Ольховец
Публикации: | |||
| |||
| |||
|
Фотографии: | |||
| |||
| |||
| |||
|
Ольховец
Ольховец (Каргопольский район) – историческая волость в верховьях Онеги, в 13-23 км от Каргополя, объединявшая в себе 23 деревни по обоим берегам реки. В наше время Ольховцем чаще всего называют главную и самую крупную деревню этой округи – Андроновскую, где стояли храмы Ольховского погоста.
Первое документальное упоминание об Ольховце встречается в Платёжной книге Каргопольского уезда Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1555/56 гг.: «С мелницы на Онеге ж против Спаса на Олховце у Омелянка у Полутина з братею оброку 10 денег». В то время ольховские деревни относились к Надпорожскому селу, затем – к Надпорожской волости, а с середины XVII в. образуется самостоятельная Ольховская волость, существовавшая до конца XVIII в., когда после новой административной реформы уезды стали делиться на вотчины, состоящие из приходов (границы их, как правило, соответствовали границам церковных приходов). Деревни Ольховца входили в Ольховский приход (а с 1820-х – 1830-х – Ольховскую волость) Вохтомской вотчины Каргопольского уезда; в 1840-е-1850-е гг. – в Лодыгинское и Глазовское общества Калитинской волости и, наконец, с 1861 г. и до 1917 г. – в Ольховское общество Усачёвской волости (1).
Из народных промыслов в Ольховце наибольшее распространение получило строительство лодок и карбасов – в основном, этим занимались жители правобережных деревень. Карбасы изготовляли по заказу онежских купцов и местных хлеботорговцев для перевозки товаров по реке в город Онегу. Постройка такой большой лодки занимала не менее месяца, и давала мастеру, в среднем, 21 руб. чистого заработка. А так как каждая лодка использовалась только один раз (по Онеге можно было лишь спуститься вниз, но против течения не подняться), то недостатка в заказах не было. С начала XX века промысел стал постепенно угасать из-за сокращения запасов леса – мастера испытывали недостаток в сырье, и снижения спроса на лодки среди купцов (не последнюю роль в этом сыграло строительство железной дороги Вологда-Архангельск) (2).
Деревня Андроновская, расположенная на левом берегу Онеги, до 1890-х гг. числилась как два поселения: Верхне-Андроновская и Нижне-Андроновская. В 1867 г. в ней была открыта церковно-приходская школа, а в начале XX в. – земское одноклассное училище под попечительством крестьянина Ивана Николаевича Попова. Учителями с 1905 по 1916 гг. были: Николай Николаевич Попов, Мария Петровна Самарина, Мария Константиновна Охотина, законоучителями – священники Ольховского прихода Николай Христофорович Соболев и Пётр Иоаннович Волокославский (3).
В 1920 г. в Андроновской и при Ольховском погосте насчитывалось 29 домов и 141 житель. В 1928 г. деревня стала центром вновь образованного Ольховского сельского совета, здесь также были почта, медпункт, кузница и мельница. Около 1930 г. создан колхоз «Труженик». В нижнем конце Андроновской работала паромная переправа, связывавшая её с деревнями на правом берегу Онеги.
После Великой Отечественной войны началось запустение ольховских деревень: на правобережье некоторые из них были покинуты жителями уже в 1950-е годы. Ольховский сельсовет был упразднён в 1954 г., территория его включена в Надпорожский с/с, а после его ликвидации в 1967 – в Павловский. Почти все оставшиеся деревни объявили "неперспективными", многие из их числа исчезли в 1960-е гг., а территория их была распахана (4). К нашему времени из 23 деревень сохранились только 12, большинство – заброшены, а остальные, кроме Андроновской, обитаемы лишь сезонно. Андроновская на сегодняшний день – пока ещё вполне живая деревня, правда, облик её несколько испорчен безобразными дачными постройками – сказывается близость к Каргополю и большой дороге. Несмотря на это, в целом место очень живописное – с берега открывается прекрасный вид на Онегу. И если в нижнем течении она величественно разливается среди простора полей и лесов, открывая взору покрытые синей дымкой дали, в среднем – грозно шумит на порогах между известняковых скал и красных глинистых обрывов, поросших густым хвойным лесом, то здесь, ещё не набрав полной силы и ширины, Онега весело бежит вдоль невысоких берегов, создавая ощущение спокойствия и уюта. Выше по течению – порог Ольховец.
Ольховский погост располагался на южной окраине деревни Андроновской, на берегу реки. Как уже было сказано выше, первый известный храм, упоминаемый в Платёжной книге 1555/56 гг., имел посвящение в честь Преображения Господня, несколько позже рядом выстроен ещё один храм. Оба они сгорели в 1644 г. (5), но уже к 1648 г. была срублена новая Покровская церковь и строилась Преображенская (6).
В XVIII – XX вв. на Ольховском погосте также стояли две церкви, запечатлённые в своё время на фотографиях. Зимняя была освящена во имя Преображения Господня, основной объём её завершался бочкой, с запада к нему примыкала тёплая трапезная. Церковь, обычно, датируют 1690 годом (7).
Летняя, кубоватая пятиглавая церковь с престолами Покрова Пресвятой Богородицы и св. апостолов Петра и Павла была построена в 1758 г. Своим обликом она напоминала другие храмы верхней Онеги с таким же завершением, а более всего – Михайло-Архангельскую церковь 1715 г. в Архангело: даже железное покрытие куба и глав на ней было выполнено аналогичным образом.
Оба храма – Покровский и Преображенский соединялись между собой «корридором» (8) в виде наземной закрытой галереи. Колокольня, стоявшая к западу от них, построена, по одним данным – одновременно с Преображенской церковью (9), по другим – в 1801 году (10), и первоначально имела шатровое завершение, которое заменили на купол со шпилем не ранее 1864 г. (11). Погост окружала рубленая ограда с главными воротами в западной стене, а восточная её стена, тянувшаяся вдоль кромки берегового склона, была сложена из камня.
В 1860-1864 годах кровли и главы на церквах покрыли железом, стены обоих храмов снаружи (а в Преображенской церкви также внутри) обшили тёсом и окрасили (12). Немного позднее и Покровская церковь изнутри также была обшита тёсом и окрашена.
После закрытия Ольховского прихода в 1933 г. в Преображенской церкви устроили клуб, после – склад, а затем её распилили на дрова (13). На месте храма осталась груда камней фундамента. Колокольня и ограда также были разрушены. Покровскую церковь перестроили в начальную школу, которая работала до 1990-х гг., а сейчас заброшена. Несмотря на то, что здание почти полностью потеряло свой первоначальный облик, хорошо узнаётся алтарная апсида, сохранились элементы декора и часть исторической обшивки церкви. Представляется, что оно заслуживает внимательного изучения с раскрытием обшивки и проведением обмеров – это позволило бы определить, что из оригинального материала и конструкций сохранилось после перестройки, и пролило бы свет на строительную историю как самого Покровского храма, так и кубоватых церквей Поонежья в целом.
Илья Леонов.
В заголовке – вид с берега Онеги на храмы Ольховского погоста. Фото К. Ф. Некрасова, начало 1910-х гг.
(1) Более подробно история ольховских деревень и административно-территориальных преобразований освещена в книге Н. И. Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей» (С. 143-152).
(2) Кустарные промыслы крестьян Каргопольского уезда Олонецкой губернии / сост. В. Кузнецов. – Петрозаводск: Северная скоропечатня, Р. Г. Кац, 1902. Р. II. С. 16-17. Лодочный промысел был развит и в соседних волостях по Онеге - Надпорожье и Усть-Волге (Усачёве).
(3) Памятная книжка Олонецкой Губернии, 1905-1916.
(4) Тормосова Н. И., С. 148-150.
(5) «В то время церкви Божии сгорели, а книги, образа и колокола выношены» (сведения из церковной летописи, приведённые в Известиях Императорской Археологической Комиссии (вып. 55, 1914. С. 100)).
(6) РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ. Кн.299. Переписная книга посадских дворов гор. Каргополя, посада Турчасова, деревень и дворов в чёрных волостях Каргопольского и Турчасовского уездов переписи Василия Ивановича Жукова 1648 г.
(7) Постройку прежней Преображенской церкви, упомянутой в Переписной книге 1648 г., и новой, 1690 г., разделяет совсем небольшой промежуток времени – можно предположить, что речь идёт об одном и том же храме, выстроенном в конце 40-х – начале 50-х годов XVII века, а к более поздней дате относится его малое освящение (например, после ремонта, переустройства алтаря, или каких-то иных событий), которое и было зафиксировано в исторических источниках. Вообще, история храмового ансамбля очень запутанная: так, например, в Переписной книге Каргопольского уезда 1712 г. в Ольховском погосте указаны: «...церковь Преображения Господня, а другая вновь строится Покрова Богородицы да в приделе Петра и Павла» (РГАДА.Ф.350.Оп.1.Д.167.Л.398об.), а в Переписной книге 1719 г. уже: «На погосте вновь строится церковь Преображения Господня, в приделе Покрова Пресвятыя Богородицы...» (РГАДА.Ф.350.Оп.1.Д.169.Л.316). Могло быть и так, что храмы за это время неоднократно горели, что тогда было не редкостью, и на их месте возводили новые.
(8) ИИАК. Вып. 52. С.161, вып. 55. С.100. Галерею частично видно на фото Некрасова, снятом со стороны ворот погоста.
(9) Отдел письменных источников ГИМ Ф.450.Д.698.Л.79. Исторические сведения об Ольховском приходе Каргопольского уезда (Старицын А. Н. Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда).
(10) ИИАК. Вып. 52. С.160.
(11) В Ведомости о церкви Преображения Господня Ольховского прихода за 1864 г. отмечено, что "колокольня ветха и не исправляется по неимению суммы" (ГААО. Ф.1342. Оп.2. Д.176. Л.73об.)
(12) Там же, Л.73.
(13) Тормосова Н. И., С. 144.
Статистические данные (2024-05-18) | |
Тайная заготовка леса (2023-11-08) |
Сторожка в церковной ограде |
Южная окраина д. Андроновской |
Школа, перестроенная из Покровской церкви |
Онега |
Поле на берегу Онеги выше деревни |
Онега выше Ольховского погоста |
Онега у Ольховца |
Вид на юг |
Вид на место Ольховского погоста с юга |