Ольховец

www.OnegaOnline.ru Ольховец Фотогалерея Слайд-шоу
переход:   

 Ольховец


Ольховец (Каргопольский район) – историческая волость в верховьях Онеги, в 13-23 км от Каргополя, объединявшая в себе 23 деревни по обоим берегам реки. В наше время Ольховцем чаще всего называют главную и самую крупную деревню этой округи – Андроновскую, где стояли храмы Ольховского погоста.

Первое документальное упоминание об Ольховце встречается в Платёжной книге Каргопольского уезда Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1555/56 гг.: «С мелницы на Онеге ж против Спаса на Олховце у Омелянка у Полутина з братею оброку 10 денег». В то время ольховские деревни относились к Надпорожскому селу, затем – к Надпорожской волости, а с середины XVII в. образуется самостоятельная Ольховская волость, существовавшая до конца XVIII в., когда после новой административной реформы уезды стали делиться на вотчины, состоящие из приходов (не имеющие ничего общего с церковными приходами). Деревни Ольховца входили в Ольховский приход (а с 1820-х – 1830-х – Ольховскую волость) Вохтомской вотчины Каргопольского уезда; в 1840-е-1850-е гг. – в Лодыгинское общество Калитинской волости и, наконец, с 1861 г. и до 1917 г. – в Ольховское общество Усачёвской волости (1) .

Из народных промыслов в Ольховце наибольшее распространение получило строительство лодок и карбасов – в основном, этим занимались жители правобережных деревень.

Деревня Андроновская, расположенная на левом берегу Онеги, до 1890-х гг. числилась как два поселения: Верхне-Андроновская и Нижне-Андроновская. В 1867 г. в ней была открыта церковно-приходская школа, а в начале XX в. – земское одноклассное училище под попечительством крестьянина Ивана Николаевича Попова. Учителями с 1905 по 1916 гг. были: Николай Николаевич Попов, Мария Петровна Самарина, Мария Константиновна Охотина, законоучителями – священники Ольховского прихода Николай Христофорович Соболев и Пётр Иоаннович Волокославский (2).

В 1920 г. в Андроновской и при Ольховском погосте насчитывалось 29 домов и 141 житель. В 1928 г. деревня стала центром вновь образованного Ольховского сельского совета, здесь также были почта, медпункт, кузница и мельница. Около 1930 г. создан колхоз «Труженик». В нижнем конце Андроновской работала паромная переправа, связывавшая её с деревнями на правом берегу Онеги (3).

Ольховский сельсовет был упразднён в 1954 г., деревни, входившие в его состав, переданы в Надпорожский с/с, а после его ликвидации в 1967 – в Павловский. К нашему времени из 23 деревень сохранились только 12, большинство из них – заброшены, а остальные, кроме Андроновской, обитаемы лишь сезонно. Андроновская на сегодняшний день – пока ещё вполне живая деревня, правда, облик её несколько испорчен безобразными дачными постройками – сказывается близость к Каргополю и большой дороге. Несмотря на это, в целом место очень живописное – с берега открывается прекрасный вид на Онегу. И если в нижнем течении она величественно разливается среди простора полей и лесов, открывая взору покрытые синей дымкой дали, в среднем – грозно шумит на порогах между известняковых скал и красных глинистых обрывов, поросших густым хвойным лесом, то здесь, ещё не набрав полной силы и ширины, Онега весело бежит вдоль невысоких берегов, создавая ощущение спокойствия и уюта. Выше по течению – порог Ольховец.

Ольховский погост располагался на южной окраине деревни Андроновской, на берегу реки. Как уже было сказано выше, первый известный храм, упоминаемый в Платёжной книге 1555/56 гг., имел посвящение в честь Преображения Господня, несколько позже рядом выстроен ещё один храм. Оба они сгорели в 1644 г. (4), но уже к 1648 г. была срублена новая Покровская церковь и строилась Преображенская (5).

В XVIII – XX вв. на Ольховском погосте также стояли две церкви, запечатлённые в своё время на фотографиях. Зимняя была освящена во имя Преображения Господня, основной объём её завершался бочкой, с запада к нему примыкала тёплая трапезная. Церковь, обычно, датируют 1690 годом (6).

Летняя, кубоватая пятиглавая церковь с престолами Покрова Пресвятой Богородицы и св. апостолов Петра и Павла была построена в 1758 г. Своим обликом она напоминала другие храмы верхней Онеги с таким же завершением, а более всего – Михайло-Архангельскую церковь 1715 г. в Архангело: даже железное покрытие куба и глав на ней было выполнено аналогичным образом.

Оба храма – Покровский и Преображенский соединялись между собой «корридором» (7) в виде наземной закрытой галереи. Колокольня, стоявшая к западу от них, построена, по одним данным – одновременно с Преображенской церковью (8), по другим – в 1801 году (9), и первоначально имела шатровое завершение, которое заменили на купол со шпилем не ранее середины XIX в. Погост окружала рубленая ограда с главными воротами в западной стене, а восточная её стена, тянувшаяся вдоль кромки берегового склона, была сложена из камня.

После закрытия Ольховского прихода в 1933 г. в Преображенской церкви устроили клуб, после – склад, а затем её распилили на дрова (10). На месте храма осталась груда камней фундамента. Колокольня и ограда также были разрушены. Покровскую церковь перестроили в начальную школу, которая работала до 1990-х гг., а сейчас заброшена. Несмотря на то, что здание почти полностью потеряло свой первоначальный облик, хорошо узнаётся алтарная апсида, сохранились элементы декора и часть исторической обшивки церкви. Представляется, что оно заслуживает внимательного изучения с раскрытием обшивки и проведением обмеров – это позволило бы определить, что из оригинального материала и конструкций сохранилось после перестройки, и пролило бы свет на строительную историю как самого Покровского храма, так и кубоватых церквей Поонежья в целом.

Илья Леонов.

В заголовке – вид с берега Онеги на храмы Ольховского погоста. Фото К. Ф. Некрасова, начало 1910-х гг.


(1) Более подробно история ольховских деревень и административно-территориальных преобразований освещена в книге Н. И. Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей» (С. 143-152).

(2) Памятная книжка Олонецкой Губернии, 1905-1916.

(3) Тормосова Н. И., С. 148-149.

(4) «В то время церкви Божии сгорели, а книги, образа и колокола выношены» (сведения из церковной летописи, приведённые в Известиях Императорской Археологической Комиссии (вып. 55, 1914. С. 100)).

(5) РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ. Кн.299. Переписная книга посадских дворов гор. Каргополя, посада Турчасова, деревень и дворов в чёрных волостях Каргопольского и Турчасовского уездов переписи Василия Ивановича Жукова 1648 г.

(6) Постройку прежней Преображенской церкви, упомянутой в Переписной книге 1648 г., и новой, 1690 г., разделяет совсем небольшой промежуток времени – можно предположить, что речь идёт об одном и том же храме, выстроенном в конце 40-х – начале 50-х годов XVII века, а к более поздней дате относится его малое освящение (например, после ремонта, переустройства алтаря, или каких-то иных событий), которое и было зафиксировано в исторических источниках.

(7) ИИАК. Вып. 52. С.161, вып. 55. С.100. Галерею частично видно на фото Некрасова, снятом со стороны ворот погоста.

(8) Отдел письменных источников ГИМ Ф.450.Д.698.Л.79. Исторические сведения об Ольховском приходе Каргопольского уезда (Старицын А. Н. Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда).

(9) ИИАК. Вып. 52. С.160.

(10) Тормосова Н. И., С. 144.