Деревня Агафоновская Каргопольского района (по местному - Погост или Спас) расположена на историческом Ошевенском тракте, на берегу Спасского озера в центре куста деревень, называемого ныне Поздышево, а в прошлом – Верхней Чурьегой. «…Запомнились во время таких поездок два примечательных места. Одно из них – небольшая деревенька Спас с церковью и озёрком, будто пришедшая из северной сказки. Помню, как проезжали мимо неё в сумерках. Озеро загадочно и маняще поблёскивало в лучах вечерней зари, спокойное, тихое. На берегу высилась тёмной громадой церковь, седая от старости, крытая лемехом…» - так вспоминает писатель Е. Ф. Богданов в «Каргопольских зарисовках» дорогу своего детства из Каргополя в Ошевенск.
«Волостка на Верхней Чурьеге в Спасском приходе» впервые упоминается в Писцовой книге Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. Приход, а вслед за ним окрестная местность и озеро получили своё название, по всей видимости, от первого Спасо-Преображенского храма, стоявшего на этом месте. В XVIII в. здесь возводится величественный храмовый ансамбль Верхнечурьюжского (Верхнечурьевского) погоста, включавший в себя две шатровые церкви и колокольню, обнесённые бревенчатой оградой. Главная, Преображенская церковь 1754-56 гг. с приделом Владимирской иконы Божией Матери, срубленная восьмериком от земли, соединялась крытой галереей с колокольней. Другая церковь во имя св. Филиппа, митрополита Московского, построенная в 1765-67 гг. относилась к более позднему типу «восьмерик на четверике» и значительно уступала Преображенской по высоте. С запада к ней была пристроена трапезная с приделом Богоявления Господня.
Верхнечурьевский погост полностью сгорел от попадания молнии 26 мая 1920 г. Пожар также уничтожил дома церковного причта и два крестьянских дома, стоявшие поблизости (1). Вместо утраченных храмов была выстроена новая церковь, освящённая также в честь Преображения Господня - скорее всего, именно её мог видеть Е. Ф. Богданов. В том же 1920 г. прихожане деревень Великодворской, Максимовской, Грихнёвской, Опаринской, Раевской, Кузнецовской и Киверниковской построили свою церковь в деревне Грихнёвской (Грихнёво) в честь Тихвинской Божией Матери и выделились из Верхнечурьевского Спасского прихода в отдельный Новозаручевский приход (2). В деревне Максимовской в начале 1920-х гг. была зарегистрирована старообрядческая община Белокриницкой иерархии, члены которой также устроили у себя церковь во имя Николая Чудотворца (3). После закрытия Спасского прихода в 1930-х гг. в помещении Преображенской церкви был устроен клуб, а позже – склад. Здание сгорело в 2000 г. На его месте в 2005 г. предпринимателем В. Л. Роговым построена часовня Владимирской иконы Божией Матери (4).
(1) ГААО.Ф.Р-4548.Оп.2.Д.51.Л.342-343.
(2) ГААО.Ф.Р-4548.Оп.2.Д.51.Л.359-370, Ф.Р-786.Оп.1.Д.223.Л.481,489.
(3) ГААО.Ф.Р-4548.Оп.2.Д.51.Л.114об.
(4) См. Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. Сведения о новой Спасо-Преображенской церкви (по воспоминаниям З. И. Захаровой) также приведены в исследовательской работе Анастасии Тороповой «По богдановским местам».
Илья Леонов.
В заголовке – Верхнечурьевский погост (фото академика В. В. Суслова, 1886 г.)
Новые публикации (2 из 2). Выбор по дате последнего изменения.
Новые фотографии