Аверкиевская (Округа)
![]() Публикации: | |||
| |||
|
![]() Фотографии: | |||
| |||
|
Аверкиевская (Округа)
Деревня Аверкиевская (Округа) Плесецкого района стоит на левом берегу Большой Сондолы – притока Кены, в том месте, где речку пересекает дорога, связывающая Кеноречье и Кенозерье с остальным миром – часть исторического Пудожского тракта.
Относительно времени возникновения деревни есть две версии. По одной, Аверкиевскую можно отождествить с упомянутой в Сотной с каргопольских писцовых книг Никиты Григорьевича Яхонтова 1561/62 гг. деревней Чюновской Кенорецкой волости. В этом историческом документе деревни перечислены в порядке их расположения на Кене - от истока к устью, и Чюновская названа последней (после Фёдоровской (Косиной), известной также как Овчин Конец). Стоял в ней в то время один двор Ефимки Григорьева (1). По другой версии, деревня была основана между 1687 и 1694 гг. крестьянином Плёсской волости Емелкой Перепёлкиным: в Оброчной книге Каргопольского уезда 1696 г. к первой дате относится упоминание о владении им за деревнею Федоровскою, Косина тож, пустою землею за Кеною и за Сондолою речками в диком лесу версты с три, что словет Аверкиево устье Сондолы речки, вниз по Кене речке и по иным урочищам, а в записи о поступлении оброка за 1694 г. с его мельницы на Сондоле, Емелка уже числится при деревне Новой Роспаши, что словет Аверкиево (2). Вторая версия ближе к истине, так как в этой же Оброчной книге есть упоминание и о деревне Чюдиновской, которая может соответствовать той самой Чюновской (написание названия могло за столетие измениться), и стояла она не на Сондоле, а на Кене (3) и, надо полагать, впоследствии исчезла.
К началу XX в. Округа была уже весьма крупной деревней: на 1905 год в ней числилось 32 дома и 202 жителя (4). На речке Сондоле работала мельница. Не позднее 1903 г. была открыта школа грамотности (5). Жители, кроме крестьянского труда, занимались отхожими промыслами: так, в описываемое время в деревне было 16 мастеров-кирпичников, которые уходили на заработки в Петербург, Архангельскую, Виленскую и Воронежскую губернии (6).
На тот момент Аверкиевская входила в Олеховское сельское общество Карякинской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии.
Облик деревни, запечатлённый на фотографии К. Ф. Некрасова 1910-х годов, поражает, особенно в сравнении с нынешним её видом. На снимке мы видим богатые двухэтажные дома, стоящие в несколько рядов вдоль реки и по обе стороны Пудожского тракта. Многие избы украшены росписью подшивки кровли, фронтона или ставней. К нашему времени почти ничего из этого не сохранилось (7).
В начале 1930-х гг. в Округе создаётся колхоз «Пламя Севера» (позже вошёл в состав колхоза имени Сталина, а в 1965 году все кенские колхозы были объединены в совхоз Кенорецкий) (8).
Основные фамилии жителей - Пилюгины, Перепёлкины, Совины, позднее - Гуриновы.
Деревню Аверкиевскую можно по праву назвать воротами Кеноречья: это особенно заметно, если ехать по дороге через левобережье Онеги со стороны Бережной Дубровы, пересекая невидимую границу исторических волостей – Плёсской и Кенорецкой. Контраст сразу бросается в глаза: после заброшенных деревень, развалин изб, и запущенных пашенных и сенокосных угодий, заросших ольхой и кустарником, Кеноречье встречает простором чистых, кошеных полей, да и разрушенных домов здесь гораздо меньше. Конечно, было бы наивно, поддавшись обманчивому впечатлению, полагать, что всё в этом крае благополучно (ибо в действительности ситуация намного печальнее, чем кажется при поверхностном взгляде), но… всё познаётся в сравнении…
Почти на самом берегу Сондолы, у родника, стоит старинная часовня Николая Чудотворца и Св. Пророка Илии (9). Это весьма интересная постройка XVIII в., несколько искажённая позднейшими «поновлениями»; одной из её особенностей является наличие галереи с южной и западной сторон. Вероятно она поставлена на месте своей предшественницы - часовни Владимирской иконы Божией Матери, упомянутой в Переписной книге 1712 г.(10). Часовня весьма обветшала, сруб её сильно перекошен, а северная стена почти полностью сгнила. В 2009 году добровольцы движения «Общее Дело» провели противоаварийные работы на кровле, а в 2018-2019 гг. семинаристы и волонтёры Сретенского монастыря заново перекрыли её и расчистили место вокруг часовни от кустов. Архитектор Ольга Зинина при поддержке благотворительного фонда «Вереница» и мастеров плотницкой артели «Архангело» планирует полноценную реставрацию часовни. Весной 2020 г. на пожертвования неравнодушных людей приобретён отборный лес для реставрационных работ. В ноябре-декабре 2021 г. мастера разобрали часовню и перевезли её в Архангело, где в течение зимы в мастерской сделали вычинки брёвен с заменой сгнивших частей вставками из нового материала. Таким образом, сруб часовни был почти полностью восстановлен, кроме нижних венцов, для которых требуются отборные лиственничные брёвна. В дальнейших планах - завершение реставрации, перевозка и сборка на изначальном месте. Эти работы финансируются также за счёт народных пожертвований. О том, как можно помочь этому начинанию, читайте здесь: https://vk.com/public190338383.
За рекой, в чаще леса стояла ещё одна часовня, посвящённая иконе Божией Матери Всех Скорбящих Радости. История её ещё требует изучения: отсутствие упоминания об этой часовне в дореволюционных источниках и то, что она срублена из бруса, свидетельствует о том, что это – поздняя постройка. На карте она обозначена как "изба". В середине 2010-х гг. часовня сгорела (предположительно от непогашенной свечи), но уже в 2016 году на её месте построили новую, с тем же посвящением. Рядом с часовней – родниковый ключ, от дороги к ней ведёт тропа, выложенная деревянными мостками.
Илья Леонов
Примечания:
(1) Сотные на волость Каргопольского уезда 1561-1562 / публ. Ю. С. Васильева // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. С. 333. (Подробные сведения о численности населения деревни в разные годы - см. в Статистических данных).
(2) «Прибыло во 195-м (1687) году по грамоте великих государей Плеские волости у Емелки Перепелкина, что велено ему владеть за деревнею Федоровскою, Косина тож, пустою землею за Кеною и за Сондолою речками в диком лесу версты с три, что словет Аверкиево устье Сондолы речки, вниз по Кене речке и по иным урочищам оброку рубль две денги». (РГАДА. Ф.137. Оп.1. Д.11. Л.103-103об.)
«Прибыло в 202-м (1694) году у Емелки Перепелкина деревни Новой Роспаши, что словет Аверкиево, с мелницы и с толчеи на Сондоле речке оброку два алтына». (там же, Л.108 об.).
(3) «У Моисейка Иванова да у Ивашки Ханжуева на речке на Кене деревни Чюдиновской с получети выти и с сенных покосов оброку и пошлин два алтына» (там же, Л.100 об.). Эти сведения, вероятно, относятся к 156 (1648 г.), так как ближайшие записи датируются этим годом.
(4) Список населённых мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год / сост. И. И. Благовещенский. – Петрозаводск, 1907. С. 250-251. (См. также Статистические данные).
(5) Памятная Книжка Олонецкой Губернии на 1903 год. – Петрозаводск, 1903. С. 139.
(6) Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии: Иллюстрированное издание. / Под ред. В. Кузнецова. – Петрозаводск: Северная скоропечатня, Р. Г. Кац, 1905. С. 106.
(7) См. в фотогалерее. Там же, рядом со снимком Некрасова – современное фото (2016 г.) Сравнение весьма показательное.
(8) Макаров Н. А. Плесецкий район Архангельской области: Энциклопедический словарь. – Архангельск: Правда Севера, 2004. С. 148-149.
(9) О двойном посвящении часовни впервые упоминает Н. С. Шайжин в статье "Слава Святителя и Чудотворца Николая в Олонецком крае" (Олонецкие Епархиальные Ведомости, 1908, № 23). Эти же сведения цитирует Н. А. Макаров в своей монографии «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья» (2007, с. 91).
(10) Книга переписная посадских людей, мастеровых, подьячих, церковнослужителей г. Каргополя, дворцовых и монастырских крестьян, церковнослужителей и монахов дворцовых волостей (...) Каргопольского уезда (РГАДА.Ф.350.Оп.1.Д.167.Л.343об(346об)).
![]() | Статистические данные (2022-11-21) |