Публикация № 1011Онега    (рубрика: Культурная жизнь)

Вл. Северянин

Поэзия слова поморского

 В Онежском крае вы найдёте произведения народного искусства в тех или иных формах, и с их характерными особенностями, которые создавались на протяжении веков в этой поморской стороне.

Здесь на берегах Студеного моря когда-то цвела самобытным цветом народная песня. Вместе с мужиком-первопроходцем из новгородской вольницы в заповедные леса далёкого Севера эмигрировали и его певцы - поэты, актёры, называемые в те далекие времена скоморохами. Искусство их было объявлено «бесовским». По специальному указу царя Алексея Михайловича скоморохи подлежали наказанию батогами и высылке, на Север. Память о них сохранилась в северных краях и в песнях, и в поговорках, и в названиях сел (Скоморохово), и в фамилиях (Скомороховы). Бытует на Севере и поговорка: «Всякий спляшет да не как скоморох».

Поморы высоко ценят песню, шутку, былинку и острое словечко. В среде суровых и молчаливых северян весельчак и острослов всегда был желанным человеком. Формируя команды в дальние плавания, поморы заботливо подбирали в свои ряды веселого человека, рассказчика, песенника и шутника, который красил тяжёлую жизнь тружеников моря и вовремя приободрял.

В Онежском крае и в наши дни потомки древней Руси пополняют самодеятельность, воскрешают искусство на манежах цирка, на эстрадных и театральных подмостках страны. Например, потомственный онежанин Александр Боровой – талантливый артист разговорного жанра, неоднократно выезжал в заграничные гастроли. Снимался в многосерийных телевизионных фильмах «Руины стреляют», в картине «Красный дипломат». Зимой в 1974 г он выступал в Архангельске и был тепло принят своими земляками.

Александр Боровов не одинок, сцену Государственного драматического театра имени А.С. Пушкина в Ленинграде много лет украшал онежанин Александр Чекаевский. Режиссёр, артист и театральный критик, он удачно снимался в кинокартинах «Белеет парус одинокий», «Ленин в Октябре», «Лесная сторона», «Разгром Юденича» и других.

А. Чекаевский в фильме «Белеет парус одинокий», 1937 г.

Широко известен ленинградской публике, как артист и режиссёр, уроженец города Онеги Евгений Павлов, погибший в Ленинграде во время блокады.

Немало талантливых любителей искусства в Онеге и сейчас. Так, интересно исполняют юмористические миниатюры на сцене Дома культуры С.А. Шамонтьев и Г.А. Кузьмин. Н.Н. Лучинский из Кодино зарекомендовал себя как талантливый баснописец, его басни печатаются не только в местной и областной печати, но и в литературных журналах Москвы.

В Онеге живет и работает поэт Евгений Павлович Токарев, глубоко и преданно любящий свой край. В одном из своих стихотворений он пишет:

Может, мне куда

за счастьем ехать-плыть?

Может, я и вправду больше

не могу

На холодном оставаться

берегу…

Я б уехал – не вечно же

прирос!

Только держат крепко веточки

берёз!

Е. П. Токарев создал песню о родном городе «Широка река Онега», которую любят и поют нынче онежане.

Север – родина былинно-героического народного эпоса. Опера-былина Римского-Корсакова «Садко» целиком возникла из былинных распевов известного северного сказителя Рябинина. От него же записал былины Мусоргский, использовавший их в своем «Борисе Годунове».

Особое место как хранители фольклора занимают жители поморских поселений Нижмозеро, Кянда, Тамица, Покровское, Нименьга, расположенных в непосредственной близости от Онеги.

Народное творчество поморья – богатейшая сокровищница художественных ценностей, накопленных за многие столетия. Будучи памятью народа о самом себе, песенный фольклор в то же время реальная движущая сила художественного прогресса. С одной стороны, народная северная песня продолжает жить не только в прекрасных этнографических ансамблях поморья, но и в народном быту, доставляя эстетическое наслаждение своей красотой и содержательностью. Интересно отметить, что с материальной культурой феодальной республики – Великого Новгорода вы можете ознакомиться посредством экспонатов музеев Новгорода и уцелевших построек. Но живая обрядовая новгородская песня с присущим ей говором и манерой исполнения сохранилась только на Онежском полуострове Белого моря.

Большая заслуга в раскрытии этого принадлежит известному фольклористу Н.И. Рождественской, которая провела огромную исследовательскую работу среди населения поморских деревень, собрала и записала народные песни поморов и составила прекрасный сборник фольклорного материала, гордость самобытной культуры русского Севера, идущей из глубин веков, от первых русских поселенцев. Сборник Н.И. Рождественской (народные песни и сказки) под общим названием «У Белого моря» был издан в Архангельске в 1953 году и теперь является библиографической редкостью.

Через фольклор мы познаём и тягостное положение рабочего-отходника. Онежский край не в силах был прокормить своих детей. Поэтому молодые люди в поисках достатка с горькой грустью и со смутной надеждой в душе на будущее пускались в самые рискованные путешествия.

Если онежанин-бурлак приносил домой несколько аршин цветного ситца или бумазеи, фунт чая, «писаные» пряники для детей и ещё в кармане оставалась пятёрка, о таком гремела слава. Чаще же отходники возвращались домой без денег, с горькой усмешкой пели они:

Бурлак пашенки не пашет,

Бурлак сено не косит,

На берестяной машине

Без гроша домой катит.

В Прионежье любят петь. Поют не только в хорах, ансамблях, но песня глубоко проникла и в быт. В поморских деревнях поют свадебные песни и причитания, а на отдыхе озорные частушки. Песня сопровождает онежанина всю жизнь. Мать над колыбелью поёт:

Уточка лесовая,

Где ты ночесь ночевала?

Там, там, на болотце.

За Онего-рекой на заводце.

Шли мужики да из леса.

Высекли по пруточку,

Сделали по гудочку.

Вы, гудки, не гудите,

Деточку не будите...

И труд онежанина освещён песней, Сплавщики в минуты отдыха поют, рыбаки ловят навагу, а в перерыве между полной и малой водой сидят в избушке и поют песни. Швеи и рукодельницы молча не работают, почти всегда поют, Сбор ягод и грибов в лесу традиционно сопровождается звонкими песнями. Возницы в обозе, преодолевая волока, едут и всю дорогу поют. В праздники песня желанный гость и в семье, и в трудовом коллективе.

В народные праздники ещё в 20-х годах в Онеге близ Верховского тальца и на мосту девушки водили хороводы, или как здесь говорят «круги», В сёлах по реке и в поморье молодежные посиделки-«вечеринки» не обходились без песен.

Революция имела сильное воздействие на народное творчество. Начиная с гражданской войны, в народную песню врываются дыхания нового времени. Появляются песни, сочинённые свободным народом:

Победим мы белых свору,

Победим лишь только мы.

Нам не страшно наступленье.

Мы с победою придем.

Любовные частушки; уступают место частушкам гражданского звучания.

Ты тальяночка, тальяночка,

Зеленые меха.

Мой милёночек стахановец,

Стахановка и я.

В советское время молодёжь начинает активно участвовать в разнообразных отраслях общественного труда. Многие из беломорских селений отправляются на лесозаготовки, работают на сплаве. Молодые крестьянки Нижмозера, Кянды идут в Онегу на лесопильные заводы. При Советской власти началась миграция из этих поморских деревень на Мурман к месту богатых рыболовных промыслов.

Широкое общение молодёжи с населением других мест обусловило всё больший приток в поморские деревни Онежского берега Белого моря нового песенного материала: частушек и песен.

Большую роль в распространении песен играла местная учащаяся молодежь. Например, ученики Нижмозера, Кянды, Тамицы имели рукописные тетради-песенники, куда они записывали понравившиеся им различные песни. Они разучивали некоторые из них на голосах, используя уже существующие для той или другой песни мотив или подбирая новый согласно местной песенной традиции. В свою тетрадь нижмозерка Клавдия Телова вписала тексты: «Командир наш славный был Буденный» (1932 год), «Взвейся знамя коммунизма» (1934 год). Поморки вскоре подобрали к ним мотивы и начали петь.

В 1939 году, по утверждению Н.И. Рождественской, любимыми песнями молодёжи деревни Тамицы были: «Песня о девушке - партизанке» (текст Канатова), «Матрос Железняк» (текста М. Голодного), литературные тексты сохранились без изменений. Напевы же были переработаны.

Фольклор советского периода богат и разнообразен, но до сих пор мало изучен. Правда, репертуар местной художественной самодеятельности с каждым годом пополняется всё новыми песнями. Так, порожский народный хор имеет в репертуаре интересную, глубоко народную песню архангельского композитора С. Чернобая «По северной дороге», которую хор посвящает ветеранам партии онежанам-коммунистам

Вокальный квартет из Малошуйского клуба исполняет ярко песни поэта и композитора онежанина В. Цветкова «Под-онежские вечера», создавшему лирический образ онежанина-патриота, сына сурового Северного края.

Богат фольклор, посвящённый событиям и героике Великой Отечественной войны. Он выразился здесь в победных героических частушках и прибаутках. Их сочиняла сама жизнь.

В годы Великой Отечественной войны с тоскливой горечью онежские девушки пели:

По Онеге, по реке

Ходят пароходики,

Незаметно, как проходят

Молодые годики.

С заветренных солёных губ онежских военморов срывались рождённые в бурях сражения слова новых народных сказаний:

За Онегой, за Двиной

Всей стране поведай

Что вернёмся мы домой

С честью и победой.

В наши дни в Онежском крае эстафету фольклорного искусства несут в народ самодеятельные коллективы, как вокально-танцевальный коллектив «Поморочка», расширивший за последние годы свою гастрольную географию до Москвы. «Поморочка» выступала на Центральном Московском телевидении. Коллектив сохранил традицию прошлого – уменье слаженно водить самобытный хоровод и одновременно петь.

Не отстают от поморок и онежанки с реки Онеги, Молоденький Чекуевский вокальный ансамбль пропагандирует местный фольклор. Большое впечатление оставляет народный хор из Вонгуды, участниками которого являются ветераны колхозного труда.

Прекрасно выступил несколько лет тому назад по Центральному телевидению поморский хор, состоявший из жителей Онеги, Пурнемы, Покровского, Тамицы и Порога. Их фольклорный репертуар и исполнение получили высокую оценку у телезрителей страны. Не случайно программа повторялась по просьбе телезрителей. Это говорит о том интересе, который испытывает современный слушатель к задушевной народной песне.

Онежанки принимают участие и в Северном народном хоре, который неоднократно представлял русское народное искусство за рубежом.

Вл. Северянин

Советская Онега.05.02.1977 (16)

Вл. Северянин






  редактор страницы: Василий Елфимов (geovas7@yandex.ru)


  дата последнего редактирования: 2016-10-12





Воспоминания, рассказы, комментарии посетителей:



Читатель,  E-mail: нет адреса


Шапка вызвала лёгкий приступ ностальгии. Как давно это было. Но было, было, было. Спасибо, что не все это ещё позабыли.







Ваше имя: Ваш E-mail: