих спектаклях, - делится Никандр Васильевич, - если бы театр задумал снова, спустя несколько лет, показать их зрителям. Тряхнул бы, что называется, стариной».

Для полноты творческого портрета театрального старейшины Прионежья стоит сказать, что на подмостках сцены он появился в далёком 1934 году. Тогда Алексей Арбузов только что написал лирическую комедию «Шестеро любимых». Пьесу ставили в больших и малых театрах, в драмкружках, потому что она была как раз на злобу дня. Молодой Кушников дебютировал в роли механизатора Белки. А через тридцать с лишним лет вся общественность Онеги отметила его юбилей - 65-летие со дня рождения и 35-летие творческой деятельности, в Доме культуры была организована специальная фотовыставка, посвящённая актёру народного театра, Ещё несколько вех из жизни. Юность - гражданская война, беспокойные первые годы революции, НЭП. Молодость - работа на лесозавод №32-33, рабфак, Архангельский лесотехнический институт. Зрелые годы - начальник лесопункта, Великая Отечественная война. После войны снова родная Онега, любимая работа - охрана природы, умножение её красоты и богатств.

Заканчивая этот небольшой рассказ о ветеране художественной самодеятельности Прионежья, хочу высказать вот какую мысль. Раньше в театрах в честь какого-либо актёра устраивали бенефис - давали один из лучших спектаклей с его участием. Была у события ещё одна сторона - выручка в пользу юбиляра, актёры как бы сообща помогали своему собрату по сцене, жертвовали частью своего заработка. Этика советского актёра, советского человека отвергает это условие бенефиса, да и вряд ли кто из мастеров сцены согласится нынче на такое. Но в главном, по-моему, нет ничего худого, предрассудительного, скорее наоборот. Вот, думаю я, хорошо бы устроить такое в знак признательности заслуг Никандра Васильевича. Поставить, скажем, тех же «Русских людей», «Честь» или «Власть тьмы». Конечно, это потребует, может быть, много времени. Но ведь и человек отдал искусству больше тридцати лет!

Встретившись в канун юбилея народного театра с Никандром Васильевичем, я спросил, каковы его планы на ближайшее будущее. «Играть, - отвечал он - как всегда играть. Только вот хозяйка ворчит постоянно, что мало вечерами бываю дома...».

Советская Онега. 14.02.1970 (19).

Ю. Бадьин






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2023-06-29





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Ваше имя: Ваш E-mail: