р. Онега
Река Онега – главная водная артерия Поонежья. Она была, есть и будет связующим звеном и украшением всего края.
Судоходство на реке имело давние корни и восходило к началу славянского освоения Севера. Первыми судами на Онеге являлись насады, струги, челны, учаны, паузки, подвозки и берви или плоты. Все они были лодками – однодревками. Особый интерес вызывает ушкуй, так же являвшийся лодкой однодревком, и были как речными, так и морскими.
К XIV веку ушкуйники по Онеге ходить перестали, прокладывая свои маршруты намного южнее. Усиление экономической мощи Руси, появление на Севере монастырей, повлекли за собой строительство более крупных судов. В XV-XVII веках, грузовое движение на Онеге производилось на судах различных типов, из них наиболее распространёнными являлись: насады, дощаники и паузки. Для перевозки пассажиров применялись каюки – крытые килевые гребные или парусные суда, рассчитанные на 3-5 пассажиров при 12-14 гребцах, и карбасы – на 1-2 пассажиров с 6 гребцами.
Для проводки судов вверх по реке использовались вёсла, парус и бечева, иногда их совмещали. Ручная тягловая сила использовалась на Онеге вплоть до конца XIX века. В конце XIX века по Онеге курсировали 123 судна 5-ти типов, основными по численности и объёму перевозок являлись карбасы.
Несмотря на то, что Онега была доступна для движения паровых судов на протяжении 10-12 вёрст вверх от устья, и на 100 вёрст выше порогов от села Порог до Турчасово, но и в этих условиях в конце XIX века по Онеге ходили 7 буксирных пароходов, обеспечивающих нужды лесопильных заводов. Ещё один пароход перевозил пассажиров, совершая регулярные рейсы по маршруту Порог – Турчасово. С 1911 года на Онеге стали работать два парохода – «Онега» и «Команьон». Однако общее количество судов в XX веке стало сокращаться, и уже к 1909 году их насчитывалось только 68 единиц.
В 1928 г. на реке Онеге, в селе Порог, была построена пристань. Здесь с автомашин перегружались на суда и баржи различные виды грузов, а так же производилась посадка и высадка пассажиров, прибывших с населённых пунктов находящихся вверх по течению реки. Автомобильного сообщения с этими деревнями, в летний период, в то время ещё не было никакого. В 1930-40е годы грузы и пассажиров перевозили пароходы, работающие на твёрдом топливе: «Онега», «Свет», «Гельфман» - позднее переименованный в «Лев Толстой». В военные и послевоенные годы ходили пароходы «Лев Толстой» и «Ковалёв». В конце 1950-х годов, на смену пароходам приходят дизельные суда: «Порог», «М-237», «М-238», «М-221», «Моша» и др. В октябре 1969 г. свой первый рейс совершил теплоход «Великий Устюг», который проработал на реке Онеге до 1983 г., а затем сменил прописку и был передан Московскому часовому заводу в качестве плавучего дома отдыха. В конце октября 1981 г. свой первый пробный рейс совершил теплоход «Заря-313», затем появились и другие теплоходы данной серии. Многочисленные буксиры и баржи доставляли продукты, промышленные товары по деревням района. Регулярно на реке работал земснаряд, расчищая и углубляя русло реки.
В начале 1990-х годов, в связи с вводом автодороги Онега-Анциферовский Бор-Прошково, объём грузоперевозок стал снижаться. С завершением советского периода, онежское речное судоходство практически прекратило своё существование. Сегодня лишь небольшой теплоход «Заря», совершает несколько рейсов в неделю по маршруту село Порог – село Усть-Кожа.
Источники:
В.Н. Васёв. Поонежье – прошлое и настоящее. Вельск. 2008.
А.И. Ульянов. Онежские мореходы. Онега. 2009.
Новые публикации (5 из 25). Выбор по дате последнего изменения.
Новые фотографии