Часовенная (Бабкино)
Публикации: | |||
| |||
|
Фотографии: | |||
| |||
|
Часовенная (Бабкино)
Деревня Часовенская или Часовенная (Каргопольский район) располагалась в центре куста деревень, называемого Бабкино, в 5 км ниже села Архангело по правому берегу Онеги, напротив острова. За ним река перекатывается через последний из бабкинских порогов, и дальше становится спокойнее и глубже.
Деревня известна с середины XVII века как Пентюшинская, а нынешнее название получила на рубеже XVII-XVIII веков, после постройки здесь первой часовни в честь Николая Чудотворца, упомянутой в Переписной книге Каргопольского уезда 1712 г. (1).
Как и большинство деревень Бабкина, Часовенная стояла не у самой Онеги, а поодаль, на высоком коренном берегу. На склоне его располагались амбары и бани, а внизу, в пойме реки, раскинулись луга. «Бабкино называют кривым. Преобладающей фамилией здесь была Пятышевы. В Бабкине несколько деревень, расположенных кучно, с домами, строенными не по прямой линии. Здесь особая манера говорить протяжно, а по-нашему — «тяпать». В шутку всех бабкинчан зовут «тяпуны» и «тяпуньи». И если человека, говорящего протяжно, спросят: «А вы не из Бабкина?» — в том ничего удивительного нет...» – так описывала эти места жительница Архангела Е. А. Орлова в 1951 г. (2).
С 1873 г., после восстановления Архангельской волости в исторических границах, деревни Бабкина входили в Сорокинское сельское общество в её составе. Незадолго до революции или сразу после неё они выделились в Бабкинское общество. В Часовенной были ветряные мельницы: во второй половине XIX века их насчитывалось три, в 1900 г. – две – Павла Кузнецова и Дмитрия Кузнецова, а в 1910-е годы только одна, принадлежавшая Ивану Гаврилову Кузнецову, он же в описываемое время держал и кузницу (3).
На склоне коренного берега, там, где дорога спускалась в речную пойму, была поставлена часовня Николая Чудотворца. Та часовня, что числилась в церковных ведомостях Архангельского прихода XIX века и запечатлена на фотографии К. Ф. Некрасова начала 1910-х годов, по-видимому, была уже второй по счёту на этом месте (после той, что стояла здесь в 1712 г.). Построена она, по разным сведениям, в 1715 или в 1817 году (вторая дата представляется ближе к истине) (4). Согласно народному преданию, которое приводит краевед А. А. Моисеев, часовня основана на месте явления иконы Святителя Николая, которая приплыла по Онеге на крестообразном камне. Обнаружив икону, жители Бабкина сначала отнесли её в приходскую церковь, но после этого икона снова оказалась на том же самом месте, и люди решили построить там часовню. Камень в форме креста хранился в часовне под тем самым образом Николая Чудотворца, и многие больные приходили по обету молиться святому Николе на ночь перед праздниками и грызли этот камень – считалось, что это помогает исцелиться от болезни. Староста часовни также рассказал Моисееву, что «Чудотворец хранит их селение от пожаров, которых вовсе не бывало». В часовне имелся редкостный по резьбе старинный иконостас (5).
Можно предположить и другую версию истории постройки часовни: фарватер Онеги у Бабкина сложный, а у Часовенской она разделяется на два рукава, между которыми, как уже было сказано выше, лежит остров. И если в большую воду река здесь спокойная, то при низкой воде обнажаются пороги и каменистые косы, в нескольких местах есть прижимы, где течение проходит о самый левый берег. Может быть, неслучайно часовня в честь святителя Николая, который на Руси считался покровителем путешественников и мореходов, была поставлена именно в этом месте, над последним бабкинским порогом?
Благодаря снимку Некрасова мы имеем представление о её внешнем облике. Как и многие другие онежские часовни, Никольская имела клинчатое завершение. С запада к ней был пристроен притвор под односкатной кровлей, а на нём – восьмигранная шатровая колокольня, расположенная весьма необычно: она была смещена относительно продольной оси часовни к северной стороне притвора. По оттенкам серого на фотографии можно с большой вероятностью представить цвета, в которые была окрашена часовня: стены, восьмерик колокольни и шея главы – белилами, крыша часовни и притвора и епанча под главкой – тёмно-красной охрой или мумией, шатёр колокольни, глава и кресты – медянкой (изумрудный цвет).
Праздничные службы в часовне проводились в день перенесения мощей Николая Чудотворца — 9 (22) мая («Никола летний») и в день памяти святого — 6 (19) декабря («Никола зимний») (6). Когда часовня была утрачена – точно не известно, но на картах 1980-х гг. она ещё обозначена.
Основная фамилия в деревне – Кузнецовы. В 1920 г. в Часовенской насчитывалось 16 домов и 86 жителей, также работала кузница (7). В 1963 году здесь ещё проживало 22 человека, но уже в 1977 г. деревня была списана (8). До настоящего времени не сохранилось ни одного дома. В 2020 году потомки жителей Бабкина установили здесь (немного западнее места, где стояла Никольская часовня), поклонный крест в память об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла из этих деревень.
Илья Леонов
В заголовке - вид на деревню Часовенную и Никольскую часовню с поймы Онеги. Фото К. Ф. Некрасова, 1910-е гг.
(1) РГАДА.Ф.350.Оп.1.Д.167.Л.502. См. Статистические данные.
(2) Рукопись Е. А. Орловой с описанием деревень и народных обычаев Архангельской волости хранится в Каргопольском музее (НВФ 7559). Выдержки из неё приведены в книге Н. И. Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей» (Каргополь, 2011. С.206-207).
(3) Сведения за 1878 г. — ГААО. Ф.1957. Оп.1. Д.235 (см. также в Статистических данных); за 1900, 1911 и 1916 гг. — см. Тормосова Н. И. Каргополье... С.223.
(4) В Ведомостях о церкви Сретения Господня Архангельского прихода за 1864 и 1865 годы датой постройки часовни указан 1715 год, а в более поздней ведомости за 1890 г. – 1817 год. См. ГААО.Ф.1342.Оп.2.Д.176.Л.32, Д.178.Л.35об.-36, Д.202.Л.2об.
(5) Моисеев А. А. Народные предания о часовнях Архангельской волости, Каргопольского уезда // Олонецкие Губернские Ведомости, 1899, № 60. С. 2
(6) Ведомости о церкви Сретения Господня Архангельского прихода за 1864, 1865, 1890 гг.
(7) Список населённых мест Вологодской губернии на 1920 г. Вып. VI: Каргопольский уезд. – Вологда, 1922. С.6-9. См. подробнее в Статистических данных.
(8) Тормосова Н. И. Каргополье… С.225.
Статистические данные (2024-11-22) |
Онега в Бабкине, у Часовенской |
Дорога по краю берега |
Вид из поймы на коренной берег, где стояла деревня |
Поклонный крест на горе |
Пойменный склон |
Крест на месте деревни |
Место деревни |
Поклонный крест |
Места, где стояли дома |